Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Виды поведения и деятельности.




Возникновение и развитие различных видов поведения и деятельности происходят у человека постепенно в течение дли­тельного времени. Первоначально у ребенка после рождения про­является простейшее импульсивное поведение. При ярком свете или громком звуке ребенок проявляет двигательное беспокой­ство, поворачивает голову к раздражителю, следит за его пере­движением и т.д. Затем в течение первого года начинает разви­ваться исследовательское поведение. Ребенок хватает предме­ты (игрушки), рассматривает их, тянет в рот, манипулирует ими. После первого года в результате воспитания и подражания у ре­бенка начинает формироваться предметно-практическое поведе­ние. Он научается сидеть на стульчике, есть за столом, пользо­ваться ложкой и вилкой, есть из тарелки, умываться, одеваться, рисовать карандашом и т.д.

Одновременно с этим у ребенка начинает развиваться ком­муникативное и речевое поведение. Посредством этих видов по­ведения ребенок общается со взрослыми и своими сверстниками, совершает совместные действия, добивается удовлетворения своих желаний, усваивает информацию об окружающем мире.

На основе усвоенных видов поведения ребенок получает возмож­ность заниматься различными видами деятельности, под влиянием которых происходит его психическое развитие. Основными видами деятельности являются: игра, учение и труд .

80


Простейшим, самым доступным видом деятельности являет­ся игра. В игре реализуется у ребенка потребность в активности и в познании окружающего мира. Игровые действия ребенка осуще­ствляются на основе усвоения человеческих способов употребле­ния вещей и человеческих форм поведения. В этом заключается коренное отличие игровой деятельности детей от игрового поведе­ния детенышей животных.

Игра осуществляется посредством специально изготовлен­ных игрушек, которые являются моделями настоящих вещей. Иг­рушки, моделирующие людей, называются куклами. Применяя игрушки в процессе игры, дети приобщаются к миру взрослых, усваивают знания и умения, необходимые для жизни в обществе. Игры бывают простые и сложные, индивидуальные и групповые, предметные и конструкторские, ролевые и сюжетные, подвиж­ные и настольные. Все игры регулируются определенными пра­вилами поведения участников. Чем сложнее игра, чем труднее выполнять правила игры, тем более сложные формы психичес­кой и физической активности должны проявляться. По мере ус­ложнения игры все более усложняется двигательная, сенсорная, интеллектуальная, эмоциональная, волевая и речевая активность ее участников. Особенно большое значение для психического развития в процессе игры имеет речевая деятельность. Обозна­чая словами предметы и явления внешнего мира, а также свои действия и психические состояния, ребенок начинает осознавать окружающие предметы и свои действия с ними, учится управ­лять своим поведением в соответствии с правилами игры.

Таким образом, в процессе игры дети усваивают житейские знания, приобретают практические умения и навыки обращения с вещами, учатся владеть своими физическими и психическими состояниями и управлять своим поведением.

Более сложным видом деятельности является учение. Им на­чинают заниматься дети с 6-7 лет, когда их физическое и психи­ческое развитие достигает требуемого для этой деятельности уровня. Учение направлено на усвоение научных знаний и приобре­тение учебных навыков и умений. Оно организуется и регламен­тируется обществом и осуществляется в специально создаваемых с этой целью учебных заведениях. Эффективность учения зависит от организации и стимулирования познавательной деятельности учащих-

81


познавательной деятельности учащихся в процессе их обучения учи­телями. Учение может иметь пассивный и активный характер.

Пассивный характер оно имеет в том случае, если ученик ограни­чивается запоминанием учебной информации только в том виде, как он получает ее из уст учителя и из текста учебника. Такой самый простой способ усвоения научных знаний чаще всего применяется в общеобра­зовательных школах. Он является малоэффективным, но зато очень удобным и не требует больших усилий ни от учителя, ни от ученика. К тому же существующая в школе система оценок и контроля за усвоени­ем знаний учениками побуждает их формально заучивать предусмотрен­ную школьными программами учебную информацию. Нет нужды дока­зывать, что такой способ усвоения научных знаний в процессе обучения может способствовать только однобокому умственному развитию уча­щихся, при котором ведущую роль в интеллектуальной деятельности иг­рает память, имеющая часто механический характер.

Более эффективным является продуктивный способ органи­зации учебной деятельности, при котором ученик не может огра­ничиться пассивным заучиванием учебного материала, а должен активно добывать нужную для усвоения научных знаний инфор­мацию из разных источников. Отсюда процесс познания, осуще­ствляемый учеником в учебной деятельности, должен иметь не только репродуктивный, но и поисковый, творческий характер. Только в этом случае ученик может научиться самостоятельно приобретать новые знания и сознательно применять их в различ­ных видах деятельности и заниматься самообразованием. Такая организация познавательной деятельности в процессе обучения будет способствовать полноценному умственному развитию учащихся и формированию у них высокоценных психических свойств личности.

Наиболее важным видом человеческой деятельности явля­ется труд. В процессе труда создаются материальные и идеаль­ные продукты, необходимые для жизни общества. Труд обеспе­чивает не только существование человеческого общества, но является также условием его непрерывного развития. Существу­ет два основных вида труда: предметно-практический и абстракт­но-теоретический, или первый часто называют физическим, а вто­рой - умственным. Каждый вид труда осуществляется посредством различных физических и психических компонентов. Первый вид

82


хических компонентов. Первый вид труда направлен преимуществен­но на создание материальных продуктов, второй - идеальных.

Предметно-практический вид труда осуществляется преимуще­ственно на основе сенсомоторной активности, тогда как абстрактно-теоретический - на основе интеллектуальной. Между практической и теоретической деятельностью всегда существует тесная связь. Прак­тическая деятельность опирается на теоретическую, а теоретическая находит свое воплощение в практической. Так, прежде чем изготовить материальный предмет, нужно создать его образ, воплотить его в чер­теже, найти нужный материал, спланировать последовательность дей­ствий. Кроме того, сам процесс изготовления управляется, регулиру­ется и контролируется сознательной интеллектуальной деятельностью. Поэтому любой вид трудовой деятельности связан с особенностями интеллектуальной деятельности человека. В предметной деятельности этот интеллект имеет нагляднодейственный характер, в теоретической -отвлеченный, абстрактный характер. Имеют место и такие виды тру да, которые связаны с функционированием образного интеллекта.

Каждый вид труда может иметь как репродуктивный, так и про­дуктивный, творческий характер. Особенно важное значением имеет творческий труд , который является основным условием для неограни­ченного развития человека и человеческого общества. Таким обра­зом, трудовая деятельность не только требует проявления чисто чело­веческих психических свойств и качеств, но и формирует их в процес­се ее выполнения.

Литература Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М., 1979. Гиппенрейтер Ю.Б. Ведение в общую психологию. М., 1975. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. Миллер Д., Галантер Ю., Прибрам К. Планы и структура поведения. М., 1964.

Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. М., 1994. Общая психология. М, 1986. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1972.




Раздел II.

Познавательные процессы и

Способности человека










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 268.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...