Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Способ учебной деятельности — это ответ на вопрос, как учиться, каким способом получать знания.
Продуктом учебной деятельности является структурированное и актуализируемое знание, лежащее в основе умения решать требующие его применения задачи в разных областях науки и практики. Продуктом также является внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах. Продукт учебной деятельности входит основной, органичной частью в индивидуальный опыт. Результатом учебной деятельности является поведениесубъекта — это либо испытываемая им потребность (интерес, включенность, позитивные эмоции) продолжать эту деятельность, либо нежелание, уклонение, избегание. Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из таких основных компонентов, как мотивация; учебные задачи в определенных ситуациях в различной форме заданий; учебные действия; контроль, переходящий в самоконтроль; оценка, переходящая в самооценку. Мотивация существенная характеристика самого субъекта этой деятельности. Она может быть внутренней или внешней по отношению к деятельности, но всегда остается внутренней характеристикой личности как субъекта этой деятельности. Учебная задача в структуре учебной деятельности Учебная деятельность начинается с постановки учебной задачи. Учебная задача предлагается обучающемуся как определенное учебное задание (формулировка которого чрезвычайно существенна для его решения и результата) в определенной учебной ситуации, совокупностью которых представлен сам учебный процесс в целом. В формулировке задачи указывается, что необходимо сделать ученикам: научиться чему – то (применят правило, решать задачи и т.д.), усвоить какие – то закономерности, разобраться в каких –то правилах, сформулировать определенный навык или умение. Отметим, что учебная задача — это основная единица учебной деятельности. Основное отличие учебной задачи от всяких других задач, согласно Д.Б. Эльконину, заключается в том, что ее цель и результат состоят в изменении самого субъекта, а не предметов, с которыми действует субъект. Практически вся учебная деятельность должна быть представлена как система учебных задач (Д. Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Г.А. Балл). Они даются в определенных учебных ситуациях и предполагают определенные учебные действия — предметные, контрольные и вспомогательные (технические), такие как схематизация, подчеркивание, выписывание и т.д. При этом, по словам А.К. Марковой, усвоение учебной задачи отрабатывается как понимание конечной цели и назначения данного учебного задания. Любая учебная задача имеет операциональный состав: — предметная область — класс фиксированных обозначенных объектов, о которых идет речь; — отношения, которые связывают эти объекты; — требование задачи — указание цели решения задачи, т.е. того, что необходимо установить в ходе решения; — оператор задачи (способ решения) — совокупность тех действий (операций), которые надо произвести над условием задачи, чтобы выполнить ее решения. Способом решения задачиназывается "всякая процедура, которая при ее осуществлении решателем может обеспечить решение данной задачи" - Г.А. Балл]. Решение задачи различными способами предоставляет большие возможности для совершенствования учебной деятельности и развития самого субъекта. При решении задачи одним способом цель учащегося — найти правильный ответ; решая задачу несколькими способами, он стоит перед выбором наиболее краткого, экономичного решения, что требует актуализации многих теоретических знаний, известных способов, приемов и создания новых для данной ситуации. В понятие способа решения задачи Г.А. Балл включает сам процесс решения, отмечая, что при его описании учитываются не только операции решателя сами по себе, но также временные и энергетические затраты на их осуществление.
Средства для решения задач В учебной задаче могут быть использованы все средства (средства решения могут быть материальными (инструменты, машины), материализованными (тексты, схемы, формулы) и идеальными (знания, которые привлекаются решателем)), но ведущими являются идеальные, вербальные по форме средства. Выделяет существенные особенности учебной задачи с позиции управления учебной деятельностью (Е.И. Машбиц). Первая ее особенность направленность на субъекта, так как ее решение предполагает изменения не в самой "задачной структуре", а в субъекте, ее решающем. Изменения в задаче важны не caми по себе, а как средства изменения субъекта. Иначе говоря, учебная задача является средством достижения учебных целей. Вторая особенность учебной задачи состоит в том, что она является неоднозначной или неопределенной. Обучающиеся могут вкладывать в задачу несколько иной смысл, чем обучающий - "доопределение задачи" - Машбиц. Это происходит в силу разных причин: из-за неумения разобраться в требовании задачи, смешения различных отношений. Нередко это зависит от мотивации субъекта. Третья особенность учебной задачи состоит в том, что для достижения какой-либо цели требуется решение не одной, а нескольких задач, а решение одной задачи может вносить вклад в достижение различных целей учения. Психологические требования к учебным задачам 1. "Конструироваться должна не одна отдельная задача, а набор задач". В зависимости от положения в системе одна и та же задача может оказаться и полезной, и бесполезной. 2. "При конструировании системы, задач надо стремиться, чтобы она обеспечивала достижение не только ближайших учебных целей, но и отдаленных". При проектировании учебных задач обучающийся должен четко представлять иерархию всех учебных целей, как ближайших, так и отдаленных. 3. "Учебные задачи должны, обеспечить усвоение системы средств, необходимой и достаточной для успешного осуществления учебной деятельности". 4. "Учебная задача должна конструироваться так, чтобы соответствующие средства деятельности, усвоение которых предусматривается в процессе решения задач, выступали как прямой продукт обучения". Такими средствами являются рефлексия, контроль, ориентировка в задаче. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 450. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |