Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Организация коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях
Основной формой обучения в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей данной категории являются логопедические занятия, на которых осуществляется развитие языковой системы. Основными задачами коррекционно-развивающего обучения данного речевого уровня детей является работа по развитию: 1) понимания речи и лексико-грамматических средств языка; 2) произносительной стороны речи; 3) самостоятельной развернутой фразовой речи; 4) подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения. Предусматриваются следующие виды занятий по формированию: • связной речи; • словарного запаса, • грамматического строя; • произношения; • обучению грамоте Количество занятий, реализующих коррекционно-развивающие задачи, меняется в зависимости от года и периода обучения. Принципы коррекционной системы обучения и воспитания детей с ОНР: - ранняя диагностика речевых нарушений. Этот процесс является комплексным и осуществляться с участием специалистов различного профиля: педагогов, логопедов, психологов, психоневрологов, психиатров невропатологов, отоларингологов, сурдологов; - раннее воздействие на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений; - развития речи и опоры на онтогенез (учет закономерностей развития детской речи в норме). При этом предполагается анализ объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребенка, выявление ведущего речевого дефекта и обусловленных им недостатков психического развития; - взаимосвязного формирования фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка (единство названных направлений и их взаимоподготовка). Коррекция нарушений произношения звуков и слоговой структуры слов позволяет добиваться нужной четкости и внятности речи. В то же время развитие фонематического восприятия подготавливает основу для формирования грамматической и морфологической системы словообразования и словоизменения; - дифференцированного подхода в логопедической работе к детям с ОНР, имеющим различную структуру речевого дефекта; - связи речи с другими сторонами психического развития, которые раскрывают зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психологических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления). Выявление этих связей лежит в основе воздействия на те психологические особенности детей с ОНР, которые прямо или косвенно препятствуют эффективной коррекции их речевой деятельности. Направления коррекционной работы. 1.Совершенствование движений и сенсомоторного развития: - развитие артикуляционной моторики; - развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук: - развитие конструктивного праксиса; - развитие навыков каллиграфии; - развитие общей моторики. 2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: - развитие зрительного восприятия и узнавания; - развитие зрительной памяти и внимания; - развитие слухового внимания и памяти; - формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина, количество); - развитие пространственных представлений и ориентации; - развитие представлений о времени; - развитие элементарных математических представлений. 3. Развитие различных видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического( или абстрактного). 4. Развитие основных мыслительных операций : анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации, классификации , а также : - формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму; - формирование умения планировать свою деятельность; - развитие комбинаторных способностей. 5. Развитие речи: - развитие понимания речи; - формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, речевого дыхания, фонематического слуха и восприятия, слоговой структуры, темпо-ритмической организации, внятности и выразительности); -расширение представлений об окружающем и формирование активного словаря; -практическое усвоение грамматических средств языка; -развитие навыков связной речи; -овладение элементами грамоты. 6. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы. Система коррекционной работы состоит: - комплексное обследование; - планирование фронтальной и индивидуальной коррекционной работы (по результатам обследования); - индивидуальная коррекционно-реабилитационная работа в условиях интегрированного обучения и воспитания; - анализ и уточнение индивидуальной программы с обоснованием рекомендаций для дальнейшего воспитания и обучения детей.
Вопросы и задания Вопросы для обсуждения: 1. Что является основной формой обучения в дошкольных образовательных учреждениях? 2. Назовите виды занятий, проводимых в дошкольных образовательных учреждениях с детьми с общим недоразвитием речи. 3. Охарактеризуйте направления коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи.
Научно-исследовательские задания: 1. Составить комплекс упражнений по развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики. 2. Подобрать дидактические игры на развитие зрительного восприятия и узнавания, пространственных представлений и ориентации. 3. Разработать индивидуальное занятие по формирование правильного произношения детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Литература: 1. От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (ФГОС)./Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М., Мозаика-Синтез, 2015. 2. Специальная педагогика. /Под ред. Н.М. Назаровой. – М., Академия, 2007.
Практическое приложение к разделу 2. «Организация коррекционной работы в дошкольной организации» Конспекты занятий |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 198. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |