Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Возникновение и развитие сознания у человека.




Откуда и как появился человек, почему у него стало функ­ционировать сознание как высшая форма психики, чем отлича­ется поведение человека от поведения животных, ответ на все эти вопросы разные теории дают по-разному. Одни полагают, что человек земного происхождения, другие - что он появился из космоса, третьи - что он имеет божественное происхождение.

Современная наука в основном придерживается первой точки зрения, согласно которой, человек, как сложно устроенный орга­низма, появился на земле в результате длительного развития жи­вотного мира. Но у человека наряду с телом есть еще душа, глав­ным свойством которой является сознание. Каким же образом че-

64


полагают, что сознание возникло под влиянием биологических законов развития, другие - что появление сознания связано с общественно-ис­торическими законами развития человека и общества.

Если стать на первую точку зрения, то следует признать, что созна­ние присуще не только человеку, но и высшим животным. Если это так, то человек тогда ничем не отличается от них. Именно к такому выводу при­шли бихевиористы и фрейдисты, а также их последователи. Так, Д. Мо­рис в своей книге “Г олая обезьяна”, вышедшей в Америке в конце 60-х годов, пишет, что современный человек это та же старая голая обезьяна. Отличие только в том, что он придумал новые названия. Вместо “охота” он говорит “работа”, вместо “гнездо” - “дом”, вместо “сам­ка” - “жена”, вместо “спаривания” - “женитьба” и т.д.

Ясно, что такой подход не может объяснить коренные из­менения, происшедшие в процессе развития человека в его те­лесной организации и в психике. В то же время нет никакого сомнения в том, что человек произошел от человекообразной обезьяны, так как между ним и ею есть много сходных анато­мических и физиологических признаков.

Предком человека, как полагают, является ископаемое су­щество - питекантроп (обезьяночеловек), сочетающий в себе при­знаки обезьяны и человека. Это существо имело вертикальное поло­жение тела, хорошо развитые верхние конечности, имеющие форму рук, приспособленных к осуществлению хватательных функций. Питекант­роп вел наземный стадный образ жизни. Оказавшись на земле обезья­ночеловек лишился возможности легко добывать пищу, а похолодание климата требовало защиты от непогоды. Чтобы выжить древний че­ловек должен был научиться изготавливать орудия труда и применять их для добывание пищи, изготовления одежды и строительства жили­ща. Все это привело к том, что инстинктивные реакции стали постепенно заменяться целенаправленными предметными действиями, которые ста­ли осознаваться человеком. Так в процессе целенаправленной трудовой деятельности у человека начинает формироваться элементарное пред­метное сознание, направленное на преобразование природных объектов в предметы, необходимые для удовлетворения потребности человека.

Рассматривая сущность различий между сознательным действи­ем и реакцией, С.Л. Рубинштен писал: “Сознательное действие отли­чается от реакции иным отношением к объекту. Для реакции предмет

65


есть лишь раздражитель, т. е. внешняя причина или толчок, ее вызыва­ющий. Действие - это сознательный акт деятельности, который направ­ляется на объект. Реакция преобразуется в сознательное действие по мере того, как формируется предметное сознание.”1

Основным содержанием предметного сознания становится пси­хический образ, отделившийся от инстинктивных реакций, и, в силу этого, давший возможность человеку познавать окружающий его мир и со­знательно регулировать свое поведение. Подчеркивая роль психичес­кого образа в становлении сознания человека, А.Н. Леонтьев отме­чал: “Первоначально сознание существует лишь в форме психического образа, открывшего субъекту окружающий его мир, деятельность по-пре­жнему остается практической, внешней.”2

Под влиянием орудийных действий, направленных на преобразо­вание предмета, перцептивный образ превращается в субъективный образ (образ осознаваемый субъектом), на базе которого начинает функционировать предметное сознание. В структуре предметного со­знания важнейшую роль начинает играть практическое, наглядно-дей­ственное мышление и воображение. Наглядно-действенное мышление дает возможность первобытному человеку образно отражать связи и отношения между предметами и явлениями, вовлеченными в практи­ческую деятельность, а воображение - создавать новые образы пред­метов, которые будут изготовлены в процессе труда.

Дальнейшее развитие сознания у человека происходило под влия­нием другого мощного фактора - языка и речи. Возникновение языка и речи у первобытного человека является закономерным процессом, так как трудовая деятельность с самого начала имела общественный ха­рактер. Изготовление орудий труда и их применение требовали от че­ловека совместных действий, а обмен орудиями и продуктами труда способствовал интенсивному общению между людьми. Потребность в общении привела к появлению языка и речи, посредством которых лю ди не тольк о общаются между собой , но и передают друг другу свои знания и свой опыт. Благодаря общественному труду и речевому обще­нию инстинктивные отношения в стаде стали заменяться осознанными отношениями, а стадо стало превращаться в общество.

На ранней стадии формирования языка и речи слово и образ вещи, которую оно обозначало, были неотделимы друг от дру­га. Обозначая словом предмет, человек начал осознавать звуко-

66


раз предмета как одно и то же. Такое нерасчлененное осознание смыс­лового значения слова и образа вещи, которую оно обозначает, на­блюдающееся на ранней стадии формирования языка и речи, полу­чило название примитивного языкового сознания.

“Слово и его звуковое строение, писал Л.С. Выготский, -воспри­нимается ребенком как часть вещи или как свойство ее, неотделимое от других свойств. Это явление, по-видимому, присуще всякому при­митивному языковому сознанию”.1

Даже у взрослых людей, отмечал Л.С. Выготский, не имею­щих теоретических знаний, слово и образ неотделимы друг от друга. На это же указывал известный языковед А. Потебня. Он писал, что немец поражается тому, что француз может назвать хлеб как-то иначе чем “брот”, так как для него самого хлеб и есть “брот”.

На стадии примитивного языкового сознания образ определяет смысловое значение слова, а применение слова дает возможность опе­рировать образами, не совершая практических действий с предмета­ми. Так с появлением примитивного языкового сознания у человека начинает функционировать наглядно-образное мышление, которое дает ему возможность совершать умственные действия, направленные на познание и преобразование внешнего мира, создание произведений ис­кусства и культуры.

Дальнейшее развитие сознания было связано с тем обстоя­тельством, что в связи с усложнением трудовой деятельности человек стал применять наряду со словами разнообразные зна­ки, которые имели определенное смысловое значение. Исполь­зуя знаки, как орудие умственной деятельности, человек полу­чил возможность обобщенно и отвлеченно отражать предметы и явления внешнего и внутреннего мира и благодаря этому произ­вольно управлять своим поведением и своей психической деятель­ностью. Так постепенно у человека стало формироваться само­сознание как способность осознавать самого себя и произвольно регулировать внешнюю практическую и внутреннюю теорети­ческую деятельность. Сначала люди применяли в качестве зна­ков зарубки на деревьях, узелки на веревке, звуки рожка и т. д. Затем стали применяться более сложные знаки, имеющие отвле­ченное символическое значение, такие как знаки письма, мате­матические символы, схемы, модели и т. п. Благодаря примене-

67


тической и теоретической деятельности и передавать их посредством письменной речи всем последующим поколениям. Все это оказало ог­ромное влияние на развитие производства, науки, техники, искусство и культуры, под воздействием которых формируются высшие формы пси­хической деятельности, свойственные абстрактно-символическому сознанию, ведущим в структуре которого становится теоретическое мышление.

Таким образом, возникновение сознания у человека было под­готовлено филогенетическим развитием животного мира, а его раз­витие обусловлено общественно-историческими условиями суще­ствования, которые определяли характер деятельности и психоло­гические особенности сознания. Под влиянием предметно-практи­ческой деятельности формировалось элементарное предметное со­знание, речевая деятельность и применение знаков привели внача­ле к появлению примитивного языкового сознания, а затем способ­ствовали возникновению высшей формы сознания, свойственной человеку, абстактно-символическому сознанию.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 281.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...