Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Пути формирования привязанности




  • Позитивное настроение, отношение к ребёнку.
  • расчёсывание волос (особенно у девочек).
  • Читать ребёнку.
  • Занятия интересным делом, вдохновить ребёнка, подтолкнуть ребёнка к общению, делу вне дома.
  • Показать заинтересованность делами и успехами в школе.
  • Готовить вместе с ребёнком пищу.
  • Привлечение к домашнему труду.
  • Говорить ребёнку о своих чувствах, что радует, что огорчает.
  • Говорить ребёнку о своём прошлом, рассказывать истории, которые рассказывали ваши бабушки и дедушки.
  • Составить родословную биологической и приёмной семьи.
  • Составлять книгу истории жизни ребёнка вместе с ребёнком.
  • Анализировать ситуацию, обиды; разбираться почему так.
  • Положительные физические контакты (обнял, приласкал), но надо быть осторожным:

"Закон 3*10"
10 раз похвалить
10 раз погладить
10 раз посмотреть в глаза

  • Играть с ребёнком.
  • Разместить фотографии семьи приёмного ребёнка.
  • Расскажите как вы горды и счастливы за то, что вас выбрали воспитателем.
  • Дать ребёнку вещь, которая принадлежит вам, талисман.
  • Узнайте, что ребёнок любит, а что нет.
  • Найдите время побыть наедине с ребёнком.
  • Разделить чувства и настроения ребёнка.
  • Если вы уехали, то всё равно поддерживайте связь с семьёй, с приёмными детьми (позвоните, пошлите открытку).
  • Улыбайтесь чаще друг другу.
  • Выделять событие знакомое для ребёнка и всегда вспоминать об этом.
  • Найти общие интересы с приёмным ребёнком, вовлекать своих детей.
  • Давайте возможность выбора и участия в принятии решений.
  • Нес ответственность за что-то и кого-то.

Упражнение: "Где Вы на дереве сегодня?"
Разные способы использовать это упражнение.

  • Ты счастлив. Покажи, как ты счастлив.

Если счастлив – фигура №1.
Если нет – фигура в низу.

  • У ребёнка спрашивается: "Зол ли ты? Как ты зол, покажи?"
  • Ребёнок может объяснить, как чувствует себя по отношению к приёмному воспитателю (показать № фигуры).

Позволяет невербально общаться с ребёнком.
Сегодня эти упражнения будем использовать в связи с привязанностями. Будете говорить сегодня о своих привязанностях. Должны подумать и выбрать адекватную фигуру о привязанности к Вашей семье. Если сильно привязаны – фигура будет вверху, если нет – то внизу.
После того, как обозначите привязанность к своей семье, поменяйтесь карандашами и обозначьте привязанность к этой группе
2 человека, которые хотят поделиться (обсуждение обозначенного).
Внимание обращается на ребёнка, который валится вниз, взбирается на лестницу.

Упражнение: "ЕСОМАР"

На этой схеме поместили ребёнка в центр. Вокруг другие кружки: это члены семьи и все, кто окружает ребёнка. Мы просим у ребёнка с помощью стрелок показать привязанность к другим людям, соединив свой круг с более маленькими кружками. (Объясняем условные обозначения штрихов).
Можно сделать свой круг, если кого-то нет в кружках, и к кому Вы привязаны.
Это упражнение можно проводить как со взрослыми, так и с детьми. Эту картинку могут одновременно заполнить и ребенок, и приёмные родители. Цель – проследить совпадения.

Далее членам группы предлагается отметить свою привязанность. Обмен мнениями.

 












ЗАНЯТИЕ 7.

Тема: "Разлука и потеря".

План

  • Теории разлуки и потери. Потеря как травма.
  • Стадии тяжёлой утраты.
  • Возможные последствия потери и разлуки.
  • Факторы выздоровления.

Разлука и потеря

  • Упражнение, связанное с чувствами, которые может вызвать разлука.

Сядьте поудобней, расслабьтесь и закройте глаза.
Представьте, что вы в кругу своей семьи, вы ужинаете, у вас был хороший день. Вам очень хорошо в кругу своей семьи.
Вдруг – стук в дверь, открываете, видите на пороге милиционера и незнакомую женщину. Вас забирают и хотят увезти. Вы сопротивляетесь, но они вас тащат. Ваша семья пытается вас защитить, но милиционер отгоняет их. Вас посадили в машину, вы ехали куда-то очень далеко. Наконец привезли в какой-то дом. Там вас встретила приятная женщина и сказала, что вы теперь останетесь здесь. Она предложила вам хлеб и воду, потом отвела на верх и показала вам вашу комнату.
На следующий день вы увидели опять эту женщину. Она держала сумку, она отдала эту сумку вам. Вы открыли её, там были ваши вещи из дома.
Откройте глаза и давайте обсудим, что вы чувствовали. Участники проговаривают. Чувства записываются на листе бумаги.
Я по нескольким причинам провела с вами это упражнение:

  • детей забирают из биологической семьи, когда с ними плохо обращаются там, но для них такое обращение всё равно норма;
  • дети не понимают – куда и зачем их увозят;

Задача: доказать слушателям, что важно подготовить ребенка к переезду в приют или из приюта в приёмную семью, а не увозить сразу.

  • Сегодня мы будет говорить и потере и разлуке. Есть много теорий, изучающих разлуку и потерю. Я хочу коснуться одной из медицинских теорий, рассматривающих потерю как травму.





Травма

  • Событие, которое является угрозой или ощущается как угроза для жизни или личной неприкосновенности.

И

  • Реакция на событие – чувство страха и беспомощности.

Травматический стресс
Реакция на травму, отражающая выработку избыточного количества гормонов стресса.

  • Функцию мозга
  • Все главные системы организма
  • Социальную жизнь
  • Био – психосоциальную травму.

То, что переживаем мы, теряя близкого человека, тоже переживает и ребёнок.
Винниккотт:

  • Боль разлуки для ребёнка означает, что весь мир рушится, всё теряет смысл.
  • Ребёнок чувствует себя совершенно беспомощным.

Потеря и разлука включают:

  • Страх – который необходимо преодолеть
  • Горе – которое необходимо выразить

То, каким образом, вы будете переживать горе, зависит от индивидуальных качеств. Рассматриваем ступени скорби (таблица 1).

Стадии утраты:

  • Шок
  • Протест
  • Отчаяние (на этой стадии начинаются депрессии)
  • Отчуждённость
  • Адаптация


Елизавета Кублер-Росс

Этапы скорби:

  • Шок
  • Отрицание
  • Гнев
  • Уступка
  • Грусть/отчаяние
  • Решимость: чтобы достичь этого этапа, необходим хороший постоянный воспитатель.

Разлука и потеря

ПРОТЕСТ ОТЧАЯНИЕ ОТЧУЖДЁННОСТЬ
Плач, хныканье, душевное страдание; зовёт и ищет воспитателя; вспышки гнева/ярости, истерика Грустный, в состоянии депрессии, спокойный, вялый, замкнутый; отказывается от утешений со стороны незнакомых людей. Не интересуется игрой. Замкнутый, может отказываться наотрез от внимания воспитателя или не узнавать его. Избегает воспитателя.

Как для взрослых, так и для детей очень трудно пережить эти стадии горя, но особенно для младенцев и детей – инвалидов, т.к. они не могут это всё проговорить.

  • Возможные последствия потери и разлуки.

(групповая работа)
Группа называет, а я записываю:

  • агрессивность;
  • развивается чувство вины;
  • грустный, чувствует, что он несчастный;
  • не развивается самостоятельность;
  • часто болеет;
  • начинает плохо вести;
  • ставит себя в положение жертвы;
  • уходит в себя;
  • не может сконцентрироваться.

Здесь отражено то, что может произойти. Если у ребёнка нет воспитателя, человека, который бы ухаживал за ним.
Особенности поведения:

  • чувство страха, беспокойства, протест;
  • в отчаянии, не играет, плачет, не ест;
  • если не будет развиваться привязанность, то успокаивает сам себя при помощи сосания пальца, ударяется головой, мастурбация;
  • не развивается эмоциональная сфера; приостановка физического и интеллектуального развития;
  • если нет постоянного воспитателя положение обостряется – ребёнок становится неуправляемым;
  • если находим постоянного воспитателя, ребёнок оживает, реагирует, начинают формироваться новые привязанности, начнёт достигать успехов.
  • Работа в группах: как можно организовать процесс так, чтобы эти проявления проходили безболезненно.

Згр 1) биологические родители
2) учреждения
3) приёмная семья
1 гр
Подготовить ребёнка к новой ситуации для адаптации к новым условиям и людям

  • привычки
  • вещи, игрушки, которые любит, пищу и др.

2 гр

  • прийти из учреждения – познакомиться с семьёй;
  • узнать о любимых вещах, пище;
  • подготовка к возврату в биологическую семью или помещение в приёмную семью.

3 гр

  • заранее найти приёмную семью;
  • неоднократное посещение ребёнком приёмной семьи, знакомство с обстановкой, игрушками, вещами, привычками;
  • постепенное оставление ребёнка;
  • оборудование комнаты, в которой будет жить ребёнок;
  • оставлять игрушки в доме, давать свои вещи;
  • предупредить, что, возможно, поживёт в новой семье;
  • связь с родными – гулять там, где гулял ребёнок, посещать родные места.

Важные факторы выздоровления

  • Безопасность и стабильность
  • Надёжный круг общения, включая хорошо сформированные отношения
  • Способность выразить случившееся словесно
  • Необходимо разрешить выражать свои сильные эмоции
  • Необходимо помочь преодолеть скорбь в детстве, или же печаль будет преследовать в зрелом возрасте.
  • Упражнение "Ящик с сокровищами"

Сейчас что-то более весёлое и радостное. Это коробка с наклеенными картинками (или ящик с воспоминаниями). На крышке нарисованы лица и гримасами, то, что наклеиваем д.б. понятно ребёнку.
В ящик кладём вещи ребёнка – предметы, ассоциирующиеся с жизнью новорожденного; с матерью, родственниками, с жизнью до помещения в приют или приёмную семью (бирочки на руки, ползунки, чепчик, духи мамы, фотографии и т.д.). Биологические родители могут сами складывать такой ящик ребёнку, если это возможно. Затем ящик должен храниться у приёмных родителей, чтобы ребёнок не уничтожил ящик. Приёмный родитель может тоже докладывать туда свои вещи. Если у ребёнка нет своих вещей, то в приюте записывается на листочках, когда появился первый зуб, когда ребёнок начал ходить и т.д. Эти листочки вкладываются в ящик.

Это девочка Лана. У неё нет мамы и папы. Она жила с бабушкой и дедушкой. Но бабушка и дедушка были старые и скоро умерли. Ты попала к нам. Они передали вот этот ящик – это ящик воспоминаний. Это была твоя одежонка, когда ты родилась. Это духи твоей мамы – знакомим ребёнка с содержанием этого ящика.
Когда тебе станет грустно, и ты станешь скучать по своим родителям и родственникам, ты можешь открыть этот ящик.

В приютах и детских учреждениях можно использовать этот ящик и по другому. При прерванном развитии для ребёнка характерно задавать различные вопросы, которые его волнуют. Каждому раздаётся листочек. На листочках просим детей написать вопрос или нарисовать картинку и поместить этот листочек в ящик. И говорим: "Твои вопросы лежат здесь. И теперь они не будут беспокоить тебя некоторое время. По немногу мы будем разбирать эти вопросы.
Этот способ помогает тем, что ребёнок меньше пристаёт с вопросами, а когда у воспитателя есть время – есть возможность уделить его ребёнку и рассмотреть вопрос.

  • Упражнение. Участники на бумаге пишут 10 слов (вещей), которые у их родного ребёнка вызывали привязанность, то есть названия тех вещей, которые бы они сложили в "ящик воспоминаний". Делятся мнениями.

 










ЗАНЯТИЕ 8.

Тема: "Создание книги истории жизни ребёнка. Использование блок–схем".

План

  • Зачем необходима "Книга жизни"?
  • Использование блок-схем для составления таблиц "Основные моменты жизни человека".
  • Способы сбора информации для книги истории жизни.
  • Сегодня поговорим о важности создания книги истории жизни ребёнка.

Зачем необходима "Книга жизни"?

"Книга жизни" (или её ещё называют "История жизни") по определению Веры Фалберг – это описание жизни ребёнка в словах, картинках, фотографиях и приложенных документах, сделанных самим ребёнком с помощью взрослого. Дети, которые живут со своими родителями, имеют возможность спросить у них о своём прошлом, а также выяснить некоторые происшедшие в прошлом события, имеющие связь с настоящим. Дети же, находящиеся под опекой, зачастую лишены такой возможности. Они разлучены со своими родителями и семьёй; они могли находиться в нескольких приёмных семьях, быть под наблюдением нескольких социальных работников, жить в разных домах. Они могли "потерять" своё прошлое, а многое просто забыть.
Когда дети забывают своё прошлое, наблюдаются трудности в их эмоциональном и социальном развитии. Если взрослые не хотят обсуждать с детьми их прошлое, детям кажется, что было в нём что-то плохое в этом прошлом.
"Книга жизни" - это своеобразная попытка для ребёнка, находящегося под опекой, попасть обратно в своё прошлое, собрать информацию и обсудить с ребёнком значительные факты в его жизни, а также людей, которые играли важную роль в ней. Книга также помогает ребёнку лучше понять всё то, что было у него в прошлом и заставляет думать о будущем.
Уже доказано, что большинство детей говорят о своём прошлом, настоящем и будущем с тем взрослым, который относится к ним с пониманием и это очень помогает детям. Создание вместе с ребёнком "Книги жизни" позволяет правильно построить такого рода беседу.
Ребёнок, находящиёся под опекой, будь это детский дом, либо приёмная семья, или даже в том случае, когда он возвращается обратно в свою родную семью, ему необходимо понять, почему он находился под опекой и почему взрослые всё время подводили его и разочаровывали. А мы зачастую упускаем этот шанс в отношении детей, за которых несём ответственность.
Опыт работы с детьми показывает, что в процессе общения с детьми при создании "Книги жизни", дети "раскрываются" и это играет очень большую роль для них самих.
Все дети имеют право знать о своём прошлом и о своей семье. Это право есть у каждого ребёнка в любой семье, но, пользуясь им, он не осознаёт насколько это важно и необходимо. Это право для детей, которые находятся под опекой является очень важным, так как это необходимо не только для их собственного спасения, но и также для их будущих детей.







КНИГА ИСТОРИИ ЖИЗНИ

Информация, которую приёмные родители должны собрать, включает следующее:

  • Основные вехи в развитии ребёнка (когда, прорезался первый зуб, первый шаг и т.п.)
  • Информация об основных травмах, болезнях или пребывании в больнице.
  • Любимые виды деятельности.
  • Любимые Рождественские подарки и подарки на день рождения.
  • Каким образом ребёнок отмечал специальные праздники.
  • Любимые друзья.
  • Информация о домашних животных в семье.
  • Информация о том, как ребёнок проявлял чувства.
  • Фотографий биологической семьи и дома, где жил.
  • Фотографии приёмных родителей.
  • Фотографии ребёнка с приёмной семьёй.
  • Милое "озорное" поведение
  • Способы, при помощи которых ребёнок любил проявлять свою любовь.
  • Особенные поездки или каникулы, проведённые с приёмными родителями.
  • Информация о реакции и о частоте визитов биологических родителей.
  • Любые родственники, которые занимали особое место в жизни ребёнка.
  • Имена учителей и название школы, которую посещал ребёнок.
  • Карточки с информацией об успехах ребёнка в школе.
  • Специальные мероприятия, например, участие в мероприятиях клубов, пребывание в загородных лагерях.
  • Церковь, которую посещал.

Все значимые события люди включают в историю жизни.

2. Основные этапы (моменты) жизни человека можно описывать с использованием блок – схем.

Использование блок – схем для составления таблиц
"Основные этапы / моменты жизни человека"

Блок – схемы – это удачный способ записи последовательности всех самых важных и значимых этапов жизни человека в хронологическом порядке. Некоторые события жизни важны сами по себе, например, рождение, замужество/ женитьба и т.п. Другие – более субъективны, человек сам определяет их значимость, потому что они произошли в какое – то определённое время в каком-то определённом контексте. Необходимо отметить, что существуют различные формы представления таблиц при помощи блок-схем.
Блок=схемы имеют две основные цели. Во-первых, они помогают делать записи об основных этапах жизни человека. Незаполненную блок-схему на первой странице файла можно быстро и легко заполнить по мере того, как происходят события, её можно легко создать при переселении или в период кризиса; её будет проще использовать в случае необходимости, чем письменный отчёт.
Вторая цель является менее очевидной, хотя, возможно, более значимой. Блок-схема помогает вызвать/пробудить чувства. При составлении своей блок – схемы взрослый человек будет заново переживать отдельные чувства радости и боли, которые сопровождали описываемые события. Эти чувства иногда претерпевают изменения, когда они воспринимаются в ряду с другими событиями, которые вносятся в блок-схему по мере её составления; в результате такого упражнения усиливается осознание человеком чувств, которые он испытывал в детстве.
При составлении блок-схемы многие взрослые мысленно видят яркие картинки, которые они могут перенести на блок-схему при помощи всего лишь нескольких слов. Дети могут более чётко описать свои чувства и переживания в картинках и рисунках, поэтому блок-схемы, которые они создают, представляют собой серию импрессионистских представлений о событиях. Социальному работнику, который курирует данного ребёнка, для благоприятного толкования картинок необходимо проявить особую чуткость.
Хотя блок-схема (она никогда не завершена) в конечном итоге представляет последовательность событий, она не обязательно должна составляться в хронологической последовательности. Многие, а особенно дети, предпочитают начинать таблицу "Основные этапы моей жизни" с момента жизни в настоящем, а затем двигаться постепенно назад, к событиям прошлого, или, наоборот, начинают с самого значимого и важного в их жизни события. Иногда дети могут представить или изобразить что – то важное в их жизни через картинку, модель, схему или даже через игру, и это может помочь социальному работнику подсказать ребёнку с чего начать составление таблицы.
Детей нельзя торопить составлять таблицы "Основные этапы жизни". Многим детям сначала необходима помощь в виде, например, "Книги чувств", "Картины жизни" или некоторого количества отдельных рисунков, прикреплённых на стену или хранящихся в определённом месте, чтобы они смогли почувствовать, насколько значима для них эта последовательность. Некоторые таблицы создаются на отдельных листах, соединённых лентой с тем, чтобы их можно было растянуть вдоль комнаты; другие рисуются на рулоне бумаги. В таком случае рулон раскручивают с одной стороны и закручивают с другой. Есть варианты, когда изображается длинная улица с домами или дерево с многочисленными ветками – всё зависит от воображения и фантазии ребёнка.
Блок-схема/таблица принадлежит её создателю. Многие дети используют эти блок-схемы как основу для создания "Книги жизни", которую в силу её специфики проще открыть и показать другим людям. Некоторые дети хотят уничтожить свои таблицы, как только они приступили к созданию "Книги жизни", другие, напротив, берегут и дорожат ими.

Для примера представляется своя схема жизни.
Это не фотоальбом. В фотоальбоме не описывается, как чувствует себя ребёнок на отдельных этапах жизни.
Использование блок-схем важно и для прослеживания эмоционального развития – поможет проходить с приёмными родителями стадии скорби. Можно проследить и развитие ребёнка, все стадии его развития, не застрял ли он на какой-либо из этих стадий, не наступил ли регресс. Поведение ребёнка будет индикатором Вашей работы. Если у восьмилетнего ребёнка истерии трехлетнего – значит, он находится на этапе развития трехлетнего. И Вам необходимо работать с ним так же как с трёхлетним.

3. Способы сбора информации.

  • Важнейший момент – медицинская карта ребёнка (начинаем заполнение с неё).
  • Если знаем, кто биологические родители – изучаем медицинские карты родителей. Важно проследить генетическую наследственность, заболевания, психические явления.
  • Информация социальных работников о ребёнке, о его семье.
  • Успеваемость ребёнка (из бесед с учителями).
  • С другими членами семьи ребёнка, с людьми, у которых есть информация о жизни ребёнка.
  • Посещение мест, которые помнит ребёнок. Или не помнит, а вы знаете. Не посещать в одно время несколько мест. Может вызвать переживание бурных чувств у ребёнка.
  • От работников детского учреждения, где был ребёнок.
  • Каждый день, когда собираем информацию – делаем анализ того, что собрали.
  • Не давать почувствовать вину ребёнку за происшедшее. Найти как можно больше счастливых моментов, которые можно поместить в "Книгу жизни".

4. Далее раздаётся бумага и участникам предлагается создать "Книгу истории жизни" определённого ребёнка. Даются ножницы, бумага, предлагаются журналы с фотографиями, картинками, которые можно вырезать.
Участники разбиваются на группы и делают "Книгу истории жизни", но очень подробно.
Затем делятся своими историями.

ЗАНЯТИЕ 9.
(практическое занятие)

Тема: "Роль игры в работе с приёмным ребёнком".

Цель: познакомить приёмных родителей с терапевтическими упражнениями и играми.













ЗАНЯТИЕ 10.

Тема: "Насилие в семье".

План

  • Что такое "оскорбление ребёнка" (насилие над ребёнком)?
  • Эмоциональное насилие.
  • Физическое оскорбление.
  • Определение сексуального оскорбления. Признаки.
  • Психологические особенности детей, подвергшихся оскорблению.
  • Оказание помощи.

Насилие в семье

1. Определение эмоционального насилия.
Ребёнок, подвергнувшийся оскорблению/ насилию – это любой мальчик или девочка в возрасте до 18 лет, который/ которая перенесли или, вероятно, находятся под серьёзной угрозой физического насилия, запущенности, эмоционального или сексуального оскорбления/ насилия.
Прерванное эмоциональное развитие детей, подвергшихся оскорблению.
Рассматривается с точки зрения Эриксона об этапах эмоционального развития.
Вместо обычного доверия ребёнок, подвергшийся оскорблению, научился не доверять.
Вместо независимости/ автономии ребёнок научился испытывать стыд.
Вместо инициативности ребёнок приобрёл чувство вины.
Вместо трудолюбия ребёнок приобрёл комплекс неполноценности.
К моменту достижения отрочества ребёнок испытывает смятение относительно своей роли вместо развития чувства идентичности.
Определение эмоционального насилия.
Эмоциональное оскорбление/ насилие – враждебное или безразличное поведение родителей, которое наносит вред самооценке ребёнка, уменьшает осознание успеха, ослабляет чувство принадлежности, препятствует здоровому и полноценному развитию и лишает ребёнка благополучия.
Эмоциональное оскорбление/ насилие – постоянное эмоциональное нездоровое обращение с ребёнком с целью оказания сильного и неблагоприятного воздействия на эмоциональное развитие ребёнка. Оно может включать сообщение детям, что они никчемные или что их не любят, что они неспособные или полезны лишь тогда, когда они удовлетворяют потребности другого человека. Оно может заключаться в том, чтобы заставить детей часто чувствовать себя испуганными или в опасности, оно может включать эксплуатацию или развращение детей. Эмоциональный ущерб всегда в некоторой степени присутствует во всех видах нездорового обращения с детьми, хотя эмоциональное оскорбление может встречаться как самостоятельная форма.
Существует всё больше свидетельств тому, что если дети были подвержены длительному эмоциональному насилию, то это может иметь неблагоприятные длительные последствия для развития детей. Эмоциональное оскорбление/ насилие оказывает серьёзное воздействие на развитие психики ребёнка, его поведение и самооценку. Это может быть особенно разрушительным в раннем детском возрасте. Основное эмоциональное оскорбление/ насилие может быть таким же серьёзным, если не более серьёзным, чем другие видимые формы оскорбления / насилия, с точки зрения воздействия, которое оно оказывает на ребёнка.

2. Физическое оскорбление / насилие.
Группе предлагается отметить места на фигуре, где можно найти следы насилия.

Место для рисунка.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 498.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...