Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Динамика реализации пассажирской техники МАЗ на рынке РФ, шт.




Общая характеристика положения ОАО «МАЗ» и основных конкурентов на рынке Российской Федерации в 2009 году приведена в следующей диаграмме.

 

Диаграмма 3.3.6

 

Доля ОАО «МАЗ» и основных конкурентов на рынке РФ в 2009г.

(без учета малого и особо малого классов).

В рассматриваемых классах, как видно, основными конкурентами ОАО «МАЗ» в большом класе по-преджнему являются ООО «Ликинский автобус», контролирующий 19 % рынка и ОАО «НефАЗ» с долей в 13%. Доля ОАО «МАЗ» на рынке автобусов Российской Федерации в 2009 году возросла до 9%.

 

Сегмент автобусов среднего класса контролируется автобусами группы «ГАЗ» - «ПАЗ» и «КАвЗ».

 

Основной стратегией при работе на рынке Российской Федерации является стратегия технического лидерства, предполагающая предложение потребителю более совершенной и качественной, чем у конкурентов техники.

 

 

Рынок Украины                                 

Ситуация, происходящая на рынке Украины, аналогична ситуации, сложившейся на российском рынке.В 2008 году количество проданных новых автобусов сократилось до
6 076 шт.— на 2,2 % по сравнению с 2007 годом. Уменьшение объема продаж объясняется последствиями финансового кризиса затронувшего всю машиностроительную отрасль.

 

В период кризиса крупнейшие производители автотехники в Украине столкнулись с проблемами сокращения либо приостановки производства, снижения продаж, увольнения сотрудников, необходимостью снижения заработной платы.

 

Негативные последствия кризиса по прогнозам серьезно скажутся на состоянии рынка пассажирской техники Украины в 2009 и 2010 годах, - объемы продаж автобусов не превысят уровня 2008 года. Продажи новых автобусов в Украине в 2007-2008 годах и прогноз на 2009 и 2010 годы представлены ниже.

 


Диаграмма 3.3.7

Динамика продаж новых автобусов в Украине

Таблица 3..3.2

Динамика реализация основных конкурентов ОАО «МАЗ» в Украине

Класс Продажи за 9 мес. 2008 г., шт. Структура продаж, % Продажи за 9 мес. 2009 г., шт. Структура продаж, % Динамика 2009 г. по сравнению с 2008 г., %

Малый класс

4014

82,29%

1286

86,02%

-67,96%

Средний класс

573

11,75%

122

8,16%

-78,71%

Большой класс

288

5,90%

85

5,69%

-70,49%

Особо большой класс

3

0,06%

2

0,13%

0,00%

Всего автобусов

4878

100,00%

1495

100,00%

-69,35%

 

Рынок Украины является одним из основных рынков сбыта пассажирской техники МАЗ. Таким образом, поддержание устойчивого положения на данном рынке имеет большое значение для завода. Однако, в сложившейся экономической ситуации, Правительство Украины принимало ряд мер по защите внутреннего рынка и украинских производителей пассажирской техники, ограничив приобретение за бюджетные средства техники не украинского производства (Закон Украины №694-VI, Закон № 923–VІ). Данные ограничения значительно затрудняли реализацию пассажирской техники МАЗ в 1-м полугодии.

 

В настоящее время на Украине мелкосерийное производство автобусов осуществляют 10 предприятий, в т.ч. «ЛАЗ», «ЛуАЗ», «Черкаский автобусный завод», «Бориспольский автозавод», «Черниговский автозавод», «ЗАЗ», ЧП «Автотехнология» (г. Ровно), «АнтоРус» (г. Херсон), «Укравтобуспром» (г. Львов), «Часовоярский ремонтный завод» (Донецкая обл.).

Основные конкуренты МАЗа на рынке Украины

Корпорация «Богдан»

Второй по объемам производитель легковых автомобилей на Украине и крупнейший производитель автобусов - корпорация «Богдан» в I квартале 2009 года снизила объем выпуска на 89,45% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года.

 

Всего в январе-марте 2009 года на Черкасском и Луцком автозаводах было изготовлено 98 автобусов «Богдан». В прошлом году, несмотря на кризисный IV квартал, корпорация изготовила 3775 автобусов, что на 16,12% больше, чем в 2007 году. Причем в октябре - декабре 2008 года продажи автобусов в целом по рынку сократились на 30 - 35% в сравнении с аналогичным периодом 2007 года. Таким образом, динамика значительного спада в нынешнем году нарастала по мере углубления негативных явлений в экономике.

 

В связи с кризисной ситуацией владельцу «Богдана» П. Порошенко в январе - феврале 2009 года пришлось продать 3,85% акций ОАО «Автомобильный завод «Богдан» (Луцкий автозавод) британской инвестиционной компании «NLV Private Equity & Investments Ltd.» за 13,3 млн. долл., которые были направлены на поддержание ликвидности предприятия.

 

Для дальнейшего снижения расходов «Богдан» пошел на сокращение 3 тыс. своих работников. Однако, несмотря на финансовые трудности, в 2009 году на «ЛуАЗе» (входит в группу «Богдан») завершится реализация инвестпрограммы общей стоимостью свыше 100 млн. долл., позволяющей выпускать на заводе 9 тыс. автобусов и троллейбусов в год.

 

Как считают в корпорации, «это тот случай, когда достроить дешевле, чем «заморозить» проект – учитывая высокую степень его готовности».

 

А вот от ранее объявленных планов по началу строительства в Нижегородской области (РФ) автозавода «Богдану» пришлось окончательно отказаться. Ранее ожидалось, что практическая реализация проекта начнется во второй половине 2009 года. Завод был рассчитан на выпуск 6 тыс. автобусов и 120 тыс. автомобилей в год, хотя, по заявлению корпорации, в строительство уже вложено около 20 млн. долл.

 

Замораживание инвестиций коснулось всех новых проектов компании на Украине, в России и Белоруссии в связи с экономическим кризисом. В настоящее время «Богдан» намерен сконцентрироваться лишь на развитии имеющихся производственных активов на Украине.

 

Корпорация «Богдан» ранее инвестировала в создание семейства городских автобусов большого и особо большого класса. В период, когда Львовский автобусный завод простаивал, «Богдан» заменил его на рынке городских низкопольных автобусов. Стоимость такого автобуса «Богдан А601» составляет 890 тыс. грн. Одновременно предлагается и 2-осный троллейбус, созданный на базе данного автобуса за 1,4 млн. грн.

 

Следующей новинкой стал 3-осный троллейбус на 144 пассажира. С появлением данной модели «Богдан» закончил формирование модельной линейки в сегменте особо больших автобусов и троллейбусов.

 

В связи с сокращением закупки муниципального транспорта в условиях кризиса, в компании делают ставку на частных перевозчиков. Так, предложен 30-местный высокопалубный туристический автобус среднего класса «Богдан А401.60» с двигателем «Isuzu» стоимостью 580 тыс. грн. «Бюджетным» вариантом для пригородного сообщения стал удлиненный «Богдан А09312» ценой 500 тыс. грн.

 

В 2009 году производственные мощности корпорации позволяют изготовлять до 9 тыс. автобусов и троллейбусов всех классов и типоразмеров. В 2008 году «Богдан» удалось завершить ряд инвестиционных проектов, в частности в г. Луцк введено в эксплуатацию современное автобусно-троллейбусное производство, капиталовложения в который превысили 100 млн. долл. Также ведется работа по пуску второй очереди на данном луцком предприятии.

Корпорация «Эталон»

Корпорация «Эталон», в состав которой входят Черниговский, Бориспольский и Галицкий (г. Львов) автобусные заводы, также пытается смотреть в будущее и продолжает работать над созданием низкопольных автобусов вместимостью 88 и 102 пассажира. Работы предполагается завершить к концу 2009 года во Львовском институте автобусостроения «Эталон».

 

Планируется, что новые автобусы на базе китайских аналогов будут соответствовать стандартам «Евро-3» по выхлопам двигателей.

 

Однако, в настоящее время у «Эталона» нет реальных заказчиков на новые модели, но имеются большие проблемы со сбытом существующих. Производство не остановлено, но находится на уровне убыточности. Так, в конце прошлого года президент «Эталона» В. Бутко сообщил, что точкой безубыточности для корпорации является производство не менее 150 автобусов в месяц на Бориспольском и Черниговском автозаводах. Между тем всего в январе - марте на этих предприятиях было изготовлено немногим больше 100 автобусов, то есть около 40 шт. в месяц.

 

В I квартале 2009 года «Эталон» выиграл два тендера на поставку в рамках государственной программы «Школьный автобус», поэтому до конца первого полугодия производство в Чернигове и Борисполе сохранилось в полном объеме. Эта программа всегда финансировалась из бюджета по остаточному принципу даже в благополучные годы. Например, в докризисный период 2008 года программа была профинансирована лишь на 51% от предусмотренного объема. В нынешних условиях экономического кризиса рассчитывать на госзаказ украинским автобусным заводам не приходится.

 

Корпорация «Эталон» - лидер украинского рынка автобусов, отмечает, что за первые 5 месяцев 2009 года спрос сильно изменился и концентрировался в области туристических и междугородних машин. Остались поставки тендерных «школьных» автобусов по государственным тендерам, а вот сегмент городских машин сильно сузился.

 

Далее в корпорации рассчитывают на ежемесячные продажи 30-40 машин указанного сегмента в месяц, а для активизации сбыта готовы предлагать и рассрочку.

 

Новые машины комплектуются дизельным двигателем «Deutz» (122 л.с.) и соответствуют нормам «Евро-3». По замыслу разработчиков, они должны стать своеобразной заменой изношенным «Irarus-250».

 

Аналогичная ситуация и в муниципалитетах, в последние годы активно закупавших автобусы для своих коммунальных предприятий. В настоящее время им не до обновления подвижного состава, так как средств не хватает на выплату зарплаты и на расчет за энергоносители. Положение частных автоперевозчиков тоже является весьма трудным, в основном, из-за отсутствия банковского кредитования либо непомерно высоких процентов (ранее большинство автобусов покупалось в кредит).

 

Продажи на условиях лизинга, которые в конце прошлого года многие эксперты рассматривали как альтернативу банковскому кредитованию, на самом деле такой альтернативой не стали. Об этом свидетельствуют итоги производства автобусов в I квартале. Как заявили в «LAZ-лизинг», причина в том, что лизинговый продукт на самом деле содержит значительную долю банковского кредита. Однако, в отличие от банков, лизинговые компании не имеют возможностей по рефинансированию со стороны ЦБ Украины.

 

Вместе с тем в нынешних условиях автоперевозчики остаются едва ли не единственным направлением бизнеса, чьи доходы в условиях кризиса фактически не снизились.

 

При значительном, на 20 - 30% падении объема грузоперевозок, пассажирские автоперевозки не только не уменьшились, но и наоборот, возросли.

 

Данные Минтранссвязи за I квартал 2009 года свидетельствуют о переориентации внутреннего пассажиропотока с авиационного и железнодорожного транспорта на автомобильный. Также следует отметить, что автоперевозчики, в отличие от металлургов, энергетиков и машиностроителей, не знают проблем с неплатежами за предоставленные услуги и имеют дело с наличным оборотом.

Потому наблюдаемое падение спроса на новые автобусы скорее имеет субъективную природу, объясняемую снижением уровня делового оптимизма. Лучшим средством в такой ситуации стало бы возобновление банковского кредитования корпоративного сектора экономики. Министерство финансов Украины прогнозирует, что оно начнется в ноябре 2009 года.

 

Тем не менее, Министерство промышленной политики (Минпромполитики) сообщило о готовности украинских автозаводов выпускать 8 тыс. автобусов ежегодно. Производственные мощности отечественных автозаводов позволяют выпускать указанное количество, из которых 2 тыс. – 2,5 тыс. составляют большие туристические автобусы.

ЛАЗ

Положение ООО «Львовские автобусные заводы» («ЛАЗ», ранее ОАО «Львовский автобусный завод») остается весьма сложным.

 

Предприятие находится в крайне тяжелом финансовом положении, долги накапливаются, а новых поступлений средств пока нет.

 

С января 2009 года завод работает в локальном режиме с целью выполнения ранее заключенных договоров.

 

Его основные конкуренты – «Богдан» и «Эталон» целеустремленно осваивают новые модели, фактически уже войдя в сегмент автобусов и троллейбусов, где ранее доминировал «ЛАЗ». В 2008 году предприятие выпустило лишь 70 автобусов, тогда как два года назад - 700 шт.

 

«ЛАЗ» активно ищет пути расширения экспортных поставок. В 2009 году он выиграл тендер на поставку 2 троллейбусов в Болгарию и 15 шт. в г. Сараево (Босния и Герцеговина), ведутся переговоры о поставке 120 троллейбусов в г. Белград (Сербия). Завод участвовал в тендерах в Латинской Америке и Иране.

 

В апреле 2009 года глава правительства Ю. Тимошенко разбиралась с положением предприятия, которое несколько месяцев фактически было парализовано, - производство оставалось минимальным, росла задолженность по зарплате и отчислениям в бюджет, кроме того, терялись рынки сбыта. Владельцы предприятия фактически дали понять, что не видят его перспектив, а заводу нужен стратегический инвестор.

 

Из-за значительных трудностей с выплатой задолженности по зарплате дело дошло до вмешательства прокуратуры.

 

Однако, среди основных участников рынка это предприятие находится в выгодных условиях, так как имеет 5-летний контракт с Ираном на поставку в 2009 году 300 новых автобусов на сумму 34 млн. евро в рамках иранской программы по обновлению коммунального транспорта.

 

Во Львовской обладминистрации начали самостоятельно искать заказчиков. В 2009 году Львов закупит автобусов на сумму 50 млн. грн., что даст возможность предприятию выплатить задолженность перед бюджетами всех уровней. Винница заказала 4 троллейбуса, а Киев продолжит закупку автобусов за счет денежных средств, предоставленных ЕБРР.

 

В текущем году ряд заводов страны выполнили по контракту с Министерством Украины по делам семьи, молодежи и спорта (Минсемьи) поставки комфортабельных автобусов для МДЦ «Артек» на сумму 10 млн. грв. Например, «ЛАЗ» осуществил поставки 10 машин стоимостью до 8 млн. грв., что помогло ему частично решить острый социальный вопрос с выплатой зарплаты персоналу завода. В свою очередь, корпорация «Богдан» также поставила «Артеку» 20 средних машин.

 

Выпуск автобусов «ЛАЗ» в 70-х гг. прошлого столетия достигал 13 тыс. шт. в год, за что завод был занесен в «Книгу рекордов Гиннеса». Проблемы предприятия, где работают около 1 тыс. человек, начались с того времени, как его приватизировали. Холдинговая компания «ЛАЗ» во главе с управляющей компанией «Сити Транспорт Групп» организована в 2007 году.  В ее структуру входят Львовский автобусный завод, Днепровский автобусный завод (г. Днепродзержинск) и Николаевский машиностроительный завод.

 

Власти города предлагали передать им 51% акций завода. Львов готов внести в уставной фонд земли, на которых находится предприятие. В свою очередь Фонд Госимущества (ФГИ) Украины высказался за национализацию «ЛАЗа», хотя он не имеет такого права. Данное предложение нашло поддержку и во Львовском областном совете.

 

В декабре 2008 года председатель Львовской областной государственной администрации (ЛОГА) Н. Кмить на встрече с послом КНР на Украине Чжоу Ли предложил китайской стороне купить Львовский автобусный завод. По информации «Auto-Consulting», интерес к «ЛАЗу» проявляли китайские автобусные холдинги «Yutong» и «KingLong», которые давно ищут выход на европейский рынок, но пока их поставки локальны.

 

В то же время, Украина и сопредельные страны СНГ могли бы стать достаточно большим рынком сбыта для китайских автобусов, которые уже осваивают передовой опыт европейских автобусных фирм. Кроме того, сам «ЛАЗ» также имеет много полезного для будущего партнера. Львовске власти считают, что следующий инвестор предприятия должен быть из автобусного бизнеса и обладать собственными возможностями, а не только финансовыми ресурсами.

 

Особенностью автобусного сегмента украинского рынка в 2009 году является интенсивное развитие новых направлений отечественного автобусостроения в сторону производства междугородних и туристических автобусов с целью внедриться на данную нишу, где ранее были представлены давно закупленные и снятые с эксплуатации за рубежом бывшие в употреблении иностранные автобусы. Их парк безнадежно устарел, постоянно становятся на прикол старые машины и отмечен рост аварийности с участием изношенной техники.

 

В 2009 году стало очевидно, что возврата к прежней модели пополнения рынка уже не будет. Вместе с тем, отсутствие кредитов, сокращение доходов транспортных предприятий и ограничения по тарифу поставили автотранспортные компании в тяжелое положение.

 

Как утверждают операторы рынка, спрос сократился, но не исчез. Пассажиров все равно необходимо перевозить, поэтому в отличии от сегмента грузовиков, автобусный рынок автобусов далее не будет обваливаться. Текущий год показал, что практически все продуценты активно создают новые модели междугородних и туристических автобусов.

 

Запорожский автозавод «ЗАЗ» представил оснащенный двигателем «Deutz» абсолютно новый средний городской автобус «I-VAN A10C» с комфортом европейского уровня, включая трап для заезда инвалидных колясок. Это, в очередной раз доказывают, что отечественный производитель готов обеспечить чемпионат Европы по футболу «Евро-2012» качественным транспортом, отвечающий европейским требованиям.

Правительство страны намерено утвердить решение об обеспечении только украинскими автобусами проведение «Евро-2012». По данным Минпромполитики, ввоз из-за границы 1 тыс. автобусов под «Евро-2012» нанесет бюджету убытки в размере 450 - 500 млн. грв. В то же время, их изготовление на отечественных предприятиях даст возможность задействовать 50 тыс. человек.

 

Кроме того, в бюджеты разных уровней и специальных фондов поступит 550 - 600 млн. грн. Премьер-министр Украины Ю. Тимошенко уверена в том, что правительство примет необходимые решения относительно использования продукции украинских автопроизводителей для обеспечения перевозок участников и гостей европейского чемпионата.

 

По информации корпорации «Богдан», Тимошенко отклонила инициативу Министерства транспорта и связи, относительно возможной закупки бывших в употреблении автобусов за рубежом к «Евро-2012», и убеждена, что правительство примет решение в пользу отечественных производителей, «несмотря на то, что у иностранных производителей очень много лоббистов именно в Украине».

 

С 2010 года на повестке дня правительства будет стоять вопрос подготовки инфраструктуры автоперевозок, а также закупки автобусов. Будут создаваться лизинговые схемы, привлекательные кредитные условия, в том числе и внешнеэкономические условия, чтобы было выгодно покупать именно украинские машины.

 

В 2009 году в стране появился еще один украинский производитель автобусов – Ровненский автозавод (предприятие «МТК»), где на базе «Mercedes-Benz Sprinter» наладили производство 18-месных микроавтобусов под названием «А207» и «А307 Селена» (20+1 пассажирских мест). Стоимость последней модели варьирует в диапазоне 400 - 500 тыс. грн.

 

Свои заявки на кусок «тендерного пирога» заявила «Группа компаний «АИС» (дистрибьютор российских автобусов «ПАЗ» на Украине). Учитывая цену «ПАЗов» и их неприхотливость в сельской местности, у новых моделей есть перспективы получить госзаказ.

 

Кроме указанных автобусов «ПАЗ» из России импортируются автобусы «ЛиАЗ», «Газель» и троллейбусы. Также на Украине хорошо известны турецкие автобусы «Temsa» и автобусы Минского автомобильного завода «МАЗ».

 

Значительные усилия прикладывают многочисленные китайские продуценты автобусов для закрепления на украинском рынке. Самые сильные позиции имеет компания «Yutong», предлагая туристический автобус среднего класса за 610 – 660 тыс. грв., городскую 11-метровую модель на 100 пассажиров за 710 тыс. Тогда как высокопалубные туристические лайнеры модели «Yutong ZK6129» в полной комплектации – за 1,1 млн. грв.

 

На Украине бум продаж китайских автобусов миновал, а с учетом девальвации гривны на первый план выходит продукция отечественных заводов.

 

Ситуация на украинском рынке говорит о том, что ключ к сохранению объемов производства для местных автобусных заводов лежит за пределами страны. Заводы активно ищут новые рынки сбыта, открывают экспортные офисы и работают над сертификацией продукции на зарубежных рынках.

 

Стратегия продаж на рынке

 

Рынок Украиныявляется одним ключевым рынком сбыта пассажирской техники МАЗ.Он характеризуется высоким уровнем конкуренции, лоббированием интересов украинских производителей на республиканском и муниципальном уровнях. В структуре потребителей автобусной техники преобладают предприятия частной формы собственности. Собственное производство пассажирской техники представлено предприятиями, производящими небольшие объемы техники.

 

Основными конкурентами для белорусской техники на украинском рынке являются российские и украинские производители.

В сегменте больших и особо больших автобусов на рынке наблюдаются значительные колебания, что объясняется неритмичностью заключения контрактов муниципалитетами. Кроме того, в последние годы на внутреннем рынке Украины все большую роль начинают играть местные производители автобусов большого и особо большого классов, такие как холдинговая компания «ЛАЗ» (диаграмма 3.3.8).

Диаграмма 3.3.8










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 241.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...