Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сходство и различие психики человека и животных.




Происхождение человека и его психики из животного мира привело некоторых ученых к утверждению, что между психи­кой человека и животных нет существенных различий. Одни из них низводили человека до уровня животных, другие, наоборот, наделяли животных качествами, присущими человеку. Антро-пологизация психики животных широко применялась как в пси­хологии, так и в художественной литературе. Так, американский психолог Титченер писал, что психолог “старается, насколько это возможно, поставить себя на место животного, найти условия, при которых его собственные выразительные движения были бы в общем того же рода; и затем он старается воссоздать сознание животного по свойствам своего человеческого сознания”.

Естественно возникает вопрос о том, в какой мере суще­ствует сходство между психикой человека и животных, и в чем заключается их различие.

1. Прежде всего сходство психики человека и животных заключается в том, что им свойственны низшие формы пси-

68


сорная и перцептивная. И те и другие ощущают свойства и каче­ства, действующих на органы чувств стимулов, и воспринимают их. Животные, как и человек, имеют зрительные, слуховые, обонятель­ные, вкусовые и кожные ощущения. Как у тех, так и у других возни­кают образы воспринимаемых предметов. Но перцептивные обра­зы человека качественно отличаются от образов животных, так как они имеют не только внешнюю, но и внутреннюю, субъективную направленность. На основе субъективных образов у человека на­чинает функционировать предметное сознание, содержание которо­го определяется образами, составляющими внутренний духовный мир человека, связанный как с внешней действительностью, так и с телесным бытием человека.

2. Элементы сходства в психике человека и животных имеют место также и в интеллектуальном плане. У высших животных начинает проявляться наглядно-действенное мыш­ление, что позволяет им улавливать связи и отношения между воспринимаемыми объектами, и находить выход из создавшей­ся проблемной ситуации. Однако способность к интеллекту­альным действиям у высших животных является лишь потен­циальной возможностью и редко реализуется в естественных условиях, так как проблемные ситуации возникают только в исключительных случаях.

3. Сходными для человека и животных являются некоторые способы общения. И человек и животные общаются посредством движений, поз, мимики, прикосновений и т.п. Им свойственно так­же и звуковое общение. Но у животных звуки являются лишь сигналами для осуществления биологических функций, тогда как у человека они приобретают смысловое значение и становятся орудием интеллектуальной деятельности. Благодаря этому у человека появляется высшая форма интеллекта - отвлеченное теоретическое мышление, которое дает ему возможность осво­бодиться от воздействий непосредственно воспринимаемой сре­ды и произвольно регулировать свое поведение. На основе от­влеченного мышления у человека формируется высший иде­альный духовный мир, содержанием которого являются взгля­ды, убеждения, идеалы и мировоззрения.

1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946, стр. 15-16.

2 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975, с. 132.

69


4. И животные, и человек способны передавать свой опыт после­дующим поколениям. Но у животных он передается биологическим путем посредством наследуемых врожденных форм поведения, тогда как у людей он передается посредством специального социального на­учения, осуществляемого при помощи языка и речи, которые являются средством закрепления, существования и передачи общественно-ис­торического и индивидуального опыта.

5. Животные, как и человек, способны испытывать эмоции на­слаждения и страдания, привязанности и благодарности, но только че­ловеку свойственны социально обусловленные моральные чувства. Благодаря этим чувствам у человека формируется нравственный об­лик личности, связанный с переживанием чувства долга и совести пе­ред людьми и перед самим собой.

6. Сходными у человека и у животных являются естествен­ные потребности, без удовлетворения которых они не могут жить и развиваться как живые существа. Но у человека, наряду с ес­тественными потребностями, существуют духовные потребнос­ти, благодаря которым человек обретает свободу и независимость в своих действиях, как по отношению к телесным, так и душев­ным состояниям. В свободе духа человек заключается главное отличие высоконравственного человека не только от живот­ных, но и от своих сородичей, заботящихся только о своем телесном благополучии.

Таким образом, в психике человека и животных имеется мно­го сходных черт, основанных на общих истоках возникновения элементарной психики в животном мире. Но если психика жи­вотных обусловлена исключительно природными условиями су­ществования, то у человека она имеет не только природный, но и социальный характер. Психика обеспечивает не только теле­сное существование человека, но и духовное, нравственное бы­тие, которое является достоянием только человека. Но духовное развитие человека происходит не самопроизвольно, а осуществ­ляется под влиянием целенаправленного воспитания, которое происходит в семье, школе и в обществе.

Литература Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1988.

1 Выготский С.Л. Проблемы общей психологии. Мысль и слово. Собр. соч., Т.2. М., 1982, с. 311.

70


Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 2, М., 1982.

Ладыгина-Котс Н.И. Развитие психики в процессе эволюции организмов.

М., 1958.

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Т. 11. М., 1983.

Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. М., 1975.

Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. М., 1994.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989.

Титченер Э. Учебник психологии. М., 1914.

Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 1976.




Глава 6. Психология поведения и деятельности человека

Основные понятия: поведение, деятельность, потребности, мотивы, цели, навыки, привычки, игра, учение, труд.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 282.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...