Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема: Составление описательного рассказа с использованием схемы




Цели: учить детей составлять описательные рассказы о животных, используя при этом план-схему, продолжать учить связности, развернутости, непрерывности высказывания, закрепить навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи.

Ход занятия:

Организационный момент. Логопед предлагает сесть на свое место тому из детей, кто назовет дикое животное, обитающее в лесах нашей страны.

1.Логопед рассказывает детям историю о том, что недавно, гуляя в лесу, она встретилась с двумя инопланетянами (показывает картинку с их изображением). Из беседы с этими существами стало ясно, что они считают всех зверей на Земле очень похожими. Логопед предлагает детям доказать гостям с другой планеты, что все звери разные, а для этого сравнить некоторых из них. Рассказы детей о зверях логопед обещает записать на магнитофонную пленку и в следующее посещение инопланетянами Земли передать им.

Перед детьми ставится магнитофон с микрофоном, а на доску — схема составления рассказов. Уточняются пункты плана рассказывания (по схеме).

Каждому ребенку предлагается выбрать картинку с изображением того животного, о котором хотелось бы рассказать.

Дети, взяв картинки, садятся на свои места и готовят рассказ о «своем» животном. Им разрешается задавать логопеду любые вопросы, чтобы рассказ оказался более полным, интересным и точным.

2. Первая пара детей (желательно, из сильной подгруппы) выходит со своими картинками и ставит их на доску. Логопед напоминает, что, так как мы записываем на магнитофон свои рассказы, желательно, чтобы они были четкими, выразительными, без ошибок и остановок.

Сначала один ребенок рассказывает по плану о своем животном, затем второй.

Убедившись в готовности детей, логопед включает магнитофон (подобный прием мобилизует рассказывающих, усиливая мотивацию их речи и самоконтроль за ней). 2—3 пары детей рассказывают по очереди.

3. Динамическая пауза. Игра с мячом.

Задание: поймавший мяч должен подобрать 3 наиболее точных определения к тому животному, которое назовет логопед. Пример: медведь — сильный, большой, мохнатый; волк хищный, голодный, злой и т. п. Поощряется употребление сложных прилагательных, отработанных на занятиях с воспитателем: куцехвостый, остромордая, длиннохвостая, острозубый, тонконогий и пр.

4. Логопед вызывает двоих детей из слабой подгруппы и, зная их сложности в связном рассказывании, предлагает по очереди рассказывать не весь рассказ, а отдельные кусочки в соответствии с каждым пунктом схемы.

5. Дети с наиболее сформированной связной речью составляют сравнительные рассказы по паре картинок, выбранных самостоятельно. Каждый рассказ кратко анализируется логопедом.

6. Итог занятия, оценка деятельности детей.

Вопросы и задания:

1. Расскажите о соответствии содержания фронтальных логопедических занятий теме и целям.

2.   Перечислите этапы фронтального логопедического занятия.

3. Приведите примеры разных видов наглядности, игр и дидактического материала на логопедических занятиях.

4. Расскажите об использовании игровых ситуаций на фронтальном логопедическом занятии.

5. Назовите приемы активизации познавательной деятельности детей на логопедических занятиях.

6. Расскажите о методах и приёмах обучения детей на логопедических занятиях.

7. Какие специальные методы и приемы использовались на занятии для коррекции недостатков речевого развития детей?

8. Приведите примеры игр и упражнений, которые использовались на фронтальных логопедических занятиях для коррекции недостатков развития мышления детей.

 

Схема анализа фронтального логопедического занятия в группе для детей с нарушениями речи

1. Тема занятия, его место в системе занятий по данной теме.

2. Цель занятия, логопедические и коррекционно-педагогические задачи.

3. Соответствие содержания занятия требованиям к периоду обучения, возрасту детей, уровню общего, речевого, языкового развития.

4. Структура занятия. Последовательность и взаимосвязь отдельных этапов. Вариативность методических приемов, доступность. Форма общения с детьми. Направленность каждого раздела на развитие и коррекцию речевой деятельности и других психических функций детей.

5. Использование индивидуального подхода к детям.

6. Полнота раскрытия темы, степень достижения цели, понимание материала детьми, качество занятий, умений, навыков, полученных детьми на занятиях.

7. Наглядно-дидактическое оформление занятия: оборудование занятия, его соответствие содержанию занятий, выбранным методам и приемам; виды наглядности, игр, дидактического материала, технической оснащенности.

8. Деятельность детей на занятии, смена видов деятельности, активность детей, степень речевой активности, познавательный интерес.

9. Оформление материала и проведение занятия в едином сюжете. Использование на занятии различных игровых ситуаций.

10. Методы и приемы обучения, их разнообразие, взаимосвязь, обоснованность, приемы привлечения внимания, обеспечение эмоциональности и интереса, приемы активизации познавательной деятельности, опора на разнообразные формы активности (слуховую, зрительную, двигательно-опорную), методика использования оборудования; сочетание индивидуальной и фронтальной работы; воспитательные моменты; применение специальных методических приемов; контроль за речью детей; выявление и исправление допущенных ошибок; адекватность требований речевым возможностям и личностным особенностям детей; доступность и четкость формулировок вопросов (наводящие и подсказывающие вопросы) и т.д.

11. Речь логопеда: правильность, доступность, логичность, образность, эмоциональность, краткость, интонационная выразительность, дикция, сила голоса, темп, ритм. Манера поведения логопеда: владение собой, детским коллективом, отношение к детям и т.д.

12. Характеристика логопеда. Контакт с детьми, умение организовать занятия, повышать активность, интерес, внимание детей; умение находить правильный подход в решении нестандартных ситуаций на занятии, педагогический такт, владение современными коррекционными технологиями. Результаты занятия. Выполнение плана, достижение цели, эффективность использования приемов; взаимосвязь занятия с предшествующими и последующими. Анализ причин отступлений от намеченного хода занятия.

13. Заключение о коррекционной результативности занятия.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 219.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...