Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Содержание коррекционной работы в ФГОС НОО ОВЗ




    Федеральный государственный стандарт начального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ)  предлагает четыре варианта образовательных программ, в которых изложены требования к содержанию образования, условиям реализации образовательной Программы и результатам ее освоения с учетом степени выраженности нарушений в развитии.  

1-вариант (цензовый уровень)

    Ребенок получает цензовое образование, находясь в среде со здоровыми сверстниками и в те же сроки. При условии создания систематической психолого-педагогической поддержки.

2-вариант (цензовый уровень)

    Ребенок получает цензовое образование, сопоставимое по уровню его академического компонента с образованием здоровых сверстников, при этом находясь в среде сверстников со сходными проблемами развития и в более пролонгированные календарные сроки. Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями развития категории детей и дополнительно приспосабливаются к конкретному ребенку. Условием освоения этого варианта является организация специального обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей.

    Отличием от первого варианта является усиление полноценной жизненной компетенции ребенка.

3-вариант (нецензовый уровень)

    Не предполагает освоения цензового уровня образования: в структуре содержания его «академический» компонент редуцирован за счет расширения области развития жизненной компетенции. Ребенок находится в среде сверстников с ОВЗ. Детский коллектив и рабочее место организуются в соответствии с нуждами данной категории детей и особенностями развития конкретного ребенка.

4-й вариант (индивидуально определяемый уровень итогового результата школьного образования)

    Ребенок получает образование, уровень которого определяется, его индивидуальными возможностями. При значительном ограничении и упрощенности содержания «академического» компонента образования требуется максимальное углубление в область развития жизненной компетенции. В этом варианте обязательной и единственно возможной является индивидуальная образовательная программа. Ребенок находится в среде сверстников с различными нарушениями развития, при этом их проблемы необязательно должны быть однотипны.

    Для всех вариантов стандарта едиными являются восемь областей образования с двухкомпонентной структурой.

1. Язык и речевая практика

2. Математика и применение математических знаний

3. Естествознание – практика взаимодействия с окружающим миром

4. Знание о человеке – практика личного взаимодействия с людьми

5. Знание в области искусств – практика художественного ремесла и художественного творчества

6. Обществознание – практика жизни в социуме.  

7. Физическая культура – практика здорового образа жизни.

8. Технология – основы предметно-практической и трудовой деятельности.

    Требования к структуре программы коррекционной работы на всех уровнях общего образования (начального, основного и среднего) определены ФГОС общего образования. Условия реализации и результаты коррекционной работы задаются ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья применительно к каждой категории детей.     Согласно ФГОС начального общего образования, программа коррекционной работы должна обеспечивать:

- выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

- возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.

    В Программе коррекционной работы определяются специальные требования к ее результатам по отношению к каждой категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и для каждого уровня образования.

 

Требования к результатам начального школьного образования

В ФГОС НОО ОВЗ

    Данные требования представляются для каждой категории детей с ОВЗ и дифференцируются внутри каждой категории в соответствии с вариантами ФГОС.

ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ ФГОС

Требования к результатам обучающихся с ОВЗ группируются в соответствии с ФГОС начального общего образования (предметные, метапредметные, личностные), но обязательно дополняются группой специальных требований к развитию жизненной компетенции ребенка с ОВЗ, получающего образование в среде нормально развивающихся сверстников.

Устанавливаются следующие обязательные направления коррекционной помощи и соответствующие им специальные требования к результатам обучающихся всех категорий с ОВЗ, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

•   развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;

•   овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

•   овладение навыками коммуникации;

•   дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации;

•   осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.

 В случае нормально развивающихся детей и нормальной социальной ситуации вышеперечисленные представления, умения и навыки естественно складываются в процессе семейного воспитания. Для ребенка же с ОВЗ даже при благоприятных семейных условиях, в подавляющем большинстве случаев требуется систематическая специальная педагогическая помощь для формирования жизненной компетенции.

 Развитие представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении

 Направления коррекционной работы Требования к результатам
    Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания ребенка в школе, представлений о своих нуждах и правах в организации обучения.. Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, в физической нагрузке, в приеме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации   Умение пользоваться личными адаптивными средствами в разных ситуациях (слуховой аппарат, очки, кресло, капельница, катетер, памперсы и др.).   Понимание ребенком того, что пожаловаться и попросить о помощи при проблемах в жизнеобеспечении – это нормально, необходимо, не стыдно, не унизительно. Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений (меня мутит, терпеть нет сил, у меня болит …, извините, эту прививку мне делать нельзя, извините, сладкие фрукты мне нельзя, у меня аллергия на …   Умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей, и объяснять учителю (работнику школы) необходимость связаться с семьей для принятия решения в области жизнеобеспечения.   Умение обратиться ко взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи (можно я пересяду, мне не видно, я не разбираю этого шрифта, повернитесь пожалуйста, я не понимаю, когда не вижу Вашего лица и т.д.)

 

    Эти требования конкретизируются в первом варианте ФГОС применительно к каждой категории детей в соответствии с их особыми образовательными потребностями.

 

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

Все дети с ОВЗ к моменту поступления в школу обладают ограниченным опытом активных и разнообразных контактов с социальной средой, соответственно - могут страдать социально-бытовые навыки. Особое положение ребенка с ОВЗ в своей семье и особое отношение к нему со стороны окружающих могут приводить к «гиперопеке», что также задерживает и даже нарушает развитие его социально-бытовых навыков, формирование умения активно и самостоятельно их использовать. Это особенно характерно для детей, воспитывавшихся до школы исключительно в условиях семьи.

Направления коррекционной работы Требования к результатам
Формирование активной позиции ребенка и веры в свои силы в овладении навыками самообслуживания: дома и в школе, стремления к самостоятельности и независимости в быту и помощи другим людям в быту Прогресс в самостоятельности и независимости в быту
Освоение устройства домашней жизни, разнообразия повседневных бытовых дел (покупка продуктов, приготовление еды, покупка, стирка, глажка, чистка и ремонт одежды, поддержание чистоты в доме, создание тепла и уюта и т.д.), предназначения окружающих в быту предметов и вещей. Формирование понимания того, что в разных семьях домашняя жизнь может быть устроена по-разному Представления об устройстве домашней жизни. Умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность в каких-то областях домашней жизни.
Ориентировка в устройстве школьной жизни, участие в повседневной жизни класса, принятие на себя обязанностей наряду с другими детьми Представления об устройстве школьной жизни. Умение ориентироваться в пространстве школы и попросить о помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий. Умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность. Прогресс ребенка в этом направлении
Формирование желания участвовать в устройстве праздника, понимания значения праздника дома и в школе, стремления порадовать близких, понимание того, что праздники бывают разными. Стремление ребенка участвовать в подготовке и проведении праздника, прогресс в этом направлении  

 

    Эти требования конкретизируются в первом варианте ФГОС применительно к каждой категории детей в соответствии с их особыми образовательными потребностями.

Овладение навыками коммуникации

Направления работы Требования к результатам
Формирование знания правил коммуникации и умения использовать их в актуальных для ребенка житейских ситуациях Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную)
  Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор
  Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д., Умение получать и уточнять информацию от собеседника. Освоение культурных форм выражения своих чувств.
Расширение и обогащение опыта коммуникации ребенка в ближнем и дальнем окружении Расширение круга ситуаций, в которых ребенок может использовать коммуникацию как средство достижения цели

 

Эти требования конкретизируются в первом варианте ФГОС применительно к каждой категории детей в соответствии с их особыми образовательными потребностями.

Дифференциация и осмысление картины мира

Все дети с ОВЗ к моменту поступления в школу обладают ограниченным опытом активных и разнообразных контактов с окружающим миром. Складывающаяся у этих детей картина окружающего может быть недостаточно полной и подробной, либо слишком общей и исключительно вербальной. Представления о мире могут быть фрагментарными и стереотипными, ограниченными конкретными привычными ситуациями, что рождает искажение и однозначность в понимании происходящего. Картина мира может быть недостаточно упорядоченной во времени и пространстве, что препятствует освоению представлений о закономерном развитии событий, взаимосвязи человека с целостным и изменчивым миром.

 

Направления коррекционной работы Результат
Расширение и обогащение опыта реального взаимодействия ребенка с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, формирование адекватного представления об опасности и безопасности Адекватность бытового поведения ребенка с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды. Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации. Расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двор, дача, лес, парк, речка, городские и загородные достопримечательности и др.
Формирование целостной и подробной картины мира, упорядоченной во времени и пространстве, адекватно возрасту ребенка. Формирование умения ребенка устанавливать связь между ходом собственной жизни и природным порядком. Умение ребенка накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве. Умение устанавливать взаимосвязь порядка природного и уклада собственной жизни в семье и в школе, и вести себя в быту сообразно этому пониманию (помыть грязные сапоги, принять душ после прогулки на велосипеде в жаркий летний день, и т.д.). Умение устанавливать взаимосвязь порядка общественного и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку
Формирование целостной и подробной картины мира, упорядоченной во времени и пространстве, адекватно возрасту ребенка. Формирование умения ребенка устанавливать связь между ходом собственной жизни и природным порядком. Умение ребенка накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве. Умение устанавливать взаимосвязь порядка природного и уклада собственной жизни в семье и в школе, и вести себя в быту сообразно этому пониманию (помыть грязные сапоги, принять душ после прогулки на велосипеде в жаркий летний день, и т.д.). Умение устанавливать взаимосвязь порядка общественного и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку
Развитие способности ребенка взаимодействовать с другими людьми, осмыслять и присваивать чужой опыт и делиться своим опытом, используя вербальные и невербальные возможности (игра, чтение, рисунок как коммуникация и др. Умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком. Умение принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей. Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми

 

    Эти требования конкретизируются в первом варианте ФГОС применительно к каждой категории детей в соответствии с их особыми образовательными потребностями.

 

Дифференциация и осмысление адекватно возрасту своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей

Все дети с ОВЗ к моменту поступления в школу обладают ограниченным опытом активных и разнообразных контактов с социальной средой. Картина социального мира может быть недостаточно полной и примитивной, либо слишком общей и исключительно вербальной. Представления о социуме могут быть ограничены конкретными привычными ситуациями, что рождает упрощение и однозначность в понимании происходящего. Социальный мир ребенка может быть недостаточно дифференцированным и организованным, что препятствует освоению представлений о возможных социальных ролях самого ребенка.

Направления коррекционной работы Требования к результатам обучения
Формирование знания о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса, со взрослыми разного возраста и детьми (старшими, младшими, сверстниками), со знакомыми и не знакомыми людьми. Знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса: с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; с незнакомыми людьми в транспорте, в парикмахерской, в театре, в кино, в магазине, в очереди и т.д.
Освоение необходимых ребенку социальных ритуалов Умение адекватно использовать принятые в окружении ребенка социальные ритуалы. Умение корректно выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение.
Освоение возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения. Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт.   Умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи.   Умение применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта.  
Расширение и обогащение опыта социального взаимодействия ребенка в ближнем и дальнем окружении   Расширение круга освоенных социальных контактов

        

    Эти требования конкретизируются в первом варианте ФГОС применительно к каждой категории детей в соответствии с их особыми образовательными потребностями.

 Задача формирования жизненной компетенции и основные направления коррекционной работы актуальны для всех вариантов ФГОС, при этом ее значение возрастает от первого варианта к четвертому. Второй и третий вариант ФГОС отличаются от первого тем, что указанные направления коррекционной работы в сфере жизненной компетенции занимают место в содержании различных учебных программ всех видов специальных (коррекционных) школ, и это является традицией отечественной коррекционной педагогики и системы специального образования. Четвертый вариант ФГОС отличается от всех других тем, что формирование жизненной компетенции составляет основное содержание специального образования и, соответственно - разрабатываемой для каждого ребенка индивидуальной программы. Таким образом, применительно ко всем вариантам ФГОС устанавливаются единые направления коррекционной работы в сфере формирования жизненной компетенции ребенка с ОВЗ и базовые требования к результатам обучения, которые конкретизируются применительно к каждой категории детей и к каждому варианту ФГОС.

ВАРИАНТ ФГОС

    Требования к результатам начального школьного образования группируются в этих вариантах ФГОС в соответствии с установленными областями образования и сквозными содержательными линиями обучения, раскрывающими как «академический» компонент образования, так и жизненной компетенции.

ВАРИАНТ ФГОС

    Требования к результатам начального школьного образования группируются в соответствии с установленными областями образования и сквозными содержательными линиями обучения, раскрывающими «академический» компонент образования и жизненной компетенции. Третий вариант ФГОС предусматривает нецензовый уровень образования, и преобладание компонента жизненной компетенции над академической.

ВАРИАНТ ФГОС (индивидуальный уровень)

Требования к результатам группируются в соответствии с основными направлениями формирования жизненной компетенции:

•   развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;

•   овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

•   овладение навыками коммуникации и социального взаимодействия;

•   дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации;

•   осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.

Эти требования конкретизируются в 4 варианте ФГОС применительно к каждой категории детей в соответствии с их особыми образовательными потребностями и применительно к конкретному ребенку с учетом ограничений его здоровья.

Вопросы и задания

Вопросы для обсуждения:

1. Что является основной формой обучения  в  дошкольных образовательных учреждениях?

2. Назовите виды занятий, проводимых в  дошкольных образовательных учреждениях с детьми с общим недоразвитием речи.

3. Охарактеризуйте направления коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи.

 

Научно-исследовательские задания:

1. Составить комплекс упражнений по развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики.

2. Подобрать дидактические игры на развитие зрительного восприятия и узнавания, пространственных представлений и ориентации.

3. Разработать индивидуальное занятие по формирование правильного произношения детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

 

Литература:

1. Специальная педагогика. /Под ред. Н.М. Назаровой. – М., Академия, 2007.

2. минобрнауки.рф/документы/626 – ФГОЗ НОО ОВЗ

 


4.3. Практическое приложение к разделу 3.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 196.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...