Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 9. Интеллектуальные процессы.




121


Основные понятия: память, процессы памяти, виды памяти, типы памяти, воображение, процессы воображения, виды воображения, мыш­ление, виды мышления, формы словесно-логического мышления, ум­ственные действия, индивидуальные особенности мышления.


Память.

Поступающая от органов чувств в сознание человека ин­формация закрепляется, систематизируется и преобразуется в более сложные формы психического отражения действительнос­ти в результате функционирования интеллектуальных процес­сов: памяти, воображения и мышления.

Память является очень важным познавательным процессом, обеспечивающим переход от сенсорных процессов к интеллек­туальным. С одной стороны, она непосредственно связана с сен­сорными процессами, так как оттуда поступает к ней информа­ция о внешнем мире, а, с другой стороны, она является внутрен­ним интеллектуальным процессом, закрепляющим и системати­зирующим полученную информацию, которая потом перераба­тывается и преобразуется воображением и мышлением в новые более сложные формы психики.

Память дает возможность индивиду накапливать опыт и ис­пользовать его в своей жизни. Благодаря памяти человек стано­вится сознательной личностью и может дать отчет о том, кто он такой, что он знает и умеет делать и как должен вести себя в той или иной обстановке. Память включается в ощущения и воспри­ятия, вследствие чего человек отражает предметы и их свойства как уже известные ему. Без памяти человек был бы все время в положении новорожденного, который каждый раз воспринимал бы предметы как новые, неизвестные ему.

Память выполняет очень важные функции в познаватель­ной деятельности. Первая функция заключается в том, что она отбирает и закрепляет необходимую для субъекта информацию, поступающую через органы чувств. Вторая функция связана с накоплением и сохранением полученной информации в сознании чело­века. Третья функция направлена на воспроизведение информации, не­обходимой для осуществления текущей и будущей деятельности.

122


Вопрос о механизмах памяти давно привлекал внимание ученых. Еще Аристотель считал, что человек запоминает благодаря тому, что между образами предметов образуются ассоциации (связи). При вос­приятии одного предмета возникает образ, связанного с ним, другого предмета. Аристотель описал три вида ассоциаций: по смежности, по сходству и по контрасту. На основе ассоциации по смежности человек запоминает предметы, находящиеся в одном и том же месте в одно и то же время. Ассоциация по сходству дает возможность запомнить предметы, имеющие одинаковые признаки: форму, величину, объем, цвет, запах и т.д. Благодаря ассоциации по контрасту запоминаются пред­меты, которые свойственны противоположные качества: круглый и квад­ратный, большой и маленький, белый и черный, толстый и тонкий и т.д.

В дальнейшем были описаны и другие ассоциации, в основном смыслового характера: ассоциация между причиной и следствием, между видом и родом, между частью и целым и т.д.

И.П. Павлов полагал, что физиологической основой ассо­циации являются временные нервные связи, образованные в коре больших полушарий при действии двух раздражителей, имею­щих жизненно важное значение.

Исследованием памяти занимались многие зарубежные и оте­чественные психологи и считалось, что она изучена лучше, чем все остальные познавательные процессы. Однако, многое в па­мяти остается загадочным и непонятным. Неизвестно почему происходит частичная или полная потеря памяти (амнезия), по­чему некоторые люди начинают воспроизводить такую инфор­мацию, о которой они раньше не имели никакого представле­ния, почему информация нужная в данный момент не воспроиз­водится, а ненужная вдруг всплывает в памяти и т.д.

Память - это сложный познавательный процесс, направлен­ный на запечатление, сохранение и воспроизведение поступившей на органы чувств информации. Таким образом, в структуре па­мяти можно выделить четыре относительно самостоятельных процесса: запоминание, воспроизведение, сохранение и забывание ус­военной ранее информации.

Каждый процесс осуществляется при помощи сознатель­ных мнемических действий, направленных на выделение и за-печатление нужной информации ее удержание и восстановле­ние. Название “мнемические” действия связано с именем бо-


123


зины, которая, как полагали древние греки, одаряет каждого чело­века памятью. Все процессы памяти взаимосвязаны между собой и осуществляются последовательно один за другим.

Начинается деятельность памяти с запоминания информации. Про­цесс запоминания имеет избирательный характер. Запоминается та ин­формация, которая связана с деятельностью человека. Основным ус­ловием успешного запоминания является активное взаимодействие субъекта с объектом, несущим информацию. В процессе запоминания устанавливаются связи между новой информацией и ранее усвоенной. Благодаря этим связям запоминание становится прочным и длитель­ным. На прочность запоминания оказывает большое влияние установ­ка запомнить информацию на определенный срок. При наличии уста­новки запомнить информацию на длительное время она запоминается бо­лее прочно, чем при установке запомнить на короткое время. Большое влияние на прочность запоминания оказывает также эмоциональное со­стояние субъекта, возникшее в момент восприятия информации.

Успешное усвоение информации во многом зависит от правиль­ной организации процесса запоминания. Специально организованное запоминание, направленное на более эффективное усвоение информа­ции называется заучиванием. В процессе заучивания применяются спе­циальные приемы мнемического характера, направленные на обработ­ку и осмысление изучаемого материала.

Мнемические действия, применяемые в процессе заучивания, включают следующие операции: ориентацию в смысловой структуре материала, расчленение и группировку смысловых элементов, уста­новление связей между структурными единицами текста, перекодиро­вание вербальной информации в образную, закрепление запоминаемо­го материала в целом и по частям.

Воспроизведение - процесс восстановления усвоенной информа­ции в сознании человека. Воспроизведение может осуществляться сразу же после запоминания, а также через определенный промежуток вре­мени. Наиболее трудным является восстановление информации через длительное время после ее заучивания.

Восстановление информации, или ее актуализация, может осуществляться в самых разнообразных формах: в виде узнава­ния, воспоминания, припоминания и воспроизведения (в устной или письменной форме).

Узнавание является наиболее простой формой актуализации информации при ее повторном восприятии. Оно может быть пол-


124


ным, определенным и неопределенным, четким и нечетким. На узнава­ние большое влияние оказывает воспоминание.

Воспоминание - это восстановление информации, восприня­той в определенное время и при определенных обстоятельствах. При повторном восприятии этой информации человек вспомина­ет, что она ему знакома и он ее узнает. При неясном воспомина­нии узнавание бывает неопределенным.

Воспоминание может осуществляться и без повторного вос­приятия информации. Это происходит тогда, когда человек пе­ребирает в своей памяти те события, предметы и явления, кото­рые имели место в то или иное время его жизни.

Припоминание является наиболее сложным процессом вос­становления информации. Оно имеет место в том случае, если человек не может сразу восстановить в полном объеме нужную ему информацию. Для того, чтобы припомнить ее субъект дол­жен осуществить сложные умственные и мнемические действия.

Умственные действия направлены на то, чтобы определить в каком объеме должна быть восстановлена информация, какое приблизительно содержание она должна иметь и в какой после­довательности будет происходить ее актуализация. Мнемичес-кие приемы используются для того, чтобы установить на какие части был расчленен материал, как он был сгруппирован, какие устанавливались ассоциации и другие споры. Использование не­правильных опор и ассоциаций приводит к ошибкам в припомина­нии. Примером тому является припоминание фамилии человека в рассказе А.П. Чехова “Лошадиная фамилия”.

Припоминание, воспоминание и узнавание - это мнемические про­цессы, направленные на восстановление информации во внутреннем плане, про себя. Однако во многих видах деятельности, и прежде всего в учебной, необходимо воспроизводить информацию для других людей посредством слов и других знаков.

Воспроизведение - это сложный процесс восстановления ин­формации во внешнем плане посредством устной или письмен­ной речи, рисунков, чертежей, схем и т.п. Сложность восстанов­ления информации при воспроизведении обусловлена тем, что она должна быть перекодирована из плана внутренней речи во вне­шнюю устную или письменную речь. Трудность этого перекоди­рования заключается в том, что информация во внутренней речи


125


как во внешней речи она должна быть представлена в развернутом виде.

При восстановлении информации, в какой бы это форме не происходило, имеет место ее реконструкция. Реконструкции под­вергается смысловое содержание информации, изменяется пос­ледовательность ее восстановления, происходит перегруппировка частей, реконструируются отдельные элементы.

Воспроизведение как и запоминание может иметь преднаме­ренный и непреднамеренный характер. Преднамеренное запоми­нание и воспроизведение осуществляется всегда с определенной целью, непреднамеренное без всякой цели, как бы само собой. Непреднамеренное запоминание и воспроизведение осуществля­ется легко и свободно, если оно связано с активной умственной или практической деятельностью, и с применением жизненно важ­ной информацией. Преднамеренное запоминание и воспроизве­дение направлено на приобретение сложной научной информа­ции, имеющей отвлеченный характер. Усвоение и восстановле­ние такой информации требует от субъекта больших волевых усилий, в связи с этим они приобретают произвольный характер.

Особое значение в деятельности памяти имеет сохранение информации. Сохранение направлено на закрепление, система­тизацию и удержание информации в сознании субъекта в период между ее запоминанием и воспроизведением. Сохранение имеет избирательный характер. Вся информация, имеющая важное жиз­ненное значение сохраняется полно и прочно иногда на всю жизнь. Сохраняется также длительное время информация, обеспечивающая осу­ществление практической и теоретической деятельности. Помнится и сохраняется в сознании человека все то, что связано с его поведением, с его потребностями, интересами, желаниями, целями и стремлениями. Вся остальная информация, не применяемая в жизни, исчезает из памяти, за­бывается.

Забывание такой же целесообразный процесс, как и сохра­нение. Если бы вся усвоенная ранее информация хранилась в со­знании, то было бы трудно разобраться в ней и быстро выделить ту, которая необходима в данный момент.

Забывание может быть полным и частичным, временным и постоянным. С временным забыванием связано явление реминис-


126


Оно имеет место в том случае, когда воспроизведение информации осуществляется лучше не сразу после ее запоминания, а спустя какое-то время. Это бывает при запоминании очень сложного по содержа­нию и большого по объему материала. Чаще всего реминисценция про­является в детском возрасте, реже у взрослых.

При полном забывании человек не может восстановить информа­цию в своем сознании, как бы не старался. Но это не значит, что она вообще исчезла у человека. Так, известно, что в состоянии гипноза полностью забытая информация может быть восстановлена. Напри­мер, взрослому человеку внушают, что ему 5 лет и он начинает вести себя как и все дети этого возраста. Это доказывает, что при полном забывании информация уходит из сферы сознания в бессознательную психику, а потом при определенных условиях может возвращаться.

Какие механизмы обеспечивают поступление необходимой инфор­мации из бессознательной психики в сознание и какие механизмы уда­ляют отработанную информацию обратно в подсознание, а потом сно­ва ее возвращают? Эти механизмы описаны З. Фрейдом. Один из них он назвал механизмом сопротивления, другой - вытеснения. Механизм сопротивления (отрицания) отбирает и пропускает в сознание только информацию, имеющую важное жизненное значение, а всю остальную игнорирует, отрицает. Механизм вытеснения (подавления) удаляет не­нужную информацию, которая больше не применяется. Поэтому, что­бы не происходило забывания информации ее нужно все время по­вторять и применять в деятельности. Если же информация подвер­галась забыванию, то ее восстановление возможно только на осно­ве осуществления тех умственных и мнемических действий, кото­рые применялись при запоминании.

Конечно, процессы запоминания, воспроизведения, сохране­ния и забывания у всех людей функционируют по-разному. По­этому имеют место индивидуальные особенности в продуктив­ности памяти. Возможны четыре уровня проявления продуктив­ной памяти.

На первом, низшем уровне продуктивность памяти невысо­кая. Процессы запоминания, сохранения и воспроизведения не обеспечивают усвоение информации в полном объеме. Запоми­нание осуществляется медленно, сохранение информации недо­лгое, воспроизведение неполное. Этот уровень наблюдается у лиц с ослабленной памятью.


127


На втором уровне продуктивность памяти тоже не очень высо­кая, хотя запоминание происходит быстро, но сохранение и воспроизве­дение неполное и неточное.

На третьем уровне продуктивность памяти довольно высо­кая, хотя запоминание происходит медленно, но сохранение и вос­произведение полное и точное.

На четвертом уровне продуктивность памяти самая высо­кая. Запоминание быстрое и точное, сохранение длительное, вос­произведение полное и точное.

Наряду с процессами имеют место и виды памяти. Различа­ют: образную память, смысловую (словесно-логическую), эмо­циональную, кратковременную и долговременную.

Содержание образной памяти определяется существующи­ми в сознании представлениями, которые отражают ранее вос­принятые предметы и явления. Представления являются обобщен­ными образами объектов реальной действительности. Они мо­гут быть: зрительными, слуховыми, обонятельными, осязатель­ными, вкусовыми и двигательными. Наибольшее значение в жиз­ни человека имеют зрительные, слуховые и двигательные пред­ставления, так как на их основе происходит ориентация в про­странстве и осуществляется предметно-практическая деятель­ность.

Смысловая память направлена на усвоение смыслового содер­жания слов. На деятельность этой памяти большое влияние оказывает мышление, которое позволяет человеку осуществлять логическую об­работку усваиваемой информации, анализировать ее элементы, уста­навливать связи между частями, обобщать и синтезировать приобре­тенные знания. Наряду со смысловой существует так называемая ме­ханическая память, которая имеет место в том случае, когда ученик не в состоянии понять учебный материал и запоминает его дословно.

В зависимости от преобладания у человека образной или смыс­ловой памяти его относят или к образному или к словесно-логическому типу памяти. Образный тип может быть: зрительным, слуховым и дви­гательным. Существуют и смешанные типы памяти: зрительно-слухо­вая, зрительно-двигательная и двигательно-слуховая.

Эмоциональная память основана на способности человека помнить те эмоции и чувства, которые им раньше переживались. Она оказыва­ет большое влияние на все психические процессы и свойства личнос-


128


ти, на ее поведение и деятельность. Закрепившиеся в памяти чувства долга, ответственности, совести и стыда - являются основными сти­мулами высоконравственных поступков личности.

Двигательная память обеспечивает усвоение и применение разно­образных движений, являющихся составной частью двигательных навы­ков и умений. От нее зависит успешное выполнение трудовой, спортивной, игровой и учебной деятельности. Признаком хорошей двигательной памя­ти является точность, меткость и ловкость движений человека.

Кратковременная и долговременная память является показате­лем периода времени, в течение которого может функционировать лю­бой вид памяти. Кроме этих двух основных видов памяти выделяют также иконическую, оперативную и буферную память.

Прохождение информации из внешнего мира в сознание через все эти виды памяти осуществляется следующим образом. Поступающая на органы чувств информация запечатлевается там в форме образа-иконы. Затем она переходит в кратковременную память, где мгновен­но воспроизводится и передается в оперативную память. Здесь она объединяется в оперативные единицы, осмысливается и переходит в долговременную память. Буферная память, по терминологии С.А. Ан­дреева и Л.Н. Хромова1, является промежуточной между основными видами памяти. В буферной памяти поступившая в форме образа-ико­ны информация мгновенно запечатлевается, переходит в кратковремен­ную память и после интеллектуальной обработки поступает в долго­временную память. Но для того, чтобы информация закрепилась в дол­говременной памяти необходимо, как считают авторы, активизировать работу буферной памяти, чтобы продлить процесс запечатления обра­зов-икон.

В противном случае информация быстро исчезает из созна­ния субъекта. У большинства людей буферная память работает недостаточно активно, что является причиной быстрого забыва­ния полученной информации. Чтобы активизировать работу бу­ферной памяти авторы разработали систему упражнений, направ­ленных на запечатление образов-икон, поступающих в долговре­менную память.

Таким образом, основным условием развития памяти явля­ется активная познавательная деятельность субъекта и специ-


129


ровка, направленная на запечатление, сохранение и воспроизведение полученной информации.


Воображение.

Воображение является самым важным для творческой дея­тельности человека, но в то же время и самым загадочным по­знавательным процессом. Развитие производства, науки, техни­ки, культуры и искусства невозможно было бы без воображения.

Воображение дает возможность человеку отражать такие предметы и явления, которые не имели места в его личном опы­те, но которые существовали, существуют или будут существо­вать. Благодаря ему человек может мысленно перемещаться в пространстве и во времени, побывать в недоступных для него местах. Воображение связывает настоящее с прошлым и буду­щим, делает невозможное возможным, далекое и недоступное - дос­тупным.

Воображение - это процесс создания новых образов, идей и замыслов, которые могут быть реализованы в практической и теоретической деятельности. Создание новых образов, идей, пла­нов и проектов происходит путем преобразования представле­ний и знаний о реально существующих предметах и явлениях. Если создаваемые человеком образы воображения никогда не будут реализованы в действительности, то они тогда будут фан­тастическими образами, а процесс их создания будет называть­ся фантазией. Но даже самый фантастический образ связан с ре­альной действительностью, так как он создается на основе нео­бычного сочетания элементов, взятых из представлений о пред­метах материального мира. Поэтому в сказках, былинах, мифах и др. сказаниях отражен в искаженном виде тот мир, в котором они создавались.

Воображение свойственно только человеку. Оно возникло в результате общественно-трудовой деятельности, направленной на познание и преобразование окружающего мира. Воображение иг­рает большую роль в жизни человека. Оно дает ему возмож­ность прогнозировать будущее, создавать новые планы и про­граммы, решать по-новому возникшие задачи, находить вы­ход из самых сложных ситуаций.

130


Воображение тесно связано с мышлением, благодаря которому человек может правильно оценить продукты воображения, отделить фантастические образы от образов, которые могут быть реализованы в действительности. В свою очередь воображение дает материал для функционирования образного мышления, с помощью которого человек может выдвигать фантастические гипотезы и предположения о сущ­ности явлений, не поддающихся логическому объяснению.

Воображение оказывает влияние на деятельность всего организ­ма человека. Под влиянием воображения изменяются психические со­стояния, образы, эмоции и чувства. Оно оказывает влияние на физи­ческие и физиологические процессы, на движения и действия. Вообра­жение дает возможность человеку планировать свои действия, совер­шать их по-новому, предвидеть их целесообразность.

Отсутствие воображения не позволяет даже антропоидам совершать целесообразные действия в новых ситуациях. Это обстоятельство исполь­зуют жители некоторых южных стран для ловли небольших обезьян. Для этого они применяют высушенную тыкву с небольшим отверстием, на глазах у любопытных обезьян кладут в нее приманку и уходят. Обезьяна подходит к тыкве, просовывает в отверстие руку, хватает пищу и пытает­ся вытащить ее из тыквы, но не может. Разжать пальцы, вытащить руку и овладеть пищей, перевернув тыкву, она тоже не может, так как лишена воображения. Так она и попадает в руки людей.

Воображение влияет не только на поведение человека, но и на скрытые процессы, происходящие в мышцах различных частей тела. Достаточно представить, что рука сжимается как в мышцах можно зафиксировать такие же импульсы как и при реальном движении. Ес­тественно эти импульсы являются очень слабыми, но имеют те же характеристики, как и в реальных движениях. Под влиянием таких импульсов происходят невидимые сокращения мышц. Эти микродви­жения или идеомоторные акты являются подготовительной фазой для осуществления реального движения. Поэтому в спорте при трениров­ках перед выполнением упражнения спортсмен сначала проделывает его в своем воображении. Это в значительной степени улучшает ре­зультаты спортивной деятельности.

Воображение оказывает влияние и на органические процессы, улучшая или ухудшая физическое состояние организма. Известно, что мнительные люди нередко находят у себя воображаемые симптомы какой-нибудь болезни и обращаются без надобности к врачу.


131


Создание образов воображения осуществляется на основе слож­ной умственной деятельности, направленной на преобразование пред­ставлений или их элементов в новых комбинациях. Эти умственные действия имеют специфический характер и осуществляются в виде процессов воображения, посредством которых создаются новые обра­зы. Существует целый ряд процессов или приемов создания новых об­разов на основе анализа и синтеза представлений памяти.

Одним из таких процессов является агглютинация, т.е. “склеива­ние” представлений или их частей. Посредством агглютинации созда­ются образы таких объектов, которые не существуют в реальном мире. Так создавались мифологические и сказочные образы: кентавра, ми­нотавра, русалки, змея горыныча и др. Агглютинация широко применя­ется при создании представлений о новых технических конструкциях. Такое, например, средство передвижения как аэросани было создано на основе соединения представлений об отдельных частях аэроплана и саней.

Другим процессом воображения является схематизация. Схе­матические образы создаются путем выделения в предметах и яв­лениях основных наиболее важных элементов в их структурах. Так, архитекторы создают проекты различных сооружений, изобре­татели- схемы механизмов и других устройств, художники- аб­страктные картины и т.п.

Близким к схематизации является процесс типизации. Типи­ческие образы создаются в художественной литературе. Они со­вмещают в себе как типические черты, присущие целой катего­рии людей, так и индивидуальные особенности литературного героя.

Известен и такой прием создания образов воображения как гиперболизация. Посредством этого приема создаются новые образы путем чрезмерного преувеличения или преумень­шения представлений о реально существующих предметах. Так создаются образы: великанов, лилипутов, гномов и др. сказочных персонажей.

Возможен и такой прием создания нового образа как акцен­тирование. При акцентировании подчеркивается путем преуве­личения какая-либо наиболее характерная деталь объекта. Так создаются художниками карикатуры на некоторых персонажей художественных произведений, на политических деятелей или на


132


имеющих отрицательные качества личности. Посредством акценти­рования создаются также дружеские шаржи, в которых подчеркивает­ся какая-либо особенность человека, вызывающая чувство юмора.

Создание нового образа возможно также путем уподобления (ана­логии). Так, идея создания летательных аппаратов всегда связывалась по аналогии с летящей птицей, создание локатора - по аналогии с орга­нами, посылающими и принимающими ультразвуки дельфинами, лету­чими мышами и др. животными.

Образы воображения могут быть созданы посредством переноса реальных объектов и живых существ в такую среду, где они быть не могут. Так, был создан А. Беляевым образ Ихтиандра в произведении “Человек-амфибия”. Такими же фантастическими сначала были идеи о человеке-водолазе, о космических кораблях, о космонавтах, выходя­щих в космос из корабля.

Возникновение образов воображения у человека может про­исходить как преднамеренно, так и непреднамеренно. В связи с этим различают два вида соображения: преднамеренное (произ­вольное) и непреднамеренное (непроизвольное).

Непреднамеренно новые образы могут возникать при пас­сивном состоянии человека, когда деятельность его сознания ос­лаблена. Так, в дремотном состоянии и во сне у человека возни­кают фантастические образы в виде сновидений. У душевноболь­ных имеют место различного рода галлюцинации.

Все эти образы не имеют существенного значения в жиз­ни человека и не находят применения в его деятельности. Воз­никают они часто помимо желания человека и имеют иногда навязчивый характер.

Преднамеренно образы воображения могут создаваться в двух целях. В одном случае их создание необходимо для осуще­ствления активной деятельности, направленной на создание но­вого предмета, необходимого для жизни. В другом случае обра­зы воображения создаются только для того, чтобы уйти от ре­альной действительности в придуманный иллюзорный мир. Та­кие фантастические образы, которые создаются человеком для того, чтобы он мог проявить себя так как ему хочется, пусть даже в вымышленной ситуации, называются грезами. Грезы, за­меняя человеку активную деятельность, относятся к пассивно­му виду воображения.


133


Активное воображение может быть воссоздающим и творчес­ким. Воссоздающее воображение направлено на создание новых обра­зов на основе словесного описания, рисунка, чертежа, схематического изображения объекта. Оно имеет огромное значение в учебной дея­тельности. При усвоении научных знаний учащиеся должны созда­вать образы таких объектов которые они никогда не воспринимали. Посредством воображения учащиеся создают образы литератур­ных героев, картины исторических событий, представления о жи­вотном и растительном мире различных континентов, представле­ния о геометрических и стереометрических фигурах.

Для того, чтобы представления воображения соответствовали опи­санию учащиеся должны уметь преобразовать представления памяти так, чтобы созданных ими новый образ соответствовал смыслу тех слов, посредством которых он описан. Так, при чтении поэмы А. С. Пушкин “Руслан и Людмила” у многих возникает неадекватное пред­ставление о персонажах, описанных следующими словами: “... там чу­деса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит... избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей...” У многих учащихся воз­никает образ речной русалки, сидящей на дереве. Но как может ру­салка с рыбьим хвостом, вместо ног, влезть на дерево и там си­деть? Можно, конечно, объяснить это тем, что сказка вымысел и в ней все возможно. Но это далеко не так.

Слово “русалка” имеет два значения: русалка бывает речная и лесная. В данном случае речь идет о лесной русалке, т. е. о птице с головой женщины. Неадекватный образ возникает и о избушке. Вмес­то избушки на курьих ножках, представляют избушку на куриных нож­ках. Слово “курьи ножки” когда-то обозначало столбы, обкуренные на костре, чтобы они не гнили, на которых стояли избы на болотистых местах.

Творческое воображение направлено на самостоятельное со­здание новых оригинальных образов. Оно широко используется в художественном, техническом и научном творчестве. Творче­ство необходимо и взрослым и детям. В детском возрасте на его основе создаются фантастические образы, которые явля­ются нередко такими же реальными для детей, как и образы, возникшие на основе восприятия.

Фантастические образы создаются писателями, учеными, художниками, скульпторами, изобретателями. Они реализуют-


134


ственных произведениях, картинах, чертежах, проектах, скульптурах и т. д. Существуют научно-фантастические, сказочно-фантастические и религиозно-мистические образы. В них воплощены будущие достиже­ния науки и техники, верования и чаяния людей, их стремление реали­зовать свои мечты и идеалы.

Особое значение в жизни человека имеет мечта. В мечтах люди создают образы желаемого будущего, к которому они стремятся. Меч­ты помогают им претворить в жизнь образы, созданные в процессе творческой деятельности. Они дают возможность человеку собрать все силы, мобилизовать все ресурсы на преодоление трудностей, воз­никших в процессе творчества.


Мышление.

Мышление является высшим интеллектуальным познава­тельным процессом. Оно дает возможность познавать такие пред­меты и явления, которые не могут быть непосредственно вос­приняты органами чувств. Благодаря мышлению человек может проникнуть в микромир и макромир, познать законы, на основе которых возникают и существуют все предметы и явления на земле и в космосе. Познание законов посредством мышления воз­можно потому, что оно отражает предметы и явления в связях и отношениях. Характерной особенностью мышления, в отличие от других познавательных процессов, является то, что оно отра­жает обобщенно и опосредствовано все, что происходит в окру­жающем мире и в самом человеке.

Мышление - это процесс обобщенного и опосредствованно­го отражения предметов и явлений в их связях и отношениях, по­знание нового, неизвестного. Окружающий нас мир не является случайным нагромождением разнообразных предметов и явле­ний, а представляет собой гармоничное и цельное мироздание, где все воспринимаемые и невоспринимаемые явления связаны закономерными связями и отношениями. Для того, чтобы познать цельную картину мира человек должен уметь мыслить. Мыслить это значит познавать новое, неизвестное, находить связи и отно­шения между неизвестным и известным, открывать общие зако­ны, присущие всем предметам и явлениям.

Возможность для обобщенного познания заложена в са­мом мироздании, так как все предметы и явления имеют об-

135


качества, а их бытие обусловлено общими законами существова­ния.

Познать общее, существенное непосредственно невозмож­но, так как оно является внутренней сущностью объекта. По­этому человек должен был научиться это делать опосредство­ванно, т. е. применять с этой целью специально создаваемые им устройства в виде орудий труда, различных приборов и аппаратов. Воз­действуя ими на окружающий мир человек стал познавать внутрен­нюю сущность предметов и явлений, открывать законы их существова­ния и, используя их, создавать целенаправленно объекты с заданными свой­ствами и качествами.

Результаты опосредствованного познания стали закреп­ляться в форме мыслей, отражающих в обобщенном и отвле­ченном виде существенные свойства и качества, связи и зако­номерности, присущие предметам и явлениям. Мысли - это обобщенные и отвлеченные знания, существующие в созна­нии человека в форме разнообразных идей, наполненных аб­страктным содержанием.

Человеческое мышление - это речевое мышление. Мысль зак­лючена в смысловом содержании слова. Кроме слова мыслитель­ная деятельность стала опосредствоваться также знаками и сим­волами, обозначающими реальную действительность. Таким об­разом, мыслительная деятельность человека стала опосредство­ваться различными устройствами, а также словами и разнооб­разными символами и знаками.

Хотя мышление выходит за рамки чувственного позна­ния, но оно не может оторваться от него, так как оно опериру­ет не только образами натуральных предметов и явлений, но и образами слов, символов и знаков, обозначающих объекты внешнего мира.

Мышление является сложным интеллектуальным процессом, на основе которого осуществляется не только познавательная, но и практическая и теоретическая деятельность. В зависимости от того, что и как познается, и какими средствами решаются прак­тические и теоретические задачи, выделяют три вида мышления: наглядно-действенное, образное и словесно-логическое.

1 Андреев О.А. Хромов Л.Н. Техника тренировки памяти. - Екатеринбург, 1992.


136


Самым простым видом мышления, который стал применять че­ловек, является наглядно-действенное мышление. Оно дало возмож­ность человеку познавать связи и отношения между воспринимаемы­ми предметами при решении практических задач посредством осуще­ствления разнообразных движений и действий. Этот вид мышления широко применяется при изготовлении самых разнообразных матери­альных объектов. Наглядно-действенное мышление начинает функци­онировать уже у детей дошкольного возраста, которые строят соору­жения из песка, лепят фигурки, делают куклы и т. д.

На основе наглядно-действенного мышления начинает функцио­нировать образное мышление. Научившись практически действовать с предметами человек затем может действовать с ними в уме, опери­руя их образами. Теперь образное мышление может предшествовать наглядно-действенному и проявляться как фаза его планирования. Не­даром говорят: “Прежде чем что-то сделать, сначала подумай”. По­думать - это значит представить, что и как надо сделать и какие ре­зультаты будут получены.

Образное мышление применяется во всех видах деятельнос­ти, особенно, когда они имеют творческий характер. Особенно широкое применение оно находит в изобразительном искусстве, в литературном и техническом творчестве.

Наиболее сложным видом мышления является словесно-ло­гическое мышление. Оно стало функционировать с появлением сначала устной, а потом и письменной речи. Этот вид мышления стал обслуживать не только практическую, но и теоретическую деятельность. С появлением словесно-логического мышления процесс познания стал приобретать обобщенный и отвлеченный характер. Человек получил возможность отражать не только внешние, но и внутренние связи между предметами и явлениями, познавать их сущность и закономерность. Теперь знания стали приобретать не только практический, но и научный характер.

Словесно-логическое мышление оперирует не образами, а мыслями, которые возникают на основе суждений, умозак­лючений и понятий.

Суждение - это мысль о предмете, его свойствах и каче­ствах, о связи его с другими предметами, о их наличии или отсутствии. В суждениях закреплены, посредством слов, ре­зультаты практической и познавательной деятельности. Суж-


137


ными и ложными, утвердительными и отрицательными, единичны­ми и общими.

Высказывая суждения мы рассуждаем о предметах и явле­ниях, находим в них что-то общее, в результате чего у нас появ­ляются новые знания, которые существуют теперь в форме умо­заключений. Умозаключение - это вывод, полученный из несколь­ких суждений в результате их сопоставления. Существует два вида умозаключений: индуктивное и дедуктивное умозаключение.

Индуктивное умозаключение - это общий вывод, полученный в результате сопоставления целого ряда единичных суждений. Напри­мер, осенью утки, гуси, скворцы, грачи, дрозды и многие другие птицы улетают в южные страны, а весной возвращаются на свои места. Они перелетные птицы. На основе индуктивных умозаключений человек получает достоверные научные знания обобщенного характера.

Дедуктивное умозаключение - это частный вывод о предмете или явлении, сделанный на основе сопоставления единичного и общего суж­дения. Например, так как ель, как и все хвойные деревья, имеет лис­тья в форме иголок, то она хвойное дерево. Дедуктивные умозаключе­ния дают возможность человеку применять общие отвлеченные зна­ния для познания сущности отдельных предметов и явлений.

На основе суждений и умозаключений формируются понятия об объектах внешнего и внутреннего мира. Понятие - это мысль об об­щих, существенных и специфических признаках предметов и явлений и о их связях с другими явлениями. Например, ощущение - сенсорный познавательный процесс, отражающий в сознании человека отдельные свойства и качества объектов при их непосредственном действии на органы чувств. Оперируя понятиями человек получает возможность познавать законы объективного и субъективного мира, не имея воз­можности непосредственно воспринимать их.

Полученные посредством словесно-логического мышления зна­ния являются истинными, убедительными, доказательными и не­противоречивыми. Словесно-логическое мышление связано с на­глядно-действенным и образным мышлением, опирается на них и, в свою очередь, делает полученные на их основе знания логически обоснованными и достоверными. У взрослого человека все три вида мышления функционируют в единстве, достигают высокого уровня развития и обеспечивают успешное выполнение разнообразных ви­дов практической и теоретической деятельности.


138


Все три вида мышления могут осуществляться стандартно и не­стандартно. Стандартное мышление функционирует стереотипно, опе­рируя одними и теми же, ранее сложившимися, приемами и способами умственной и практической деятельности. Нестандартное, т. е. твор­ческое мышление, характеризуется новыми подходами при решении мыслительных и практических задач и применением необычных средств и способов познания мира.

По существу необходимость в применении мышления, как высшего познавательного процесса, появляется только тогда, когда надо получить новые знания или найти необычные спосо­бы решения какой-либо сложной задачи. В обычной же ситуации человек опирается на восприятие и память, используя накоплен­ный опыт для осуществления стандартных форм поведения и деятельности.

Творческое мышление начинает функционировать только при наличии проблемной ситуации, которая таит в что-то новое, неизвестное, и для выхода из которой нужно применить новые, необычные способы и средства.

Познание нового, неизвестного может осуществляться толь­ко на основе применения сложных умственных действий, направ­ленных на получение новых знаний, объясняющих природу и спо­собы существования неизвестного явления. Познать неизвестное можно только через известное, уже познанное человеком. Неиз­вестное существует среди известных человеку предметов и яв­лений. Посредством умственных действий он стремится устано­вить связи и отношения, которые существуют между неизвест­ным и известным. Найдя их человек может понять, что это за объект, чем он похож на другие объекты, чем он отличается от них, каковы его существенные и несущественные признаки и к какой категории объектов его можно отнести.

Основными умственными действиями, которые применяются в процессе познания нового, неизвестного, являются: анализ, син­тез, сравнение, обобщение, абстракция и конкретизация.

Анализ - умственное действие, направленное на мысленное расчленение познаваемого объекта на составные элементы, ча­сти, структуры, на ознакомление с его свойствами, качествами, особенностями и т. п. В основе анализа лежат внешние гности­ческие действия, которые совершает субъект, исследуя предмет


139


ет его, ощупывает, прислушивается, если он издает звук, пробует на вкус, нюхает запах.

Синтез - умственное действие, посредством которого субъект со­единяет мысленно выделенные части объекта в прежних или в новых сочетаниях для того, чтобы понять какая связь может существовать между ними и как они взаимодействуют.

Анализ и синтез тесно связаны между собой. В процессе по­знания субъект переходит от анализа к синтезу, а от него снова к анализу. Это дает возможность более полно познать как от­дельные части объекта, так и его строение в целом.

Сравнение - умственное действие, направленное на сопос­тавление познаваемого объекта с другими предметами, с целью установить его сходство или различие с ними. Легко обнаружить сходство между похожими объектами и очень трудно - между противоположными, и наоборот. При помощи сравнения уста­навливаются внешние связи между неизвестным объектом с уже известными предметами. Благодаря этому субъект может хотя бы приблизительно понять, что собой представляет познаваемый объект.

Обобщение - умственное действие, направленное на по­знание общего признака, присущего целому классу объектов. Обобщение дает возможность установить связь неизвестного объекта с известными на основе наличия общего признака, свойственного им.

Общий признак может быть существенным и несуще­ственным. Несущественный общий признак может быть лег­ко обнаружен, так как он находится на поверхности объекта и является его внешним признаком. Познание общих несуще­ственных признаков осуществляется посредством сравнения, которое дает возможность найти сходные признаки. Однако, обобщение по сходным признакам может привести к ошибкам в процессе познания, когда объект причисляют к такому клас­су, куда он не относится. Так, сначала полагали, что кит - это рыба, так как его внешнее строение одинаково как и у других рыб. В действительности, как оказалось, кит - это не рыба, а млекопитающее животное.

Общий существенный признак - это внутренний признак, ко­торый имеет мало заметное внешнее проявление. Для того, что-


140


ружить надо совершить такое умственное действие, которое дало бы возможность отвлечься от несущественных признаков и выделить внут­ренний существенный признак. Это достигается посредством специ­ального интеллектуального действия, которое называется абстрагиро­ванием или абстракцией.

Абстракция - умственное действие, посредством которого вы­деляется общий существенный признак в познаваемом объекте и игнорируются все другие несущественные признаки. Познание об­щего существенного признака при помощи абстракции возможно только опосредствованным путем с применением специальных при­боров и аппаратов, с использованием соответствующих методик научного исследования.

Выделенный и изученный существенный признак может быть обнаружен и у других объектов, относящихся к данной катего­рии. Умственное действие, направленное на обнаружение у кон­кретного объекта общего существенного признака, выделенно­го раннее посредством абстракции, называется конкретизацией.

Мышление, как и любое психическое явление, имеет у каж­дого человека свои индивидуальные особенности. У одних луч­ше функционирует наглядно-действенное мышление, направлен­ное на решение практических задач, в связи с чем у них проявля­ется практический тип мышления. У других ведущую роль иг­рает образное мышление и соответственно проявляется образ­ный тип мышления. У третьих преобладает словесно-логичес­кое мышление и имеет место логический тип мышления.

Одни мыслят стереотипно, шаблонно, другие - творчески. Отсюда возможен как стереотипный, так и творческий тип мыш­ления. Особенно большое значение в психическом развитии че­ловека имеет творческое мышление. Существует целый ряд при­знаков, характеризующих творческий тип мышления.

Самостоятельность мышления является одним из важнейших признаков творческого ума. Люди с творческим типом мышле­ния всегда стремятся проявить самостоятельность в познаватель­ной деятельности, никогда не довольствуются достигнутым, все­гда в поиске новых решений, в создании новых оригинальных идей, гипотез и концепций. Самостоятельность мышления про-


141


висимости, в оригинальности и необычности подхода к познанию ново­го, неизвестного.

Широта мышления предполагает наличие у творчески мысля­щего человека глубоких и разносторонних знаний, умений и навы­ков, дающих возможность проявлять творчество в различных об­ластях знаний.

Гибкость и критичность мышления проявляется в способности критически подойти к результатам умственной деятельности, увидеть неправильный ход мыслей, изменить стратегию познавательной дея­тельности, подойти к изучению объекта под новым углом зрения, при­менить более продуктивные приемы и способы его познания.

Быстрота и находчивость мышления связана с умением быстро находить единственно верное решение неотложных задач, а при нали­чии необычной ситуации проявить находчивость для наиболее правиль­ного выхода из нее.

Таковы наиболее важные характеристики основных интеллек­туальных познавательных процессов: памяти, воображения и мыш­ления.

Литература. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. - М., 1980. Брушлинский А.В. Продуктивное мышление и проблемное обучение. - М., 1983. Вейн А.М., Каменецкая Б.И. Память человека. - М., 1973. Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. - М., 1979. Лурия А.Р. Язык и мышление. - М., 1979.

Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. - М., 1994. Общая психология. - М., 1986.

Познавательные процессы и способности в обучении. М., 1990. Розет И.М. Психология фантазии. - Минск, 1977. Роговин М.С. Проблемы теории памяти. - М., 1977. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. - М., 1966. Тихомиров О.К. Психология мышления. - М., 1984.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 348.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...