Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Кейс-2. «Развитие теоретического мышления»




В условиях развивающего обучения акцент смещается с эмпирического на теоретическое мышление. Как выстроить систему усложняющихся учебных задач? Может следует сначала давать понятия, а потом их конкретизировать, или сначала необходимо дать примеры, а потом их обобщить в правила.

 

Задание 6. Включите в педагогический словарь понятия: технология развивающего обучения, технология личностно-ориентированного образования, технология развития творческих качеств личности, технология саморазвития.

Методические указания.

При разборе педагогических ситуаций важно выявить понимание теоретических основ развивающего обучения школьников и творческий подход к урокам в начальной школе. Следует сравнить несколько вариантов решения проблемной ситуации и выбрать наиболее оптимальные решения.

Критерии оценки выполнения заданий:

1) степень подготовленности к докладу и убедительность выступления с презентацией,

2) участие в дискуссии (привлечение теоретических знаний, глубина и достаточность подобранных аргументов в таблице, умение привлечь собственный витагенный опыт, активность, корректность высказываний, следование правилам поведения в дискуссии, внимание и уважение к другим участникам дискуссии);

3) правильность заполнения таблицы.

Основная литература:

Сластенин, В. А. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2011. - С. 483-485.

Дополнительная литература:

1. Зинченко, В. П. Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова): учебное пособие / В. П. Зинченко. - М.: [б. и.], 2014. - 331 с. –

URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=226379

2. Концептуальные основы развивающей личностно-ориентированной дидактической системы обучения "Перспективная начальная школа": учебное пособие. - М.: АКАДЕМКНИГА, 2012. - 80 с.

3. Разработка и внедрение инновационных образовательных технологий подготовки современного учителя: монография / Н. А. Шайденко [и др.]. - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2013. - 138 с.

 

ТЕМА 12. ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ. АВТОРСКИЕ ШКОЛЫ (2 часа).

Цель занятия:

формирование теоретических знаний (когнитивная составляющая) – знакомство с инновационными процессами в образовании; усвоение видов инноваций в обучении школьников и критериев их оценки; определение ценностных ориентиров начального образования; целей, задач, направлений развития начального образования; знакомство с Концепцией развития универсальных учебных действий у младших школьников, видами УУД; с авторскими школами;

формирование умений (операциональная составляющая) – обобщать группы инноваций по признакам разделения, умения различать личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные действия учащихся, а также анализировать документы и научно-педагогические тексты;

формирование личностных качеств (личностная составляющая) – понимания социальной значимости инновационных процессов в образовании, ценностного отношения и профессиональной ответственности учителя за соблюдение ценностных ориентиров, выполнение целей, задач начального образования, развитие УУД у младших школьников.

Форма организации: семинар с элементами учебной дискуссии, подготовкой доклада и презентацией.

Основные понятия: инновационные процессы в образовании, учебная деятельность, учебные действия, универсальные учебные действия, авторская школа, адаптивная школа, школа саморазвития, школа свободного развития.

План

1. Сущность понятия «инновационные процессы в образовании». Классификация педагогических инноваций. Систематика инноваций.

2. Критерии оценки педагогических инноваций: новизна, оптимальность, результативность, возможность применения в массовом опыте.

3. Ценностные ориентиры начального образования. Цели, задачи, направления развития начального образования.

4. Концепция развития универсальных учебных действий у младших школьников. Понятие «универсальные учебные действия». Виды универсальных учебных действий.

5. Авторские школы: понятие и классификация. Педагогические технологии авторских школ.

6. Адаптивная школа Е.А. Ямбурга.

7. Школа самоопределения А.Н. Тубельского. 

8. Школа свободного развития А.В. Хуторского.

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Представьте классификацию педагогических инноваций.

Задание 2.Допишите пустые строкив таблице «Инновации».

Признак разделения Группы инноваций
1. По видам деятельности 1) педагогические, 2) 3)
2. По характеру вносимых изменений 1) 2) комбинаторные, 3)
3. По масштабу вносимых изменений 1) локальные, 2) 3)
4. По проблематике 1) изменение школы в целом на основе концепции; 2) разработка новых форм, технологий и методов учебно-воспитательного процесса; 3) 4)
5. В зависимости от области реализации или внедрения 1) 2) 3) в структуре взаимодействия участников педагогического процесса,
6. По источнику возникновения 1) 2) внутренние,
7. По масштабу использования 1) 2) диффузные,
8. В зависимости от функциональных особенностей 1) нововведения-условия, 2) 3) организационно-управленческие нововведения,
9. По масштабу и социально-педагогической значимости 1) федеральные, 2) региональные, 3)
10. По интенсивности инновационного изменения или уровню инновационности 1) инновации нулевого порядка – воспроизводство традиционной образовательной системы или ее элемента; 2) инновации первого порядка – количественные изменения в системе при ее неизменном качестве; 3) инновации второго порядка –   4) инновации третьего порядка -   5) инновации четвёртого порядка -   6) инновации пятого порядка –   7) инновации шестого порядка –   8) инновации седьмого порядка – коренное изменение образовательных систем, в ходе которого меняется основной функциональный принцип системы. Так появляется «новый род» образовательных (педагогических) систем.
11. По осмыслению перед введением инноваций 1) 2) 3) системные.

 

Задание 3.Определите ценностные ориентиры начального образования.

 

Задание 4.Обозначьте цели, задачи, направления развития начального образования.

Задание 5.Подготовьте тезисы к выступлению на основе знакомства с текстом статьи А.Г. Асмолова «Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения» в журнале «Педагогика» за 2009 год, № 4, С. 18-22.

 

Задание 6.Заполните таблицу «Критерии оценки педагогических инноваций».

Критерии оценки Характеристика
Новизна    
Оптимальность    
Результативность    
Возможность применения в массовом опыте  

 

Задание 7.Подготовьте доклад и презентацию по одному из вопросов:

1. Адаптивная школа Е.А. Ямбурга.

2. Школа самоопределения А.Н. Тубельского. 

3. Школа свободного развития А.В. Хуторского.

Задание 8. Включите в педагогический словарь понятия: инновационные процессы в образовании, системно-деятельностный подход, универсальные учебные действия, авторская школа, адаптивная школа, школа саморазвития, школа свободного развития.

 

Методические указания.

При подготовке тезисов по статье А.Г. Асмолова необходимо выявить основания обращения к системно-деятельностному подходу при разработке стандартов нового поколения при обучении современных школьников.

Критерии оценки выполнения заданий:

1) степень подготовленности к докладу и убедительность выступления с презентацией,

2) правильность заполнения таблицы;

3) участие в дискуссии (привлечение теоретических знаний, глубина и достаточность подобранных аргументов в таблице, умение привлечь собственный витагенный опыт, активность, корректность высказываний, следование правилам поведения в дискуссии, внимание и уважение к другим участникам дискуссии).

Основная литература:

Сластенин, В.А. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2011. - С. 583-591.

Дополнительная литература:

1. Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А.Г. Асмолов. // Педагогика.- 2009.- № 4.- С. 18-22.

2. Кузнецова, М.М. Метапредметные результаты, универсальные учебные действия в начальной школе / М.М. Кузнецова // Народное образование. – 2013. - №. 7. – С.155-161.

3. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии: проектное обучение: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.В. Матяш. – М.: Академия, 2011. - 144 с.

4. Мошнина, Р.Ш. Универсальные учебные действия: типовые задачи в начальной школе / Р.Ш. Мошнина, Т.П. Хоменко // Народное образование. – 2013. - № 6. – С.217-221.

5. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / А.П. Панфилова. - М.: Академия, 2011. - 192 с.

6. Разработка и внедрение инновационных образовательных технологий подготовки современного учителя: монография / Н.А. Шайденко [и др.]. - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2013. - 138 с.

7. Хуторской, А.В. Самобытные системы обучения / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2013. - № 7. – С.129-136.

 

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 212.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...