Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Конспекты занятий по развитию связной речи
Тема: Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин Цели: учить детей пересказывать сказку (адаптированный вариант), используя в качестве наглядной опоры серию сюжетных картин; продолжать учить связности, непрерывности, логичности высказывания. Ход занятия: Организационный момент. Логопед предлагает сесть на места тем детям, которые вспомнят любую сказку и очень коротко объяснят всем, о чем в ней говорится. Примерный ответ: Сказка «Колобок» о том, как Лиса перехитрила Колобка. 1. Логопед выставляет на доску серию из трех сюжетных картин к сказке «Лиса и Журавль» и уточняет с детьми значение понятий окрошка, званый (обед), стряпать, потчевать, кум, кума, врозь и др. Затем читает текст: Подружилась Лиса с Журавлем и пригласила его к себе в гости: Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу! Идет Журавль на званый обед. А Лиса наварила каши и размазала ее по тарелке. «Кушай, голубчик мой! Я сама стряпала». Журавль стук, стук носом по тарелке — ничего в клюв не попадает. А Лиса лижет себе кашу да лижет. Так все сама и съела. Извини, — говорит, — больше потчевать тебя нечем! Спасибо, Лисонька, приходи теперь ты ко мне в гости, — отвечает Журавль. На другой день приходит Лиса к Журавлю. А Журавль наготовил окрошки и налил ее в высокий кувшин. Лиса-то вертится возле кувшина, и лизнет его, и понюхает, а все ничего не достанет. Не лезет голова в кувшин. А Журавль стоит на своих длинных лапах и длинным клювом окрошку таскает. Поел и говорит: Извини, кумушка, больше потчевать тебя нечем! С тех пор дружба у Лисы и Журавля врозь. 2. После эмоциональной паузы логопед обращает внимание детей на картинки и задает вопросы к сказке, на которые просит отвечать полным предложением: Для чего Лиса пригласила Журавля? — Она действительно хотела его угостить? — Для чего Журавль пригласил Лису? — Можно сказать, что они были друзьями? — Когда говорят знакомому «голубчик, дорогой, куманек»? — Почему Журавль не мог есть кашу? — Почему Лиса не могла есть окрошку? И т. п. К одному фрагменту рассказа логопед задает разные вопросы, опрашивая после каждого из них нового ребенка: Как Журавль ел окрошку? — Какая часть тела помогла ему? — В какое горлышко Журавль просунул клюв? — Как помогли Журавлю длинные ноги? И пр. Затем логопед просит детей давать разные ответы на один и тот же вопрос: Почему закончилась дружба Лисы и Журавля? Каждый ответ анализируется и, в случае необходимости, корректируется. 3. Динамическая пауза. Игра с мячом. Логопед просит детей продолжить начатую фразу и обязательно добавить в нее определения; затем бросает мяч, говоря: Лиса подружилась... (с высоким, гордым Журавлем); Лиса наварила...; Журавль пригласил...; Журавль наготовил...; Лиса размазала...; Журавль налил...; Журавль стоял...; Лиса махнула... и пр. 4. После детального разбора смысла сказки и ее содержания логопед повторно читает текст с установкой на пересказ, адресуя детей к изображениям на картинках. В зависимости от времени, оставшегося до конца занятия, опрашивается 4—5 детей. Каждому рассказу дается короткая установочная оценка. Поощряются сохранение выражений из текста сказки, а также плавность, непрерывность, смысловая точность пересказа. Логопед обращает внимание на автоматизацию поставленных им звуков в самостоятельной развернутой речи детей. 5. Итог занятия, оценка деятельности детей. Тема: Составление рассказа (с элементами творчества) по серии сюжетных картин Цели: продолжать учить детей логичности, связности, последовательности высказывания, развивать творческие способности дошкольников, побуждая их придумывать различные варианты событий, не изображенные на картинках. Ход занятия: Организационный момент. Логопед просит детей по-разному объяснить, что такое ледоход. Дети, изложившие суть понятия и правильно построившие предложения, садятся на свои места. 1. На доску выставляется известная логопедам серия картин, на которой запечатлена история о собаке, попавшей на льдину во время ледохода. Дается время для рассматривания картинок. Затем логопед просит детей ответить полным предложением на каждый из вопросов: Когда произошла эта история? — Где это случилось? — Где стояла деревня? — Что весной случилось на реке? — Кто оказался на льдине? — Чем ребята зацепили льдину? (Объясняется слово «багор».) — Что делала собака на берегу? На последний вопрос логопед предлагает детям ответить по-разному, например: Собака радостно лаяла (высоко прыгала, пыталась лизнуть детей в лицо и пр.). 2. Логопед предлагает детям поиграть в фантазеров и объявляет конкурс на самую интересную историю о том, как собака попала на льдину. При затруднениях сам предлагает несколько вариантов (собака погналась за кошкой и прыгнула на льдину; собака перебегала речку по льду, в это время льдина треснула и поплыла и пр.). Лучшая история выбирается коллективно. Ребенку, победившему в конкурсе, аплодируют все дети. 3. Логопед предлагает своим воспитанникам стать артистами и изобразить, как, какими словами, каким тоном ребята просили багор у дедушки Егора. Взрослый на несколько минут превращается в дедушку, а дети — в спасателей несчастной собаки. 4. Динамическая пауза. Все дети, стоя около своих стульчиков, изображают, как деревенские ребята бегут к реке, как машут собаке руками, как подтягивают багром льдину к берегу, как наклоняются и гладят собаку, как прыгают от радости, что спасли любимое животное. 5. Логопед просит детей приготовиться к составлению рассказа, исполнять который надо выразительно, громко, четко, без остановок. Он также напоминает, что следует внимательно слушать своих товарищей и постараться в свою историю внести, что-то новое. 5—6 детей составляют рассказы, каждому из которых дается краткая установочная оценка. 6. Итог занятия, оценка деятельности детей. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 208. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |