Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

РЕКОМЕНДАЦИИ К ОФОРМЛЕНИЮ СТЕНДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ




Развитие слухового восприятия у детей

1. Краткая вступительная часть. О значении развития слухового восприятия у детей с общим недоразвитием речи.

2. Играйте с ребенком!

Игры: «Где звенит будильник?». Любимый мишутка или зайка «прячут» будильник под шкаф, на полку, за дверь и т.д. Ребенок должен определить источник звука, по возможности, об этом сказать пли показать.

Игровой прием: «Какие часы тикают?». Ребенок должен определить, какие часы издают звук: маленькие или большие? И т.д.

Развитие мелкой моторики

1. Короткая вступительная часть о значении развития мелкой моторики.

2. Основная часть — игры и игровые приемы.

«Обведи по контуру»: обводить трафареты, изображающие различные предметы, заштриховать, вырезать. (В дальнейшем детские работы для игр можно использовать в группе или дома.)

«Вышей»: по контуру вышивать на картоне простое предметное изображение.

«Накорми Цыпа и Цып-цыпа»: Цып любит пшено, а Цып-цып — рис (рис и пшено смешивают в одну небольшую кучку). Ребенок в процессе игры" разбирает крупу на 2 кучки и кладет соответствующую крупу перед «цыплятами» (игрушками).

Развитие внимания и памяти

1. Небольшая вступительная часть о нарушении памяти у детей.

2. Игры, способствующие развитию внимания, памяти.

Игра «Телевизор»: рамка с изображением экрана телевизора поочередно накладывается на предметные картинки, которые могут быть подобраны по форме, цвету или по определенной лексической теме и т.д.

Количество картинок, которые ребенок должен запомнить, а потом воспроизвести в определенной последовательности, увеличивается постепенно (2-3-4-5...). Перед проведением игры взрослые должны убедиться, что названия картинок детям данной группы знакомы, что они различают цвет, величину предметов. Предварительно следует задать вопросы: «Что это?», «Кто это?», «Какой?».

Если речь детей ограниченна, рассматривание картинок сопровождается четкой речью взрослого, после чего ребенок отбирает аналогичные картинки из ряда других и предъявляет их ведущему.

Для игры могут быть использованы изображения с простым сюжетом. Так, составив короткие (из двух-трех слов) предложения по картинкам, ребенок запоминает, а потом воспроизводит их еще раз.

Этот вариант эффективен на этапе работы над предложениями. Ведущий (старший) произносит перед игрой:

Передачу начинаем.

Телевизор мы включаем.

Ты внимательно смотри,

А потом нам расскажи.

(О том, что видел, ребенок рассказывает любимой кукле, мишке и т.д.)

Игра «Угадай, чего не стало».

Игра «Угадай, что прибавилось».

Игра «Кто больше увидит предметов на картинке? и т.п.

Развитие речи

Для записи домашних заданий логопед использует карточки из плотной бумаги размером примерно 10x15 см. Тексты небольших стихотворений, рассказов, упражнений, описания игровых приемов и игр подобраны с учетом уровня речевого недоразвития и соответствующей программы по коррекционно-воспитательной работе с детьми. Родителям предлагается внимательно ознакомиться с содержанием текста карточки, переписать его в тетрадь, подобрать и наклеить, а можно и нарисоватьсоответствующие картинки.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ УГОЛКЕ

Карточка № 1

1. Рассмотрите с ребенком игрушки, которые есть у вас дома. Правильно назовите каждую.

2. Назовите вместе с ребенком игрушки ласково (мишка — мишутка, кукла — куколка и т. д.).

3. Назовите ласково кукол по именам (Таня — Танечка, Света — Светочка и т. д.).

4. Рассмотрите и назовите вместе с ребенком части туловища игрушечных зверей (нос — носик, хвост - хвостик и т. д.), а также кукол (лоб — лобик, палец — пальчик и т. д.).

Наклейте в тетрадь для индивидуальных занятий картинки, на которых изображены игрушки.

Карточка № 2

1. Назови куклу ласково.

Какие у Танечки глазки, щечки, волосики, ротик, носик, лобик, бровки, реснички?

Во что одета Танечка?

Что на ножках у Танечки? (Туфельки, сапожки). Что на головке? (Шапочка, бантик).

Отвечать на ваши вопросы ребенок должен полными предложениями.

2. Наклейте картинку «Семья» и фотографии всех членов вашей семьи с бабушкой и дедушкой: «Кто ты маме? папе? брату? сестре? бабушке? дедушке? Кто тебе Ваня? Аня? Кто мальчик маме? папе? и т. д. Кто девочка маме? папе? и т. д.»

Назови ласково: брат — братик, дед — дедушка и т. д.

Дети должны усвоить слова: сын, дочь, внук, внучка, сестра, брат, семья.


Карточка № 3

1. Рассмотрите вместе с ребенком посуду на кухне.

Уточните названия предметов посуды. Спросите у ребенка, для чего нужны чашка, ковшик, сковорода, кастрюля, чайник, поварешка, терка, дуршлаг, разделочная доска, тарелка, блюдце, ложка, вилка, кружка, нож. Составьте предложение с каждым словом.

2. Рассмотрите вместе с ребенком и назовите части посуды: ручка, крышка, носик, дно, стенки.

Сходите с ребенком в магазин, где продают посуду. Рассмотрите и обсудите, какую посуду там продают.

3. Наклейте в тетрадь картинки по теме «Посуда».

Обсудите, из чего сделана посуда (железная - из железа, стеклянная — из стекла, глиняная — ..., деревянная — ..., фаянсовая — ...).

Обсудите, для чего нужна посуда (в кастрюле варят суп, на сковороде жарят рыбу, из тарелки едят и т, д.).


Карточка № 4

1. Рассмотрите вместе с ребенком и назовите виды посуды.

- Какая бывает посуда? Виды посуды. Например, для чая — чайная: чайная ложка, чайная чашка и т. д.; для кофе — кофейная; для обеда — столовая.

Назови ласково (чашка — чашечка, ложка — ложечка и т. д.).

«Один — много» (чашки — много чашек, ложка — много ложек и т. д.). Обратите внимание детей на окончания слов (одна чашка — много чашек).

Карточка № 5

1. Составьте рассказ по картинке «Все за работой».

2. Составьте предложение о каждом члене семьи (Мама варит суп в кастрюле. Папа чистит рыбу ножом.).  Объедините предложения в связный рассказ.

3. Обратите внимание ребенка на то, что слова «жарит», «варит», «чистит» должны быть включены в рассказ.

Карточка № 6

1. Наклейте или нарисуйте картинки с изображениями одежды:детская,женская,мужская,зимняя,летняя,осенняя,спортивная,рабочая,домашняя.

Вместе рассмотрите одежду ребенка. Обсудите, к какому виду она относится.

2. Подберите картинки к глаголам, которые дети постоянно путают: шьет, вяжет, штопает, вышивает.

3. Попросите ребенка составить предложения по этим картинкам. Покажите ребенку эти действия.

Карточка № 7

1. Сходите с ребенком в магазин «Одежда», расскажите ему и обсудите, какую одежду там продают.

2. Обсудите с ребенком, какие части, детали есть у рубашки, платья. Учите употреблять в речи следующие слова: рукава, манжеты, пуговицы, воротник, петли, карманы, оборки, пояс, складки.

3. Рассмотрите, из какого материала сшита одежда.

4. Учите ребенка образовывать прилагательные от существительных:

из меха — меховая;

из шерсти — шерстяная;

из шелка — шелковая;

из ситца — ситцевая;

из кожи — кожаная.

Повторите предложения, используя картинки.

5. Составьте предложения со следующими

словами: стирает, полощет, выжимает, развешивает, отжимает, гладит, убирает в шкаф, складывает, чистит щеткой, вяжет спицами, шьет иголкой, шьет на машинке, вышивает, штопает, зашивает, пришивает, подшивает.

Покажите эти действия ребенку и одновременно проговорите их с ним.

Карточка № 7

1. Наклейте картинки с изображением обуви.

2. Попросите ребенка назвать и четко проговорить слова по теме «Обувь»: сапоги, ботинки, туфли, босоножки, тапки, сандалии, валенки. Вместе рассмотрите ту обувь, которая есть у ребенка.

Обсудите с ребенком, когда и где какую обувь носят:

летом — летнюю (босоножки);

зимой — зимнюю (валенки);

осенью — осеннюю (сапоги);

дома — домашнюю (тапки);

на улице — уличную (туфли).

3. Сходите с ребенком в обувной магазин, покажите, какую обувь там продают. Как называется этот магазин? (Обувной)

«Мой, моя, мое, мои». Попросите ребенка показать свои игрушки, одежду, обувь, назвать их, добавляя слова мой, моя, мое, мои, четко выделяя окончания. Например: мой мяч, моя куртка, мои сапоги, мое пальто.

Карточка № 8

1. Наклейте картинки по теме «Овощи».

Тренируйте ребенка в умении составлять словосочетания, правильно согласовывая слова.

Учите его называть: форму; цвет; размер (большой или маленький); тактильное ощущение (твердый или мягкий); вкус (горький, сладкий, кислый); сочность; запах.

Капуста круглая и зеленая. Она большая, твердая, хрустящая, сочная, без запаха.

2. Сходите с ребенком в овощной магазин. Обсудите с ним, почему магазин называют овощным. (Там продают овощи.) Купите овощи, рассмотрите их с ребенком. Покажите, как моют, чистят, режут, трут, варят, жарят, тушат овощи. Дайте попробовать их ребенку в сыром, вареном, жареном виде. Пусть он определит их на вкус. Расскажите и покажите, какие овощи кладут в суп, борщ, щи, какие жарят, какие тушат, какие едят в сыром виде.

Объясните ребенку, что овощи растут в огороде (в земле, на земле, на кустиках.)

Какие овощи как растут? (Капуста растет на земле. Редиска растет в земле. Помидоры растут на кустиках).

Расскажите ребенку, как и где, растут овощи у вас на даче. Как ухаживают за овощами? Как убирают овощи?

Какие овощи выдергивают? Какие срезают? Какие выкапывают? Какие снимают?

Карточка № 9

1. Наклейте или нарисуйте картинки на тему «Фрукты». Запомните их названия.

Учите детей называть признаки каждого фрукта. Например: — Мой лимон желтый, овальный, кислый, твердый, душистый. — Моя вишня круглая, красная, мягкая, сладкая. — Мое яблоко...

Где растут фрукты? (Наклейте картинку «Сад».)

2. Учите с ребенком названия деревьев.

Учите детей изменять существительные по числам.

Например: груша — груши, яблоко — яблоки.

«Как называется?» Сок из яблок — яблочный, из груш — ..., из лимонов — ..., из апельсинов — ..., из винограда — ..., из слив — ..., из вишен — ..., из бананов — ...,

Варенье (повидло) из вишен — вишневое, из яблок — ..., из груш — ..., из слив — ..., из апельсинов — ...

3. Сходите в отдел соков, покажите ребенку, какие соки там продают, как они называются. Вечером дома спросите ребенка, какие соки он видел, какие любит пить. Обсудите, из каких фруктов и ягод получают эти соки.

4. Работа по картинке «В саду». Рассмотрите с ребенком картинку. Попросите ответить на вопросы:

— Что растет у дома?

— Что растет в саду?

— Кто находится у дома?

— Кто в саду?

— Кто что делает?

Попросите ребенка самого составить рассказ по картинке.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Перечислите основные задачи работы логопеда с родителями.

2. Приведите примеры консультаций и бесед для родителей.

3. Назовите игры и упражнения, которые рекомендуются родителям для домашних занятий с детьми.

4. Расскажите о приёмах индивидуальной коррекционной работы с ребенком по заданию логопеда.

5. Раскройте роль родительских собраний в коррекционной работе логопеда.

6. Какое значение имеют открытые логопедические занятия для родителей детей с нарушениями речи?


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 205.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...