Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 7. Психология познавательной деятельности




83


Основные понятия: познание, гностические действия (внешнее и внутренние), познавательные процессы, ощущения, восприятия, память, воображение, мышление, речь, внимание, воля, интеллектуальные чув­ства, познавательные способности.


Понятие о познавательной деятельности.

Проявление любого вида деятельности невозможно без осу­ществления человеком процесса познания окружающего мира и своих собственных действий, направленных на его преобразова­ние. Вместе с тем процесс познания может осуществляться са­мостоятельно, предшествуя предметно-практической деятельно­сти. Особенно важное значение приобретает познавательная де­ятельность в учебном процессе.

Познавательная деятельность имеет и другие названия. Она часто называется гностической или когнитивной деятельностью. Так, в американской психологии существует особое направле­ние, которое называется когнитивной психологией. Это направ­ление занимается изучением познавательной деятельности чело­века в связи с аналогичными явлениями, имеющими место в ра­боте саморегулирующихся систем. В нашей стране познаватель­ная деятельность стала разрабатываться с целью усовершенство­вания учебной деятельности учащихся. Большой вклад в реше­ние этой проблемы внести работы А.В. Брушлиского, В.В. Да­выдова, П.Я. Гальперина, З.И. Калмыковой, Н.А. Менчинской, Н.Ф. Талызиной, И.С. Якиманской, Г.И. Щукиной и многих дру­гих ученых.

Познавательная деятельность, как и любая деятельность, имеет свои мотивы и цели. Основным базовым мотивом, побуж­дающим человека познавать окружающий мир, является потреб­ность в исследовании внешней среды, на основе которой в даль­нейшем формируется сложная система познавательных мотивов.

Внешним источником познавательной активности являются про­блемные ситуации, которые повсеместно возникают в жизни человека. Для того, чтобы найти выход из этих ситуаций, человек должен по­знать то новое, неизвестное, что в них таится и придумать новые спо­собы действий, которые привели бы к нужным результатам. Отсюда следует, что целью познавательной деятельности является приобрете­ние информации о неизвестном для того, чтобы установить его связь с

84


известным и найти новые приемы и средства для выхода из проблем­ной ситуации.

Познание нового, неизвестного является трудным и слож­ным процессом, осуществление которого требует напряженной умственной деятельности, направленной на создание новых стра­тегий, планов и приемов получения и переработки информации. Дж. Брунер исследовал три основных вида стратегий, применяе­мых в процессе познания. Стратегия приема информации - на­правлена на то, чтобы обнаружить признаки, характерные для класса объектов, к которым можно было бы отнести новое явле­ние. Стратегия сканирования - направлена на обработку альтер­нативных источников информации. Правильная обработка обо­их случаев, как правило, приводит к успеху. Неправильная об­работка часто приводит к неудаче. Стратегия фокусирования -предполагает выбор наиболее правильной, идеальной гипотезы, объясняющей наиболее верно познаваемое явление.

Содержание познавательной деятельности определяется теми знаниями, которые приобретает человек в процессе по­знания. Знания - это полученная и переработанная посредством познавательных процессов информация об окружающем че­ловека внешнем и внутреннем мире. Результаты познаватель­ной деятельности человека зафиксированы в законах, прави­лах, теоремах, аксиомах, формулах, знаковых и числовых выражениях, которые использует человек в своей практичес­кой и теоретической деятельности.

Знания, которые приобретает человек в процессе познания, существуют в форме образов, представлений, мыслей, идей, те­орий, концепций, гипотез, проектов и т. д. Все эти формы явля­ются продуктом сенсорных, перцептивных и интеллектуальных процессов, на основе которых осуществляется познавательная деятельность. Образы - это сенсорные копии воспринимаемых объектов. Представления - обобщенные образы, возникшие при учас­тии памяти и воображения. Мысли - обобщенные и отвлеченные зна­ния о предметах и явлениях, их связях и отношениях. Идеи - мысли об идеальных, совершенных, возвышенных духовных явлениях. Теория -система положений, объясняющих существование и возникновение ка­ких-либо предметов и явлений. Концепция - представление о возмож­ном подходе к решению проблемы. Гипотеза - предположение о воз-

85


его появлении и развитии. Проект - представление о том, каким дол­жен быть объект и как он будет сооружаться.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 303.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...