Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Упражнения на развитие органов чувств
Обоняние – предложить понюхать и узнать запахи апельсина, цветка, духов и т.д. Тактильная чувствительность – предлагается на ощупь обследовать пластилин, мех, воздушный шарик с водой и т.д. Слух– послушать звуки различных музыкальных инструментов, звуки, записанные на магнитофонную ленту. Вкус – предлагается попробовать на вкус конфеты сосульки разных видов Зрение – предлагается рассмотреть и поиграть в различные игрушки (самолёт, заводные игрушки и т.д.)
Обсуждение домашнего задания Предлагается поделиться теми ощущениями из детства, которые запомнились.
После обследования предметов предлагается поделиться впечатлениями. Вкус – индивидуальное чувство; чувство сладкого – приятное чувство, кислое – ощущение неприятное. Один и тот же вкус кому-то нравится, кому-то нет. Тактильная чувствительность – мягкое – приятно (чувство защиты, безопасности); липучее – неприятно (чувство отвращения). Зрение – индивидуальное чувство (для меня яркий – счастливый, возбуждающий, тёмный – страх и негодование. Слух – громкий звук – неприятно, нервничаю; крик – неприятно, пугаюсь, ухожу в себя (для каждого тоже индивидуально).
Дети, лишённые эмоционального общения уходят в себя, не проявляют никаких чувств. В приюте и в семьях, из которых они пришли, дети пытаются подавить чувство вкуса, едят всё, что дадут. Так подавляются и все остальные чувства. Такие упражнения проводятся и с приютскими детьми, чтобы развить у них чувство восприятия. Этих детей не учили какими чувствами нужно пользоваться, чтобы познавать окружающий мир. Необходимо проводить упражнения на различение яркого – тёмного, громкого – тихого и т.п. с такими детьми. Работа с чувствами и ощущениями очень важна для тех детей, которые лишены родителей. Важно знать все ощущения приёмного ребёнка, чтобы знать, как развивался ребёнок, что ему приятно, что нет. Пример: девочка не позволяла стирать свои вещи, не хотела мыться. Не могла объяснить причину отказа. Запах мыла вызывал воспоминания о жестоком отце. К структуре еды надо относиться тоже очень внимательно. Запах матери – ощущение безопасности и доверия. Запах алкоголя – неприятное, ощущение; ребёнок испытывает страх, неудобство. Важно также оставлять с ребёнком одну не стиранную старую вещь, так как она содержит запах дома и ребёнку становится легче, у него есть воспоминания о доме (игрушку или свои вещи должен брать с собой).
ЗАНЯТИЕ 4.
Тема: "Потребности".
План
- Специфика потребностей ребёнка в условиях приюта и в семье (работа в группах).
- Создание условий для удовлетворения потребностей ребёнка, находящегося на воспитании в приёмной семье.
Краткий ход
- Участников знакомят с основными видами человеческих потребностей:
- физические;
- образовательные;
- эмоциональные;
- этические;
- социальные.
Рассказывается о последствиях неудовлетворения потребностей, главным из которых является нарушение личностного развития.
Участникам предлагается расписать потребности ребёнка, которые удовлетворяются в семье, и которые невозможно удовлетворить в условиях приюта и интерната.
|