Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Мотивация познавательной деятельности.




Познавательная деятельность характеризуется целями и мо­тивами. Цели познавательной деятельности могут быть самыми разнообразными. Это, прежде всего, познание нового, неизвестно­го, установление связи неизвестного с известным, создание новых образов, понятий, объектов, применение новых, оригинальных при­емов и способов в деятельности необходимость решить практичес­кую или интеллектуальную задачу.

Мотивами познавательной деятельности могут являться раз­нообразные психические состояния, побуждающие человека по­лучить информацию о внешнем мире и о самом себе. К таким побуждениям относится стремление исследователь окружаю­щую среду, желание удовлетворить любопытство и любозна­тельность, проявить пытливость, интерес и увлеченность, ре­ализовать когнитивную установку.

От мотивов зависит возникновение, избирательность, на­правленность, продолжительность и устойчивость познаватель­ной деятельности. Существуют специфические и неспецифичес­кие мотивы познавательной деятельности. К специфическим мотивам относят внутренне обусловленные побуждения, такие как любознатель­ность, пытливость, увлеченность и т.д. К неспецифическим относят все побуждения, вызванные внешними причинами, такими как требо­вания других людей, стремление заслужить их похвалу, желание занять высокий статус в группе и т.д.

Человек, являясь сознательным существом, всегда стремится понять и объяснить свои действия и поступки, в том числе совер­шаемые в когнитивном плане. Такое стремление найти причины поведения, объяснить их и предсказать дальнейшее поведение по­лучило название в психологии “каузальной атрибуции”. В одном случае человек ищет причины результативности познавательной деятельности во внешних обстоятельствах и тогда они имеют вне­шний, экстернальный источник своего происхождения. В другом

89


Большое влияние на результативность познавательной деятель­ности имеет мотивация достижения успеха и мотивация предвидения неудачи. Люди, с мотивацией на успех, всегда проявляют стремление во что бы то ни стало достигнут конгитивной цели. Для этого они моби­лизуют все свои ресурсы, проявляя большие волевые усилия и макси­мум внимания в познавательной деятельности. Лица, с мотивацией на неудачу, не столько думают о том, чтобы добиться успеха, а о том, чтобы избежать неудачи. Они часто не уверены в себе, боятся крити­ки, испытывают отрицательные эмоции к деятельности.

Среди причин, способствующих успеху или вызывающих неудачу в познавательной деятельности, можно выделить как внешние, так и внутренние факторы. К внешним относятся: сложность познаватель­ной деятельности и стечение обстоятельств, к внутренним: старание получить высокие результаты и наличие познавательных способнос­тей.

Мотивы познавательной деятельности могут осознаваться и не осознаваться. Так, увлеченность процессом познания и ког­нитивные установки, как правило, не осознаются. Зато любоз­нательность, пытливость, заинтересованность всегда осознают­ся. Особенно большое значение для стимуляции познавательной деятельности имеет познавательный интерес.

Познавательный интерес представляет собой особое эмоционально окрашенное психическое состояние человека, которое побуждает его активно изучать окружающий мир и самого себя. При наличии интере­са процесс познания становится привлекательным и плодотворным. Он захватывает человека целиком и делает его жизнь осмысленной и це­ленаправленной.

Познавательный интерес может быть непосредственным и опосредствованным. Непосредственный интерес вызывается эмо­циональной привлекательностью объекта, что побуждает чело­века вступить с ним в контакт и обследовать его: ощупать, рас­смотреть, воздействовать на него другими объектами, совершить с ним умственные действия и т. д. Опосредствованный интерес проявляется не к самому объекту, а к результатам познаватель­ной деятельности. Сам объект может быть непривлекательным для субъекта, но он должен изучить его, чтобы найти ответы на

90


либо проблему, связанную с этим объектом, придумать новые приемы взаимодействия с ним, найти новые способы его применения и т.д.

Познавательные интересы характеризуются широтой, глубиной и устойчивостью. Широта интересов является показателем стремления человека заниматься разнообразными видами познавательной деятель­ности, приобретать знания по различным областям науки, техники, ис­кусства. Глубина интересов свидетельствует о наличии у человека желания познавать объекты глубоко и всесторонне, изучить их внут­ренние существенные свойства, решить какую-то сложную проблему, создать какую-либо сложную конструкцию. Устойчивость интересов проявляется в длительном сохранении желания заниматься познаватель­ной деятельностью в определенной области. Иногда люди посвящают всю свою жизнь изучению одного какого-либо объекта, доказательству выд­винутой ими гипотезы, изобретению нового прибора или аппарата.

Все эти особенности познавательных интересов могут прояв­ляться отдельно, сами по себе, а могут быть и взаимосвязаны между собой. Например, широта интересов может быть связана с глуби­ной и устойчивостью. В этом случае человек может достигнуть выдающихся результатов в познавательной деятельности, иметь раз­носторонние, глубокие знания в различных областях науки. И, на­оборот, человек, имеющий широкие, но неглубокие и неустойчивые интересы, часто имеет неглубокие знания и является дилетантом в области той науки, которой он занимается.

Когнитивный интерес характеризуется большой динамичнос­тью. Он может повышаться или понижаться. У личностей, настро­енных на успех в познавательной деятельности, в случае неудачи интерес к ней возрастает, а у людей ориентированных на неудачу -падает.

Большое значение в познавательной деятельности имеет представление человека о своих способностях. У лиц, имеющих высокое мнение о наличии у них способностей, в случае неудачи интерес к познавательной деятельности не уменьшается, тогда как у людей, считающих, что у них нет способностей, он падает.

Определенное влияние на познавательный интерес имеет по­явление у личности чувства когнитивной беспомощности. Под влиянием этого чувства интерес к познавательной деятельности снижается, а иногда и вообще исчезает. Причинами появления

91


мощности могут быть, в одном случае, неоправданное занижение спо­собностей, в другом случае - негативная оценка авторитетными взрос­лыми людьми результатов деятельности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 286.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...