Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Концепції природного походження релігії




Структура религиоведения.

Религ. – это русское название, на укр. яз. – это релігієзнавство. Ведение – это знать нечто потаенное (ведьма, ведать,) знания, получаемые на основе иррационального способа познания, знание – это некая информация, кот.человек получил в результате изучения рационального способа познания реальности. Мы говорим о религ., как о науке., но содержание нельзя свести только в науку, ибо объект исследования уходит далеко от науки в область веры, как в иррациональную область познания. Религиоведение – это комплексная дисциплина, или совокупность дисциплин, объектом исследования которых является религия. Понятно, если есть сложный объект знания, значит должна быть систематизировать все Религ. относительно молодая область знания. Она возникает, как самостоятельная область знаний возникает в 18-19 веке, хотя проблемы религии были из глубины веков. Религ. Отличается тем, что использует научные методы в познании религии. Когда появилась философия и наука, тогда произошло дистанцирование между религиозными сферами и научными. Тогда возможным стало рассматривание религии извне, как другой объект научного знания, в 18-19 веке в Западной Европе. На нашей территории не было распространено до 1917 года из-за православия, да и потом после революции, рилиг. Описывалось в словарях, как буржуазная наука, позволяющая эксплуатировать человека человеком. Первым стал использовать этот термин в 1985 году «Введение в религиоведение» в позитивном его значении стал Дмитрий Модестович Угринович.

РелигиовЕдение, в узком смысле слова – это учебная дисциплина, предметом изучения которой является религия.

Религиоведение - теоретической религией и исторической

Теоретическая состоит из философских проблем религии, социологических проблем религии и психологических проблем религии.

Философия религии решает три основные задачи:

1. Определяет природу и сущность религии. Философия религии стремится ответить на вопрос – что такое религия, как форма мировоззрения. Это одна из исторических форм мировоззрения. Совокупность взглядов на предназначение человека в мире. Отношение человека к объективной реальности. Мировоззрение всегда объективно, если убрать человека – нет мировоззрение. Когда мы пытаемся дать объективную оценку, значит нужно избавиться от субъективного. Религиоведение, как объективное, с позиции религиозного мировоззрения. Определение понятий дает тот, кто обладает данным явлением, религию определяют изнутри самой религии. Философ стремится дать определение религии, находясь за пределами религии, оценивая религию со стороны. Он выступает субъектом, а религия объектом. Философ также явл.носителем определенного мировоззрение. Он исходит из принципов своего собственного мировоззрения, сквозь призму другого мировоззр. Объективность философской оценки может следовать из многообразия философских точек зрения, систем, особенно в современном постмодернизме. Объективность проистекает из сопоставления различных позиций. Философия стремится к объективности, и объективности в ней больше, нежели изнутри религии.

 

2. Задача. Определение религии. Гносеологический анализ религии. Учение о познании. В данном случае религия рассматривается, как способ или форма познания человеком объективной реальности.

Есть множество форм познания объективной реальности – искусство и т.д. Но ни одна из форм познания объективной реальности не является ложной. Религия также содержит некие знания культурно-исторические, но содержит некие сведения, явл.искажением. Философы стараются проанализировать состояние религиозных систем, и выявить те знания, кот.отражают объективную реальность. Религия использует свои средства и методы познания реальности. На рубеже 20 века происходит кризис научного познания.

 

3. Задача. Выявление гносеологических причин религии. В результате взаимодействия с миром, человек познает его с помощью разных форм – социология, философия, мифология и так далее….

Есть сферы познавательной деятельности человека. Которые претендуют на универсальность, на знание о мире в целом.

Социология религии.

Социология религии исследует место и роль религии в обществе, выявляет соц.функции религии, определяет структуру современных религиозных систем. Рассматривает религию, как соц.институт, как политика. Религия не находится изолированной от других соц.объектов. соц.религии выявляет взаимосвязи религии с другими институтами, определяет объективные условия формирования….Социология религии выявляет составляющие элементы религиозной системы, прослеживая их взаимосвязи, определяет внутренние факторы и механизмы развития религиозной системы.

Психология религии.

Исследует внутренний мир верующего, выявляет те чувства, эмоции и переживания настроения, которые способствуют возникновению и воспроизводству религиозных верований. Феербах, Джеймс.

Историческое религиоведение, история религии.

Исследует процесс возникновение и эволюции отдельных религиозных систем, со всеми их особенностями и в хронологической последовательности. Историческое религиоведение направлено на выявление специфического, неповторимого, которое присуще конкретно религ.системе на определенном этапе ее эволюции и в определенных социальных условиях.



Концепції природного походження релігії

Концепции естественного происхождения религии - это концепции, которые полагают, что истоком происхождения религии, есть нечто, принадлежащее естественному миру.

Есть пять концепций:1Субъективистская концепция (Фридрих Шлейермахер «Речи о религии»). Он полагает, что религия есть индивидуально психологический феномен. Это определенное состояние человеческого сознания. Он определяет религию – религия есть созерцание Универсума, вкус к бесконечному. Глубинным истоком религии он считает чувства человека. Истинная религия заключается в том, как человек переживает свою сопричастность к вечному, бесконечному, а не в том как он несовершенно отражает это переживание в понятиях, суждениях, теориях, взглядах.Человек осознает свою конечность, стремится преодолеть эту конечность. Стремление приобщиться к вечности и есть религия. По поводу церкви он говорит, что ее можно разделить на два вида: Видимая церковь – это социальный институт, и Невидимая церковь – истинная церковь, которая объединяет между собой верующих невидимой духовной нитью, ведущую в вечность.

1. Натуралистическая концепция. Полагает, что религия есть атрибут биологической природы человека. Она порождена внутренними потребностями человеческого организма, его инстинктами, влечениями, физиологическими реакциями. Основатели психоанализа, уделяющие много времени религии (Зигмунд Фрейд «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии.») он рассматривает проблему происхождения религии. Он был атеистом, и имел соответствующее отношение к религии. По его мнению, религия возникает в продавние времена и источником религии является тотемиф – то или иное племя признает к качестве божества определенное животное или растение. Он считает, что в основе происхождения религии лежит Эдипов комплекс – уважение и страх перед отцом. Факт, который послужил началом происхождения религии, по его мнению – это отцеубийство. Возникает прообраз отца – Бог. Соответственное отношение к нему, как сына к отцу: с одной стороны верующие почитают Его, с другой стороны Бог вызывает чувство страха.

Что касается определения будущего религии «Будущее одной иллюзии» Фрейда, он определяет религию, как иллюзию. По Фрейду Религия есть – невроз навязчивых состояний, общечеловеческий невроз. Он приходит к такому сравнению, пытаясь найти ответ между культовой практикой верующих и больными навязчивыми идеями. Больной навязчиво выполняет определенные действия ежедневно, находясь под действием страха, который приходит извне.Он считал, что человек проходит через определенные стадии развития религии. Будущее религии – согласно Фрейду Бог есть прообраз отца. Отец является защитником ребенка и у ребенка возникает чувство уважения. Но с другой стороны отец выступает в роли судьи, и в этом случае возникает чувство страха, а порой и ненависти. Ребенок взрослеет, и эти чувства переносятся на прообраз отца в Боге. Почему человек во взрослом возрасте - человек не в состоянии отвечать за свои собственные поступки – поэтому он нуждается в защитнике и в судье. Еще одно определение религии по Фрейду: Религия есть психологический арсенал культуры. Культура есть большое достижение человечества, она опосредствует связь между человеком и природой. Если культуру убрать, то природа уничтожит человека. С другой стороны, культура является враждебной к определенному человека, потому что культура ограничивает инстинкты человека, и он вынужден подчиняться культуре.

«Психоанализ и религия» Э. Фромм. По его мнению, религия рождается в результате экзистенциального конфликта, противоречия между

 

 

духовными устремлениями человека и его телом. Человек наделен способностью к умственной деятельности, это и есть проклятие человека. Человек вынужден жить в постоянном выборе между своими желаниями и духовными принципами. Это ведет либо к аскетизму, либо к распущенности. Религия, по мнению Фромма, призвана снять это напряжение. Религия есть любая система идей, взглядов, теорий, которая предоставляет индивиду систему ориентаций, объект для поклонения..

2. Социологическая концепция. Истоком ее является социальный конфликт. Эмиль Дюркгрейм. Он полагал, что религия есть соц.факт и соц.институт, который возникает естественным образом и является ответом на определенные потребности отдельных социальных общностей. Причиной истоков религии, является сам соц.способ бытия религии, есть по его мнению, люди не могут жить иначе, как вместе, сообща. Следовательно, если они должны жить сообща, то для того ,чтобы это совместное проживание было организовано, то для этого необходима идеологическая система. Смысл и предназначение религии – культивировать социальные чувства, подчинить индивида общности, коллективу.

3. Антропологическая концепция. Людвиг Фейербах. По его мнению, религия есть результат человеческой фантазии, воображения. В сфере религии, человек отрывает от себя свои собственные качества и в гипертрофированном, преувеличенном виде, переносит их на воображаемое существо. Таким образом не Бог создает человека, а человек создает Бога по своему образу и подобию. Согласно Фейербаху, религия есть форма и следствие отчуждения человеком своей собственной сущности. К гносеологическим причинам религии он относит фантазию, воображение человека. Отсюда определение религиозной веры – это вера, в реальное существование сфантазированных связей и отношений. С его точки зрения, Бог есть ничто иное, как абстракция, наделенная идеальными качествами человека. Теология есть антропология, то есть учение о Бог есть учение о человеке.

Он выделяет естественные и духовные религии. Естественные – это религии, в которых объектом поклонения являются силы или явления природы. Духовные религии – это религии, в которых человек обожествляет свою сущность, как сущность человеческого рода вообще.

4. Марксистская концепция, интеллектико-материалистическая концепция. Которая признает историчность религии, признает концепцию Фейербаха. Что религия исчезнет на каком-то этапе развития общества. Признает психологические и гносеологические причины религии, о кот. говорил Фейербах.

Но придает значение социальным причинам религии, к которым следует отнести:

1. Социальное расслоение людей, 2. Появление имущественного неравенства, 3. Возникновение частной собственности, 4. Эксплуатация человека человеком,5. Феномен отчуждения в жизни человека.

   Из этих соц. причин можно сделать вывод, что религия характерна для антагонистических обществ, то есть для тех обществ, для которых характерны интересы определенных соц. обществ.

   Энгельс. Всякая религия является ничем иным, как фантастическим отражением в головах людей, тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, отражение в которых земные силы принимают вид неземных.

 


 

 


 3. Концепції надприродного походження релігії.

Концепції надприродного походження релігії. – это конц., кор. полагают, что источником происх.религии есть некое сверхъест.начало. в зависимости от того, как трактуется и понимается это начало, концепции сверхъест.происх.религии можно разделить на две группы: объективно реалистические конц. (фил.направление, Гегель) и теологические конц.

В объективно реалист.конц. - признается та или иная философская категория, которую философ считает основополагающей всего сущего. Абсолютная идея изначально является непознанной, неопределенной, абстрактной, - Гегель. Процесс самопознания - где абсолютный дух опредмечивается, самопознание, потом дух возвращается к себе, уже конкретный познанный, определенный. Абсолютный дух познается в трех абсолютных формах: искусство, религия и философия. Религия есть форма самопознания абсолютного духа. Религия и искусство имеет одну форму самопознания – абсолютный дух. Религия есть отношение духа к духу, - Гегель. Религия появляется тогда, когда появляется субъективный (конечный) дух, то есть человек. Познается посредством самого человека, от субъективного конечного духа к объективному духу.

В теологических концепциях, истоком источника религии признается – Бог. Религия в теол.концепции определяется, как отношения человека к Богу. Александр Мейн – религия есть отношение тварного (сотворенного) и Божественного миров. Поэтому проблема природы, сущности религии в теологии, сводится к проблеме доказательства бытия Бога. Религия есть связь человека с Богом. Человек является самой очевидной реальностью. Бог не является такой очевидной реальностью. Поэтому есть скептицизм. Следовательно возникает необходимость доказательства существования Бога. От решения проблем бытия Бога решает задачу религии: есть Он или Он просто плод воображения.

В теологии сформировались две основных традиции обоснования бытия Бога –рационалистическая, иррационалистическая. К рационалистической относятся доказательства Фомы Аквинского, который используя логику Аристотеля (традиционная и формальная) и концепцию (двоякого рода истин), выдвинул пять тезисов обоснования бытия Бога. Фома написал «Сумма теологий», логика Аристотеля для обоснования христианских доктрин. Концепция двоякого рода истин, согласно этой концепции, существует первые истины, которые получает человек в результате работы разума, познания реальности (необходимы для практического взаимодействия с миром); истины второго рода, которые человек получает в результате Божественного откровения, которые касаются фундаментального определения мира. Доказать бытие Бог можно и с помощью первого рода истин, то есть с помощью разума. Для этого нужно использовать учение Аристотеля. Если придерживаться идеи, что Бог Логика Аристотеля – если акт состоялся, то в результате получаются две реальности: любовь Божья и естественный мир. То, что не является Богом - является естественным миром. И наоборот, то что не является естественным миром, является Богом. Ничего иного не может быть. Если мы обнаружим то ,что не может быть естественным миром, то и будет Богом. Если Бог сотворил мир, то Он задал закономерности мира.

Исходя из этого Фома формирует 5 тезисов:

1. Движение. Наличие в мире движения указывает на то, что должен быть первоисточник такого движения. Этим первоисточником является Бог.

2. Наличие в мире причинно-следственных связей указывает на то, что должна быть первопричина, которая является причиной самой себя и не является следствием. Эта первопричина есть Бог. Процесс познания направлен в обратном направлении. Следствие более глубоких причин.

3. Наличие в мире случайных явлений подтверждает бытие Бога, так как случайные явления порождены необходимой причиной, которая есть Бог. Случайное явление – это явление, которое выпадает из цепи причинно-следственных связей. Если нет причинный в нашем мире, значит есть причина, находящаяся за пределами нашего мира, - Ф.Аквинский.

4. В вещах явления мира проявляются различные степени совершенства. Следовательно, должно быть нечто абсолютно совершенное, по отношению к которому можно говорить о степени совершенства. Таким абсолютно совершенным есть Бог. Мир устроен на основе иерархии.

5. Каждая вещь в явлении мира имеет цель своего развития. Мир также обладает целеполагающим началом, которым есть Бог. Есть развитие – это преодоление. Цель задает тот ,кто задает данную систему. За пределами данной системы находится Бог, источник движения системы.

Иррационалистическая традиция обоснования существования Бога представлена Неоортодоксальной школы, представителем которой Карл Барт. Он полагал, что доказать бытие Бог с помощью разума невозможно. Бог и человек являются относительно самостоятельными. Бог представляет собой божественный мир, человек принадлежит в естественному миру. Каждый из этих миров развивается или существует на основе своих собственных законов и закономерностей. Причем законы и закономерности бытия этих миров противоположны по своей сути. Разум человека принадлежит к естественному миру, и подчиняется закономерностям бытия этого мира. Закономерности бытия мира и закономерности мышления человека совпадают или одни и те же. Если бы они не совпадали, то мы не смогли бы познавать мир нашим разумом. Поэтому закономерности бытия нашего мира кажутся человеку разумными. А мир Божественный, поскольку он противоположный, кажется человеку абсурдным. Абсурд познать с помощью разума невозможно. Его можно только разрушить. Так получается, что человек и Бог отчуждены друг от друга. И с помощью разума человек может познавать только объективную реальность. Абсурдность – это есть бытие Бог, по Барту. Барт говорит, что чем больше мы пытаемся познать Бога с помощью разума, тем больше мы его разрушаем. Познать Бога можно только с помощью веры, согласно Барту. Причем, вера по Барту, это не какое-то субъективное состояние человека, а это нечто дарованное человеку в результате Божественного откровения. Согласно Барту, вера есть свободное и личное присутствие Бога в действиях и мыслях человека. Бог сам свободно выбирает свое присутствие в человеке, открывается ему, и через это Божественное откровение, человек познает Бога. Человек только обладает способностью к вере, но активным началом выступает Бог, пробуждая в человеке веру. Но если не пробудил сознание, то человек идет в погибель. Доказать с помощью разума бытие Бога, по Барту, невозможно, пока Он сам не откроется.


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 247.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...