Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие о коррекционно-педагогической работе




Т.А. Дорофеева, Н.А. Солдатова

 

 

Организация коррекционно-педагогического процесса

 с детьми с ограниченными возможностями здоровья

 

Учебное пособие

по дисциплине для студентов, обучающихся по

направлению 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

 профиль Логопедия

 

 

Абакан

2016

Печатается по рекомендации Методического совета и по решению Редакционно-издательского совета ФГБОУ  ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

 

Рецензенты:М.А. Мальчевская, кпедн, доцент кафедры педагогики и методики начального образования ИНПО ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

Н.П. Ефремова, директор муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Абакана «Основная общеобразовательная школа №27» (МБОУ «ООШ №27»)

Дорофеева Т.А., Солдатова Н.А. Организация коррекционно-педагогичекого процесса с детьми с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие по дисциплине для студентов, обучающихся по направлению 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование с профилем Логопедия: учебное пособие /авт.-сост. Т. А.Дорофеева, Н.А. Солдатова. – Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2016. – 95 с.

 

 

Настоящее учебное пособие содержит описание организации коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Отдельно останавливаясь на организации коррекционной работы учителя-логопеда. Пособие предназначено для студентов психолого-педагогических направлений подготовки; специального (дефектологического) образования; слушателей дополнительного профессионального образования, педагогов специальных (коррекционных) школ.

 

 

Хакасский государственный

университет им. Н.Ф. Катанова, 2016

Дорофеева Т.А.., Солдатова Н.А., составление, 2016

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………...5

2. Понятие о коррекционно-педагогической работе………………………… ...7

3. Организация коррекционной работы в дошкольной организации……….....12

3.1. Направления коррекционно-развивающей деятельности…………….14

3.2. Организация коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях………………………………………………. 18

3.3. Практическое приложение к разделу 2. «Организация коррекционной работы в дошкольной организации»………………………......23

3.3.1 Конспекты занятий по совершенствованию лексико-грамматических категорий…………………………………………………………………………..23

3.3.2 Конспекты занятий по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте ……………………………………………………32

3.3.3 Конспекты занятий по развитию связной речи ………………………43

3.3.4 Схема анализа фронтального логопедического занятия в группе для детей с нарушениями речи……………………………………………………….48

  3.3.5 Фрагменты подгрупповых (индивидуальных) занятий по звукопроизношению………………………………………………………………50  

  3.3.6 Работа с родителями……………………………………………………53

  3.3.7. Рекомендации к оформлению стенда для родителей………………..54

  3.3.8. Задания для родителей в логопедическом уголке…………………...56

4. Организация коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе…………………………………...62

  4.1 Содержание коррекционной работы в ФГОС НОО ОВЗ………………………………………………………………………………....65

4.2. Требования к результатам начального школьного образования

в ФГОС НОО ОВЗ………………………………………………………………...68

    4.3 Практическое приложение к разделу 3.Организация коррекционной работы в начальной школе……………………………………………………………………………....76

    4.3.1 Конспект открытого логопедического занятия «Логопедическая игротека» для учащихся 2-3 классов……………………………………………76

   4.3.2. Конспект логопедического занятия с детьми младшего школьного возраста ОНР III уровня………………………………………………………….81

   4.3.3 Примерные темы консультаций для родителей, детей младшего школьного возраста……………………………………………………………….85

  4.3.4. Диктанты для выявления нарушений письма у младших школьников 1-3(4) классов……………………………………………………………………..85

  4.3.5. Речевые карты………………………………………………………….87

4.3.6 Схема логопедического и психолого-педагогического обследования заикающихся………………………………………………………………………94

Заключение………………………………………………………………………..96

Список литературы……………………………………………………………….97

 

 


 




Введение

    Учебное пособие «Организация коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья» представляет собой изложение основных вопросов организации и содержания коррекционно-педагогического процесса в образовательных организациях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

    Актуальность связана с общим увеличением количества детей с отклонениями в развитии и поведении, ростом числа учащихся с социальной девиацией и школьной дезадаптацией. По свидетельству специальных психолого-педагогических исследований, количество учащихся, которые не в состоянии освоить образовательные программы начальной школы, составляет около 20-30 % обучающихся, а около 70-80 % из них нуждаются в специальных формах и методах обучения.

    Все это привело к необходимости организации оказания детям специальной помощи, с целью устранения вторичных нарушений в развитии, быстрой социализации ребенка в социуме и адаптации к образовательному процессу в дошкольном учреждении и школе.

    В предлагаемом учебном пособии раскрывается сущность понятия «коррекционно-педагогическая работа», показаны формы и содержание коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Изложение материала построение с учетом требований Федеральных государственных стандартов дошкольного образования и начального образования для детей с ограниченными возможностями здоровья к организации и содержанию коррекционно-педагогической работы в образовательной организации. Отдельно останавливаясь на содержании коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями.  

    Пособие имеет определенную структуру. Состоит из введения, 4 основных разделов. В нем выделяются две основные темы: «Организация коррекционной работы в дошкольной организации» и «Организация коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе», которые в свою очередь подразделяется еще на подразделы с изложением практического материала. Расположенный, таким образом, материал позволяет, на наш взгляд, лучше понять специфику организации коррекционно-педагогической работы с каждой категорией детей с ОВЗ. В конце каждого параграфа предлагаются вопросы для обсуждения, которые позволяют глубже понять изучаемую проблему, научно-исследовательские задания и список литературы по каждой теме.

    Учебное пособие «Организация коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья» предназначено для обучающихся по направлению подготовки Специальное (дефектологическое) образование с профилем Логопедия, педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.



Понятие о коррекционно-педагогической работе

    Под коррекционно-педагогической работой понимается система педагогических мероприятий, направленных на преодоление недостатков психического и физического развития детей с ограниченными возможностями.

    Компенсация– это восстановление, возмещение утраченных или нарушенных функций в результате перестройки функциональных особенностей организма.

    Коррекция первична, а компенсация вторична, но это не рядоположенные понятия, а тесно увязанные процессы, которые обуславливают друг друга и не могут рассматриваться один без другого (Б.К. Тупоногов). Компенсация — это результат серьезнейшей и, как правило, многолетней (если дефект имеет органическую природу происхождения) коррекционной работы.

    «В развитии умственно отсталых детей, как и в развитии всякого ребенка, отягощенного тем или иным недостатком, существуют процессы, которые возникают из того, что организм и личность ребенка реагируют на те трудности, с которыми сталкиваются, peaгируют на собственную недостаточность и в процессе развития, в процессе активногоприспособления к среде вырабатывают ряд функций,с помощью которых компенсируют, выравнивают недостатки.

    Для воспитания умственно отсталого ребенка важно знать, как он развивается, важна не сама по себе неполноценность; дефект, изъян, но реакция, возникающая в личности ребенка в процессе развития в ответ на трудность, с которой он сталкивается и которая вытекает из этой недостаточности. Умственно отсталый ребенок не состоит из одних дыр и дефектов, его организм как целое перестраивается. Личность как целое выравнивается, компенсируется процессами развития ребенка» (Л.С. Выготский. Собр. соч., т. 5, с. 118. - М., «Педагогика», 1983.)

    Следствием компенсации будет социальная реабилитация, и адаптация ребенка к жизни в обществе. Вот почему тезис о коррекционной направленности обучения имеет столь важное значение.

    Таким образом, цель коррекционной работы непосредственно связана с результатом (компенсацией).

    Методологической основной коррекционной работы являются положения Л.С. Выготского об уровнях развития ребенка: уровень актуального развития и зона ближайшего развития. Первый уже сложился в результате завершившихся циклов развития и находит своё выражение в самостоятельном решении ребёнком интеллектуальных задач. Второй уровень — это состояние созревания процессов, на этом уровне ребёнок не может самостоятельно решать поставленные задачи, одна­ко с помощью взрослого, в коллективной деятельности или по подражанию, он с задачами справляется. Т.е. то, что сегодня ребёнок делает с какой-то посто­ронней помощью, завтра он будет делать самостоятельно. И очень важный вывод, который можно сделать на основании работ Л.С. Выготского (1956), более поздних исследований Л.В. Занкова (1975) и который очень важен для системы коррекционной работы, заключается в следующем: обучение и воспитание, опираясь не только на уже созревшие функции, но и на те, которые только созревают, двигают развитие вперёд.

    Целевой установкой в коррекционной работе являются:

- доведение психических образований у ребенка с патологией в развитии как минимум до уровня способностей выполнять различные виды деятельности (игры, учебы, повседневных занятий);

- формирование социально-адаптивных способов деятельности в условиях перестроенного взаимодействия анализаторов и компенсаторных свойств высших психических функций;

- обеспечение ребенку свободного предметно-практического ориентирования в окружающей действительности за счет сформированных способов социально-адаптивного поведения.

    Цели и содержание коррекционной работы реализуется с помощью средств коррекции, методов и организационных форм, они заложены в основе всей системы действия принципа коррекционной направленности обучения, вос­питания и развития детей с нарушениями в развитии. В учебных планах всех типов специальных школ, выделяются коррекционные блоки предметов. Например, развитие слухового восприятия, ориентировка в пространстве, социально-бытовая ориентировка, логопедические занятия и т.д. В ходе реализации содержания коррекционно-педагогической работы происходит компенсация дефекта, т.е. замещение нарушенных иди утраченных функций у ребенка. Это выражается в формировании у детей адекватных представлений об окружающем предметном мире. Если этого не происходит, то необходим возврат к целям и содержанию коррекции.

    Специфика коррекционного процесса состоит в пропедевтике у детей соответствующих коррекционно-компенсаторных способностей адаптивного характера. Коррекционная работа направлена на преодоление трудностей взаимодействия детей отклонениями в развитии с окружающим миром и людьми, и поэтому, определяется как составной элемент общепедагогического процесса.

    В коррекционной работе осуществляются три типа взаимодействия:

- взаимодействие между особенностями психофизического развития и содержанием специальных коррекционных занятий и конкретными видами детской деятельности;

- взаимодействие между видами коррекционной помощи (медицинской, педагогической, психологической);

- взаимодействие между видами коррекционных занятий, их содержанием и методикой, этапами и средствами коррекции.

    Тупоногов Б.К. показал, что коррекция тесно связана с компонентами образования, и ее нельзя искусственно вычленять из триединой схемы образования: обучения, воспитания и развития. Он выделил три основных положения, характеризующие коррекцию: ее центральное положение в системе специального образования; тесную взаимосвязь с процессами обучения, воспитания и развития; самостоятельное функционирование в социальной среде. Он показал, что система коррекционной работы является открытой обеспечивающей развитие компенсаторных механизмов у детей и позволяющей решать проблемы коррекции, как в области обучения, воспитания, так и развития. Таким образом, коррекционная работа предстает как самостоятельный субъект, имеющий свою сущность, характерные свойства и самостоятельное проявление.

    Однако коррекционная работа проявляется в своем единообразии цели, содержания, методов и средств воздействия, сообразно с объектом, на который она направлена.

    Содержание коррекционной работы – это фактический материала, который должны усвоить дети, на базе которого они могут адекватно ориентироваться в окружающей действительности и успешно войти в общеобразовательный процесс. Элементы содержания коррекционной работы направлены на формирование социально-адаптивных знаний, получаемых детьми в результате непосредственного контакта с предметом и явлениями реального мира. Программное содержание коррекционной работы предусматривает включение большого количества практических заданий и упражнений, во время выполнения которых у детей осуществляется расширение и обогащение чувственного опыта. В результате этого у детей с ОВЗ появляется возможность убеждаться в успешности ориентации и адекватности своих предметно-практических действий, что служит основой для осознания своих потенциальных возможностей (Б.Н. Тупоногов).

    Основные направления коррекционной работы:

- коррекция сенсорики;

- коррекция моторики;

- коррекция познавательных функций (мышление, память, речь и т.д.);

- коррекция эмоционально-волевой сферы;

- коррекция личности.

    Средства коррекции условно можно разделить на традиционные и нетрадиционные (альтернативные). Традиционные – это игра, учебная деятельность, труд, режим, внеклассная работа, общественно-полезная деятельность, и др. К нетрадиционным относятся леготека, сенсорный и психомоторный тренинг, ароматерапия, иппотерапия, арт-терапия и д.р.

    Выделяют четыре формы организации коррекционно-педагогической работы по преодолению недостатков в психофизическом раз­витии детей.

1. Коррекционная направленность общеобразовательного процесса.

2. Специальные коррекционные занятия.

3. Коррекционные занятия в семье.

4. Самокоррекция.

  Коррекционная направленность общеобразовательного процесса осуществ­ляется на всех формах занятий в специальных школах и ДОУ. Общеобразователь­ные цели и задачи уроков, групповых занятий, воспитательных мероприятий обя­зательно объединяются с целями коррекции, и это единение осуществляется во всех содержательно-методических звеньях проводимых занятий, увязывается со средствами и методам проведения, спецификой их структурного построения.

  Специальные коррекционные занятия ориентированы на определённый де­фект и конкретное функциональное нарушение у ребёнка. Методика этих занятий, коррекционные приёмы и способы направлены на преодоление психофизических недостатков в развитии, связанных с конкретной аномалией. В учебных планах специальных школ есть перечень специальных коррекционных занятий, которые проводятся помимо предметных уроков. Например, ЛФК, ритмика, ори­ентировка в пространстве, логопедия, социально-бытовая ориентировка и т.д.

  Коррекционные занятия в семье проводятся силами родителей, имеющих детей с нарушениями в развитии.

  Самокоррекция осуществляется самими детьми. Знания, умения и навыки преодоления недостатков в развитии, которые воспитанники получают на учебных занятиях, в ходе воспитательных и других мероприятий должны закреплять­ся и совершенствоваться в ходе самостоятельной познавательной, трудовой, игровой, коммуникативной и др. деятельности. На этот процесс дети должны быть нацелены педагогами и родителями, его элементы включаются в социаль­но-бытовую практику ребёнка, в его повседневную жизнь.

 

Вопросы и задания

Вопросы для обсуждения:

1. Дать характеристику коррекционно-педагогической работы в системе специального образования.

2. В чем сущность понятия о двух уровнях развития ребенка, которое ввел Л.С. Выготский?

3. Как соотносятся между собой два понятия «коррекция» и «компенсация»?

4. Расскажите о типах взаимодействия в организации коррекционной работы?

5. Дать характеристику формам коррекционной работы и привести примеры.

6. Охарактеризуйте традиционные и нетрадиционные средства коррекции. В чем их существенное различие?

 

Научно-исследовательские задания:

1. Составить конспект занятия и проследить этапы коррекционной работы.

2. Выписать направления коррекционной работы для умственно отсталых детей и детей с речевыми нарушениями. Обосновать их.

 

Литература:

1. Варенова Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики. – Мн., 2003.

2. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М., 1996.

3. Специальная педагогика. /Под ред. Н.М. Назаровой. – М., Академия, 2007.

4. Тупоногов Б.К. Теоретические основы тифлопедагогики. – М.: АПК и ПРО, 2001.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 586.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...