Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Организация коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях




       Основной формой обучения в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей данной категории являются логопедические занятия, на которых осуществляется развитие языковой системы.

   Основными задачами коррекционно-развивающего обучения данного речевого уровня детей является работа по развитию:

1) понимания речи и лексико-грамматических средств языка;

 2) произносительной стороны речи;

3) самостоятельной развернутой фразовой речи;

 4) подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.

Предусматриваются следующие виды занятий по формированию:

• связной речи;

• словарного запаса,

• грамматического строя;

• произношения;

• обучению грамоте

    Количество занятий, реализующих коррекционно-развивающие задачи, меняется в зависимости от года и периода обучения.

    Принципы коррекционной системы обучения и воспитания детей с ОНР:

- ранняя диагностика речевых нарушений. Этот процесс является комплексным и осуществляться с участием специалистов различного профиля: педагогов, логопедов, психологов, психоневрологов, психиатров невропатологов, отоларингологов, сурдологов;

- раннее воздействие на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений;

- развития речи и опоры на онтогенез (учет закономерностей развития детской речи в норме). При этом предполагается анализ объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребенка, выявление ведущего речевого дефекта и обусловленных им недостатков психического развития;

- взаимосвязного формирования фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка (единство названных направлений и их взаимоподготовка). Коррекция нарушений произношения звуков и слоговой структуры слов позволяет добиваться нужной четкости и внятности речи. В то же время развитие фонематического восприятия подготавливает основу для формирования грамматической и морфологической системы словообразования и словоизменения;

- дифференцированного подхода в логопедической работе к детям с ОНР, имеющим различную структуру речевого дефекта;

- связи речи с другими сторонами психического развития, которые раскрывают зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психологических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления). Выявление этих связей лежит в основе воздействия на те психологические особенности детей с ОНР, которые прямо или косвенно препятствуют эффективной коррекции их речевой деятельности.

    Направления коррекционной работы.

1.Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

 - развитие артикуляционной моторики;

 - развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук:

 - развитие конструктивного праксиса;

 - развитие навыков каллиграфии;

 - развитие общей моторики.

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

 - развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие зрительной памяти и внимания;

-  развитие слухового внимания и памяти;

- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина, количество);

- развитие пространственных представлений и ориентации;

 - развитие представлений о времени;

 - развитие элементарных математических представлений.

3. Развитие различных видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического( или абстрактного).

4. Развитие основных мыслительных операций : анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации, классификации , а также :

- формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;

 - формирование умения планировать свою деятельность;

- развитие комбинаторных способностей.

5. Развитие речи:

- развитие понимания речи;

- формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных

навыков, речевого дыхания, фонематического слуха и восприятия, слоговой

структуры, темпо-ритмической организации, внятности и выразительности);

-расширение представлений об окружающем и формирование активного

словаря;

-практическое усвоение грамматических средств языка;

-развитие навыков связной речи;

-овладение элементами грамоты.

6. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.

Система коррекционной работы состоит:

- комплексное обследование;

- планирование фронтальной и индивидуальной коррекционной работы (по результатам обследования);

- индивидуальная коррекционно-реабилитационная работа в условиях интегрированного обучения и воспитания;

- анализ и уточнение индивидуальной программы с обоснованием рекомендаций для дальнейшего воспитания и обучения детей.

 

Вопросы и задания

Вопросы для обсуждения:

1. Что является основной формой обучения  в  дошкольных образовательных учреждениях?

2. Назовите виды занятий, проводимых в  дошкольных образовательных учреждениях с детьми с общим недоразвитием речи.

3. Охарактеризуйте  направления коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи.

 

Научно-исследовательские задания:

1. Составить комплекс упражнений по развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики.

2. Подобрать дидактические игры на развитие зрительного восприятия и узнавания, пространственных представлений и ориентации.

3. Разработать индивидуальное занятие по формирование правильного произношения детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

 

Литература:

1. От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (ФГОС)./Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М., Мозаика-Синтез, 2015.

2. Специальная педагогика. /Под ред. Н.М. Назаровой. – М., Академия, 2007.


 


Практическое приложение к разделу 2.

 «Организация коррекционной работы в дошкольной организации»

Конспекты занятий










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 198.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...