Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Содержание коррекционной работы в ФГОС НОО ОВЗ
Федеральный государственный стандарт начального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ) предлагает четыре варианта образовательных программ, в которых изложены требования к содержанию образования, условиям реализации образовательной Программы и результатам ее освоения с учетом степени выраженности нарушений в развитии. 1-вариант (цензовый уровень) Ребенок получает цензовое образование, находясь в среде со здоровыми сверстниками и в те же сроки. При условии создания систематической психолого-педагогической поддержки. 2-вариант (цензовый уровень) Ребенок получает цензовое образование, сопоставимое по уровню его академического компонента с образованием здоровых сверстников, при этом находясь в среде сверстников со сходными проблемами развития и в более пролонгированные календарные сроки. Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями развития категории детей и дополнительно приспосабливаются к конкретному ребенку. Условием освоения этого варианта является организация специального обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. Отличием от первого варианта является усиление полноценной жизненной компетенции ребенка. 3-вариант (нецензовый уровень) Не предполагает освоения цензового уровня образования: в структуре содержания его «академический» компонент редуцирован за счет расширения области развития жизненной компетенции. Ребенок находится в среде сверстников с ОВЗ. Детский коллектив и рабочее место организуются в соответствии с нуждами данной категории детей и особенностями развития конкретного ребенка. 4-й вариант (индивидуально определяемый уровень итогового результата школьного образования) Ребенок получает образование, уровень которого определяется, его индивидуальными возможностями. При значительном ограничении и упрощенности содержания «академического» компонента образования требуется максимальное углубление в область развития жизненной компетенции. В этом варианте обязательной и единственно возможной является индивидуальная образовательная программа. Ребенок находится в среде сверстников с различными нарушениями развития, при этом их проблемы необязательно должны быть однотипны. Для всех вариантов стандарта едиными являются восемь областей образования с двухкомпонентной структурой. 1. Язык и речевая практика 2. Математика и применение математических знаний 3. Естествознание – практика взаимодействия с окружающим миром 4. Знание о человеке – практика личного взаимодействия с людьми 5. Знание в области искусств – практика художественного ремесла и художественного творчества 6. Обществознание – практика жизни в социуме. 7. Физическая культура – практика здорового образа жизни. 8. Технология – основы предметно-практической и трудовой деятельности. Требования к структуре программы коррекционной работы на всех уровнях общего образования (начального, основного и среднего) определены ФГОС общего образования. Условия реализации и результаты коррекционной работы задаются ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья применительно к каждой категории детей. Согласно ФГОС начального общего образования, программа коррекционной работы должна обеспечивать: - выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; - осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии); - возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении. В Программе коррекционной работы определяются специальные требования к ее результатам по отношению к каждой категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и для каждого уровня образования.
Требования к результатам начального школьного образования В ФГОС НОО ОВЗ Данные требования представляются для каждой категории детей с ОВЗ и дифференцируются внутри каждой категории в соответствии с вариантами ФГОС. ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ ФГОС Требования к результатам обучающихся с ОВЗ группируются в соответствии с ФГОС начального общего образования (предметные, метапредметные, личностные), но обязательно дополняются группой специальных требований к развитию жизненной компетенции ребенка с ОВЗ, получающего образование в среде нормально развивающихся сверстников. Устанавливаются следующие обязательные направления коррекционной помощи и соответствующие им специальные требования к результатам обучающихся всех категорий с ОВЗ, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: • развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения; • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; • овладение навыками коммуникации; • дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации; • осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей. В случае нормально развивающихся детей и нормальной социальной ситуации вышеперечисленные представления, умения и навыки естественно складываются в процессе семейного воспитания. Для ребенка же с ОВЗ даже при благоприятных семейных условиях, в подавляющем большинстве случаев требуется систематическая специальная педагогическая помощь для формирования жизненной компетенции. Развитие представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении
Эти требования конкретизируются в первом варианте ФГОС применительно к каждой категории детей в соответствии с их особыми образовательными потребностями.
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни Все дети с ОВЗ к моменту поступления в школу обладают ограниченным опытом активных и разнообразных контактов с социальной средой, соответственно - могут страдать социально-бытовые навыки. Особое положение ребенка с ОВЗ в своей семье и особое отношение к нему со стороны окружающих могут приводить к «гиперопеке», что также задерживает и даже нарушает развитие его социально-бытовых навыков, формирование умения активно и самостоятельно их использовать. Это особенно характерно для детей, воспитывавшихся до школы исключительно в условиях семьи.
Эти требования конкретизируются в первом варианте ФГОС применительно к каждой категории детей в соответствии с их особыми образовательными потребностями. Овладение навыками коммуникации
Эти требования конкретизируются в первом варианте ФГОС применительно к каждой категории детей в соответствии с их особыми образовательными потребностями. Дифференциация и осмысление картины мира Все дети с ОВЗ к моменту поступления в школу обладают ограниченным опытом активных и разнообразных контактов с окружающим миром. Складывающаяся у этих детей картина окружающего может быть недостаточно полной и подробной, либо слишком общей и исключительно вербальной. Представления о мире могут быть фрагментарными и стереотипными, ограниченными конкретными привычными ситуациями, что рождает искажение и однозначность в понимании происходящего. Картина мира может быть недостаточно упорядоченной во времени и пространстве, что препятствует освоению представлений о закономерном развитии событий, взаимосвязи человека с целостным и изменчивым миром.
Эти требования конкретизируются в первом варианте ФГОС применительно к каждой категории детей в соответствии с их особыми образовательными потребностями.
Дифференциация и осмысление адекватно возрасту своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей Все дети с ОВЗ к моменту поступления в школу обладают ограниченным опытом активных и разнообразных контактов с социальной средой. Картина социального мира может быть недостаточно полной и примитивной, либо слишком общей и исключительно вербальной. Представления о социуме могут быть ограничены конкретными привычными ситуациями, что рождает упрощение и однозначность в понимании происходящего. Социальный мир ребенка может быть недостаточно дифференцированным и организованным, что препятствует освоению представлений о возможных социальных ролях самого ребенка.
Эти требования конкретизируются в первом варианте ФГОС применительно к каждой категории детей в соответствии с их особыми образовательными потребностями. Задача формирования жизненной компетенции и основные направления коррекционной работы актуальны для всех вариантов ФГОС, при этом ее значение возрастает от первого варианта к четвертому. Второй и третий вариант ФГОС отличаются от первого тем, что указанные направления коррекционной работы в сфере жизненной компетенции занимают место в содержании различных учебных программ всех видов специальных (коррекционных) школ, и это является традицией отечественной коррекционной педагогики и системы специального образования. Четвертый вариант ФГОС отличается от всех других тем, что формирование жизненной компетенции составляет основное содержание специального образования и, соответственно - разрабатываемой для каждого ребенка индивидуальной программы. Таким образом, применительно ко всем вариантам ФГОС устанавливаются единые направления коррекционной работы в сфере формирования жизненной компетенции ребенка с ОВЗ и базовые требования к результатам обучения, которые конкретизируются применительно к каждой категории детей и к каждому варианту ФГОС. ВАРИАНТ ФГОС Требования к результатам начального школьного образования группируются в этих вариантах ФГОС в соответствии с установленными областями образования и сквозными содержательными линиями обучения, раскрывающими как «академический» компонент образования, так и жизненной компетенции. ВАРИАНТ ФГОС Требования к результатам начального школьного образования группируются в соответствии с установленными областями образования и сквозными содержательными линиями обучения, раскрывающими «академический» компонент образования и жизненной компетенции. Третий вариант ФГОС предусматривает нецензовый уровень образования, и преобладание компонента жизненной компетенции над академической. ВАРИАНТ ФГОС (индивидуальный уровень) Требования к результатам группируются в соответствии с основными направлениями формирования жизненной компетенции: • развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения; • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; • овладение навыками коммуникации и социального взаимодействия; • дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации; • осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей. Эти требования конкретизируются в 4 варианте ФГОС применительно к каждой категории детей в соответствии с их особыми образовательными потребностями и применительно к конкретному ребенку с учетом ограничений его здоровья. Вопросы и задания Вопросы для обсуждения: 1. Что является основной формой обучения в дошкольных образовательных учреждениях? 2. Назовите виды занятий, проводимых в дошкольных образовательных учреждениях с детьми с общим недоразвитием речи. 3. Охарактеризуйте направления коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи.
Научно-исследовательские задания: 1. Составить комплекс упражнений по развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики. 2. Подобрать дидактические игры на развитие зрительного восприятия и узнавания, пространственных представлений и ориентации. 3. Разработать индивидуальное занятие по формирование правильного произношения детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Литература: 1. Специальная педагогика. /Под ред. Н.М. Назаровой. – М., Академия, 2007. 2. минобрнауки.рф/документы/626 – ФГОЗ НОО ОВЗ
4.3. Практическое приложение к разделу 3. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 196. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |