Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задания для самостоятельной работы




Примерная тематика семинарских занятий

 

ТЕМА 1. ОСНОВНЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ (2 часа).

Цель занятия:

формирование теоретических знаний (когнитивная составляющая) – знакомство с существующими в педагогической науке дидактическими концепциями; усвоение понятий и сущности проблемного, развивающего, личностно-ориентированного, интерактивного и концентрированного обучения школьников;

формирование умений (операциональная составляющая) – определять подходы к обучению, созданию условий применения разных концепций обучения;

формирование личностных качеств (личностная составляющая) – ценностных оснований использования концепций обучения школьников, понимания значимости того или иного подхода к обучению, осознание ответственности за выбор определенного пути в обучении.

Форма организации: семинар-конференция с элементами учебной дискуссии.

Основные понятия: дидактика, концепция, дидактическая концепция, теория обучения, проблемное обучение,  развивающее обучение, личностно-ориентированное обучение, интерактивное обучение, концентрированное обучение.

 

План

1. Обзор основных дидактических концепций.

2. Концепция проблемного обучения (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, М.И. Махмутов).

3. Концепция развивающего обучения (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин).

4. Концепция личностно-ориентированного обучения (Е.В. Бондаревская, В.С. Ильин, В.В. Сериков, И.С. Якиманская).

5. Концепция интерактивного обучения (М.В. Кларин, А.А. Вербицкий,                           Ю.С. Тюнников).

6. Концепция концентрированного обучения (Г.И. Ибрагимов, А.А. Остапенко).

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Подготовьте доклад с презентацией на один из вопросов семинара:

1. Концепция проблемного обучения (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, М.И. Махмутов).

2. Концепция развивающего обучения (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин).

3. Концепция личностно-ориентированного обучения (Е.В. Бондаревская, В.С. Ильин, В.В. Сериков, И.С. Якиманская).

4. Концепция интерактивного обучения (М.В. Кларин, А.А. Вербицкий,                           Ю.С. Тюнников).

5. Концепция концентрированного обучения (Г.И. Ибрагимов, А.А. Остапенко).

Задание 2. Заполните таблицу «Дидактические концепции».

Вид обучения Ученые Цель обучения Основная идея Принципы обучения Методы и формы Ограничения в использовании
проблемное
развивающее
личностно- ориентированное
интерактивное
концентрированное

Задание 3.Приведите примеры из практики, которые иллюстрируют особенности видов обучения (на выбор студента).  

                                         

Задание 4. Составьте 2 конспекта статей из журнала «Педагогика»: 1) Перминова, Л.М. Теоретические и методологические основы развития современной дидактики / Л.М. Перминова // Педагогика. - 2013. - № 5. – С. 45-50; 2) Осмоловская, И.М. Теоретико-методологические проблемы развития дидактики // И.М. Осмоловская // Педагогика. – 2013. - № 5. – С.35-45. Определите основные идеи авторов, сравните подходы к проблемам развития современной дидактики.

Задание 5. Подготовьтесь к терминологическому диктанту, выписав в свой педагогический словарь понятия: дидактика, концепция, дидактическая концепция, теория обучения, проблемное обучение, развивающее обучение, личностно-ориентированное обучение, интерактивное обучение, концентрированное обучение.

Методические указания.

Подготовьтесь к учебной дискуссии. Слово «дискуссия» происходит от лат. discussion – исследование, рассмотрение, разбор – обсуждение компетентными лицами какой-либо спорной проблемы на собрании, симпозиуме, в печати, в беседе, на занятиях семинара с целью установления путей ее достоверного решения. Учебная дискуссия – это особая форма организации обучения (учебно-исследовательской познавательной деятельности), построенная на диалоговой основе. Диалог выстраивается в системах «студент – преподаватель», «студент – студент». Для того чтобы стать равноправным участником дискуссии, Вам необходимо быть готовыми к беседе, к диалогу мотивационно и содержательно. Такая форма работы на семинаре потребует от Вас особой подготовки. Отличие данного диалога в том, что здесь как никогда уместно обращение к своему витагенному (жизненному) опыту, к его школьному пласту. Подготовьте аргументы, основываясь на своем опыте.

Критерии оценки выполнения заданий:

1) степень подготовленности к докладу и убедительность выступления с презентацией,

2) правильность заполнения таблицы;

3) участие в дискуссии (привлечение теоретических знаний, глубина и достаточность подобранных аргументов, умение привлечь собственный витагенный опыт, активность, корректность высказываний, следование правилам поведения в дискуссии, внимание и уважение к другим участникам дискуссии).

Основная литература:

Сластенин, В.А. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2011. - С. 151-159.

Дополнительная литература:

1. Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова): учебное пособие / В.П. Зинченко. - М.: [б. и.], 2014. - 331 с. –

URL: http://biblioclub.ru/

2. Концептуальные основы развивающей личностно-ориентированной дидактической системы обучения "Перспективная начальная школа": учебное пособие. - М.: АКАДЕМКНИГА, 2012. - 80 с.

3. Осмоловская, И.М. Теоретико-методологические проблемы развития дидактики // И.М. Осмоловская // Педагогика. – 2013. - № 5. – С.35-45.

4. Перминова, Л.М. Теоретические и методологические основы развития современной дидактики / Л.М. Перминова // Педагогика. - 2013. - № 5. – С. 45-50.

5. Подласый, И.П. Педагогика: учебник для студ. вузов / И.П. Подласый. - М.: Юрайт, 2012. - С. 512-519.

 

ТЕМА 2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ (2 часа).

Цель занятия:

формирование теоретических знаний (когнитивная составляющая) – знакомство с законами и закономерностями обучения; усвоение общих и конкретно-дидактических принципов обучения школьников;

формирование умений (операциональная составляющая) – объяснять закономерные связи процесса обучения, а также выявлять условия применения принципов обучения;

формирование личностных качеств (личностная составляющая) – ценностного отношения к процессу обучения, понимания социальной значимости и гражданской ответственности  учителя за реализацию принципов обучения в школе.

Форма организации: семинар с элементами учебной дискуссии, разыгрыванием сюжетных сценок фрагментов урока.

Основные понятия: дидактическая система, требование, правило, закон обучения, закономерность обучения, принципы обучения, условия реализации принципа.

План

1. Законы обучения (Ю.К. Бабанский, Б.С. Гершунский).

2. Закономерности обучения (Ю.К. Бабанский).

3. Принципы обучения и их характеристика.

4. Общие принципы обучения.

5. Конкретно-дидактические принципы.

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Проверьте себя, насколько хорошо Вы усвоили теоретический материал по теме, ответив на контрольные вопросы.

1. Чем отличаются понятия «закон» и «закономерность»?

2. Какие закономерности обучения Вы знаете? Дайте им характеристику.

3. Что такое «принцип обучения»?

4. В чем суть общих принципов обучения? Раскройте их.

5. Какие конкретно-дидактические принципы необходимо соблюдать при обучении? Обоснуйте ответ.

                                           

Задание 2.Заполните таблицу «Законы обучения и их характеристика».

Законы обучения Характеристика законов
 
 
 
 
 
 

  

Задание 3. Приведите примеры из школьной жизни, которые иллюстрируют 3 дидактических принципа (на выбор).                                          

Задание 4.  Подготовьте по группам сценарии в виде сюжетных ситуаций на уроке в начальной школе (по любому предмету – на выбор студента) по теме «Последствия нарушения принципов обучения» и покажите их на семинаре.

Задание 5. Дополните свой педагогический словарь терминами: дидактическая система, требование, правило, закон обучения, закономерность обучения, принципы обучения, условия реализации принципа.

Методические указания.

При подготовке сюжетных ситуаций на уроке в начальной школе необходимо выбрать предмет (русский язык, математика и т.д.), продумать учебный материал, тему, раздел урока, действия «учителя», «учащихся» и других необходимых персонажей. Далее следует подумать, какой принцип или принципы важно соблюдать в процессе преподавания данного предмета в ходе выбранного фрагмента урока. Сценки разыгрываются по небольшим группам (3-5 человек) по ролям: учитель, учащиеся, родители и другие лица по необходимости. Следует продемонстрировать не только фрагмент урока, но и результат несоблюдения принципов обучения. Во второй сценке студенты показывают последствия педагогических ошибок. По окончании показа студенты, не участвующие в сценке, отгадывают, какой принцип был нарушен и делают анализ педагогической ситуации, выводят правила вместе с активными участниками показа фрагмента урока.

Критерии оценки выполнения заданий:

1) степень подготовленности к семинару и убедительность выступления с ответом,

2) правильность заполнения таблицы (глубина и точность, адекватность и полнота ответа),

3) творческий подход и понимание теоретических основ обучения школьников при разыгрывании сюжетных ситуаций на уроке в начальной школе,

4) понимание педагогических терминов (умение выделять главное, проводить анализ, сравнение, выделять общее и различное, обобщать).

 

Основная литература:

Сластенин, В.А. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2011. -  С. 159-179.

Дополнительная литература:

1. Ибрагимов, Г.И. Методологические основы и факторы развития дидактических понятий / Г.И. Ибрагимов // Педагогика. – 2011. - № 10. – С.12-19.

2. Ибрагимов, Г.И. Предмет и основные понятия дидактики / Г.И. Ибрагимов // Педагогика. - 2014. - № 2. – С. 15-22.

3. Ибрагимов, Г.И. Учебный курс «Дидактика» в системе формирования дидактической культуры будущего учителя / Г.И. Ибрагимов // Педагогика. – 2011. - № 2. – С.54-63.

4. Подласый, И.П. Педагогика: учебник для студ. вузов / И.П. Подласый. - 2- изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012. - С. 439-468.

 

ТЕМА 3. ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ (2 часа).

Цель занятия:

формирование теоретических знаний (когнитивная составляющая) – знакомство с социальными и личностными целями обучения школьников; усвоение понятия целеполагания в дидактике, номенклатуры целей урока и технологии формирования целей урока, различение целей преподавания и учения;

формирование умений (операциональная составляющая) – выстраивать цели процесса обучения на уроке, а также выявлять потребности общества и человека в обучении и соотносить их с составом целей обучения;

формирование личностных качеств (личностная составляющая) – понимания социальной значимости целеполагания; важности правильной технологии формирования целей обучения в школе.

Форма организации: семинар с элементами учебной дискуссии, подготовкой сообщений.

Основные понятия: обучение, цель обучения, государственные нормативные цели, общественные цели, инициативные цели, потребности общества в обучении, потребности человека в обучении, целеполагание, цели урока, цели учения, цели преподавания.

План

1. История проблемы целей образования в различные эпохи. Связь целей образования и потребностей общества.

2. Цели образования и потребности человека (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский).

3. Традиции рассмотрения проблемы целей образования в Российской дидактике.

4. Понятие целей обучения. Сущность и структура целей обучения.

5. Целеполагание в дидактике. Иерархия и систематизация целей обучения. 

6. Цели урока: цели обучения, цели развития, цели воспитания.

7.  Примерная номенклатура целей урока (О.С. Гребенюк). Соотношение целей преподавания и целей учения.

8. Технология формирования целей урока.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 292.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...