Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Результаты познавательной деятельности.
96 Заполняется таблица следующим образом. 1. В графе “восприятие информации” указывается: 1 - количество слов в тексте с отвлеченным смысловым содержанием; 2 - количество слов с образным содержанием; 3 - количество слов с наглядно-действенным содержанием. 2. В Графе “воспроизведение” указывается: 1 - количество слов с отвлеченным смысловым содержанием, имеющихся в изложении учащегося; 2 - количество слов с образным содержанием; 3 - количество слов с наглядно-действенным содержанием. 3. В графе “осмысление” указывается: 1 - количество связей отвлеченного характера; 2 - количество связей образного характера; 3 -количество связей наглядно-действенного содержания. 4. В графе “образное отражение” указывается: 1 - общее количество изображенных в рисунке объектов; 2 - группировки объектов. На основе анализа результатов познавательной деятельности при усвоении текста создается возможность для определения уровня проявления познавательных способностей учащихся. Для этого заполняется таблица 2, где дается оценка в баллах мнемических, интеллектуальных, репродуктивных и вербальных способностей учащихся. Таблица 2. Уровни проявления познавательных способностей.
Мнемические способности: 1 - оцениваются на основе запоминания слов, имеющих отвлеченное смысловое содержание; 2 -оцениваются на основе запоминания количества слов, имеющих конкретное содержание. Интеллектуальные способности: 1 - оцениваются на основе умения понять главную мысль текста; 2 - оцениваются на основе умения понять конкретные связи в тексте. Репродуктивные способности: 1 - оцениваются на основе наличия правильного представления о ситуации, описанной в тексте; 2 -оцениваются на основе наличия правильных связей между образами. 97 Вербальные способности: 1 - оцениваются на основе богатства лексики языка; 2 - оцениваются на основе правильного использования семантики языка. По каждому критерию проявления способностей выставляется балл. Балл “0” выставляется при низком проявлении способностей, когда результаты познавательной деятельности ученика значительно ниже того, что требуется при усвоении текста. Балл “1” выставляется при среднем уровне проявления способности, когда усвоение информации, заложенной в тексте, происходят наполовину. Балл “2” выставляется при высоком уровне проявления способностей, когда показания ученика соответствуют требованиям текста. Общий балл при наличии суммы баллов по всем способностям от 1 до 6 оценивается как показатель низкого уровня проявления познавательных способностей. Общий балл при наличии суммы баллов от 7 до 12 оценивается как показатель среднего уровня проявления способностей. Общий балл при наличии суммы баллов от 13 до 16 оценивается как показатель высокого уровня проявления способностей. Таким образом, эта методика дает возможность одновременно диагностировать не только отдельно взятые познавательные способности, но и оценить общий уровень их общего развития. При наличии низкого уровня проявления той или иной познавательной способности имеется возможность развить ее путем специальной тренировки, используя для этого соответствующие методики, описанные в специальной литературе. Литература Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977. Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. Киев, 1978. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982. Исследование развития познавательной деятельности. М., 1971. Карпов В.В., Талызина Н.Ф. Психодиагностика познавательного развития учащихся. “Знание”, РСФСР, 1990. Познавательные процессы и способности в обучении. М., 1990. Сергеев К.К. Школьная психодиагностика. Херсон, 1988. Сорокун П.А. Комплексное изучение познавательной деятельности и позна- 98 вательных способностей учащихся. Сб. Психолого-педагогические проблемы сознания и деятельности. Псков, 1997. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М., 1988. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1979. Глава 8. Сенсорные познавательные процессы Основные понятия: ощущения, свойства ощущений, закономерности ощущений, восприятие, свойства восприятия, виды восприятия, внимание, свойства внимания, виды внимания. Ощущения. Всю информацию, которой оперирует человек в процессе познания, он получает посредством сенсорных познавательных процессов, которые возникают при непосредственном взаимодействии органов чувств с объектами окружающей среды. Познание окружающего мира начинается с ощущений. Ощущение является простейшим познавательным процессом, обеспечивающим функционирование всех более сложных процессов. Ощущения возникают при непосредственном действии свойств и качеств внешней и внутренней среды на органы чувств. Информация о свойствах и качествах предметов и явлений, поступающая от органов чувств, отражается в нашем сознании в форме ощущений и впечатлений. Ощущение является элементарным сенсорным познавательным процессом, отражающем в форме впечатлений свойства и качества объектов, непосредственно действующих на органы чувств. Ощущение - это познавательный процесс, а впечатление - это форма отражения действующего на органы чувств раздражителя, возникшая в нашем сознании. Если органы чувств по каким-либо причинам перестают функционировать, то связь сознания с соответствующими видами раздражителей прекращается и субъект лишается возможности получать впечатления о их существовании. Так, известный врач Боткин описал состояние больной женщины, у которой все органы чувств не функционировали, за исключением одного глаза и 99 сохранившего чувствительность. Находилась в бодрствующем состоянии эта больная до тех пор пока был открыт глаз, посредством которого она получала информацию о внешнем мире. Как только он закрывался больная впадала в дремотное состояние и засыпала. Просыпалась она в том случае, когда открывался глаз при действии яркого света или когда кто-то прикасался к поверхности участка кожи, сохранившего чувствительность. В случае нарушения функций органа чувств ощущение искажается, а впечатление от действующего раздражителя начинают не соответствовать действительности. Так, дальтоники, у которых нарушена нормальная цветовая чувствительность глаз, вместо красного цвета ощущают зеленый. Искажение впечатлений о внешнем мире возможно также при перегрузке или дефиците информации, действующей на органы чувств. Специально проведенные опыты показывают, что если создать дефицит поступающей на органы чувств информации, то происходит нарушение нормальных ощущений. Так, если испытуемому надевали темные очки, пропускающие только слабый свет, закрывали уши, чтобы он не слышал сильных звуков, надевали на руки и ноги цилиндры, снижающие кожную чувствительность, то у него через некоторое время возникали зрительные, слуховые и осязательные галлюцинации и он просил прекратить опыты. Ощущения, хотя и являются простейшими познавательными процессами, связаны не только с органами чувств, но и с деятельностью всей нервной системы. Для того, чтобы возникло ощущение необходимо функционирование специального нервного аппарата называемого анализатором. Анализатор состоит из трех частей. Наружная часть анализатора - рецептор представляет собой разветвление нерва, который является воспринимающей частью органа чувств. Рецептор выделяет определенный вид действующей на органы чувств информации, трансформирует ее в нервные импульсы, которые моделируют характеристики действующего на органы чувств раздражителя. Например, нервные импульсы, которые возникают при раздражении слухового нерва, моделируют по принципу резонанса частоту действующего звука. 100 Возникшие в рецепторе нервные импульсы, несущие информацию о внешнем воздействии, передаются посредством центростремительных (афферентных) волокон в корковое ядро анализатора, где происходит обработка и преобразование поступающей информации в субъективное впечатление о действующем раздражителе. Корковое ядро анализатора составляют нервные клетки, на которые проецируются соответствующие части рецептора. Эти клетки образуют первичную проекционную зону коркового ядра анализатора. Здесь происходит первичный анализ поступающей информации и ее трансформация в мало дифференцированное впечатление о раздражителе. Например, возникает впечатление о звуке, свете, вкусе, запахе и т.п. Над первичной проекционной зоной находится вторичная, где информация подвергается более детальному анализу и преобразуется в четкие и ясные впечатления, отражающие качества раздражителя соответствующей модальности. Здесь зрительные ощущения различаются по светлоте, насыщенности, цветовому тону; слуховые - по высоте, тембру, громкости и т. д. В этой же зоне происходит синтез впечатлений, на основе которых возникает образ, отражающий предмет вместе со всеми его свойствами. Все проекционные зоны связаны посредством ассоциативных волокон с речевыми центрами, на базе которых функционирует сознание человека, благодаря чему ощущения становятся элементами сознания или, иначе говоря, чувственной тканью разума человека. “Ощущение есть не что иное, как отраженный с нашим непосредственным индивидуальным чувством разум, личный и чувственный разум,” - писал Л. Фейербах.1 Поэтому ощущения, будучи чувственными элементами разума человека, обусловлены не только внешним воздействием стимулов на органы чувств, но и всей историей развития человеческого общества и общественно-трудовой деятельностью человека. В связи с этим виды, свойства и закономерности ощущений во многом обусловлены не только биологическими функциями организма, но и социальными условиями существования человека. К основным свойствам ощущений относятся: качество, интенсивность, длительность и пространственная отнесенность. Качество является основной характеристикой ощущений, отличающей один вид от другого, а также ощущения внутри данного вида. Качественные особенности каждого вида ощущений обуслов- 101 лены прежде всего действием специфических раздражителей на соответствующие органы чувств. Качество зрительных ощущений порождается физическими особенностями света, действующего на орган зрения, качество слуховых ощущений зависит от физических характеристик звуков и т.д. Качественные особенности ощущений внутри данного вида также зависят от физических свойств соответствующего раздражителя. Зрительные ощущения имеют такие качества как: светлота, яркость, цветовой тон, насыщенность; слуховые - высоту, тембр, громкость и т.п. Казалось бы, что качества ощущений определены самой природой, но это далеко не так. Способность человека различать качество ощущений во многом зависит от общего развития личности и характера деятельности, которой он занимается. Так, А.Р. Лурия вместе со своими сотрудниками изучал в 30-х годах психические особенности жителей Узбекистана, среди которых большинство было неграмотных. В частности исследовалась способность к цветоразличению у мужчин и женщин. Оказалось, что мужчины не отличали синий и голубой цвет от зеленого. Все эти цвета они ощущали как зеленые, обозначая их словом, которым узбеки называют зеленый чай. Женщины не только различали эти цвета, но и видели их оттенки. Эти отличия в цветоощущениях были обусловлены характером деятельности. Мужчины собирали и сушили зеленый чай, а женщины, кроме того, ткали ковры, применяя разноцветные шерстяные нити. Интенсивность ощущений является их количественной характеристикой. Она зависит от силы действующего раздражителя. Чем сильнее раздражитель, тем интенсивнее ощущение. Изучая зависимость интенсивности ощущений от силы раздражителя Вебер и Фехнер открыли основной психофизический закон, согласно которому, если сила раздражителя увеличивается в геометрической прогрессии, то интенсивность ощущений изменяется в арифметической прогрессии. Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя, но и от функционального состояния органов чувств. При уменьшении чувствительности анализатора интенсивность не изменяется, даже если увеличивается сила раздражителя. Длительность ощущений - это их временная характеристика. Она определяется временем действия раздражителя. При кратковременном действии раздражителя ощущения сразу же возникают и быстро 102 исчезают, при длительном действии они сохраняются в течении всего времени действия. В то же время замечено, что начало и окончание возникновения ощущений не совпадают с временем действия раздражителя. Между началом действия раздражителя и временем возникновения ощущения есть латентный (скрытый) период. Он измеряется миллисекундами. Его наличие связано с временем прохождения нервного импульса от рецептора до нервных клеток коры, с которыми связано возникновение ощущений. Не совпадает также время окончания действия раздражителя с временем исчезновения ощущения, так как еще некоторое время остается. Это объясняется тем, что некоторое время имеет место инерция ощущений, благодаря чему сохраняется впечатление от действовавшего раздражителя. Так, при действии звука остается звон в ушах, при действии света - зрительное впечатление. Пространственная отнесенность ощущений проявляется в том, что возникшее впечатление адресуется нашим сознанием к тому раздражителю, который его вызвал. Так, свет мы видим там, где он излучается, звук слышим там, где он звучит и т.п. Закономерности ощущений: пороги и чувствительность, адаптация; взаимодействие ощущений. Пороги это границы, в пределах которых могут возникать ощущения данного вида в сознании. Пороги определяются минимальной и максимальной силой раздражителя, при действии которого могут возникать ощущения. Существуют нижний абсолютный и верхний абсолютный пороги ощущений. Нижний абсолютный порог определяется минимальной величиной раздражителя, при действии которого возникает осознаваемое ощущение. Верхний абсолютный порог характеризуется максимальной величиной раздражителя, при действии которого ощущение еще сохраняется. При увеличении силы раздражителя, превышающей верхний абсолютный порог, ощущение исчезает. Раздражители, сила которых ниже или выше абсолютных порогов могут вызывать ощущения, но они не осознаются и действующий раздражитель не вызывает никаких впечатлений. Такие ощущения называются подпороговыми или субсенсорными. Величина порогов ощущений у разных людей может быть разной. Она зависит от функционального состояния анализато- 103 характера деятельности. Поэтому чувственность людей к действующим раздражителям тоже может быть разной. Она зависит от величины порога, характерного для данного субъекта. Между чувствительностью и величиной порога существует обратная зависимость: чем ниже величина порога, тем выше чувствительность; чем выше порог, тем ниже чувствительность. Например, нижний абсолютный порог слуховых ощущений равен силе звука в 20 Герц, однако некоторые люди слышат звуки только выше 30 Герц. Как видим, у них нижний абсолютный порог слуховых ощущений выше нормы, а чувствительность ниже нормы. Существуют также пороги различения и разностная чувствительность к изменению силы действующего раздражителя. Порог различения характеризуется наименьшей прибавкой к силе действующего раздражителя, которая способна вызывать заметное различение интенсивности ощущений. В разных видах ощущений пороги различения разные. Так, для зрительных ощущений эта прибавка составляет 1/100, для слуховых - 1/10, для кожных (сила давления) - 1/30. Адаптация в сенсорных процессах связана с приспособлением органов чувств к действующему раздражителю. Под влиянием адаптации интенсивность ощущений или понижается или повышается. Различают негативную и позитивную адаптацию. Негативная адаптация может быть двух видов: полная и неполная. При полной адаптации возникшее ощущение полностью исчезает из сознания. Так, человек, пришедший в амбулаторию, сначала чувствует запахи лекарств, а потом перестает их замечать. При частичной адаптации ощущение не исчезает, а притупляется. Если опустить руку в горячую воду, то сначала она обжигает, но потом кожный анализатор адаптируется и вода не кажется такой горячей. При позитивной адаптации чувствительность анализатора повышается и человек начинает ощущать раздражители, которые до этого не замечал. Так, если человек, находившийся раньше на улице при дневном свете, входит в затемненное помещение, то сначала там ничего не видит. Затем спустя некоторое время он начинает различать все находящиеся там предметы. Повышение чувствительности органа зрения в темноте происходит за счет того, что осуществляется переход от 104 дневного зрения к сумеречному. При дневном свете функционируют колбочки, а в сумерках - палочки. Между ощущениями имеет место взаимодействие. Одни ощущения могут повышать или понижать интенсивность других. В основе взаимодействия ощущений лежит повышение или понижение чувствительности в одних анализаторных системах под влиянием раздражения других. Так, сильный свет понижает слуховую чувствительность, тогда как слабый свет повышает ее. Повышение чувствительности может происходить также под влиянием упражнений. У детей, занимающихся музыкой, развивается звуковысотная чувствительность. Повышение чувствительности под влиянием слабых раздражителей или в процессе упражнения называется сенсабилизацией. На основе взаимодействия ощущений возникает такое явление как синестезия. При синестезии имеет место возникновение ощущений в одной анализаторной системе при действии раздражителей на другую. Возможна, например, зрительно-слуховая синестезия, когда под влиянием звуков музыки у субъекта возникают цветовые ощущения. Это явление получило название цветовой музыки. Проявление синестезии в обыденной жизни зафиксировано в таких выражениях как: “сладкие слова”, “горькие слезы” и т.п. Человеку свойственны разнообразные виды ощущений. Одни из них возникают при действии раздражителей на органы чувств, расположенных на поверхности тела. Это, так называемые, эк-стероцептивные ощущения. Другие возникают при раздражении рецепторов, находящихся во внутренних органах - это ин-тероцептивные ощущения. Третий вид ощущений связан с раздражением рецепторов, расположенных в мышцах - это про-приоцепривные ощущения. К экстероцептивным ощущениям относятся: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные и кожные. Одни из них являются дистантными (зрительные, слуховые и обонятельные), другие - контактными (вкусовые и кожные). Зрительные ощущения являются наиболее важными для человека. Они дают возможность отражать свет и цвет. Возникают зрительные ощущения при действии на глаз электромагнитных волн в пределах от 380 до 770 миллимикрон. 105 Цветовые ощущения бывают ахроматическими и хроматическими. К ахроматическим цветам относят: белый, серый и черный. Они отличаются между собой только светлотой. К хроматическим цветам относят: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Первые три характеризуются как теплые цвета, остальные как - холодные. Хроматические цвета отличаются цветовым тоном, насыщенностью и светлотой. Зрительные ощущения оказывают большое влияние на человека. Все теплые цвета положительно влияют на работоспособность человека, возбуждают его и вызывают хорошее настроение. Холодные цвета успокаивают человека. Темные цвета угнетающе действуют на психику. Цвета могут нести предупреждающую информацию: красный говорит об опасности, желтый - предостерегает, зеленый - сигнализирует о безопасности и т.п. Слуховые ощущения тоже имеют большое значение в жизни человека. Источником слуховых ощущений являются разнообразные звуки, действующие на орган слуха. Слуховые ощущения отражают шумовые, музыкальные и речевые звуки. Ощущения шума и шороха сигнализируют о наличии предметов и явлений, издающих звуки, о месте их нахождения, о приближении или удалении. Они могут предупреждать об опасности и вызывать определенное эмоциональное переживание. Музыкальные ощущения характеризуются эмоциональным тоном и мелодичностью. Эти ощущения формируются у человека на основе воспитания и развития музыкального слуха и связаны с общей музыкальной культурой человеческого общества. Речевые ощущения являются чувственной основой речевой деятельности человека. На базе речевых ощущений формируется фонематический слух, благодаря которому человек может различать и произносить звуки речи. Фонематический слух оказывает влияние не только на развитие устной и письменной речи, но и на овладение иностранным языком. Обонятельные ощущения слабо развиты у человека, так как они не имеют существенного значения в его жизни. Источником обонятельных ощущений являются запахи, которые сигнализируют о наличии пахнущих веществ, о состоянии пищи, ее каче- 106 в одном языке нет специальных терминов, которые обозначали бы качество обонятельных ощущений. Как правило, определяя запах человек соотносит его с запахом предмета, которому он в наибольшей степени соответствует: “пахнет черемухой”, “пахнет яблоками”, “пахнет мускусом” и т.п. Оценивается также эмоциональное впечатление, которое вызывает запах: “приятно пахнет” или “дурно пахнет”. Вкусовые ощущения возникают при раздражении вкусовыми веществами рецепторов, находящихся на поверхности языка. Они обеспечивают отражение вкусовых качеств пищи. Различают четыре качества вкусовых ощущений: соленое, сладкое, кислое, горькое. Оценка качества осуществляется не только на основе вкусовых, но и обонятельных и тактильных ощущений. Возможны две оценки качества пищи; вкусная и невкусная пища. Причем такие оценки имеют субъективный характер и связаны с восприятием человека и существующими в обществе традициями. По описанию чешских журналистов, Зигмунда и Ганзелки, которые в 60-х годах путешествовали по Африке, в одном селении их гостеприимно встретили и начали угощать различными вкусными яствами, в том числе и тухлыми яйцами. Все чем их угощали они попробовали, исключая тухлые яйца, и поблагодарили гостеприимных жителей. Однако, вождь, заметив, что они даже не притронулись к яйцам, поинтересовался, почему они их не стали есть. Путешественники ответили, что в их стране в таком виде яйца не едят. Тогда вождь приказал принести сырые яйца. Когда они стали есть вождь брезгливо отвернулся и заметил, что он не стал бы есть такую гадость, так как они мокрые, скользкие и ничем не пахнут, тогда как яйца, которыми им предлагали, твердые, хорошо пахнут и очень вкусные. Кожные ощущения возникают при раздражении рецепторов, расположенных на поверхности кожи. Существует три вида кожных ощущений: тактильные (ощущения прикосновения), температурные и болевые. Каждый вид кожных ощущений возникает при раздражении соответствующих рецепторов, расположенных в различных местах кожи. Больше всего тактильных рецепторов находится на ладони, на кончиках пальцев и на губах. Температурные рецепторы, чувствительные к теплу и холоду, неравномерно распределены по всему телу. В наибольшей степени чувствительной к холоду является спина, в наименьшей степени - грудь. 107 Кинестезические ощущения сигнализируют о сокращении мышц и о движениях различных частей тела. Они дают знания о силе, скорости и траектории движений, а также о положении частей тела в пространстве. Кинестезические ощущения являются необходимыми компонентами предметно-практической и речевой деятельности человека. Тактильные ощущения, объединяясь с двигательными ощущениями руки, образуют специфический для человека вид чувствительности - осязание, дающее возможность человеку, потерявшему зрение, отражать форму, величину и пространственное положение предметов. Органические ощущения сигнализируют о состоянии организма. В структуре органических ощущений выделяют: болевые ощущения, ощущения жажды, голода, ощущение насыщенности и т.п. Органические ощущения возникают при раздражении рецепторов, находящихся во внутренних органах. Вместе с органическими ощущениями возникают положительные и отрицательные эмоции, которые определяют самочувствие человека. Существуют индивидуальные различия в области ощущений. У одних хорошо развиты зрительные ощущения, у других - слуховые, у третьих - обонятельные, у четвертых - вкусовые и т.д. Эти различия начинают проявляться только у взрослых. У детей, как свидетельствует Б.Г. Ананьев, не существует значительных различий в развитии всех видов ощущений. Это объясняется тем, что индивидуальные особенности ощущений не являются врожденными, а формируются прижизненно под влиянием условий жизни и характера ведущей деятельности. Так, красильщики различают до 40 оттенков черного цвета, шлифовальщики видят просветы до 0,0005 миллиметра, сталевары могут определить температуру расплавленной стали по слабым цветовым оттенкам, дегустаторы могут определить не только качество продукта, но и год и место его изготовления. Восприятие. Восприятие является более сложным сенсорным познавательным процессом, чем ощущение. Оно дает возможность человеку более полно и более разносторонне познавать окружающую действительность. Если в ощущениях отражаются свойства, качества и состояния внешней и внутренней среды, то в восприятии отража- 108 со всеми их свойствами и качествами. Второе отличие заключается в том, что на основе ощущений возникает впечатление о раздражителе, то в процессе восприятия формируется образ предмета, который действует на органы чувств. Третье отличие состоит в том, что ощущение возникает сразу же при действии раздражителя, а восприятие предполагает активное взаимодействие субъекта с отражаемым объектом. Восприятие как более сложный сенсорный познавательный процесс возникает на основе ощущений, которые являются составной частью образа объекта. Образ - это сенсорная копия объекта, которая возникает в процессе взаимодействия субъекта с воспринимаемым объектом. Б.Г. Ананьев описал процесс восстановления зрительного восприятия у контуженного в голову больного. У него вследствие контузии был поражен головной мозг, что привело к полной неподвижности глазных яблок. У больного сохранилась только лишь световая чувствительность, предметов же он не различал. В процессе восстановления зрения он сначала стал выделять аморфные пятна, разные по величине и яркости. Только после трехмесячного лечения он стал видеть и различать предметы. Формирование образа, воспринимаемого объекта, может происходить в одном случае постепенно (сукцессивно), в другом случае мгновенно (симультанно). Сукцессивно формируется образ только в том случае, когда воспринимается новый, неизвестный предмет. Для этого необходимо последовательно совершить целый ряд перцептивных действий. Сначала на основе поисковых движений происходит обнаружение объекта. Затем, на основе установочных и прослеживающих движений глаз выделяется объект и сопоставляется с другими объектами или с представлениями о них. Если воспринимаемый объект совпадает с другими известными объектами, то происходит его отождествление с ними и, таким образом , осуществляется опознавание объекта. Если же воспринимается уже известный объект, то эти перцептивные действия проявляются в свернутом виде и его образ возникает мгновенно. Восприятие, как более сложный познавательный процесс, характеризуется такими свойствами как: предметность, целостность, осмысленность, избирательность и константность. Предметность является основным свойством восприятия, так как человек воспринимает не бесформенные объекты, а пред- 109 ные человеком и для человека. Каждый предмет имеет свое назначение, свое устройство и свои, присущие только ему, свойства и качества. Все предметы используются нами соответствующим образом и занимают определенное место в нашей жизни. Даже природные объекты опредмечиваются нами в силу того, что они применяются нами или являются объектами познания. Например, муха - это предмет нашего быта и объект познания. Она живое существо, относится к классу насекомых, имеет свойственное ей строение тела, позволяющее ей летать и вести соответствующий образ жизни. Стремясь избавиться от них люди применяют разнообразные способы борьбы с ними, так как они являются разносчиками различных заболеваний. Для некоторых животных, в том числе и для лягушек, муха - это объект пищи. Летящая муха является для нее стимулом, побуждающим ее совершить прыжок, поймать муху ртом и съесть ее. Образ мухи не существует для лягушки отдельно от ее действий. Только для человека образ предмета может существовать как элемент сознания, как субъективный образ воспринимаемого предмета который является всегда полным и завершенным, несмотря даже на то, что не все детали объекта могут быть восприняты. Гештальт-психологией были установлены ряд факторов, влияющих на формирование целостного образа при восприятии деталей предмета. Одним из основных факторов является пространственная близость деталей объекта. Второй - это сходство элементов между собой. Третий -естественное продолжение одного элемента в другом. Четвертый -замкнутость элементов в ограниченном пространстве. Влияние всех этих факторов на формирование целостного образа можно обнаружить простым способом. Если на бумаге изобразить три линии, расположенные по отношению друг к другу, как в треугольнике, но не соединять их углами, то эта фигура воспринимается как треугольник. В данном случае на возникновение целостного образа треугольника оказывает влияние все четыре фактора. Для всех трех линий свойственна пространственная близость. Все три линии сходны между собой. Одна линия находит свое продолжение в другой. Все три линии создают впечатление замкнутости в одном пространстве. Осмысленность восприятия имеет место благодаря тому, что образ воспринимаемого предмета является элементом со- 110 как он обозначается словом, смысловое значение которого определяется как общими, так и индивидуальными свойствами предмета. Поэтому осмысленность восприятия связана с его обобщенностью. Воспринимая предмет человек выделяет его общие свойства и относит его к соответствующему классу предметов. Осмысливая воспринимаемый предмет человек решает не только перцептивную, но и интеллектуальную задачу, так как в процессе восприятия он выдвигает и проверяет гипотезы о том, что представляет собой предмет и к какому классу он относится. Осмысленность восприятия дает возможность наиболее полно и разносторонне познать предмет. В то же время под влиянием предвзятых мыслей, когнитивных установок и чувств мы можем видеть в объекте не то, что есть в действительности, а то, что нам хотелось бы. Такое искаженное восприятие объекта, возникшее под влиянием психического состояния личности, называется апперцепцией. Осмысленность восприятия имеет важнейшее значение в учебном процессе, так как усвоение научных знаний во многом зависит от того какие признаки и как осмысливают учащиеся при восприятии изучаемого объекта. Иногда учащиеся осмысливают несущественные признаки воспринимаемого объекта, так как они более четко выделяются, существенные же признаки остаются незамеченными, что отрицательно влияет на усвоение научных знаний. Избирательность обеспечивает выделение объекта из общего фона. Среди большого количества объектов, которые действуют на органы чувств в данный момент, человек выделяет наиболее отчетливо и ясно только некоторые из них. Что же способствует выделению объекта восприятия? Это прежде всего контраст объекта восприятия по отношению к другим окружающим объектам. Это используется в учебных пособиях для выделения особо важных положений, напечатанных специальным шрифтом, большей величиной букв, подчеркиванием и особой окраской букв. Если объект не имеет контрастных признаков, то он сливается с фоном и его трудно заметить и выделить. Это обстоятельство используется в целях маскировки. Что же тогда позволяет выделить объект? Это потребности, интересы, когнитивные установки, задачи, которые ставит человек в процессе познания. Константность обеспечивает стабильность и постоянство образа предмета несмотря на изменение условий его восприятия. Воспринимаемый нами предмет может изменять свое пространственное поло- Ill жение, приближаться или удаляться, по разному освещаться, изменять свои качества, но его образ, отражающий форму, величину и объем, остается одним и тем же. Благодаря этому человек живет в мире постоянных вещей и может ориентироваться в бесконечно изменчивом и многообразном мире. Основные виды восприятия такие же как и в ощущениях. В основном человек воспринимает предметы посредством зрения, слуха и осязания. Ведущим в отражении материальных объектов является зрительное восприятие. Благодаря зрению человек воспринимает форму, величину, объем и пространственное положение предметов. Причем, восприятие всех этих структурных признаков предметов осуществляется на основе совместной деятельности зрительного и двигательного анализаторов. В основе восприятия формы предмета лежит изображение его на сетчатке глаза, которое является копией предмета в силу оптического устройства органа зрения. Но для того, чтобы возник образ предмета необходимо активное взаимодействие зрительной и глазодвигательной системы с объектом. Это взаимодействие осуществляется посредством разнообразных движений глаз, направленных на выделение контура предмета из окружающего фона. Специальные исследования показывают, что неподвижный глаз ничего не видит. Движения глаз направлены прежде всего на выделение и обследование наиболее информативных деталей воспринимаемого объекта. Так, при восприятии лица человека движения глаз наблюдателя большей частью направлены на получение информации об особенностях глаз, носа и губ, которые являются наиболее характерными признаками лица человека. Восприятие величины предмета осуществляется на основе образования связей между величиной изображения на сетчатке глаза и напряжением глазных мышц, устанавливающих зрительные оси глаз на предмет, находящийся на определенном расстоянии. Это необходимо для того, чтобы возникло четкое изображение предмета на сетчатке глаз посредством механизмов аккомодации и конвергенции. Поэтому восприятие величины предмета достигается благодаря взаимодействию величины изображения на сетчатке с аккомодацией и конвергенцией глаз. Если два предмета разной величины, расположенные в одном направлении, находятся на одном и том же расстоянии, то 112 различения их величины является только величина изображения на сетчатке, так как аккомодация и конвергенция по отношению к этим двум предметам является одинаковой. В этом случае восприятие величины предметов на одном и том же расстоянии осуществляется на основе величины изображения их на сетчатке: чем больше величина изображения, тем больше предмет и чем меньше она, тем меньше предмет. Если же эти предметы расположить на разном расстоянии так, чтобы величина изображения их была одинакова, то сигналом для различения их истинной величины будет являться различная степень аккомодации и конвергенции глаз. Чем больше аккомодация и конвергенция глав, при одной и той же величине изображения, тем меньше предмет и чем она меньше, тем больше предмет. Если же предмет приближается или удаляется от наблюдателя, то сигналом о том, что его величина не изменяется является изменяющееся взаимодействие между величиной изображения и степенью аккомодации и конвергенции глаз. Так достигается константность восприятия величины предметов при изменении расстояния до них. Восприятие объема, глубины и удаленности предметов достигается посредством биноку лярного зрения. Для того, чтобы возник образ предмета необходимо, чтобы изображение на сетчатках глаз падало на идентичные, то есть равноудаленные точки сетчатки. В этом случае предмет воспринимается как плоский. Для того, чтобы он воспринимался в объеме и глубине необходимо, чтобы изображение падало на диспаратные, т.е. на не соответствующие точки сетчатки правого и левого глаза. Создавая диспаратность на сетчатках глаз стереоскоп позволяет воспринимать предметы, изображенные на плоскости, как имеющие объем, так и пространственное место нахождение. Если диспаратность превышает норму, то возникает эффект восприятия двойственных объектов. В зрительном восприятии имеет место иллюзии, т.е. искажение образа воспринимаемого объекта. Иллюзии могут возникать под влиянием закона контраста между предметом и фоном или в результате переоценки размеров части и целого в воспринимаемом объекте. Причиной иллюзии может быть особенность освещенности объекта: человек в белом платье воспринимается более полным, чем в темном; на темном фоне фигуры кажутся более светлыми, чем обычно. При нарушении зрения восприятие формы, величины и объема небольших предметов осуществляется посредством осязания. Слепые, 113 ощупывая предмет, могут довольно точно воспринять предмет и опознать его. Если же они имеют дело с большими предметами, то судят о их форме и размерах по особенностям той части, которую они ощупывают. В этом случае у них возникает иллюзия уподобления, на основе которой образ всего объекта рисуется им на подобии той части, которую они обследуют. Так, в одной индийской легенде рассказывается о том как пять слепых, идущих держась за веревку, повстречали человека со слоном и попросили его, чтобы он дал им возможность пощупать слона. Он подвел его к ним и каждый слепой оказался против определенной части слона. Первый пощупал хобот и сказал, что слон похож на толстый канат, второй, пощупав ухо, заявил, что слон похож на лист лотоса, третий обследовал ногу слона и сказал, что он похож на колонн у, четвертый потрогал бок слона и заявил, что слон похож на крепостную стену, пятый, пощупав кисточку хвоста, сказал, что слон похож на метлу. Восприятие каждого человека имеет свои индивидуальные особенности. Существует три типа зрительного восприятия: синтетический, аналитический и аналитико-синтетический. Первый тип воспринимает сложный объект в целом, не выделяя деталей. У него возникает общее мало расчлененное впечатление о всем объекте. Отдельных деталей он часто не замечает и поэтому, когда возникает необходимость воспроизвести их, он это сделать не в состоянии. Второй тип замечает прежде всего детали объекта, их особенности и наиболее характерные признаки. Общее же впечатление об объекте у него бывает смутное и мало определенное. Про такого человека говорят, что он за деревьями не видит леса. Третий тип хорошо воспринимает как предмет в целом, так и его отдельные детали. Поэтому при необходимости он может дать полное и исчерпывающее описание всего объекта и каждой части в отдельности. При исследовании нового объекта этот тип легко переходит от изучения предмета в целом к изучению каждой его части и обратно. Благодаря этому результаты познания воспринимаемого предмета являются наиболее полными и точными. Внимание. 114 Внимание не является самостоятельным познавательным процессом, так как оно само по себе ничего не отражает и как отдельно взятое психическое явление не существует. Вместе с тем внимание является одним из важнейших компонентов познавательной деятельности человека, так как оно, возникая на основе познавательных процессов, организует и регулирует их функционирование. Поскольку познавательная деятельность осуществляется сознательно, то внимание выполняет одну из функций сознания. Внимание - это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание связано с всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Наиболее заметно эта связь проявляется в ощущениях и восприятиях. Как тольк о человек перестает проявлять внимание к раздражителю или объекту он перестает ясно его видеть или слышать, впечатления и образы становятся неотчетливыми и расплывчатыми. В связи с этим термин “внимание” широко применяется для объяснения результатов учебной деятельности. Высокие результаты объясняют тем, что ученик проявил максимум внимания, низкие - тем, что был невнимателен. Проявление внимания к чему-либо обусловлено как внутренними, так и внешними причинами. В качестве внутренних побуждений, заставляющих проявить внимание могут быть: потребности, желания, чувства, установки, намерения и т.п. Внешними причинами внимания являются объекты, их свойства и качества, структурные особенности и т.п. Таким образом, внимание представляет собой особое психическое явление, в котором выражается взаимоотношение между человеком и окружающей действительностью. Это взаимоотношение проявляется в виде направленности и сосредоточенности сознания субъекта на объекте. Направленность внимания дает возможность осуществить селективный отбор объектов и включить их в познавательную или в практическую деятельность. При этом осуществляется первичный, самый общий сбор информации о воспринимаемом объекте. Сосредоточенность внимания проявляется в результате концентрации сознания на объекте с целью получения наиболее полной информации о нем. Концентрация предлагает не только длительное удержание внимания на объекте, но и отвлечение от всех других воздействий, не имеющих значения для субъекта в данный момент. 115 Изучением внимания занимались многие ученые. В связи с тем, что оно представляет собой сложное психическое явление, разные психологи с разных позиций объясняли возникновение и функционирование внимания. Т. Рибо, например, считал, что внимание связано с эмоциями и движениями человека. Эмоции вызывают внимание и вместе с движениями сосредотачивают и удерживают его на объекте. Д.Н. Узнадзе связывал возникновение и устойчивость внимания с формированием у субъекта установки, побуждающей его проявить определенную деятельность по отношению к объекту, руководствуясь прошлым опытом. Установка может быть связана с ожиданием объекта или с готовностью воспринять его или совершить какое-либо действие, направленное на достижение поставленной цели. П.Я. Гальперин рассматривал внимание как один из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности, направленный на содержание психических явлений, возникающих в процессе познания. Основная функция внимания осуществлять контроль за правильностью содержания психических явлений, обеспечивающих осуществление деятельности на высоком уровне. Большое значение для правильного понимания места внимания в системе психических явлений и его роли в деятельности имеет изучение физиологических механизмов. Работы физиологов И.П. Павлова и А.А. Ухтомского дают возможность объяснить как возникает и функционирует внимание на основе деятельности головного мозга. Направленность внимания возникает на основе, открытого И.П. Павловым, ориентировочного рефлекса, который дает возможность организму осведомиться о том, что происходит в окружающей среде. По современным данным в его структуру входят как внешние движения, так и внутренние изменения в деятельности всех органов, в том числе изменения в чувственности анализаторов и в электрической активности головного мозга. Это доказывает, что возникновение внимания связано с общей активизацией всех мозговых структур. Сосредоточенность внимания проявляется в результате повышения возбудимости клеток коры под влиянием взаимо- 116 цессов возбуждения и торможения, благодаря которому в коре могут возникнуть оптимальный и доминирующий очаги возбуждения. Оптимальный очаг возникает по закону индукции нервных процессов, согласно которому возбуждение может концентрироваться в каком-либо участке коры под влиянием торможения в других областях. Оптимальный очаг является самым благоприятным для образования нервных связей, а следовательно и для возникновения психических явлений (образов, мыслей и т.п.), которые находятся в центре внимания человека. Оптимальный очаг может все время перемещаться при действии новых раздражителей, вследствие чего направленность внимания тоже меняется. Наряду с оптимальным очагом может появиться доминирующий очаг, который отличается повышенной возбудимостью и устойчивостью. Доминанта, являясь господствующим очагом, не только подавляет другие очаги, но способна усиливаться, привлекая возбуждение из других очагов, становясь еще более сильной и устойчивой. Этим объясняется повышенная концентрация и сосредоточенность внимания субъекта, увлеченного чем-то, и отсутствие всяких реакций на построение воздействия. Оптимальный и доминирующий очаги возбуждения могут возникнуть в любом месте коры, поэтому проявление внимания может быть связано с любым нервным центром. Вместе с тем в последнее время были обнаружены особого типа нейроны в структуре лобных долей, которые непосредственно связаны с проявлением внимания. Это, так называемые, нейроны новизны и нейроны установки. Первые реагируют на новые раздражители, вторые - на объекты, ожидаемые субъектом. Проявление внимания связано как с сенсорными, так и с интеллектуальными процессами, а также и с целями и задачами деятельности. В связи с этим выделяют следующие виды внимания: сенсорное, интеллектуальное, моторное, преднамеренное и непреднамеренное внимание. Сенсорное внимание возникает при действии объектов на органы чувств. Оно обеспечивает четкое отражение предметов и их свойств в ощущениях и в восприятиях человека. Благодаря сенсорному вниманию возникающие в сознании образы предметов являются ясными и отчетливыми. Сенсорное внимание может быть зрительным, слуховым, обонятельным и т.д. В основном у человека проявляется зрительное и 117 слуховое внимание. Лучше всего в психологии изучено зрительное внимание, так как его легко обнаружить и зафиксировать. Моторное внимание направлено на движения и действия, совершаемые человеком. Оно дает возможность более четко и ясно осознавать приемы и способы, применяемые в практической деятельности. Моторное внимание регулирует и контролирует движения и действия, направленные на предмет, особенно в тех случаях, когда они должны быть особенно четкими и точными. Исключительно важное значение имеет это внимание в спортивной и хореографической деятельности. Только проявляя максимум внимания спортсмен может достигнуть высоких результатов, в том виде спорта, которым он занимается. Интеллектуальное внимание направлено на более эффективное функционирование таких познавательных процессов как: память, воображение и мышление. Благодаря этому вниманию человек лучше запоминает и воспроизводит информацию, создает более четкие образы воображения, ясно и продуктивно мыслит. Поскольку это внимание имеет внутренний характер и мало доступно для исследования, то оно менее всего изучено в психологии. Преднамеренное ( произвольное) внимание возникает при наличии у субъекта цели или задачи быть внимательным к какому-либо внешнему предмету или к внутреннему умственному действию. Оно в основном направлено на регулирование внешних сенсорных и моторных действий и внутренних познавательных процессов. Преднамеренное внимание может стать произвольным, когда субъекту необходимо проявить волевое усилие для того, чтобы направить и сосредоточить внимание на объекте, который необходимо познавать или с которым надо действовать. Особенно большое значение имеет произвольное внимание в учебной деятельности, так как усвоение научных знаний требует от ученика больших волевых усилий, направленных на осуществление сложных умственных действий. В некоторых случаях произвольное внимание может стать, по определению Н.Ф. Добрынина, послепроизвольным. Это может иметь место в том случае, когда цель проявлять внимание остается, но исчезают волевые усилия. Такое внимание начинает проявляться, когда деятельность, требующая волевых усилий, становится увлекательной и осуществляется без особых затруднений. Послепроизвольное внимание в наибольшей степени может обеспечить высокую продуктивность познавательной и практической деятельности. Непреднамеренное (непроизвольное) внимание возникает само собой без всякой цели со стороны человека. Его вызывают значимые для человека свойства и качества предметов и явлений внешнего мира. 118 Одним из таких свойств является новизна объекта. Новизна может быть абсолютной и относительной. Если раздражить действует на органы чувств впервые, то ему свойственна абсолютная новизна. Раздражитель ранее известный, но имеющий какое-то новое качество, характеризуется относительной новизной. Непроизвольное внимание привлекают также все сильные раздражители: яркий свет, громкий звук, резкий запах и т.д. Иногда внимание могут привлечь и не очень заметные раздражители, если они соответствуют потребностям, интересам и установкам личности. Немаловажное значение в познавательной и практической деятельности имеют такие свойства внимания как: устойчивость, концентрация, переключение, распределение и объем. Устойчивость внимания характеризуется промежутком времени, в течение которого оно может быть направлено и сосредоточено на объектах или на деятельности. При наличии устойчивого внимания человек может успешно заниматься длительное время какой-либо деятельностью, а при отсутствии его он вынужден прекратить свои действия, так как они не приведут к нужным результатам. Устойчивость внимания - это его временная характеристика, от которой во многом зависит продуктивность деятельности человека. На сохранение устойчивого внимания оказывают влияние многие факторы, среди которых немаловажное значение имеет активность человека, которая может проявляться в форме внешних практических действий, направленных на объект, а также в виде внутренних интеллектуальных действий, посредством которых планируется и регулируется деятельность. Устойчивость внимания может зависеть также и от особенностей самих объектов, которые вовлечены в деятельность. Если объект перемещается, изменяет форму, цвет или другие какие-то свойства, то внимание к нему сохраняется в течение длительного времени. Концентрация внимания характеризуется степенью углубленности человека в деятельность. Наибольшая концентрация внимания проявляется при увлеченности интересным занятием, в котором реализуется возможности и способности человека. Концентрация внимания имеет динамический характер. Она то повышается, то понижается в зависимости от характера деятельности и от отношения к ней. От концентрации внимания зависит степень проявления помехоустойчивости субъекта к отвлекающим раздражителям. Переключение внимания представляет собой преднамеренное его перемещение с одного предмета на другой, с одной деятельнос- 119 гую. Переключение внимания связано с новыми целями и задачами, которые возникают у человека в процессе осуществления познавательной деятельности. Переключение может быть полным и неполным, завершенным и незавершенным. При завершенном переключении внимание полностью сосредотачивается на новом объекте или деятельности. При незавершенном переключении оно отчасти еще направлено на предыдущую деятельность. Это происходит в тех случаях, когда предыдущая деятельность оказала большое впечатление на личность или, если она сомневается в правильности полученных результатов. Показателем степени завершенности переключения внимания является интервал времени, связанный с переходом от одной деятельности к другой, объем, качество, точность работы и количество времени, затраченное на ее выполнение. Противоположным свойством переключению является отвлечение внимания. Оно происходит в результате непреднамеренного перемещения внимания с основной работы на предметы, отвлекающе действующие на личность. Отвлечение снижает качество работы, является причиной ошибок по невнимательности, не позволяет закончить работу в намеченный срок. Распределение внимания дает возможность человеку одновременно заниматься несколькими видами деятельности. Возможность распределения внимания связана с приобретением личностью опыта в выполнении различных видов деятельности. При отсутствии его внимание неизбежно сосредотачивается на одной деятельности. На успешное распределение внимания также оказывает характер, выполняемых видов деятельности. Чем сложнее виды деятельности, тем труднее распределить на них внимание. При наличии очень трудной деятельности проявить одновременно внимание к другой почти невозможно. Трудно совместить выполнение двух видов интеллектуальной деятельности. Гораздо проще совместить умственную деятельность с практической. Объем внимания характеризуется количеством объектов, на которые может направить и сосредоточить внимание субъект в доли секунды. Определяется объем внимания посредством специальных приборов-тахистоскопов. Тахистоскопы бывают механические и электронные. В одно мгновение человек может обратить внимание только на несколько объектов (от 4 до 6). В то же время многие виды деятельности требуют мгновенного проявления внимания к гораздо большему количеству объектов. Так, при скоростном чтении человек способен охватить слова, в составе которых насчитывается до 14 букв. Расширение объема внимания, в данном случае, происходит за счет того, что у 120 у субъекта формируется умение объединять и группировать по смыслу отдельные элементы текста. Закрепившиеся особенности внимания накладывают отпечаток на личность. Одни люди бывают внимательные, другие - невнимательные, третьи - рассеянными. Внимательные люди относятся к любой деятельности ответственно, сразу могут сосредоточить внимание на самом главном, быстро переключают и распределяют внимание, способны к длительной и напряженной работе. Они также отличаются большой помехоустойчивостью. У невнимательных людей преобладает импульсивное внимание. Они не могут сосредоточиться, на выполняемой работе, не в состоянии распределить внимание на несколько объектов, легко отвлекаются при наличии посторонних раздражителей. Рассеянные люди ничего не замечают, что делается вокруг, делают все невпопад, не могут задержать надолго свое внимание на каком -нибу дь объекте, часто отвлекаются. Такого рода рассеянность является признаком невоспитанности внимания. Существует и, так называемая, мнимая рассеянность. Она может иметь место у людей очень занятых, углубившихся целиком в свою деятельность и, в силу этого, неадекватно реагирующих на отвлекающие их воздействия. Эта рассеянность есть результат высокой концентрации внимания на очень важной и ответственной деятельности. Возможны и другие расстройства внимания: инертность и чрезмерная подвижность. Инертность проявляется в навязчивой привязанности внимания к одним и тем же объектам, а подвижность - в невозможности задержать внимание на одном каком -то объекте. Литература Ананьев В.Г. Психология чувственного познания. - М., 1960. Брунер Д.С. Психология познания. - М., 1977. Величковский В.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. -М., 1973. Гальперин П.Я., Кобыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. - М., 1974. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. - М., 1972. Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. -М., 1987. Лонгвиненко А.Д. Психология восприятия. - М., 1987. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. - М., 1994. Познавательные процессы и способности в обучении. - М., 1990. Общая психология. - М., 1986. |
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 313. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |