Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Результаты познавательной деятельности.




 

Ученики

Восприятие информации Воспроизве­дение Осмысление Образное отражение
1  2 1  3 1 1  2 1  3 1 1  2 1  3 1 1  2

96


Заполняется таблица следующим образом.

1. В графе “восприятие информации” указывается: 1 - количество слов в тексте с отвлеченным смысловым содер­жанием; 2 - количество слов с образным содержанием; 3 - количество слов с наглядно-действенным содержанием.

2. В Графе “воспроизведение” указывается: 1 - количество слов с отвлеченным смысловым содержанием, имеющихся в изложении уча­щегося; 2 - количество слов с образным содержанием; 3 - количе­ство слов с наглядно-действенным содержанием.

3. В графе “осмысление” указывается: 1 - количество связей от­влеченного характера; 2 - количество связей образного характера; 3 -количество связей наглядно-действенного содержания.

4. В графе “образное отражение” указывается: 1 - общее коли­чество изображенных в рисунке объектов; 2 - группировки объек­тов.

На основе анализа результатов познавательной деятель­ности при усвоении текста создается возможность для опре­деления уровня проявления познавательных способностей уча­щихся. Для этого заполняется таблица 2, где дается оценка в баллах мнемических, интеллектуальных, репродуктивных и вербальных способностей учащихся.

Таблица 2.

Уровни проявления познавательных способностей.

 

Ученики

М неми-ческие И нтеллек-туальные Репродук­тивные Верб аль-ны е Общий балл
1 1  2 1 1  2 1 1   2 1      2  

Мнемические способности: 1 - оцениваются на основе запо­минания слов, имеющих отвлеченное смысловое содержание; 2 -оцениваются на основе запоминания количества слов, имеющих конкретное содержание.

Интеллектуальные способности: 1 - оцениваются на основе умения понять главную мысль текста; 2 - оцениваются на осно­ве умения понять конкретные связи в тексте.

Репродуктивные способности: 1 - оцениваются на основе на­личия правильного представления о ситуации, описанной в тек­сте; 2 -оцениваются на основе наличия правильных связей меж­ду образами.

97


Вербальные способности: 1 - оцениваются на основе богатства лексики языка; 2 - оцениваются на основе правильного использования семантики языка.

По каждому критерию проявления способностей выставля­ется балл. Балл “0” выставляется при низком проявлении спо­собностей, когда результаты познавательной деятельности уче­ника значительно ниже того, что требуется при усвоении текста. Балл “1” выставляется при среднем уровне проявления способности, когда усвоение информации, заложенной в тексте, происходят наполо­вину. Балл “2” выставляется при высоком уровне проявления спо­собностей, когда показания ученика соответствуют требованиям текста.

Общий балл при наличии суммы баллов по всем способнос­тям от 1 до 6 оценивается как показатель низкого уровня прояв­ления познавательных способностей. Общий балл при наличии суммы баллов от 7 до 12 оценивается как показатель среднего уровня проявления способностей. Общий балл при наличии сум­мы баллов от 13 до 16 оценивается как показатель высокого уров­ня проявления способностей.

Таким образом, эта методика дает возможность одновремен­но диагностировать не только отдельно взятые познавательные спо­собности, но и оценить общий уровень их общего развития. При наличии низкого уровня проявления той или иной познавательной способности имеется возможность развить ее путем специальной тренировки, используя для этого соответствующие методики, опи­санные в специальной литературе.

Литература Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.

Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. Киев, 1978.

Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982. Исследование развития познавательной деятельности. М., 1971. Карпов В.В., Талызина Н.Ф. Психодиагностика познавательного развития учащихся. “Знание”, РСФСР, 1990.

Познавательные процессы и способности в обучении. М., 1990. Сергеев К.К. Школьная психодиагностика. Херсон, 1988. Сорокун П.А. Комплексное изучение познавательной деятельности и позна-

98


вательных способностей учащихся. Сб. Психолого-педагогические проблемы сознания и деятельности. Псков, 1997.

Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М., 1988.

Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учеб­ном процессе. М., 1979.



Глава 8. Сенсорные познавательные процессы

Основные понятия: ощущения, свойства ощущений, законо­мерности ощущений, восприятие, свойства восприятия, виды вос­приятия, внимание, свойства внимания, виды внимания.

Ощущения.

Всю информацию, которой оперирует человек в процессе познания, он получает посредством сенсорных познавательных процессов, которые возникают при непосредственном взаимодей­ствии органов чувств с объектами окружающей среды.

Познание окружающего мира начинается с ощущений. Ощу­щение является простейшим познавательным процессом, обес­печивающим функционирование всех более сложных процессов. Ощущения возникают при непосредственном действии свойств и качеств внешней и внутренней среды на органы чувств. Ин­формация о свойствах и качествах предметов и явлений, посту­пающая от органов чувств, отражается в нашем сознании в фор­ме ощущений и впечатлений.

Ощущение является элементарным сенсорным познаватель­ным процессом, отражающем в форме впечатлений свойства и ка­чества объектов, непосредственно действующих на органы чувств. Ощущение - это познавательный процесс, а впечатление - это фор­ма отражения действующего на органы чувств раздражителя, воз­никшая в нашем сознании.

Если органы чувств по каким-либо причинам перестают фун­кционировать, то связь сознания с соответствующими видами раздражителей прекращается и субъект лишается возможности получать впечатления о их существовании. Так, известный врач Боткин описал состояние больной женщины, у которой все орга­ны чувств не функционировали, за исключением одного глаза и

99


сохранившего чувствительность. Находилась в бодрствующем состо­янии эта больная до тех пор пока был открыт глаз, посредством кото­рого она получала информацию о внешнем мире. Как только он закры­вался больная впадала в дремотное состояние и засыпала. Просыпа­лась она в том случае, когда открывался глаз при действии яркого све­та или когда кто-то прикасался к поверхности участка кожи, сохранив­шего чувствительность.

В случае нарушения функций органа чувств ощущение ис­кажается, а впечатление от действующего раздражителя начи­нают не соответствовать действительности. Так, дальтоники, у которых нарушена нормальная цветовая чувствительность глаз, вместо красного цвета ощущают зеленый.

Искажение впечатлений о внешнем мире возможно также при перегрузке или дефиците информации, действующей на органы чувств. Специально проведенные опыты показывают, что если создать дефицит поступающей на органы чувств информации, то происходит нарушение нормальных ощущений. Так, если ис­пытуемому надевали темные очки, пропускающие только сла­бый свет, закрывали уши, чтобы он не слышал сильных звуков, надевали на руки и ноги цилиндры, снижающие кожную чувстви­тельность, то у него через некоторое время возникали зритель­ные, слуховые и осязательные галлюцинации и он просил пре­кратить опыты.

Ощущения, хотя и являются простейшими познавательны­ми процессами, связаны не только с органами чувств, но и с дея­тельностью всей нервной системы. Для того, чтобы возникло ощу­щение необходимо функционирование специального нервного ап­парата называемого анализатором.

Анализатор состоит из трех частей. Наружная часть анали­затора - рецептор представляет собой разветвление нерва, кото­рый является воспринимающей частью органа чувств. Рецептор выделяет определенный вид действующей на органы чувств ин­формации, трансформирует ее в нервные импульсы, которые моделируют характеристики действующего на органы чувств раздражителя. Например, нервные импульсы, которые возника­ют при раздражении слухового нерва, моделируют по принципу резонанса частоту действующего звука.


100


Возникшие в рецепторе нервные импульсы, несущие информацию о внешнем воздействии, передаются посредством центростремитель­ных (афферентных) волокон в корковое ядро анализатора, где происхо­дит обработка и преобразование поступающей информации в субъек­тивное впечатление о действующем раздражителе. Корковое ядро ана­лизатора составляют нервные клетки, на которые проецируются соот­ветствующие части рецептора. Эти клетки образуют первичную про­екционную зону коркового ядра анализатора. Здесь происходит первич­ный анализ поступающей информации и ее трансформация в мало диф­ференцированное впечатление о раздражителе. Например, возникает впечатление о звуке, свете, вкусе, запахе и т.п.

Над первичной проекционной зоной находится вторичная, где информация подвергается более детальному анализу и преобразу­ется в четкие и ясные впечатления, отражающие качества раздра­жителя соответствующей модальности. Здесь зрительные ощуще­ния различаются по светлоте, насыщенности, цветовому тону; слу­ховые - по высоте, тембру, громкости и т. д. В этой же зоне происхо­дит синтез впечатлений, на основе которых возникает образ, отра­жающий предмет вместе со всеми его свойствами.

Все проекционные зоны связаны посредством ассоциативных воло­кон с речевыми центрами, на базе которых функционирует сознание чело­века, благодаря чему ощущения становятся элементами сознания или, иначе говоря, чувственной тканью разума человека.

“Ощущение есть не что иное, как отраженный с нашим непосред­ственным индивидуальным чувством разум, личный и чувственный разум,” - писал Л. Фейербах.1

Поэтому ощущения, будучи чувственными элементами разума че­ловека, обусловлены не только внешним воздействием стимулов на органы чувств, но и всей историей развития человеческого общества и общественно-трудовой деятельностью человека. В связи с этим виды, свойства и закономерности ощущений во многом обусловлены не толь­ко биологическими функциями организма, но и социальными условия­ми существования человека.

К основным свойствам ощущений относятся: качество, интенсив­ность, длительность и пространственная отнесенность.

Качество является основной характеристикой ощущений, от­личающей один вид от другого, а также ощущения внутри данного вида. Качественные особенности каждого вида ощущений обуслов-


101


лены прежде всего действием специфических раздражителей на со­ответствующие органы чувств. Качество зрительных ощущений по­рождается физическими особенностями света, действующего на орган зрения, качество слуховых ощущений зависит от физических характеристик звуков и т.д. Качественные особенности ощущений внутри данного вида также зависят от физических свойств соот­ветствующего раздражителя. Зрительные ощущения имеют такие качества как: светлота, яркость, цветовой тон, насыщенность; слу­ховые - высоту, тембр, громкость и т.п.

Казалось бы, что качества ощущений определены самой приро­дой, но это далеко не так. Способность человека различать качество ощущений во многом зависит от общего развития личности и характе­ра деятельности, которой он занимается. Так, А.Р. Лурия вместе со своими сотрудниками изучал в 30-х годах психические особенности жителей Узбекистана, среди которых большинство было неграмотных. В частности исследовалась способность к цветоразличению у мужчин и женщин. Оказалось, что мужчины не отличали синий и голубой цвет от зеленого. Все эти цвета они ощущали как зеленые, обозначая их словом, которым узбеки называют зеленый чай. Женщины не только различали эти цвета, но и видели их оттенки. Эти отличия в цветоощу­щениях были обусловлены характером деятельности. Мужчины соби­рали и сушили зеленый чай, а женщины, кроме того, ткали ковры, при­меняя разноцветные шерстяные нити.

Интенсивность ощущений является их количественной ха­рактеристикой. Она зависит от силы действующего раздражи­теля. Чем сильнее раздражитель, тем интенсивнее ощущение. Изу­чая зависимость интенсивности ощущений от силы раздражите­ля Вебер и Фехнер открыли основной психофизический закон, согласно которому, если сила раздражителя увеличивается в гео­метрической прогрессии, то интенсивность ощущений изменяет­ся в арифметической прогрессии.

Интенсивность ощущений зависит не только от силы раз­дражителя, но и от функционального состояния органов чувств. При уменьшении чувствительности анализатора интенсивность не изменяется, даже если увеличивается сила раздражителя.

Длительность ощущений - это их временная характеристика. Она определяется временем действия раздражителя. При кратковремен­ном действии раздражителя ощущения сразу же возникают и быстро


102


исчезают, при длительном действии они сохраняются в течении всего времени действия. В то же время замечено, что начало и окончание возникновения ощущений не совпадают с временем действия раздра­жителя. Между началом действия раздражителя и временем возник­новения ощущения есть латентный (скрытый) период. Он измеряется миллисекундами. Его наличие связано с временем прохождения не­рвного импульса от рецептора до нервных клеток коры, с которыми связано возникновение ощущений.

Не совпадает также время окончания действия раздражителя с временем исчезновения ощущения, так как еще некоторое время оста­ется. Это объясняется тем, что некоторое время имеет место инерция ощущений, благодаря чему сохраняется впечатление от действовав­шего раздражителя. Так, при действии звука остается звон в ушах, при действии света - зрительное впечатление.

Пространственная отнесенность ощущений проявляется в том, что возникшее впечатление адресуется нашим сознанием к тому раздра­жителю, который его вызвал. Так, свет мы видим там, где он излуча­ется, звук слышим там, где он звучит и т.п.

Закономерности ощущений: пороги и чувствительность, адаптация; взаимодействие ощущений.

Пороги это границы, в пределах которых могут возникать ощущения данного вида в сознании. Пороги определяются мини­мальной и максимальной силой раздражителя, при действии ко­торого могут возникать ощущения. Существуют нижний абсо­лютный и верхний абсолютный пороги ощущений. Нижний абсо­лютный порог определяется минимальной величиной раздражи­теля, при действии которого возникает осознаваемое ощущение. Верхний абсолютный порог характеризуется максимальной ве­личиной раздражителя, при действии которого ощущение еще сохраняется. При увеличении силы раздражителя, превышающей верхний абсолютный порог, ощущение исчезает. Раздражители, сила которых ниже или выше абсолютных порогов могут вы­зывать ощущения, но они не осознаются и действующий раз­дражитель не вызывает никаких впечатлений. Такие ощущения на­зываются подпороговыми или субсенсорными.

Величина порогов ощущений у разных людей может быть разной. Она зависит от функционального состояния анализато-


103


характера деятельности. Поэтому чувственность людей к действую­щим раздражителям тоже может быть разной. Она зависит от величи­ны порога, характерного для данного субъекта. Между чувствитель­ностью и величиной порога существует обратная зависимость: чем ниже величина порога, тем выше чувствительность; чем выше порог, тем ниже чувствительность. Например, нижний абсолютный порог слухо­вых ощущений равен силе звука в 20 Герц, однако некоторые люди слы­шат звуки только выше 30 Герц. Как видим, у них нижний абсолютный порог слуховых ощущений выше нормы, а чувствительность ниже нор­мы.

Существуют также пороги различения и разностная чув­ствительность к изменению силы действующего раздражителя. Порог различения характеризуется наименьшей прибавкой к силе действующего раздражителя, которая способна вызывать замет­ное различение интенсивности ощущений. В разных видах ощу­щений пороги различения разные. Так, для зрительных ощуще­ний эта прибавка составляет 1/100, для слуховых - 1/10, для кож­ных (сила давления) - 1/30.

Адаптация в сенсорных процессах связана с приспособле­нием органов чувств к действующему раздражителю. Под влия­нием адаптации интенсивность ощущений или понижается или повышается. Различают негативную и позитивную адаптацию.

Негативная адаптация может быть двух видов: полная и не­полная. При полной адаптации возникшее ощущение полностью исчезает из сознания. Так, человек, пришедший в амбулаторию, сначала чувствует запахи лекарств, а потом перестает их заме­чать. При частичной адаптации ощущение не исчезает, а при­тупляется. Если опустить руку в горячую воду, то сначала она обжигает, но потом кожный анализатор адаптируется и вода не кажется такой горячей.

При позитивной адаптации чувствительность анализатора повы­шается и человек начинает ощущать раздражители, которые до этого не замечал. Так, если человек, находившийся раньше на улице при днев­ном свете, входит в затемненное помещение, то сначала там ничего не видит. Затем спустя некоторое время он начинает различать все нахо­дящиеся там предметы. Повышение чувствительности органа зрения в темноте происходит за счет того, что осуществляется переход от


104


дневного зрения к сумеречному. При дневном свете функционируют колбочки, а в сумерках - палочки.

Между ощущениями имеет место взаимодействие. Одни ощуще­ния могут повышать или понижать интенсивность других. В основе взаимодействия ощущений лежит повышение или понижение чувстви­тельности в одних анализаторных системах под влиянием раздраже­ния других. Так, сильный свет понижает слуховую чувствительность, тогда как слабый свет повышает ее.

Повышение чувствительности может происходить также под влиянием упражнений. У детей, занимающихся музыкой, разви­вается звуковысотная чувствительность. Повышение чувстви­тельности под влиянием слабых раздражителей или в процессе упражнения называется сенсабилизацией.

На основе взаимодействия ощущений возникает такое яв­ление как синестезия. При синестезии имеет место возникнове­ние ощущений в одной анализаторной системе при действии раз­дражителей на другую. Возможна, например, зрительно-слухо­вая синестезия, когда под влиянием звуков музыки у субъекта возникают цветовые ощущения. Это явление получило название цветовой музыки. Проявление синестезии в обыденной жизни за­фиксировано в таких выражениях как: “сладкие слова”, “горь­кие слезы” и т.п.

Человеку свойственны разнообразные виды ощущений. Одни из них возникают при действии раздражителей на органы чувств, расположенных на поверхности тела. Это, так называемые, эк-стероцептивные ощущения. Другие возникают при раздраже­нии рецепторов, находящихся во внутренних органах - это ин-тероцептивные ощущения. Третий вид ощущений связан с раз­дражением рецепторов, расположенных в мышцах - это про-приоцепривные ощущения.

К экстероцептивным ощущениям относятся: зрительные, слухо­вые, вкусовые, обонятельные и кожные. Одни из них являются дистан­тными (зрительные, слуховые и обонятельные), другие - контактными (вкусовые и кожные).

Зрительные ощущения являются наиболее важными для че­ловека. Они дают возможность отражать свет и цвет. Возника­ют зрительные ощущения при действии на глаз электромагнит­ных волн в пределах от 380 до 770 миллимикрон.


105


Цветовые ощущения бывают ахроматическими и хроматичес­кими. К ахроматическим цветам относят: белый, серый и черный. Они отличаются между собой только светлотой. К хроматическим цветам относят: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Первые три характеризуются как теплые цве­та, остальные как - холодные. Хроматические цвета отличаются цветовым тоном, насыщенностью и светлотой.

Зрительные ощущения оказывают большое влияние на человека. Все теплые цвета положительно влияют на работоспособность чело­века, возбуждают его и вызывают хорошее настроение. Холодные цве­та успокаивают человека. Темные цвета угнетающе действуют на пси­хику. Цвета могут нести предупреждающую информацию: красный го­ворит об опасности, желтый - предостерегает, зеленый - сигнализирует о безопасности и т.п.

Слуховые ощущения тоже имеют большое значение в жизни человека. Источником слуховых ощущений являются разнооб­разные звуки, действующие на орган слуха. Слуховые ощуще­ния отражают шумовые, музыкальные и речевые звуки.

Ощущения шума и шороха сигнализируют о наличии пред­метов и явлений, издающих звуки, о месте их нахождения, о при­ближении или удалении. Они могут предупреждать об опасности и вызывать определенное эмоциональное переживание.

Музыкальные ощущения характеризуются эмоциональным тоном и мелодичностью. Эти ощущения формируются у челове­ка на основе воспитания и развития музыкального слуха и свя­заны с общей музыкальной культурой человеческого общества.

Речевые ощущения являются чувственной основой речевой деятельности человека. На базе речевых ощущений формирует­ся фонематический слух, благодаря которому человек может различать и произносить звуки речи. Фонематический слух оказывает влияние не только на развитие устной и письменной речи, но и на овла­дение иностранным языком.

Обонятельные ощущения слабо развиты у человека, так как они не имеют существенного значения в его жизни. Источником обонятельных ощущений являются запахи, которые сигнализи­руют о наличии пахнущих веществ, о состоянии пищи, ее каче-1 Фейербах Л. Критика “Анти-Гегеля”. Собрание произведения в трех томах. Т.2. М., 1967, с. 69.


106


в одном языке нет специальных терминов, которые обозначали бы ка­чество обонятельных ощущений. Как правило, определяя запах чело­век соотносит его с запахом предмета, которому он в наибольшей сте­пени соответствует: “пахнет черемухой”, “пахнет яблоками”, “пахнет мускусом” и т.п. Оценивается также эмоциональное впечатление, ко­торое вызывает запах: “приятно пахнет” или “дурно пахнет”.

Вкусовые ощущения возникают при раздражении вкусовыми веществами рецепторов, находящихся на поверхности языка. Они обеспечивают отражение вкусовых качеств пищи. Различают че­тыре качества вкусовых ощущений: соленое, сладкое, кислое, горь­кое. Оценка качества осуществляется не только на основе вкусо­вых, но и обонятельных и тактильных ощущений. Возможны две оценки качества пищи; вкусная и невкусная пища. Причем такие оценки имеют субъективный характер и связаны с восприятием человека и существующими в обществе традициями.

По описанию чешских журналистов, Зигмунда и Ганзелки, кото­рые в 60-х годах путешествовали по Африке, в одном селении их гос­теприимно встретили и начали угощать различными вкусными яства­ми, в том числе и тухлыми яйцами. Все чем их угощали они попробо­вали, исключая тухлые яйца, и поблагодарили гостеприимных жите­лей. Однако, вождь, заметив, что они даже не притронулись к яйцам, поинтересовался, почему они их не стали есть. Путешественники от­ветили, что в их стране в таком виде яйца не едят. Тогда вождь прика­зал принести сырые яйца. Когда они стали есть вождь брезгливо от­вернулся и заметил, что он не стал бы есть такую гадость, так как они мокрые, скользкие и ничем не пахнут, тогда как яйца, которыми им предлагали, твердые, хорошо пахнут и очень вкусные.

Кожные ощущения возникают при раздражении рецепторов, рас­положенных на поверхности кожи. Существует три вида кожных ощу­щений: тактильные (ощущения прикосновения), температурные и боле­вые. Каждый вид кожных ощущений возникает при раздражении соот­ветствующих рецепторов, расположенных в различных местах кожи. Больше всего тактильных рецепторов находится на ладони, на кончи­ках пальцев и на губах. Температурные рецепторы, чувствительные к теплу и холоду, неравномерно распределены по всему телу. В наиболь­шей степени чувствительной к холоду является спина, в наименьшей степени - грудь.


107


Кинестезические ощущения сигнализируют о сокращении мышц и о движениях различных частей тела. Они дают знания о силе, скорости и траектории движений, а также о положении частей тела в пространстве. Кинестезические ощущения являются необходимыми компонента­ми предметно-практической и речевой деятельности человека.

Тактильные ощущения, объединяясь с двигательными ощуще­ниями руки, образуют специфический для человека вид чувстви­тельности - осязание, дающее возможность человеку, потерявше­му зрение, отражать форму, величину и пространственное положе­ние предметов.

Органические ощущения сигнализируют о состоянии организма. В структуре органических ощущений выделяют: болевые ощущения, ощущения жажды, голода, ощущение насыщенности и т.п. Органичес­кие ощущения возникают при раздражении рецепторов, находящихся во внутренних органах. Вместе с органическими ощущениями возни­кают положительные и отрицательные эмоции, которые определяют самочувствие человека.

Существуют индивидуальные различия в области ощущений. У одних хорошо развиты зрительные ощущения, у других - слуховые, у третьих - обонятельные, у четвертых - вкусовые и т.д. Эти различия начинают проявляться только у взрослых. У детей, как свидетельству­ет Б.Г. Ананьев, не существует значительных различий в развитии всех видов ощущений. Это объясняется тем, что индивидуальные особен­ности ощущений не являются врожденными, а формируются прижиз­ненно под влиянием условий жизни и характера ведущей деятельнос­ти. Так, красильщики различают до 40 оттенков черного цвета, шлифо­вальщики видят просветы до 0,0005 миллиметра, сталевары могут оп­ределить температуру расплавленной стали по слабым цветовым от­тенкам, дегустаторы могут определить не только качество продукта, но и год и место его изготовления.


Восприятие.

Восприятие является более сложным сенсорным познаватель­ным процессом, чем ощущение. Оно дает возможность человеку более полно и более разносторонне познавать окружающую дей­ствительность. Если в ощущениях отражаются свойства, качества и состояния внешней и внутренней среды, то в восприятии отража-

108


со всеми их свойствами и качествами. Второе отличие заключается в том, что на основе ощущений возникает впечатление о раздражителе, то в процессе восприятия формируется образ предмета, который действует на органы чувств. Третье отличие состоит в том, что ощущение возникает сразу же при действии раздражителя, а восприятие предполагает актив­ное взаимодействие субъекта с отражаемым объектом.

Восприятие как более сложный сенсорный познавательный процесс возникает на основе ощущений, которые являются со­ставной частью образа объекта. Образ - это сенсорная копия объекта, которая возникает в процессе взаимодействия субъек­та с воспринимаемым объектом.

Б.Г. Ананьев описал процесс восстановления зрительного восприятия у контуженного в голову больного. У него вследствие контузии был поражен головной мозг, что привело к полной не­подвижности глазных яблок. У больного сохранилась только лишь световая чувствительность, предметов же он не различал. В про­цессе восстановления зрения он сначала стал выделять аморф­ные пятна, разные по величине и яркости. Только после трехме­сячного лечения он стал видеть и различать предметы.

Формирование образа, воспринимаемого объекта, может происходить в одном случае постепенно (сукцессивно), в дру­гом случае мгновенно (симультанно). Сукцессивно формирует­ся образ только в том случае, когда воспринимается новый, не­известный предмет. Для этого необходимо последовательно со­вершить целый ряд перцептивных действий. Сначала на основе поиско­вых движений происходит обнаружение объекта. Затем, на основе уста­новочных и прослеживающих движений глаз выделяется объект и сопос­тавляется с другими объектами или с представлениями о них. Если вос­принимаемый объект совпадает с другими известными объектами, то про­исходит его отождествление с ними и, таким образом , осуществляется опознавание объекта. Если же воспринимается уже известный объект, то эти перцептивные действия проявляются в свернутом виде и его образ возникает мгновенно.

Восприятие, как более сложный познавательный процесс, ха­рактеризуется такими свойствами как: предметность, целост­ность, осмысленность, избирательность и константность.

Предметность является основным свойством восприятия, так как человек воспринимает не бесформенные объекты, а пред-


109


ные человеком и для человека. Каждый предмет имеет свое назначе­ние, свое устройство и свои, присущие только ему, свойства и каче­ства. Все предметы используются нами соответствующим образом и занимают определенное место в нашей жизни. Даже природные объек­ты опредмечиваются нами в силу того, что они применяются нами или являются объектами познания. Например, муха - это предмет нашего быта и объект познания. Она живое существо, относится к классу на­секомых, имеет свойственное ей строение тела, позволяющее ей ле­тать и вести соответствующий образ жизни. Стремясь избавиться от них люди применяют разнообразные способы борьбы с ними, так как они являются разносчиками различных заболеваний.

Для некоторых животных, в том числе и для лягушек, муха - это объект пищи. Летящая муха является для нее стимулом, побуждающим ее совершить прыжок, поймать муху ртом и съесть ее. Образ мухи не существует для лягушки отдельно от ее дей­ствий. Только для человека образ предмета может существовать как элемент сознания, как субъективный образ воспринимаемо­го предмета который является всегда полным и завершенным, несмотря даже на то, что не все детали объекта могут быть вос­приняты. Гештальт-психологией были установлены ряд факто­ров, влияющих на формирование целостного образа при воспри­ятии деталей предмета. Одним из основных факторов является пространственная близость деталей объекта. Второй - это сход­ство элементов между собой. Третий -естественное продолжение од­ного элемента в другом. Четвертый -замкнутость элементов в ограни­ченном пространстве.

Влияние всех этих факторов на формирование целостного образа можно обнаружить простым способом. Если на бумаге изобразить три линии, расположенные по отношению друг к дру­гу, как в треугольнике, но не соединять их углами, то эта фигу­ра воспринимается как треугольник. В данном случае на возник­новение целостного образа треугольника оказывает влияние все четыре фактора. Для всех трех линий свойственна пространствен­ная близость. Все три линии сходны между собой. Одна линия находит свое продолжение в другой. Все три линии создают впе­чатление замкнутости в одном пространстве.

Осмысленность восприятия имеет место благодаря тому, что образ воспринимаемого предмета является элементом со-


110


как он обозначается словом, смысловое значение которого опреде­ляется как общими, так и индивидуальными свойствами предмета. Поэтому осмысленность восприятия связана с его обобщенностью. Воспринимая предмет человек выделяет его общие свойства и от­носит его к соответствующему классу предметов. Осмысливая воспринимаемый предмет человек решает не только перцептивную, но и интеллектуальную задачу, так как в процессе восприятия он выдвигает и проверяет гипотезы о том, что представляет собой предмет и к какому классу он относится.

Осмысленность восприятия дает возможность наиболее полно и разносторонне познать предмет. В то же время под влиянием предвзя­тых мыслей, когнитивных установок и чувств мы можем видеть в объек­те не то, что есть в действительности, а то, что нам хотелось бы. Та­кое искаженное восприятие объекта, возникшее под влиянием психи­ческого состояния личности, называется апперцепцией.

Осмысленность восприятия имеет важнейшее значение в учеб­ном процессе, так как усвоение научных знаний во многом зависит от того какие признаки и как осмысливают учащиеся при восприятии изу­чаемого объекта. Иногда учащиеся осмысливают несущественные признаки воспринимаемого объекта, так как они более четко выделя­ются, существенные же признаки остаются незамеченными, что отри­цательно влияет на усвоение научных знаний.

Избирательность обеспечивает выделение объекта из общего фона. Среди большого количества объектов, которые действуют на органы чувств в данный момент, человек выделяет наиболее отчетли­во и ясно только некоторые из них. Что же способствует выделению объекта восприятия? Это прежде всего контраст объекта восприятия по отношению к другим окружающим объектам. Это используется в учебных пособиях для выделения особо важных положений, напеча­танных специальным шрифтом, большей величиной букв, подчеркива­нием и особой окраской букв. Если объект не имеет контрастных при­знаков, то он сливается с фоном и его трудно заметить и выделить. Это обстоятельство используется в целях маскировки. Что же тогда позволяет выделить объект? Это потребности, интересы, когнитивные установки, задачи, которые ставит человек в процессе познания.

Константность обеспечивает стабильность и постоянство образа предмета несмотря на изменение условий его восприятия. Восприни­маемый нами предмет может изменять свое пространственное поло-

Ill


жение, приближаться или удаляться, по разному освещаться, изменять свои качества, но его образ, отражающий форму, величину и объем, остается одним и тем же. Благодаря этому человек живет в мире по­стоянных вещей и может ориентироваться в бесконечно изменчивом и многообразном мире.

Основные виды восприятия такие же как и в ощущениях. В ос­новном человек воспринимает предметы посредством зрения, слуха и осязания. Ведущим в отражении материальных объектов является зри­тельное восприятие. Благодаря зрению человек воспринимает форму, величину, объем и пространственное положение предметов. Причем, восприятие всех этих структурных признаков предметов осуществля­ется на основе совместной деятельности зрительного и двигательного анализаторов.

В основе восприятия формы предмета лежит изображение его на сетчатке глаза, которое является копией предмета в силу оптического устройства органа зрения. Но для того, чтобы возник образ предмета необходимо активное взаимодействие зрительной и глазодвигательной системы с объектом. Это взаимодействие осуществляется посредством разнообразных движений глаз, направленных на выделение контура предмета из окружающего фона.

Специальные исследования показывают, что неподвижный глаз ничего не видит. Движения глаз направлены прежде всего на выделе­ние и обследование наиболее информативных деталей воспринимае­мого объекта. Так, при восприятии лица человека движения глаз на­блюдателя большей частью направлены на получение информации об особенностях глаз, носа и губ, которые являются наиболее характер­ными признаками лица человека.

Восприятие величины предмета осуществляется на основе образования связей между величиной изображения на сетчатке глаза и напряжением глазных мышц, устанавливающих зритель­ные оси глаз на предмет, находящийся на определенном расстоя­нии. Это необходимо для того, чтобы возникло четкое изображе­ние предмета на сетчатке глаз посредством механизмов аккомо­дации и конвергенции. Поэтому восприятие величины предмета достигается благодаря взаимодействию величины изображения на сетчатке с аккомодацией и конвергенцией глаз.

Если два предмета разной величины, расположенные в од­ном направлении, находятся на одном и том же расстоянии, то



112


различения их величины является только величина изображения на сет­чатке, так как аккомодация и конвергенция по отношению к этим двум предметам является одинаковой. В этом случае восприятие величины предметов на одном и том же расстоянии осуществляется на основе величины изображения их на сетчатке: чем больше величина изобра­жения, тем больше предмет и чем меньше она, тем меньше предмет. Если же эти предметы расположить на разном расстоянии так, чтобы величина изображения их была одинакова, то сигналом для различе­ния их истинной величины будет являться различная степень аккомо­дации и конвергенции глаз. Чем больше аккомодация и конвергенция глав, при одной и той же величине изображения, тем меньше предмет и чем она меньше, тем больше предмет.

Если же предмет приближается или удаляется от наблюдате­ля, то сигналом о том, что его величина не изменяется является изменяющееся взаимодействие между величиной изображения и степенью аккомодации и конвергенции глаз. Так достигается кон­стантность восприятия величины предметов при изменении рассто­яния до них.

Восприятие объема, глубины и удаленности предметов достигается посредством биноку лярного зрения. Для того, чтобы возник образ пред­мета необходимо, чтобы изображение на сетчатках глаз падало на иден­тичные, то есть равноудаленные точки сетчатки. В этом случае предмет воспринимается как плоский. Для того, чтобы он воспринимался в объе­ме и глубине необходимо, чтобы изображение падало на диспаратные, т.е. на не соответствующие точки сетчатки правого и левого глаза. Со­здавая диспаратность на сетчатках глаз стереоскоп позволяет восприни­мать предметы, изображенные на плоскости, как имеющие объем, так и пространственное место нахождение. Если диспаратность превышает норму, то возникает эффект восприятия двойственных объектов.

В зрительном восприятии имеет место иллюзии, т.е. искажение образа воспринимаемого объекта. Иллюзии могут возникать под вли­янием закона контраста между предметом и фоном или в результате переоценки размеров части и целого в воспринимаемом объекте. При­чиной иллюзии может быть особенность освещенности объекта: чело­век в белом платье воспринимается более полным, чем в темном; на темном фоне фигуры кажутся более светлыми, чем обычно.

При нарушении зрения восприятие формы, величины и объема небольших предметов осуществляется посредством осязания. Слепые,


113


ощупывая предмет, могут довольно точно воспринять предмет и опоз­нать его. Если же они имеют дело с большими предметами, то судят о их форме и размерах по особенностям той части, которую они ощупы­вают. В этом случае у них возникает иллюзия уподобления, на основе которой образ всего объекта рисуется им на подобии той части, кото­рую они обследуют. Так, в одной индийской легенде рассказывается о том как пять слепых, идущих держась за веревку, повстречали челове­ка со слоном и попросили его, чтобы он дал им возможность пощупать слона. Он подвел его к ним и каждый слепой оказался против опреде­ленной части слона. Первый пощупал хобот и сказал, что слон похож на толстый канат, второй, пощупав ухо, заявил, что слон похож на лист лотоса, третий обследовал ногу слона и сказал, что он похож на колон­н у, четвертый потрогал бок слона и заявил, что слон похож на крепост­ную стену, пятый, пощупав кисточку хвоста, сказал, что слон похож на метлу.

Восприятие каждого человека имеет свои индивидуальные особенности. Существует три типа зрительного восприятия: син­тетический, аналитический и аналитико-синтетический. Первый тип воспринимает сложный объект в целом, не выделяя деталей. У него возникает общее мало расчлененное впечатление о всем объекте. Отдельных деталей он часто не замечает и поэтому, когда возникает необходимость воспроизвести их, он это сделать не в состоянии. Второй тип замечает прежде всего детали объек­та, их особенности и наиболее характерные признаки. Общее же впечатление об объекте у него бывает смутное и мало опреде­ленное. Про такого человека говорят, что он за деревьями не видит леса. Третий тип хорошо воспринимает как предмет в це­лом, так и его отдельные детали. Поэтому при необходимости он может дать полное и исчерпывающее описание всего объекта и каждой части в отдельности. При исследовании нового объек­та этот тип легко переходит от изучения предмета в целом к изу­чению каждой его части и обратно. Благодаря этому результа­ты познания воспринимаемого предмета являются наиболее пол­ными и точными.


Внимание.

114


Внимание не является самостоятельным познавательным процес­сом, так как оно само по себе ничего не отражает и как отдельно взя­тое психическое явление не существует. Вместе с тем внимание явля­ется одним из важнейших компонентов познавательной деятельности человека, так как оно, возникая на основе познавательных процессов, организует и регулирует их функционирование. Поскольку познаватель­ная деятельность осуществляется сознательно, то внимание выполня­ет одну из функций сознания.

Внимание - это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание связано с всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Наиболее замет­но эта связь проявляется в ощущениях и восприятиях. Как тольк о человек перестает проявлять внимание к раздражителю или объекту он перестает ясно его видеть или слышать, впечатления и образы становятся неотчет­ливыми и расплывчатыми. В связи с этим термин “внимание” широко применяется для объяснения результатов учебной деятельности. Высокие результаты объясняют тем, что ученик проявил макси­мум внимания, низкие - тем, что был невнимателен.

Проявление внимания к чему-либо обусловлено как внутренними, так и внешними причинами. В качестве внутренних побуждений, застав­ляющих проявить внимание могут быть: потребности, желания, чувства, установки, намерения и т.п. Внешними причинами внимания являются объекты, их свойства и качества, структурные особенности и т.п. Таким образом, внимание представляет собой особое психическое явление, в котором выражается взаимоотношение между человеком и окружающей действительностью. Это взаимоотношение проявляется в виде направ­ленности и сосредоточенности сознания субъекта на объекте.

Направленность внимания дает возможность осуществить селек­тивный отбор объектов и включить их в познавательную или в практи­ческую деятельность. При этом осуществляется первичный, самый общий сбор информации о воспринимаемом объекте.

Сосредоточенность внимания проявляется в результате кон­центрации сознания на объекте с целью получения наиболее полной информации о нем. Концентрация предлагает не только длительное удержание внимания на объекте, но и отвлечение от всех других воздействий, не имеющих значения для субъекта в данный момент.


115


Изучением внимания занимались многие ученые. В связи с тем, что оно представляет собой сложное психическое явление, разные пси­хологи с разных позиций объясняли возникновение и функционирова­ние внимания.

Т. Рибо, например, считал, что внимание связано с эмо­циями и движениями человека. Эмоции вызывают внимание и вместе с движениями сосредотачивают и удерживают его на объекте.

Д.Н. Узнадзе связывал возникновение и устойчивость вни­мания с формированием у субъекта установки, побуждающей его проявить определенную деятельность по отношению к объекту, руководствуясь прошлым опытом. Установка может быть связана с ожиданием объекта или с готовностью воспринять его или совер­шить какое-либо действие, направленное на достижение поставлен­ной цели.

П.Я. Гальперин рассматривал внимание как один из момен­тов ориентировочно-исследовательской деятельности, направлен­ный на содержание психических явлений, возникающих в процессе познания. Основная функция внимания осуществлять контроль за правильностью содержания психических явлений, обеспечива­ющих осуществление деятельности на высоком уровне.

Большое значение для правильного понимания места вни­мания в системе психических явлений и его роли в деятельно­сти имеет изучение физиологических механизмов. Работы фи­зиологов И.П. Павлова и А.А. Ухтомского дают возможность объяснить как возникает и функционирует внимание на основе деятельности головного мозга.

Направленность внимания возникает на основе, откры­того И.П. Павловым, ориентировочного рефлекса, который дает возможность организму осведомиться о том, что проис­ходит в окружающей среде. По современным данным в его структуру входят как внешние движения, так и внутренние из­менения в деятельности всех органов, в том числе изменения в чувственности анализаторов и в электрической активности го­ловного мозга. Это доказывает, что возникновение внимания связано с общей активизацией всех мозговых структур.

Сосредоточенность внимания проявляется в результате повышения возбудимости клеток коры под влиянием взаимо-


116


цессов возбуждения и торможения, благодаря которому в коре мо­гут возникнуть оптимальный и доминирующий очаги возбуждения.

Оптимальный очаг возникает по закону индукции нервных про­цессов, согласно которому возбуждение может концентрироваться в каком-либо участке коры под влиянием торможения в других об­ластях. Оптимальный очаг является самым благоприятным для об­разования нервных связей, а следовательно и для возникновения пси­хических явлений (образов, мыслей и т.п.), которые находятся в цен­тре внимания человека. Оптимальный очаг может все время пере­мещаться при действии новых раздражителей, вследствие чего на­правленность внимания тоже меняется.

Наряду с оптимальным очагом может появиться доминирую­щий очаг, который отличается повышенной возбудимостью и устой­чивостью. Доминанта, являясь господствующим очагом, не только подавляет другие очаги, но способна усиливаться, привлекая воз­буждение из других очагов, становясь еще более сильной и устой­чивой. Этим объясняется повышенная концентрация и сосредото­ченность внимания субъекта, увлеченного чем-то, и отсутствие всяких реакций на построение воздействия. Оптимальный и доми­нирующий очаги возбуждения могут возникнуть в любом месте коры, поэтому проявление внимания может быть связано с любым нервным центром. Вместе с тем в последнее время были обнаружены особого типа нейроны в структуре лобных долей, которые непосредственно свя­заны с проявлением внимания. Это, так называемые, нейроны новизны и нейроны установки. Первые реагируют на новые раздражители, вто­рые - на объекты, ожидаемые субъектом.

Проявление внимания связано как с сенсорными, так и с интел­лектуальными процессами, а также и с целями и задачами деятельно­сти. В связи с этим выделяют следующие виды внимания: сенсорное, интеллектуальное, моторное, преднамеренное и непреднамеренное вни­мание.

Сенсорное внимание возникает при действии объектов на органы чувств. Оно обеспечивает четкое отражение предметов и их свойств в ощущениях и в восприятиях человека. Благодаря сенсорному внима­нию возникающие в сознании образы предметов являются ясными и отчетливыми. Сенсорное внимание может быть зрительным, слуховым, обонятельным и т.д. В основном у человека проявляется зрительное и


117


слуховое внимание. Лучше всего в психологии изучено зрительное вни­мание, так как его легко обнаружить и зафиксировать.

Моторное внимание направлено на движения и действия, совер­шаемые человеком. Оно дает возможность более четко и ясно осозна­вать приемы и способы, применяемые в практической деятельности. Моторное внимание регулирует и контролирует движения и действия, направленные на предмет, особенно в тех случаях, когда они должны быть особенно четкими и точными. Исключительно важное значение имеет это внимание в спортивной и хореографической деятельности. Только проявляя максимум внимания спортсмен может достигнуть высоких результатов, в том виде спорта, которым он занимается.

Интеллектуальное внимание направлено на более эффектив­ное функционирование таких познавательных процессов как: память, воображение и мышление. Благодаря этому вниманию человек луч­ше запоминает и воспроизводит информацию, создает более чет­кие образы воображения, ясно и продуктивно мыслит. Поскольку это внимание имеет внутренний характер и мало доступно для ис­следования, то оно менее всего изучено в психологии.

Преднамеренное ( произвольное) внимание возникает при наличии у субъекта цели или задачи быть внимательным к какому-либо внеш­нему предмету или к внутреннему умственному действию. Оно в ос­новном направлено на регулирование внешних сенсорных и моторных действий и внутренних познавательных процессов.

Преднамеренное внимание может стать произвольным, когда субъекту необходимо проявить волевое усилие для того, чтобы напра­вить и сосредоточить внимание на объекте, который необходимо по­знавать или с которым надо действовать. Особенно большое значение имеет произвольное внимание в учебной деятельности, так как усвое­ние научных знаний требует от ученика больших волевых усилий, на­правленных на осуществление сложных умственных действий.

В некоторых случаях произвольное внимание может стать, по оп­ределению Н.Ф. Добрынина, послепроизвольным. Это может иметь место в том случае, когда цель проявлять внимание остается, но исче­зают волевые усилия. Такое внимание начинает проявляться, когда деятельность, требующая волевых усилий, становится увлекательной и осуществляется без особых затруднений. Послепроизвольное вни­мание в наибольшей степени может обеспечить высокую продуктив­ность познавательной и практической деятельности.

Непреднамеренное (непроизвольное) внимание возникает само собой без всякой цели со стороны человека. Его вызывают значимые для человека свойства и качества предметов и явлений внешнего мира.


118


Одним из таких свойств является новизна объекта. Новизна может быть абсолютной и относительной. Если раздражить действует на орга­ны чувств впервые, то ему свойственна абсолютная новизна. Раздра­житель ранее известный, но имеющий какое-то новое качество, харак­теризуется относительной новизной.

Непроизвольное внимание привлекают также все сильные раздра­жители: яркий свет, громкий звук, резкий запах и т.д. Иногда внимание могут привлечь и не очень заметные раздражители, если они соответ­ствуют потребностям, интересам и установкам личности.

Немаловажное значение в познавательной и практической дея­тельности имеют такие свойства внимания как: устойчивость, концен­трация, переключение, распределение и объем.

Устойчивость внимания характеризуется промежутком вре­мени, в течение которого оно может быть направлено и сосредо­точено на объектах или на деятельности. При наличии устойчи­вого внимания человек может успешно заниматься длительное время какой-либо деятельностью, а при отсутствии его он вы­нужден прекратить свои действия, так как они не приведут к нужным результатам.

Устойчивость внимания - это его временная характеристи­ка, от которой во многом зависит продуктивность деятельности человека. На сохранение устойчивого внимания оказывают вли­яние многие факторы, среди которых немаловажное значение имеет активность человека, которая может проявляться в форме внешних практических действий, направленных на объект, а так­же в виде внутренних интеллектуальных действий, посредством которых планируется и регулируется деятельность. Устойчи­вость внимания может зависеть также и от особенностей самих объектов, которые вовлечены в деятельность. Если объект пере­мещается, изменяет форму, цвет или другие какие-то свойства, то внимание к нему сохраняется в течение длительного времени.

Концентрация внимания характеризуется степенью углуб­ленности человека в деятельность. Наибольшая концентрация внимания проявляется при увлеченности интересным занятием, в котором реализуется возможности и способности человека. Кон­центрация внимания имеет динамический характер. Она то по­вышается, то понижается в зависимости от характера деятель­ности и от отношения к ней. От концентрации внимания зави­сит степень проявления помехоустойчивости субъекта к от­влекающим раздражителям.

Переключение внимания представляет собой преднамеренное его перемещение с одного предмета на другой, с одной деятельнос-


119


гую. Переключение внимания связано с новыми целями и задачами, кото­рые возникают у человека в процессе осуществления познавательной де­ятельности. Переключение может быть полным и неполным, завершен­ным и незавершенным. При завершенном переключении внимание полно­стью сосредотачивается на новом объекте или деятельности. При неза­вершенном переключении оно отчасти еще направлено на предыдущую деятельность. Это происходит в тех случаях, когда предыдущая деятель­ность оказала большое впечатление на личность или, если она сомнева­ется в правильности полученных результатов.

Показателем степени завершенности переключения внимания яв­ляется интервал времени, связанный с переходом от одной деятельно­сти к другой, объем, качество, точность работы и количество времени, затраченное на ее выполнение.

Противоположным свойством переключению является от­влечение внимания. Оно происходит в результате непреднаме­ренного перемещения внимания с основной работы на предметы, отвлекающе действующие на личность. Отвлечение снижает качество работы, является причиной ошибок по невнимательно­сти, не позволяет закончить работу в намеченный срок.

Распределение внимания дает возможность человеку одновре­менно заниматься несколькими видами деятельности. Возможность распределения внимания связана с приобретением личностью опы­та в выполнении различных видов деятельности. При отсутствии его внимание неизбежно сосредотачивается на одной деятельнос­ти. На успешное распределение внимания также оказывает харак­тер, выполняемых видов деятельности. Чем сложнее виды деятель­ности, тем труднее распределить на них внимание. При наличии очень трудной деятельности проявить одновременно внимание к другой почти невозможно. Трудно совместить выполнение двух видов интеллектуальной деятельности. Гораздо проще совместить умственную деятельность с практической.

Объем внимания характеризуется количеством объектов, на которые может направить и сосредоточить внимание субъект в доли секунды. Определяется объем внимания посредством спе­циальных приборов-тахистоскопов. Тахистоскопы бывают ме­ханические и электронные. В одно мгновение человек может об­ратить внимание только на несколько объектов (от 4 до 6). В то же время многие виды деятельности требуют мгновенного про­явления внимания к гораздо большему количеству объектов. Так, при скоростном чтении человек способен охватить слова, в со­ставе которых насчитывается до 14 букв. Расширение объема внимания, в данном случае, происходит за счет того, что у


120


у субъекта формируется умение объединять и группировать по смыс­лу отдельные элементы текста.

Закрепившиеся особенности внимания накладывают отпечаток на личность. Одни люди бывают внимательные, другие - невниматель­ные, третьи - рассеянными. Внимательные люди относятся к любой деятельности ответственно, сразу могут сосредоточить внимание на самом главном, быстро переключают и распределяют внимание, спо­собны к длительной и напряженной работе. Они также отличаются большой помехоустойчивостью. У невнимательных людей преоблада­ет импульсивное внимание. Они не могут сосредоточиться, на выпол­няемой работе, не в состоянии распределить внимание на несколько объектов, легко отвлекаются при наличии посторонних раздражителей. Рассеянные люди ничего не замечают, что делается вокруг, делают все невпопад, не могут задержать надолго свое внимание на каком -нибу дь объекте, часто отвлекаются. Такого рода рассеянность является призна­ком невоспитанности внимания. Существует и, так называемая, мнимая рассеянность. Она может иметь место у людей очень занятых, углубив­шихся целиком в свою деятельность и, в силу этого, неадекватно реагиру­ющих на отвлекающие их воздействия. Эта рассеянность есть результат высокой концентрации внимания на очень важной и ответственной дея­тельности. Возможны и другие расстройства внимания: инертность и чрез­мерная подвижность. Инертность проявляется в навязчивой привязанно­сти внимания к одним и тем же объектам, а подвижность - в невозможно­сти задержать внимание на одном каком -то объекте.

Литература Ананьев В.Г. Психология чувственного познания. - М., 1960. Брунер Д.С. Психология познания. - М., 1977.

Величковский В.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. -М., 1973.

Гальперин П.Я., Кобыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. - М., 1974.

Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. - М., 1972. Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. -М., 1987.

Лонгвиненко А.Д. Психология восприятия. - М., 1987. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. - М., 1994. Познавательные процессы и способности в обучении. - М., 1990. Общая психология. - М., 1986.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 313.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...