Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Структура познавательной деятельности.




Познавательная деятельность осуществляется посредством гностических действий, которые делятся на два класса: внешние и внутренние. Внешние гностические действия направлены на познание предметов и явлений, которые непосредственно действу­ют на органы чувств. Эти действия осуществляются в процессе взаимодействия органов чувств с внешними объектами. Продук­том этих действий являются чувственные познавательные про­цессы - ощущения и восприятия, которые отражают состояние внешней и внутренней среды и отдельные объекты.

Результатом познавательной деятельности на чувственной ступени познания являются субъективные впечатления и обра­зы, которые отражают предметы и их свойства как при непос­редственном контакте, так и на расстоянии. Возникновение субъективных впечатлений и образов осуществляется на основе сенсорных и перцептивных действий, направленных на обнару­жение, различение, отождествление и опознание предметов и их свойств.

Впечатления и образы, возникающие на чувственной ступе­ни познания, являются основой для осуществления внутренних гностических действий, на основе которых проявляются интел­лектуальные процессы: память, воображение и мышление.

Память закрепляет впечатления и образы, сохраняет их на определенное время и в нужный момент воспроизводит. Память дает возможность человеку накапливать индивидуальный опыт и использовать его в процессе поведения и деятельности. Позна­вательная функция памяти осуществляется посредством мнематичес-ких действий, направленных на установление связи вновь приобретае­мой информации с ранее усвоенной.

Воображение дает возможность преобразовывать образы воспринимаемых предметов и явлений и создавать новые пред­ставления о таких объектах, которые недосягаемы для человека или которые вообще не существуют в данное время. Благодаря

86


век может познать будущее, прогнозировать свое поведение, планиро­вать деятельность и предвидеть ее результаты. Представления вооб­ражения возникают на основе осуществления репродуктивных дей­ствий, направленных на расчленение образов, хранящихся в памяти, соединение различных их частей, уподобление одних образов другим, чрезмерное их увеличение или уменьшение.

Мышление дает возможность отвлечься от чувственно воспри­нимаемой действительности, обобщить результаты познавательной де­ятельности, проникнуть в сущность вещей и познать такие предметы и явления, которые существуют за пределами ощущений и восприятия. Продуктом мышления являются мысли, которые существуют в форме понятий, суждений и умозаключений. Новые мысли возникают в ре­зультате осуществления умственных действий посредством которых сопоставляются предметы и явления, выделяются их общие и суще­ственные признаки, на основе которых познаваемые объекты класси­фицируются и систематизируются.

В процессе познания происходит движение мыслей в сознании субъекта от незнания к знанию, от неполного знания к полному, от зна­ний, отражающих внешние свойства предметов, к знаниям о их сущно­сти, от ложных знаний к истиннм, адекватно отражающим мир.

Между чувственными и интеллектуальными процессами суще­ствует постоянная связь. Содержание чувственных познавательных процессов является материалом для функционирования интеллектуаль­ных процессов, а последние, в свою очередь, делают его осмыслен­ным и понятным для личности. Все это происходит потому, что позна­вательная деятельность человека осуществляется в рамках сознания, которое интегрирует их в единый процесс познания.

Объединение всех элементов познавательной деятельности в еди­ное целое осуществляет также язык и речь, на базе которых функциони­рует сознание. Посредством слов человек обозначает все, что он ощуща­ет, воспринимает, запоминает, о чем думает, мечтает, переживает. Благо­даря этому человек не тольк о осознает окружающий его мир и самого себя, но и в состоянии регулировать свою познавательную деятельность.

Процесс познания является очень сложным и трудным, часто свя­зан с преодолением разнообразных препятствий и поэтому требует прояв­ления волевых усилий. Отсюда познавательная деятельность связа­на не только с познавательными, но и с волевыми процессами. Воля регулирует познавательную деятельность человека. Она мобили-

87


зует все ресурсы на преодоление трудностей, возникающих в про­цессе познания.

Большую роль в процессе познания играет внимание. Оно направляет и сосредотачивает сознание человека на познавае­мых предметах и явлениях. Внимание является одним из тех пси­хических состояний человека, которое обеспечивает продуктив­ное функционирование всех психических познавательных про­цессов.

Познавательная деятельность неразрывно связана с чувства­ми и эмоциями, так как человеку свойственно переживание своего отношения к тому, что он познает или делает. В связи с этим все познавательные процессы приобретают эмоциональную окраску или, так называемый, чувственный тон. Особенно это ярко прояв­ляется в ощущениях и восприятиях. Мы чувствуем приятные и не­приятные запахи, нам нравятся одни предметы и не нравятся дру­гие. Чувства влияют и на продуктивность памяти. Мы хорошо запоминаем ту информацию, которая вызывает у нас положи­тельные или отрицательные чувства.

Большое влияние оказывают чувства и на процесс мышле­ния. Возникающие в процессе мышления трудности иногда ока­зывают негативное или позитивное влияние на интеллектуаль­ную деятельность. Мы радуемся, когда успешно решаем интел­лектуальную задачу, огорчаемся, если она не получается. Такие переживания, которые проявляются в форме любознательности, пытливости, вероятности, сомнения, уверенности и торжества, возни­кающие в связи с познанием нового, неизвестного, в психологии назы­ваются интеллектуальными чувствами. Известно, как Архимед, обра­довавшись, что он решил трудную задачу о наличии примеси серебра в золотой короне, с возгласом “эврика” бросился к царю, чтобы доло­жить ему об этом. В современной психологии существует специальное направление, занимающееся изучением процесса открытия нового, неиз­вестного, которое получило название “эвристики”.

Большое влияние на результаты познавательной деятельности человека оказывают познавательные способности. Их наличие дает возможность успешно изучать и исследовать предметы и явления, при­обретать новые знания, решать проблемные задачи, применять новые

88


приемы и способы умственной деятельности. Познавательные способ­ности могут быть перцептивными, мнемическими, репродуктивными, интеллектуальными и вербальными.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 310.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...