Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема: Согласование числительного и существительного




 в родительном падеже

Цели: учить детей образовывать словосочетание в родительном падеже от словосочетания в именительном падеже, согласовывая при этом числительное и существительное между собой.

Ход занятия:

Организационный момент. Логопед ставит на доску картинки: 2 оленя, 5 волков, 3 вороны и 4 кабана (количество животных пересчитывается детьми и называется в именительном падеже). Задание: догадаться и правильно ответить: У кого 4 рога? 2 хвоста? 5 хвостов? 6 лап? 4 пятачка?

Дети отвечают: Пять хвостов у пяти волков; шесть лап у трех ворон (акцентируя окончания изменяемых слов) и т. п. Те, кто правильно ответил или исправил свою ошибку в согласовании, садятся на места.

1. Логопед объясняет детям, что на занятии они будут считать предметы, объекты и четко, правильно называть их.

На доску выставляется картинка с изображением фермерского хозяйства, где на скотном дворе 1 корова, 2 собаки, 3 свиньи, 4 козы, 5 кур. Логопед рассказывает о мальчике Ване, который вместе с родителями ухаживает за животными (количество животных каждого вида уточняется). Вопрос: Для кого Ваня вынес во двор сено? Для кого остатки еды? Для кого пшено? Для кого отруби? И пр.

Отвечая на вопрос, дети должны выделять окончания числительного и существительного: Ваня вынес сено для одной коровы и четырех коз и т. п. (Если отвечающий ошибается, поиск нужного варианта ответа ведется с помощью остальных детей, а затем правильное словосочетание проговаривается хором.)

2. Игра «Чудо-дерево».

Логопед показывает детям контурное изображение дерева, в котором сделаны прорези. В них вставлены картинки, на каждой из которых нарисовано по несколько одинаковых предметов одежды или обуви: 2 кофты, 3 платья, 4 сапога, 5 юбок, 2 шубы и пр.

Логопед, показывая на «Волшебное дерево», читает стихотворение:

А у наших у ворот

Чудо-дерево растет,

И на ветках зреют в срок

Много платьев и сапог,

Зреют кофты, туфли, брюки,

Подставляйте, дети, руки! Дети хором считают «плоды» и проговаривают словосочетания (числительное в именительном падеже).

Логопед предлагает детям вспомнить игру «День—ночь» и крепко закрыть глаза. Он убирает одну-две картинки. Открыв глаза, дети должны сказать: чего нет на дереве? Ответы детей: На дереве нет трех платьев, четырех сапог и т.п. (Ошибки исправляются так же, как в предыдущем упражнении.)

3. Игра «Без чего предмет?».

На доске картинки: предметы, у которых не хватает каких-либо деталей (часы без стрелок, стул без трех ножек, машина без четырех колес, елка без пяти веток с одной стороны и т. п.). Задание: догадаться и правильно назвать, без чего предмет? (Ответ: Елка без пяти веток и пр.)

4. Динамическая пауза.

Дети повторяют вслед за логопедом движения и стихи:

Слон сильнее двух коров (Руки согнуты в локтях),

Толще бегемот трех львов (Руки в стороны),

Лошадь быстрее пяти лягушат (Бег на месте),

Выше жираф четырех медвежат (Руки вверх).

Когда дети выполнили упражнение 2—3 раза, логопед спрашивает: Слон сильнее кого? Бегемот толще кого? И т.п. Дети отвечают на вопросы по тексту стихотворения или называют сами животных в количестве от двух до пяти.

5. У логопеда на столе натуральные продукты: 3 морковки, 4 картофелины, 2 яйца, 3 огурца, 1 банка майонеза. Дети называют предметы и их количество. Затем логопед просит рассказать: из чего мама делала салат?

Вызванные дети по очереди перечисляют: Мама делала салат из четырех картофелин, трех морковок и т. п.

6. Работа с индивидуальным наглядным материалом.

У детей на столах по одной картинке с изображением нескольких фруктов (от двух до пяти). Логопед объясняет, что все эти фрукты мама положила в компот, и спрашивает: из чего мама сварила компот?

Дети включают в предложения названия и количество фруктов, нарисованных на их картинках (2 яблока, 3 груши, 4 сливы, 5 вишен, 2 абрикоса, 3 апельсина), произнося утрированно окончания числительного и существительного: Мама сварила компот из четырех яблок; трех груш; пяти слив и пр.

7. Итог занятия, оценка деятельности детей.

Тема: Родственные слова

Цели: познакомить детей в доступной форме с понятием «родственные слова»; учить выбирать родственные слова из потока слов и связного текста.

Ход занятия:

Организационный момент. Логопед предлагает детям назвать предмет(какой предмет?), если он сделан из: дерева (деревянный), кожи, стекла, глины, пластмассы, чугуна, хрусталя, фарфора и пр. Дети, правильно образовавшие относительные прилагательные, садятся на свои места. Когда все дети сели, их внимание обращается на то, что пары слов похожи по звучанию (чугун чугунный и пр.).

1. Логопед рассказывает детям сказку и одновременно выставляет на доску картинки, названия предметов на которых являются родственными словами:

Давным-давно потеряли люди слово снег, забыли о нем. А слово попало в землю, и появились ростки слова: снегурочка, снежки, снежинки, снегоход, снегокат, снеговик. Посмотрели люди, послушали, а слова-то похожи как родные, как родственники. И назвали люди такие слова родственными. (Логопед еще раз произносит родственные слова, акцентируя их общую звуковую часть, после чего поясняет смысловую общность названных слов.)

2. Составление цепочки родственных слов.

Логопед ставит на доску картинку с изображением батона и произносит слово хлеб. Последующие картинки называют дети, логопед только помогает им точно подобрать нужное родственное слово, не произнося его. Слова: хлебница, хлебокомбинат, хлебопек, хлебоуборочный комбайн, хлебные крошки.

Логопед тщательно анализирует получившуюся цепочку слов, уточняя с детьми их звуковую и смысловую общность.

Чтобы закрепить понятие «родственные слова», логопед читает детям стихотворение:

Слова, как родные, похожи чуть-чуть,

И если поставить их в ряд,

Немного послушать и вдуматься в суть

Они об одном говорят.

3. Выбор родственных слов из стихотворения.

Логопед просит детей внимательно слушать и найти в тексте родственные слова:

У рыбаков небывалый улов,

Рыбу поймал и старик-рыболов.

Мы рыболовную сеть соберем,

Рыбного супа в тарелки нальем.

После того как с помощью логопеда дети отыскивают родственные слова, аналогичные картинки выставляются логопедом на доску и еще раз тщательно анализируется цепочка родственных слов.

4. Выбор родственных слов из рассказа. Выставляя на доску картинки, логопед читает детям рассказ, из которого предлагает выбрать родственные слова:

Петя и Оля пока дошкольники. Они ходят в детский сад. Но быстро пройдет лето, наступит осень, и станет Петя школьником, а Оля - школьницей. Пойдут они в новую, красивую школу. Около школы есть школьный сад. А пока называют Петю и Олю смешным словом - дошколята.

5. Динамическая пауза.

Логопед предлагает детям изобразить: заячьи прыжки, медвежью походку, львиное рычанье, кошачье умывание и пр.

Детям предлагается назвать зверей, действия которых они изображали. Логопед объясняет, что пары слов (заяц заячьи и др.) являются родственными.

6. Работа с индивидуальным наглядным материалом.

Детям раздают картинки, названия предметов на которых уточняет логопед (птичница, плавательный бассейн, почтальон, почтовый ящик, пароход, паровоз, плавки, птицелов и др.). На доску выставляются картинки, изображение на каждой из которых соответствует нескольким родственным словам (почта, пловец, птица, пар и пр.).

Задание: выйти, назвать свое слово и отыскать к нему родственное (поставив рядом свою картинку).

7. Итог занятия, оценка деятельности детей.

3.3.2 Конспекты занятий по совершенствованию навыков звукового анализа  и обучению грамоте

Тема: Звук и буква [У] (1-е занятие по теме)

Цели: познакомить детей с буквой [У], объяснить различие понятий «звук» и «буква», учить детей определению позиции звука [У] в словах (начало, конец).

Ход занятия:

Организационный момент. Логопед предлагает сесть на свои места детям, правильно назвавшим любой звук.

1. Логопед уточняет понятие «звук» (все, что мы слышим и говорим) и показывает букву [У] (букву мы видим и пишем); уточняет особенности этой буквы.Для уточнения различий между звуком и буквой можно предложить детям двустишие:

Мы звук произносим и слышим,

А букву мы видим и пишем.

2. Определение позиции звука [У] в словах.

Логопед выставляет на доску карточку, которая позволяет наглядно представить позицию звука. Это прямоугольная полоска, разделенная на 3 равных части, которые символизируют начало, середину и конец слова.

Произнося слова со звуком [У] в различных позициях, логопед передвигает букву по карточке — в ее начало или конец. Слова: удар, укроп, урна, позову, отойду, накажу, удобный, обниму, найду, возьму, учебник и пр.

Затем он предлагает детям пододвинуть такие же карточки, лежащие на их столах, и, взяв букву [У], положить ее в нужное место полоски (начало или конец) после того, как услышат каждое слово. Слова логопед произносит четко, вначале акцентируя звук [У], затем снимая этот акцент, с небольшими паузами после каждого слова.

3. Логопед предлагает детям выбрать слова со звуком [У]  из стихотворения:

Устала утка на пруду учить своих утят,

Утята плавать на виду у мамы не хотят.

Ужасно утка мучится — Ну что из них получится?

Еще одно стихотворение:

Укротительница львов удивит учеников,

Укрощая льва и львицу, ужас как мышей боится!

(Здесь и далее опрашиваются только те дети, которые могут произнести слово без фонетических искажений, для остальных используется хоровое проговаривание.)

В случаях затруднения детей при выборе слов, логопед сам анализирует слова на предмет наличия в них звука [У]  и его позиции.

4. Образование глаголов с приставкой [У] -.

Логопед уточняет с детьми значение глаголов летелулетел, скакал ускакал и поясняет, что смысл слова изменился благодаря одному звуку. Затем предлагает добавить звук [У]  в начало слов-действий и произнести их (нес, брал, ехал, красил, плыл, шел, вез и пр.).

5. Динамическая пауза. Логопед читает стихотворение, показывая соответствующие действия:

Улитка просит уточку:

«Закинь-ка в воду удочку!»

После выполнения упражнения дети произносят слова со звуком [У] из стихотворения.

6. Используя карточку, разделенную на 3 части, логопед ставит в ее начало букву У и предлагает детям догадаться — какое слово задумано, если 1-й звук не произнесен: -казка, -рна, -рок, -голок, -кол. Затем буква [У]  передвигается в конец полоски и то же задание дается со словами без последнего звука: кенгур-, скаж-, сраз-, вниз-, прид-, почем-и т.п.

7. Игра «Расставь картинки».

У детей на столах картинки, причем в названиях не всех изображенных предметов есть звук У. Логопед ставит букву [У]  на одну сторону доски, на другую ее сторону ставится пустая карточка. Дети должны про себя назвать изображенный предмет, определить, есть ли в этом слове звук [У], и поставить картинку в отведенное место на доске: если есть в слове звук [У]  — к букве, нет звука [У] — к пустой карточке.

8. Итог занятия, оценка деятельности детей.

Тема: Звуки [А, У]

Цели: учить детей выделять звуки [А, У] в начале и конце слов, анализировать и синтезировать звуковые сочетания типа [АУА] и короткие слова типа [УМ].

Ход занятия:

Организационный момент. На свои места садятся дети, правильно назвавшие слова сначала со звуком [У], затем — со звуком [А].

1. Логопед объявляет, что на занятии дети будут слушать и находить в словах звуки [А] и [У]. На доску выставляются 4 картинки: названия трех нарисованных предметов начинаются с одного и того же звука, 4-е название отличается первым звуком. Например: арбуз, улитка, апельсин, ананас. Или: учитель, уши, указка, автомобиль.

Задача детей — найти и назвать «лишнее» слово (лишнюю картинку), а также объяснить, почему оно лишнее. При затруднениях у детей логопед использует буквы [А, У], которые ставит под картинки, в соответствии с первым звуком в названиях изображенных предметов. Так дети зрительно воспринимают разницу в словах.

2. Игра «Поменяем букву».

На доску выставляются буквы [А и У]. Рядом с буквой [А] ставится синий квадрат (этим символом можно заменять согласные буквы, пока незнакомые детям). Логопед объясняет, что изобразил слово [AM](так говорил Бармалей, пугая ребят), и просит назвать звуки в этом слове. Затем вместо буквы [А] он ставит букву [У] и просит назвать получившееся слово, если последний звук в нем остался без изменений. Аналогичным образом слово [УХ]преобразуется в [АХ].

3. Выделение звуков [А, У] в конце падежных форм одного существительного.

У каждого из детей на столах по 2 карточки, на них изображены буквы [А] и [У]. Логопед объясняет, что сейчас будет произносить предложение, а последнее слово в нем заменит картинкой. Дети должны определить последний звук в слове, которое каждый произнесет «про себя», и поднять соответствующую букву. На дорожке сидела рыжая (кошкА). Пес Пират кинулся догонять пушистую (кошкУ). На скамейке сидела маленькая (девочкА). Мама взяла за руку маленькую (девочкУ).

В случае затруднения логопед просит детей произнести слова и выделить голосом последний звук.

4. Анализ, синтез и чтение сочетаний звуков.

Логопед произносит сочетания из трех звуков: [АУА] и [УАУ]. Дети воспринимают их только на слух и называют количество, порядок звуков, число одинаковых звуков в сочетании, а затем соединяют отдельные звуки в различные комбинации (УА, АУ, УАУ, АУА).

Те же сочетания дети читают по одному и хором. (Цель подобного задания не только закрепить знание букв, но и упражнять дошкольников в слиянии буквенных элементов.)

5. Динамическая пауза.

Логопед предлагает детям самим изобразить движения, соответствующие словам стихотворений:

Алый арбуз все ребята едят,

В августе аисты к югу летят.

Утром утка на пруду

Учит деток брать еду.

Травку щиплют и галдят

С мамой уткой пять утят.

После двукратного повторения упражнения логопед просит выбрать из стихов слова со звуками [А] и [У] в разных позициях.

6. У каждого из детей на столах карточки, разделенные на 3 части, и карточки с буквами [А], [У]. Логопед просит внимательно слушать слова и ставить нужную букву в начало или конец карточки, в соответствии с позицией изучаемых звуков. Слова: приду, улитка, слеза, астры, африканец, урна, утка, абрикос, улетела, брошу, вижу и пр. (важно, чтобы в слове не было звуков [А] и [У] в другой, незнакомой пока детям позиции).

7. Итог занятия, оценка деятельности детей.

Тема: Звук и буква [К]

Цели: учить детей определять позицию звука [К] в слове (начало, конец), активизировать подбор слов в соответствии с позицией звука [К]  в них.

Ход занятия:

Организационный момент. На места садятся дети, назвавшие слова со звуком [К]  в конце (эта позиция звука знакома детям с прошлого учебного года).

1. Логопед объявляет, что на занятии дети узнают новую букву. Он показывает ее изображение и отмечает, что буква похожа на клоуна, который выставил руку и ногу. Соединяя новую букву со знакомыми, логопед добивается чтения детьми обратных слогов: [АК], [УК], [ИК]. К каждому из слогов добавляется в начале или в конце полоска, символизирующая остальную часть слова, придумать которое логопед предлагает детям (например: мак, рак, сук, сундук, домик, садик, икра, укроп и пр.).

2. Определение позиции звука [К] в слове.

У детей на столах картинки с изображениями предметов, в названиях которых звук [К]  слышится в начале или конце (комар, ком, куст, кофта, гамак, садик, камень, клоун, носок). Желательно, чтобы при индивидуальном подборе слов учитывалась способность произнести их без фонетических искажений.

Логопед выставляет справа и слева на доску полоски для определения позиции звука: на одной буква [К]  в начале, на другой — в конце. Дети должны выйти, назвать картинку и поставить ее к одной из полосок, в соответствии с позицией звука [К]  в слове.

Логопед предлагает детям изменить слово и произнести его так, чтобы в нем появился звук [К]  (буква перед детьми на доске). Пример: лапа — лапка (липа, лопата, нота, монета, солома, пена и пр.).

Выбор слов со звуком [К]  из стихотворения:

Кот копеек накопил,

Кошке козочку купил,

А козе капустки —

Кочанчики хрустки.

Будет козочка крепка,

Кошке даст молока.

Если дети называют слова со звуком [К]  в середине, это поощряется логопедом.

5. Динамическая пауза.

Логопед предлагает детям изобразить: как Коля косил клевер, как Катя красила комнату, как Костя крепил картину к ковру и пр. При выполнении упражнений обращается внимание, что каждое слово в предложении начинается со звука [К].

У логопеда в коробке фишки, которые можно получить за правильно подобранные слова. Сначала дети подбирают слова со звуком [К]  в конце, затем — в начале. Зрительной опорой служит карточка с передвигаемой по ней буквой.

6. Итог занятия, оценка деятельности детей.

Тема: Звук и буква [Т]

Цели: уточнить позицию звука [Т] в словах (начало, середина, конец), учить выбирать слова из текста и подбирать действия с учетом позиции в них звука [Т], закрепить знание буквы [Т]  и навык чтения обратных слогов с этой буквой.

Ход занятия:

Организационный момент. На места садятся дети, подобравшие слово со звуком [Т]  (звук произносится с акцентом).

1. Логопед объявляет цель занятия: слушать и искать в словах звук [Т]. «Сделать это нам поможет буква»,— говорит логопед и показывает букву [Т], изображение которой похоже на топорик.

На доске выкладываются обратные слоги: [AT, УТ, ОТ]. Логопед просит детей догадаться, каким из этих сочетаний звуков (понятие «слог» еще не изучалось) нужно закончить следующие слова: прид-, солд-, автом-, сал-, бр-, пил-, жив-, кн-, жд- и пр. (если имеются затруднения при выполнении задания, логопед произносит по очереди все варианты звукосочетаний и уточняет выбор детей).

2. Логопед просит детей подумать, что делает собака, корова, курица, лошадь, и подобрать слова-действия со звуком [Т] (курица ходит, клюет, пьет, несет яйца, кудахчет, спит и пр.). За каждое правильно подобранное слово дается фишка. По окончании подбора уточняется позиция звука [Т]  в словах-действиях.

3. Игра «Подставим картинки к схемам».

У логопеда на столе 8—10 картинок; в названиях изображенных на них предметов звук [Т]  находится в разных позициях (творог, компот, вата, бинт, такси, куст, лента и пр.). Задание: выйти, взять любую картинку, внятно произнести слово, акцентируя звук [Т], и поставить картинку к соответствующей схеме.

4. Выбор слов из стихотворения с учетом позиции звука [Т].

Логопед читает стихотворение и просит искать в нем слова со звуком «Т»:

День рождения у Толи, Он сказал об этом в школе: «Пусть Виталий принесет Мне и танк, и самолет, Автомат подарит Тая (Тая — девочка простая), А подружки Таня, Света Пусть несут по пистолету!» Толя так друзей зовет. Ну и кто к нему придет?

При выборе слов с разной позицией звука [Т]  детям помогает карточка с передвигаемой по ней буквой [Т].

5. Динамическая пауза. Игра с мячом.

Логопед предлагает детям ловить мяч только тогда, если они услышат в слове звук [Т]. Слова: рос, рост, ворона, ворота, ком, кот, нога, нота, ванна, вата и пр. (слова с похожим звучанием усложняют задание).

6. У каждого из детей на столах по 2 карточки: одна разделена на 3 части, на другой написана буква Т. Задание: слушая слова, передвигать по карточке букву [Т] в соответствии с позицией аналогичного звука. Слова: троллейбус, трамвай, букет, канат, салют, батон, космонавт, винт, фонтан, жатва, ноты, комната и пр. (в этом случае фонетическая сложность допустима, так как дети не произносят слова, а только слушают их).

7. Итог занятия, оценка деятельности детей.

Тема: Звуки [С, СЬ]

Цели: учить детей различать звуки, оппозиционные по твердости — мягкости; продолжать учить синтезу односложного слова (типа СОК).

Ход занятия:

Организационный момент. На места садятся дети, которые повторят сочетания слогов с мягкими и твердыми согласными звуками по три: та-тя-та, па-пя-па, ми-мы-ми, во-вё-во и пр.

1. Логопед объясняет, что на занятии дети узнают новый звук, который чуть-чуть отличается от звука [С], и предлагает послушать слова: сад—сядь, сыпать—синий, СоняСёма (слова с твердым звуком [С] произносятся резко, отрывисто, слова с мягким — нежно, ласково). Логопед поясняет, что в одном случае звук твердый (примеры), в другом мягкий (примеры).

Затем дети берут в руки зеленый и синий квадраты, лежащие у каждого из них на столах. Они поднимают зеленый квадрат, если услышат мягкий звук [СЬ], и  поднимают синий, когда прозвучит твердый [С] (сначала логопед произносит слоги, потом — слова с данными звуками в начальной позиции).

2. На столе у логопеда 8-10 картинок с изображениями предметов, в названиях которых есть звуки [С] и [СЬ]. Вызванный ребенок берет любую картинку, произносит слово и ставит картинку на доску к зеленому или синему квадрату, объясняя свое действие.

3. Логопед берет в руки карточку с буквой [С] и предлагает добавить соответствующий звук в начало слов-действий: ехал, летел, мыл, нёс, дул, мял, ходил, кинул, тёр, плёл и т. п.

Уточняется значение образованных детьми глаголов, а также то, что звук [С] в начале каждого из них — твердый.

4. Логопед ставит на доску картинки: ясень, костюм, лесенка, селедка. Уточняется, что во всех этих словах есть звук [С] или [СЬ]. Логопед предупреждает, что будет называть действия; к каждому слову-действию надо подобрать название одного из данных предметов, а также отыскать звуки [С] и [СЬ] в каждом слове. Названия действий: спилить, связать, слететь, съесть, снять. Дети образуют словосочетания и произносят их, акцентируя заданные звуки: спилить ясень, связать костюм и т. п., уточняют характеристику звука (твердый или мягкий).

5. Логопед говорит, что сейчас дети по первым звукам названий трех предметов, изображенных на картинках, должны будут составить новое слово, и подробно объясняет, как это делается, на примере: самолет утка пароход (слово суп). Дети составляют односложные слова по названиям трех других предметов: (сапоги — осы — корова, скатерть —-автобус молоко, скамейка улитка — кровать и пр.).

6. Динамическая пауза.

Логопед предлагает детям самим придумать и показать движения к стихотворению:

Вместе с мамой я встаю

И постель свою стелю,

Умываюсь, одеваюсь,

С мамой в садик отправляюсь.

Когда упражнение выполнено дважды, выясняется, какой звук (С или СЬ) услышали дети в словах физкультминутки.

7. У каждого из детей на столах схема для определения позиции звука и по 2 квадрата (синий и зеленый). Логопед четко и медленно произносит слова со звуками [С] и [СЬ] в разных позициях. Дети после каждого услышанного слова ставят один из символов звука в соответствующее место схемы (положение квадратика на схеме и его цвет проверяются логопедом).

8. Итог занятия, оценка деятельности детей.

Тема: Звуки [С, Ш]

Цели: учить детей дифференциации в словах звуков [С] и [Ш], продолжать учить чтению двусложных слов и слов со стечением согласных.

Ход занятия:

Организационный момент. Столы, за которыми занимаются дети, поставлены в 2 ряда. Дети в первом ряду называют слова со звуком [С] и указывают его позицию в слове; дети во втором ряду называют слова со звуком [Ш]. Правильно ответившие садятся на свои места.

1. Логопед объявляет, что на занятии дети будут различать звуки [С] и [Ш]; уточняется их характеристика и разница в артикуляции.

У детей на столах картинки с изображениями предметов, в названиях которых звуки [С] и [Ш] в различных позициях (в начале, середине и конце слова). Логопед просит поднять только те картинки, в названиях предметов на которых звук С в середине (звук [Ш] в начале, звук [С] в конце, звук [Ш] в середине и пр.).

2. Логопед предлагает детям игру с использованием тех же картинок. В зависимости от звука в названии изображенного предмета, нужно догадаться, куда лучше положить картинку: Соне в сумку или Маше в мешок (на доске картонные изображения указанных предметов). Каждый ребенок называет свою картинку и указывает место одного из заданных звуков (С или Ш) в слове. Затем он ставит картинку к Сониной сумке или Машиному мешку, объясняя свой выбор.

Примечание. Отличие данного упражнения от предыдущего в том, что дети самостоятельно анализируют звуковой состав слова и формулируют результаты анализа. Помимо этого, данное упражнение помогает автоматизировать и дифференцировать звуки [С] и [Ш] не только на слух, но и в произношении детей.

3. Логопед выставляет на доску знакомый детям зеленый прямоугольник, на котором написано: ИЗ-ПОД. Это схематическое изображение предлога. Задание: составить предложения с предлогом из-под по двум опорным картинкам (изображения на картинках: ласточка крыша, кошка кресло, миска с кашей вешалка). Дети придумывают различные предложения. Два-три из них предлагается выложить в виде схемы, под которой буквами фиксируется наличие в каждом слове звуков [С] и [Ш]. Например: Саша достал миску с кашей из-под вешалки.

4. У детей на столах карточки с изображением букв [С] и [Ш] (примерно по 10 штук). Логопед предлагает внимательно слушать слова и выкладывать на столе только буквы [С] и [Ш], по числу их в слове. Пример:

миска, мишка, марш, Марс, сушка, сосна, шашки, старушка.

Примечание. Если в слове 2 и более указанных звуков, соответствующие буквы выкладываются вплотную, чтобы легче было проверить правильность выполнения упражнения.

5. Динамическая пауза.

Логопед предлагает детям повторять за ним упражнение и слова:

На зарядку солнышко поднимает нас,

Поднимаем руки мы по команде «Раз»,

А над нами весело шелестит листва,

Опускаем руки мы по команде «Два». (Движения произвольные.)

После 2—3-кратного повторения физкультминутки логопед просит детей назвать слова сначала со звуком [С], затем — со звуком [Ш].

6. На доску вывешивается плакат, на котором в строчку написаны буквы, различные по высоте. Если читать их по порядку, это просто набор букв. Необходимо мысленно расположить буквы в порядке убывающей высоты — от самой высокой к самой низкой, тогда удастся прочесть слово.

7. Итог занятия, оценка деятельности детей.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 386.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...