Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Структура познавательной деятельности.
Познавательная деятельность осуществляется посредством гностических действий, которые делятся на два класса: внешние и внутренние. Внешние гностические действия направлены на познание предметов и явлений, которые непосредственно действуют на органы чувств. Эти действия осуществляются в процессе взаимодействия органов чувств с внешними объектами. Продуктом этих действий являются чувственные познавательные процессы - ощущения и восприятия, которые отражают состояние внешней и внутренней среды и отдельные объекты. Результатом познавательной деятельности на чувственной ступени познания являются субъективные впечатления и образы, которые отражают предметы и их свойства как при непосредственном контакте, так и на расстоянии. Возникновение субъективных впечатлений и образов осуществляется на основе сенсорных и перцептивных действий, направленных на обнаружение, различение, отождествление и опознание предметов и их свойств. Впечатления и образы, возникающие на чувственной ступени познания, являются основой для осуществления внутренних гностических действий, на основе которых проявляются интеллектуальные процессы: память, воображение и мышление. Память закрепляет впечатления и образы, сохраняет их на определенное время и в нужный момент воспроизводит. Память дает возможность человеку накапливать индивидуальный опыт и использовать его в процессе поведения и деятельности. Познавательная функция памяти осуществляется посредством мнематичес-ких действий, направленных на установление связи вновь приобретаемой информации с ранее усвоенной. Воображение дает возможность преобразовывать образы воспринимаемых предметов и явлений и создавать новые представления о таких объектах, которые недосягаемы для человека или которые вообще не существуют в данное время. Благодаря 86 век может познать будущее, прогнозировать свое поведение, планировать деятельность и предвидеть ее результаты. Представления воображения возникают на основе осуществления репродуктивных действий, направленных на расчленение образов, хранящихся в памяти, соединение различных их частей, уподобление одних образов другим, чрезмерное их увеличение или уменьшение. Мышление дает возможность отвлечься от чувственно воспринимаемой действительности, обобщить результаты познавательной деятельности, проникнуть в сущность вещей и познать такие предметы и явления, которые существуют за пределами ощущений и восприятия. Продуктом мышления являются мысли, которые существуют в форме понятий, суждений и умозаключений. Новые мысли возникают в результате осуществления умственных действий посредством которых сопоставляются предметы и явления, выделяются их общие и существенные признаки, на основе которых познаваемые объекты классифицируются и систематизируются. В процессе познания происходит движение мыслей в сознании субъекта от незнания к знанию, от неполного знания к полному, от знаний, отражающих внешние свойства предметов, к знаниям о их сущности, от ложных знаний к истиннм, адекватно отражающим мир. Между чувственными и интеллектуальными процессами существует постоянная связь. Содержание чувственных познавательных процессов является материалом для функционирования интеллектуальных процессов, а последние, в свою очередь, делают его осмысленным и понятным для личности. Все это происходит потому, что познавательная деятельность человека осуществляется в рамках сознания, которое интегрирует их в единый процесс познания. Объединение всех элементов познавательной деятельности в единое целое осуществляет также язык и речь, на базе которых функционирует сознание. Посредством слов человек обозначает все, что он ощущает, воспринимает, запоминает, о чем думает, мечтает, переживает. Благодаря этому человек не тольк о осознает окружающий его мир и самого себя, но и в состоянии регулировать свою познавательную деятельность. Процесс познания является очень сложным и трудным, часто связан с преодолением разнообразных препятствий и поэтому требует проявления волевых усилий. Отсюда познавательная деятельность связана не только с познавательными, но и с волевыми процессами. Воля регулирует познавательную деятельность человека. Она мобили- 87 зует все ресурсы на преодоление трудностей, возникающих в процессе познания. Большую роль в процессе познания играет внимание. Оно направляет и сосредотачивает сознание человека на познаваемых предметах и явлениях. Внимание является одним из тех психических состояний человека, которое обеспечивает продуктивное функционирование всех психических познавательных процессов. Познавательная деятельность неразрывно связана с чувствами и эмоциями, так как человеку свойственно переживание своего отношения к тому, что он познает или делает. В связи с этим все познавательные процессы приобретают эмоциональную окраску или, так называемый, чувственный тон. Особенно это ярко проявляется в ощущениях и восприятиях. Мы чувствуем приятные и неприятные запахи, нам нравятся одни предметы и не нравятся другие. Чувства влияют и на продуктивность памяти. Мы хорошо запоминаем ту информацию, которая вызывает у нас положительные или отрицательные чувства. Большое влияние оказывают чувства и на процесс мышления. Возникающие в процессе мышления трудности иногда оказывают негативное или позитивное влияние на интеллектуальную деятельность. Мы радуемся, когда успешно решаем интеллектуальную задачу, огорчаемся, если она не получается. Такие переживания, которые проявляются в форме любознательности, пытливости, вероятности, сомнения, уверенности и торжества, возникающие в связи с познанием нового, неизвестного, в психологии называются интеллектуальными чувствами. Известно, как Архимед, обрадовавшись, что он решил трудную задачу о наличии примеси серебра в золотой короне, с возгласом “эврика” бросился к царю, чтобы доложить ему об этом. В современной психологии существует специальное направление, занимающееся изучением процесса открытия нового, неизвестного, которое получило название “эвристики”. Большое влияние на результаты познавательной деятельности человека оказывают познавательные способности. Их наличие дает возможность успешно изучать и исследовать предметы и явления, приобретать новые знания, решать проблемные задачи, применять новые 88 приемы и способы умственной деятельности. Познавательные способности могут быть перцептивными, мнемическими, репродуктивными, интеллектуальными и вербальными. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 310. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |