Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблема формирования единого информационного пространства в РФ.




С развитием современных технологий инф.пространство постоянно расширяется, так как упрощается доступ к информации. До развития рыночных отношений рынка информации в нашей стране не существовало. В настоящее время информационные отношения характеризуются, главным образом, взаимодействием субъектов информационного поля. Его компоненты: -Рынок ресурсов (бумага, техника, человеческие ресурсы), - Рынок информации (поставщики информационные агентства), - Рынок изданий (порождает конкуренцию), - Рынок распространителей и т.д. Оптимизация инф. отношений возможна при наличии прочной законодательной и материальной базы: первая является гарантом необходимого для демократического общества плюрализма мнений и здоровой конкуренции, вторая обеспечивает выпуск многообразной информационной продукции. Инфпространство имеет свои рамки. 2 группы официальных ограничений. 1. Институциональные, связанные с деятельностью государства как социального института (государственная, военная тайны). 2. Конвенциональные (коммерческие тайны, этические нормы –право граждан на неприкосн частной жизни). Факторы, нарушающие целостность информационного пространства России: 1. Под воздействием "хозяев", отстаивающих свои политические или экономические интересы, СМИ не дают максимально полный спектр мнений и взглядов, бытующих в обществе, и не считают себя обязанными это делать. 2. Центральная пресса не доходит до регионов, крупные телевизионные каналы не вещают на все регионы государства 3. В регионах устанавливается монополия на местную прессу. 4. Некоторые теоретики и практики СМИ видят выход из сложившейся ситуации в активизации работы региональной прессы: обращ не только к внутр темам, но и охватывать проблемы в масштабе страны и мира с наиболее широким спектром мнений и оценок; сотрудничать с представителями всех общественных сил региона на правах так называемого "субучредительства", когда несколько организаций владеют в издании своим "полем" - полосой или рубрикой.  Инф. общ-во - новое название постиндустриального общества = общество знаний. Понятия инф-го общ-ва:1 глобализация(сокращение расстояний, быстрый обмен инф-ей) 2 "оцифровка" (дигитализация) - перевод информации в цифровое выражение (позв. использовать электронику для передачи всех видов инф-и - текст, звук, видео, фото)3 конвергенция - совмещение всех видов существования инф-и в электронной среде - и радио, и ТВ, и газета, электронные банки данных. Сегодня СМИ нестабильны, они находятся в переходном периоде, т. к. появились новые пути передачи информации и доступа к ней (и-нет, сотовая связь и др. системы, обеспечивающие мгновенный доступ к информации). Создается новая инфраструктура СМИ. Газеты,имеющие многовековую историю, сокращают свои тиражи, ставится вопрос о “выживании”. Многие газеты уже приспособились к новым условиям и стали создавать свои “виртуальные” версии (в и-нете). Меняется и ТВ - его можно смотреть через компьютер и манипулировать изображением (интерактивное ТВ). 2 пути: замена компьютером ТВ или замена телевизором компьютера – неизвестно, по какому пути пойдет человечество, возможно, обе эти формы будут сосуществовать, как сосуществуют бумажная и электронная газеты. Две основные тенденции развития СМИ в условиях информационного общества.  “Глобализация” (одновременно одну и ту же информацию получает весь мир) Пресса: “USA Today” - массовая, общенациональная и глобальная газета “Wall Street Journal” - американская качественная экономическая газета “Fin. Times” - английское качественное издание “International Gerald Tribune” - американское международное издание “NY Times” - в определенной степени (хотя не так широко) Журналы вообще имеют тенденцию распространяться в ряде стран (“Cosmopolitan”, “Elle“Burda”, “Playboy”, “Economist”, “Time”, “Newsweek” etc.) Радио - самый массовый вид информации (Voice of America, Deutsche Welle, Свобода, BBC, …) ТВ:  CNN, BBC, специальные каналы для Европы - MCM, MTV, Eurosport… Информационные агентства: AP, AFP, Reuters, Реклама: глобальные рекламные агентства с отделениями в разных странах “Регионализация”, или “демассификация” (обратный процесс - сужение информационного потока) Интернет: доступ к определенной информации, которая волнует только данного конкретного пользователя, тематические “разветвления”. То же происходит и в традиционных СМИ: Пресса, рассчитанная на сравнительно узкую аудиторию: региональные (местные) газеты; приложения по интересам; узкопрофессиональные и другие специализированные издания; многотиражки; профсоюзная пресса. Радио и ТВ: местные каналы и

 

 

радиостанции; кабельное ТВ (очень распространено в США) - тематические каналы; специализация радиостанций по музыкальным направлениям; ТВ, работающее по принципу “плата за просмотр”. Региональная пресса главенствовала, а сейчас многие федеральные газеты делают вкладку. МК, КП, АиФ стараются вытеснить региональную прессу. КП начала строить маленькие типографии. 

Новый журнализм

В конце XIX – начале XX в. под влиянием социально-экономических последствий индустриальной революции, растущей коммерциализации издательского дела, технических, социальных, политических факторов сформировалась так называемая «массовая» пресса со свойственными ей чертами: сенсационностью, поверхностным избирательным освещением событий, искажением фактов, бесцеремонным вмешательством в личную жизнь людей, акцентом на развлечение читательской аудитории в ущерб ее просвещению. Издатели и редакторы «массовых» изданий выработали особый набор журналистских рецептов, следование которым обеспечивало коммерческий успех. Эти рецепты и составили суть так называемого «нового журнализма» в США.

Классическими образцами «массовой» периодики стали газеты «New York World» Дж. Пулитцера и «New York Journal» У.Р. Херста. Газеты были адресованы читателю с низким уровнем образования и культуры. Вместо того чтобы способствовать интеллектуальному и культурному развитию аудитории, они опускались до уровня наиболее отсталой читательской массы с присущими ей предрассудками, инстинктивными побуждениями, апеллировала к чувствам читателя, нежели к его разуму, прибегая в основном к эмоциональной аргументации. Броское оформление газет - на их первых полосах  кричащие крупные заголовки («шапки»), иллюстрации, комиксы. Персонаж комиксов «желтый парень» – стал символом «желтой» прессы.

В борьбе за аудиторию, за завоевание доверия массового читателя,  эти газеты стремились создать себе образ изданий, заботящихся о благе простого человека и организовывали кампании («крестовые походы») в защиту прав потребителей, например, за улучшение санитарного состояния городских кварталов, сопровождая эти кампании саморекламой. Растущая популярность «желтой» прессы обеспечивала рост доходов от публикации на ее страницах рекламы товаров массового спроса. Главной исторической заслугой первых «массовых» изданий является сформированная ими привычка к регулярному чтению газет у тех, кому прежде было чуждо печатное слово. В числе достоинств «массовой» прессы исследователи называют быстрое внедрение и использование передовых полиграфических и коммуникационных технологий.Основным признаком "персонального" журнализма, господствовавшего в американской прессе до 90-х годов XIX века, являлся диктат газетного предпринимателя (или группы политиканов) на публикуемые в газете материалы,  линия цполностью была подчинена личным или деловым интересам газетного магната. Отличительным признаком прессы того периода, была ее неразвитость - ведь это основную массу периодических изданий составляли мелкие газеты. К "новому" журнализму капиталистическая пресса США переходила в связи с появлением телеграфной информации, с укрупнением объема и усложнением газетного коммерческого бизнеса, впрочем, как и с усложнением содержания газеты. Внутри административного руководства газетного издания стали обособляться функции управления. Таким образом внутренние и внешние события в США на рубеже нового столетия и вызвали к жизни "эпоху нового журнализма", что требовало от капиталистической прессы совершенно иные методы идеологического воздействия на читателей. Стремясь увеличить свой политический престиж в глазах массового читателя, на страницах газет стали приводиться примеры сенсационных фактов коррупции в правительственных сферах, начали включаться в президентские избирательные кампании, в крупные политические события в жизни страны. Язык, стиль, характер заголовков и иллюстраций также изменились в соответствии с задачей апеллирования к сознанию и разуму рядового читателя. Газета стала зависеть от влиятельных монополитических кругов. Характерным признаком перехода прессы на новые методы работы явилось также и то, что фундаментальной функцией газеты становилось распространение информации. Преобладающее место в прессе стало принадлежать не прежней газете, содержавшей главным образом "вьюспейпер" (взгляды и мнения), а новой - являющейся газеты "новостей" ("ньюспейпер"). Конкретная политика газеты стала находить свое выражение не столько в редакционном мнении, сколько в тенденции и методах отбора и обработки публикуемых газетой фактов. Таким образом, репортер становился центральной фигурой в системе органа печати при "новом" журнализме. Поэтому к нему стали предъявляться все более высокие и разносторонние требования.

 

 

13. Пресса, массовая коммуникация и политическая культура.

Политика(греч. polis «государство», politike «искусство управления государством») – важнейшая сфера общественной жизни, связанная с выработкой и реализацией решений государственной власти. Связана с журналистикой по происхождению, на «генетическом» уровне. Политика как борьба за укрепление и удержание власти немного старше журналистики, т.к. появилась с возникновением государственности. Вспоминаем полисы, пражурналистику, риторику, ораторское искусство. С самых ранних этапов развития журналистика оперировала смыслами, использовала приемы эффективного воздействия на массовое сознание. Появление письменности, а далее – книгопечатания было очень высоко по этому воздействию и не могло быть не использовано политикой. Отчетливо связь политики и прессы проявилась при становлении газет массовыми. 2 этапом, укрепившим эту связь, стало зарождение полит. партий, возрастание и расцвет партийной печати. В мире очень сильной была коммунистическая печать – франц. «Юманите», португальская «Аванте», англ. «Стар», итальянская пресса ит.д. В то же время формировалсь тщательно скрываемое «инструментативное» отношение политики к прессе (инстумент для удерж. и завоевания власти). Появление РВ и ТВ размывает прямолинейный подход к СМИ, т.к. они по своей природе не могут быть использованы лишь для выполнения ограниченного круга функций(информационная и пропагандисткая функции), появляется ресурс манипулирования массовым сознанием. «Газеты создали публику, телевидение создало массу». И если публика отличалась культурой, неизменной спутницей грамотности человека, то для воспиятия звука и картинки особая грамотность не требуется. Солидный сегмент прессы работает над формированием психологии потребительства, созданием «массового человека». Для власти и политических партий такой тип личности удобен – он манипулируем. В этой сфере власти «ушли далеко» - формирование «актуальной» повестки дня, в которой подменяются насущно значимые события и проблемы, внимание отвлекается на жизнь звезд, криминал и прочее. Массовое сознание обладает качествами особого свойства:1. В нем полно заблуждений, предрассудков и стереотипов, не имеющих отношение к действительности, 2. Упрощенчество (Умберто Эко «Сложные проблемы имеют несколько простых решений, но все они неправильные»), 3. «заражение» («пожар»! в темном кинотеатре). Препятствием этому может стать повышение культуры путем внесения элементов рациональности в массовое сознание, развитие просвещенческой функции журналистики и функции честного информирования для завоевания доверия аудитории. Политическая культура журналиста – это мера его компетентности в сфере общественно-политической жизни, присущая ему система представлений о месте журналистики в ней, уровень владения им «кодексом поведения» в политической жизни, совокупностью норм политической жизни. Фундамент политической культуры – система представлений о сущности общества и действующих в нем закономерностей. Центр таких представлений – понимание сущности государства и властных отношений в обществе.

Ряд политических функций СМИ:1.информационная функция - получение и распространение сведений о важных событиях, носящих полит. характер.
2. формирование на основе политинформации общественного мнения об экономической, политической, культурной и других сферах жизни общества. 3. упорядочение сведений, фактов, приведение их в систему, позволяющую людям адекватно судить о политических событиях (образовательная функции СМИ, функцией социализации);4.функция критики и контроля (СМИ опираются на общественное мнение и закон).

 

 

Зарождение и развитие социал-демократической, коммунистич. печати.

Печать парижской коммуны.18 марта 1971 года к власти пришла Коммуна – первое в мире рабочее правительство, первая в истории диктатура пролетариата.

72 дня правления Парижской Коммуны – с 18 марта по 28 мая 1871 года – представляют очень важный этап развития французской журналистики. 20 марта коммунары захватили редакцию правительственной газеты и превратили ее в главный орган власти, назвав «Официальная газета Коммуны». В официальной части газеты помещались документы центрального комитета рабочего правительства, в неофициальной – городская, французская и зарубежная информация, различные полемические материалы. Аникеев, автор «Истории французской прессы», называет «Официальную газету Коммуны» своеобразной летописью борьбы Парижской Коммуны. Она выходила двумя изданиями: утреннее и вечернее. В общей сложности было выпущено 65 номеров газеты, последний номер увидел свет 24 мая 1871 г. Из популярных городских газет особым успехом пользовались «Крик народа», ее издавал писатель и политический деятель Жюль Валлес, ее тираж достигал 100 тысяч экземпляров,

«Мститель», ее редактировал писатель и публицист Феликс Пиа, тираж 60 тысяч экземпляров. Поэт и журналист Эмиль Вермеш возродил газету « Папаша Дюшен», выходившую в годы Великой французской революции. Девиз газеты гласил: «Республика или смерть!», тираж газеты доходил до 70 тысяч экземпляров. Как и в дни Революции 1848 г., выходили газеты «Мамаша Дюшен», «Сын папаши Дюшена». Газеты Коммуны издавались, как и буржуазные, на коммерческой основе. Их издатели также должны были покупать бумагу, краску. Одной из особенностей газет Парижской Коммуны было отсутствие профессиональных редакторов. Большую часть газет составляли письма читателей. Многие журналисты были из числа читателей. Поскольку коммунары не запретили оппозиционные периодические издания, существовала жесткая конкуренция, шла постоянная борьба за читателей. Лейтмотивом большинства рабочих газет было недовольство мягкостью Коммуны к своим врагам, требования разоблачения аристократии, Церкви, закрытия храмов. Руководство Коммуны ограничилось лишь предупреждениями в адрес наиболее радикальных газет. 4 апреля были запрещены лишь 3 газеты, 18 апреля еще 4. В только в последние недели своей власти коммунары закрыли 20 газет. Однако большинство оппозиционных периодических изданий, поменяв название, буквально через несколько дней возобновляли выход. Журналисты многих антикоммунарских газет смогли перебраться в Версаль, там была временная резиденция правительства, и там наладили выпуск своих газет.

После поражения Парижской Коммуны республиканские газеты были сразу же закрыты, а оставшиеся в живых журналисты-коммунары казнены или репрессированы и сосланы в ссылку. Их полностью амнистировали только в 1881 г. Опыт журналистики первого рабочего правительства внимательно изучались в Советском Союзе. Так, В.И. Ленин писал в статье «Памяти Коммуны» в 1911 г., что Парижская Коммуна потерпела поражение из-за милосердия к врагам, не ответив на их террор красным террором и даже не конфисковав предприятия у крупной буржуазии, и потому что буржуазная пресса свободно продавалась. Придя к власти в России в 1917 г. во главе партии большевиков Ленин учел эти и другие ошибки коммунаров и быстро закрыл все оппозиционные периодические издания.

 

14. СМИ на выборах. Правовые и этические ограничения.

 СМИ с самого начала своего существования участвовали в политических процессах. В 18-20 веках печатная пресса была преимущественно политической. Журналистика в электоральном процессе: 1. СМИ анализирует ход избирательной компании. 2) Сами СМИ получили ограничения отводимой площади на рекламу в предвыборные период (разовом порядке бесплатно, в разном – за деньги). За 1 месяц до начала выборной компании СМИ должны опубликовать объявление об участии в выборах и своих расценках. Также за 1 месяц должны представить заявление в территориальную комиссию по выборам. СМИ за 5 дней до голосования не могут публиковать социальные данные и данные опросов, за 1 день – вообще запрещена любая агитация, «день тишины». Этические требования такие же, как при обычной деятельности: не оскорблять, не дезинформировать, не клеветать, быть объективным и точным, исключить подготовку и публикацию заказных материалов. Участие СМИ иих деятельность во время выборов регламентируется электоральным законодательством (Федеральным законом "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ"), а также Законом о СМИ. Закон содержит десятки предписаний и запретов, прямо или косвенно относящихся к деятельности и ответственности СМИ в избирательной кампании.  Государственные СМИ (учредители государственные структуры или 15% своего прошлогоднего бюджета финансировалось за их счет), обязаны предоставлять кандидатам в установленных объемах бесплатно эфирное время и печатную площадь, часть - за плату. Муниципальные СМИ (учредителями которых являются органы местного самоуправления или  15% своего прошлогоднего бюджета финансировались за их счет), а так же частные и специализированные и гражданские - не обязаны предоставлять кандидатам, избирательным объединениям и блокам бесплатное эфирное время и бесплатную печатную площадь, но могут это делать за плату только на равных для всех участников избирательной кампании условиях.  Основные направления участия СМИ в выборах: - освещение подготовки, хода избирательной кампании и ее итогов; - осуществление общественного контроля за ходом избирательного процесса, соблюдением законодательства о выборах всеми участниками, - использование СМИ избиркомами и органами местного самоуправления (например, для публикации списков избирательных участков). Действие Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»от 27 декабря 1991 г. распространяется на период проведения выборов. Меморандум Национальной ассоциации телевещателей России - долг телевидения в период избирательной кампании – служить интересам не политиков и не партий, а избирателей, Кодекс профессиональной этики российского журналиста (Конгресс журналистов России, Москва, 1993 год).

Публицистика войны за независимость в США. Американская концепция свободы печати. В 1690 г. Вышла первая американская газета «Общественные события», основанная английским эмигрантом Бенжаменом Хэррисом. Первой регулярной американской газетой стала еженедельная «Бостонский листок новостей», основанная в 1704 г. в Бостоне местным книготорговцем Джоном Кэмпбеллом. Одной из первых осмелилась критиковать власти газета «Текущие новости Новой Англии», основанная Джеймсом Франклином (старшим братом Бенджамина Франклина) в Бостоне в 1720 г. Отметим  «Пенсильванская газета» Бенджамина Франклина, выходившая с 1730 г. Б. Франклин печатал на страницах газеты эссе Дж. Аддисона и Р. Стила, свои собственные статьи и эссе, подробное освещение местных событий. Во время войны за независимость 1775-1783 гг. процесс политизации газет ускорился. Все большее число газет становилось средством пропаганды «патриотических» идей. В годы войны газеты стали главным средством распространения новостей с театра военных действий. К концу войны за независимость престиж газеты в американском обществе был как никогда высок. Общепризнанным стал факт ее значительного вклада в дело революции. Газеты по популярности превзошли журналы, памфлеты и проповеди.

Выдающимися деятелями американской журналистики периода революции были многие «отцы-основатели» США – Б. Франклин, А. Гамильтон, Т. Джефферсон, Т. Пейн. Конец XVIII века был ознаменован быстрым количественным ростом американских газет. Если в 1775 г. в США выходило 37 газет, то к 1800 г. их число увеличилось до 200. Большая часть газет в конце века оставалась еженедельными, и только в 1784 г. в Филадельфии вышла первая американская ежедневная газета. В 1800 г. в Америке насчитывалось уже 17 ежедневных газет.

 

 

По мере приближения американской революции журналы все более политизировались. В них часто публиковали выступления и статьи видных общественных и политических деятелей. В конце XVIII века одним из наиболее преуспевающих журналов был «Колумбийский журнал», который редактировал известный американский поэт-сатирик Фрэнсис Хопкинсон, выступавший за освобождение североамериканских колоний. Он был одним из авторов рисунка национального флага США. Журнал отличался добротным отделом прозы, ежемесячно печатавшим несколько рассказов и отрывки из нравоучительных романов. Однако издание было вынуждено прекратить свое существование из-за высоких почтовых тарифов. В 1794 году Конгресс решил поддержать журналы и снизил почтовые тарифы на их перевозку, что легло тяжелым бременем на плечи читателей, так как тарифы были заложены в стоимость подписки. Центрами издания журнальной периодики в XVIII веке были Филадельфия, Бостон, Нью-Йорк. Рубеж XVIII-XIX веков, принято считать «темным веком» американской журналистики. После победы в войне за независимость, в условиях становления американской государственности пресса стала использоваться для сведения счетов с политическими противниками. В газетах и журналах обычными стали ругань, грубые выражения, оскорбления оппонентов. Одной из причин был низкий уровень образования американских журналистов и читателей начала XIX века. Газеты превратились в органы политических партий и группировок. Редактор газеты стал лицом очень важным и влиятельным. Просветители поставили в центр общественного внимания проблему свободы слова и печати. Они доказывали, что эта свобода – залог движения общества по пути прогресса, закономерное следствие их веры в силу человеческого разума.  Америка XIX века представляла собой огромную лабораторию, где проводился эксперимент по созданию единой американской нации из весьма разнородных элементов. В духовной сфере почти всю первую половину столетия американцы будут чувствовать свою зависимость от Англии и будут бороться за свою культурную автономию. По количественным показателям роста американская пресса опережала европейскую, 2 основные причины: 1. стремительный рост населения за счет эмигрантов из Европы и его рассредоточенности по огромной территории, 2. в США легко было основать новую газету, не требовалось специального разрешения властей и больших денег,  издания не облагались высокими налогами. Импульс развитию американской периодической печати дала Война за независимость 1775-1783 года. Разногласия между английскими колониями и метрополией выплеснулась на страницы газет. Газеты стали мощным оружием в борьбе за независимость колоний. Но ни одна американская газета в первые десятилетия XIX века не имела такого политического влияния, подобного французским или английским газетам. В Америке газету было легко основать, но ее трудно было сделать влиятельной: высокая конкуренция между многочисленными периодикой. 21 декабря 1791 года Конгресс США принял первую поправку к Конституции, которая регламентировала взаимоотношения государства и прессы. Она гласила: «Конгресс не будет издавать законов, ограничивающих свободу слова, или печати, или права народа мирно собираться». Тридцатые годы XIX века ознаменовали начало нового этапа в развитии американской прессы, это было связано с зарождением дешевой массовой печати. Газеты были основным ежедневным чтением широких слоев американского общества. Книги были очень дороги, кроме того, газеты в большей степени соответствовали уровню образования, интересам и национальному характеру американцев. По уровню начального и среднего образования США опережало многие европейские страны. Еще в 1820-1830-е годы во многих штатах было введено бесплатное начальное образование, но люди с высшим образованием были исключением. В 1848 году в результате объединения 6 нью-йоркских газет возникло первое американское информационное агентство «Ассошиэйтед Пресс». В начале XIX века в США появились так называемые бродячие журналисты. Любой желающий мог купить передвижную типографию и ездить с ней в обозе по городам страны. Один человек собирал материалы, верстал номер, печатал газету, распространял тираж, на вырученные деньги покупал бумагу и собирал материал для нового номера. Через некоторое время бродячий журналист перебирался со своей типографией в другой город и начинал работать там. Американская журналистика XIX века была разнообразна: выходили десятки негритянских газет, издания аболиционистов – сторонников отмены рабства. В южных штатах издавались расистские газеты, активно развивалась еврейская пресса. При этом разнообразии совершенно отсутствовала официальная партийная пресса.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 330.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...