Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Гнев как реакция на оскорбление




Гнев – естественная реакция на насилие. Если детям не разрешить выразить свой гнев, оно будут подавлять его. Самооценке детей будет нанесён серьёзный ущерб. Многие дети более старшего возраста будут винить себя за насилие, и это в результате может привести к злоупотреблению алкоголем, едой и наркотиками. Некоторые дети будут злиться на себя настолько, что будут наносить себе повреждения или попытаются совершить самоубийство.
Детей необходимо учить тому, что их гнев не должен причинять боль им и людям, которых они любят. Они должны знать, что гнев и любовь совместимы. Временами многие из нас сердятся на тех, кого мы любим. Им следует разрешить чувствовать гнев по отношению к человеку, оскорбившему их, однако, они должны понимать, что, хотя они и чувствуют гнев к этому человеку, это не должно стереть все положительные воспоминания и чувства, которые у них также могут быть.
Обращение своего гнева на поведение человека, оскорбившего их, снимает гнев с самих детей.
Это расчищает путь к восстановлению разрушенной детской самооценки.
Ребёнок пережил сексуальную травму. Дети могут чувствовать себя грязными или страдать от обусловленной обстоятельствами боязни сексуальности, или они становятся неуместно сексуальными. Вполне вероятны плохие взаимоотношения и несоответствующие формы проявления внимания или любви. Они могут прятать все чувства и в конечном счёте лишиться истинных чувств и ощущений. Специалисты и приёмные родители должны помочь ребёнку восстановить его способность чувствовать, выражать и справляться с чувством гнева, страха, отвращения и печали, в итоге создавая возможность для развития нормальных отношений взаимного участия и заботы.
Работа с детьми, которые были подвергнуты сексуальному насилию, очень болезненная для детей и всего круга специалистов и воспитателей, которые с ними работают. Сексуальное насилие ребёнка не может не оказывать сильного эмоционального воздействия на всех, кто имеет к этому отношение. Степень текущего эмоционального вызова никогда не стоит недооценивать. Она огромна для приёмных родителей и без поддержки может оказать влияние на их собственные отношения. Необходимо также поддерживать биологических детей приёмных родителей.
Помогая молодым людям выразить свои чувства и управлять своим поведением:

  • Будет правильным разрешить молодым людям выражать свои чувства; неправильно заставлять молодых людей говорить о своих чувствах.
  • Молодой человек может повторяться, возможно, каждый раз раскрывая чуть больше. Так же как и с нормальным "горем" человеку, перенесшему тяжёлую утрату, возможно, необходимо будет испытать те же переживания много раз. Им нужно дать возможность это сделать.
  • Приёмным родителям следует быть чуткими к "намёкам". Им нужно знать какая из ситуаций может "побуждать" подобные "намёки". Их работа заключается в том, чтобы слушать и слышать ребёнка.

Чтобы дать возможность детям излечиться от сексуального насилия, их необходимо научить поверить, что они были жертвами. Для многих детей это очень трудно сделать, они часто верят, что они, должно быть, в некоторой степени виноваты сами.
Когда дети впервые узнают, что они были сексуально оскорблены, они одновременно чувствуют облегчение и испуг. Реакция человека, которому они открываются, очень важна. Приёмных родителей необходимо учить тому, как справиться со своими собственными чувствами, узнав о насилии над ребёнком, с тем, чтобы они могли эффективно справиться с детскими чувствами. Им следует сдерживать свои чувства по отношению к раскрытому насилию с тем, чтобы ребёнок ни в коем случае не почувствовал, что воспитателям трудно справиться с тем, о чём им рассказали.
Приёмные родители должны уметь слушать с уважением и вниманием, им следует постоянно заверять ребёнка в том, что разоблачение никак не повлияет на любовь, которую они чувствуют к ребёнку.
Как дети говорят, что они были подвергнуты сексуальному насилию:

  • через поведение;
  • через игру;
  • через слова;
  • через рисунок.

Дети показывают в игре, рисунке свой опыт (показать 2 игрушки – одна насилует другую).
Взрослые должны (написать):

  • наблюдать;
  • слушать;
  • понимать.

Сейчас я зачитаю вам три истории из литературы, связанные с эмоциональным, физическим и сексуальным насилием. Внимательно слушайте. Затем будут вопросы.
1. Однажды Джон и Майкл прогуливались вместе. Выпал снег, они медленно шли по территории заведения.
"Послушай это", сказал Джон. Он позвал мальчика, проходившего мимо. "Смит".
"Да, сэр", сказал Смит и принял стойку смирно.
"Ты ведь знаешь кое-что о птицах, не так ли?"
"Да, сэр, немного".
"Только послушай эту скромность. Ты знал об этом, Майкл?"
"Нет".
"Итак, Смит является нашим экспертом. Не так ли, Смит?"
"Да, сэр".
"Его зовут с некоторой мягко иронией "Птичником Алькатраса". Смит, ты видел следы там?" Он указал на землю, покрытую свежим снегом, на котором какие-то птицы оставили свои следы.
"Да, сэр".
"Скажи Майклу чьи это следы" Майкл наклонился вперёд, ожидая с интересом, что скажет мальчик.
"Это следы воробья, сэр".
"Ммм". Джон почесал подбородок, "Я не эксперт в этих вопросах, Смит, но я бы сказал… мммм…, что это следы орла".
Мальчик пристально посмотрел на них. Майкл наблюдал.
"Нет, сэр, это не могут быть следы орла. Они слишком маленькие…" Мальчик вопросительно посмотрел на Майкла.
"Ты мне возражаешь, Смит?" - сказал он громко со злой насмешкой.
"Нет. Сэр".
"Хорошо. А теперь скажи Майклу, чьи это следы".
"Это следы орла", тихо сказал мальчик.
"Очень хорошо, Смит. Ещё один хорошо выученный урок. А теперь исчезни и займись делом". Джон фыркнул от смеха и поднял глаза на Майкла. Инцидент произвёл неприятное впечатление на Майкла, хотя в то время он ничего не сказал. В дальнейшем в подобных ситуациях Майкл видел, как мальчики становились дерзкими, а Джон по-настоящему сердился и хлестал детей. Он был единственным человеком в этом сражении, у кого были боевые патроны.
2. Инспектор милиции продолжал разговаривать с Дмитрием Васильевичем в течение долгого времени… Милиционер сказал: "Он слишком мал, чтобы против него возбуждать дело, но пришло время что-то сделать. В КДН поступила жалоба, что он не получает должного воспитания и внимания. Что его недостаточно контролируют".
Милиционер продолжал: "Владельцы магазинов, возможно, подадут на вас в суд. Он разбил стекла практически во всех магазинах на улице".
Дмитрий Васильевич сказал: "Войди".
Он шагает назад и вперёд, три шага в одну строну, три шага- в другую.
"Где ты был?" Вперёд.
"То, что ты будешь дуться, тебе не поможет. Отвечай". Назад.
"Отвечай". Вперёд.
"Почему ты это сделал?" Назад.
"Отвечай". Вперёд.
"Отвечай" Назад.
"Отвечай".Вперёд, назад к двери, и гневное: "Сними свою рубашку" - в то время, как он выходит из комнаты. Дверь хлопнула.
Когда Дмитрий Васильевич возвращается в кухню, он несёт свой ремень за кожаный конец.
Пряжка блестит и раскачивается, едва не касаясь, пола.
Он говорит низким, полным страдания голосом: "Ты опозорил меня".
Он говорит: "Ты опозорил всех, ты, дрянь".
Он больше ничего не говорит, но, повернув стул к столу, сказал: "Садись".
Коля бросается с кулаками вперёд, но удар кажется глупым и хилым. Дмитрий Васильевич пронзительно кричит.
Первый удар пришёлся по голове Коли.
Удары продолжают сыпаться, и сыпаться, и сыпаться.

Подумайте о детях в каждой из историй. В первом примере мы прочитали не только об эмоциональном насилии. Что будет чувствовать ребёнок, который перенёс такую жестокость и унижение, о себе и о взрослых вокруг?
Что вы думаете о ребёнке из второго примера?
Ребёнок испытывает не только боль, но и страх рассказать кому-нибудь. Приходится делать вид, что ничего не случилось и жить с этим.
Эта реальная история и женщине, прожившей в Америке в течение 5 лет, оставаясь, немой.
И, наконец, подумайте о ребёнке, который был подвергнут сексуальному насилию в третьем отрывке.
Запишите свои мысли по поводу целого спектра эмоций и реакций, которые вы можете ожидать от оскорблённого ребёнка.

Нет двух одинаковых детей, которые будут одинаково реагировать на насилие и оскорбление. Однако, есть некоторые эмоции, общие для многих детей в подобных обстоятельствах. Можно ожидать, что ребёнок будет чувствовать злость или будет подавленным. Очень часто ребёнок будет испытывать чувство вины, никчемности, и будет осуждать себя. Эти чувства поочерёдно будут проявляться в трудном поведении, таком, как ярость, агрессия или нанесение увечий себе. Дети, подвергшиеся сексуальному насилию, сами могут проявлять сексуальное поведение, неподходящее их возрасту.
























































Стадии насилия в семье

  • Фантазия (представляет как будет хорошо, проигрывает ситуации).
  • Выделяет ребёнка (или балует, или терроризирует в отличие от других).

Дети Жертва

  • Подготовка матери (наговаривает, что она такая или наоборот).
  • Насилие (отправляет мать и насилует, последующий акт – заслужить хорошее отношение).

Как бы вы помогли ребёнку восстановить уверенность в себе и начать чувствовать себя лучше?
Составьте список того, что вы будете делать, чтобы достичь этого.


ЗАНЯТИЕ 11.

Тема: "Поведение. Вызывающее поведение".

План

  • Проблемы в поведении.
  • Депрессия и самоубийство среди детей и подростков.
  • Стратегия изменения негативных сторон поведения.

1. Работа в группах.
а) Какие проблемы в поведении детей, поступающих в приют, встречаются.
б) Наметить стратегию изменения этих сторон поведения.
2. Агрессия (балуются, не слушаются, нападают на других без причины; перебивают, дразнят, пытаются доминировать).
Может возникать в 2 случаях:

  • как крайняя мера, когда ребёнок исчерпал все другие возможности для удовлетворения своих потребностей;
  • как "выученное поведение", когда ребёнок поступает агрессивно, следуя образцу (поведение родителей, других значимых лиц и т.д.).

Агрессивная реакция – это реакция борьбы за выживание, попытка изменить положение вещей. Складывается из неудовлетворённости, протеста, злости или явного насилия. Всё это совершенно нормально. Агрессия в ряде случаев предпочтительнее, чем хныканье, жалобы, покорное повиновение.
Поскольку причиной агрессии являются лишения и ограничения, то крайне редко удаётся полностью освободить ребёнка от агрессии. Речь должна идти не о том, чтобы полностью исключить агрессивность из характера детей, а о необходимости поощрять те её проявления, которые не приносят вреда другим.

Агрессия


физическая словесная косвенная
(использование (ссора, крик, визг, угроза,
физической силы проклятия, ругань)
против другого)

Дети, таким образом, разрешают свои проблемы. Эффект вмешательства взрослых – драка приобретает значение важного события.
Тактика взрослого:
Обращение с детьми до вспышки агрессивности.

  • иногда оставлять, чтобы они разобрались сами (если видите, что не нанесут друг другу увечья). Они способны к самостоятельному разбору некоторых споров;
  • можно предложить ребёнку игрушку, которую он мог бы безбоязненно пинать или кусать;
  • отвлечь другими интересными занятиями;
  • в случае, когда невозможно отвлечь и нападение вот-вот состоится, наилучшей реакцией взрослого будет отвести руку ребёнка или удержать его за плечи. Действия должны быть подкреплены словесно: "Нельзя!"

Обращение после агрессивного нападения.

  • резкое слово драчуну и благосклонное внимание жертве (в обычное время виновник должен пользоваться таким же вниманием);
  • крепко взять ребёнка за руки и строго глядя на него сказать: "Драться нельзя" или "Не кусаться". Внимание должно быть ограниченным и негативным, а жертве – сопровождаться обильными утешениями;
  • лишение любимых игрушек и привилегий, но не растягивать это наказание на целый день, а осуществить его как можно скорее;
  • исключить угрозы ребёнку – обидчику ("Вот я укушу тебя, будешь знать!" (будет кусать ещё сильнее, чем взрослый)). Реплики ("Иди и дай сдачи!");
  • исключение телесных наказаний:
    • делает ребёнка нерешительным, теряющимся, неуверенным в себе;
    • приучается бояться и испытывает неприязнь к взрослым;
    • телесные наказания – агрессивная модель, а у агрессивных родителей вырастают агрессивные дети.

Страх – неприятное, мучительное чувство. Возбудители: одиночество, незнакомость людей, предмета; внезапное приближение; контрастное изменение стимула (тихо-громко, свет – тьма), высота, боль.
Возникновение и исчезновение страха зависит от возраста.
Тактика поведения взрослого:

  • Минимизация страха. Взрослые должны воздерживаться от запугивания ребёнка, должны информировать, что страх должен возникать лишь в чрезвычайных ситуациях.
  • Избежание страха. Не запугивать ребёнка в целях воспитания.
  • Компенсация страха. Если намеренно или по незнанию напугали ребёнка, то извинитесь или объясните, что не хотели причинить ему вред.
  • Противодействие источнику страха. Должны учить в ситуациях, вызывающих страх наступать, а не отступать.

Страх травмы: когда ребёнка укусила собака, упал.
Страх наказания: крика и физического насилия – ненависть к взрослым.
Страх перед неспособностью выполнять приказания взрослых – боится, что взрослые перестанут любить его и откажутся от него.

Симптомы страха: грызение ногтей, сосание пальца, заикание, тики, ночное недержание мочи, капризы во время еды, жалобы и хныканье, замкнутость.
Взрослые должны:

  • Умерить свои требования к детям, реже наказывать и меньше обращать внимание на враждебность.
  • Высмеивание и шутки по поводу страха неуместны и недопустимы.
  • Не употребляйте слово "страх".
  • Рассказы о том, что сам взрослый когда-то пережил точно такое же и сумел преодолеть это чувство.

Работа психолога.

















Гиперактивность

Трудно усидеть на месте. Суетлив, много двигается, вертится на месте. Часто раздражает манерой своего поведения. Легко отвлекается, не может сконцентрироваться, нередко проливает молоко, неуклюж. Трудности в учёбе, проблемы со сверстниками из-за ярлыков, агрессия.

Тактика взрослого:

  • Выделить специальное время для занятий с ребёнком, должны проходить в тихой комнате, постепенно увеличивая время для занятий.
  • Подбор игрушек и занятий с учётом интересов ребёнка.
  • Во время занятий привлекать репликами: "Посмотри!", "Послушай".

Необходима работа психолога.
Психосоматические симптомы.

  • Энурез (внимание после 3,5-4,5 лет) – результат неправильного воспитания или психического напряжения.

Причины:










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 275.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...