Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В. 26. Проблема личности в истории философии. Индивид, индивидуальность, личность. Комплексный характер социализации личности.




Если проблема человека - это проблема его происхождения, биосоциальной сущности, то проблема личности- это раскрытие, опр-ние его сущностного содержания, его места в общ-ве, в деят-ти, проблема свободы и ответственности.

Со времен Сократа и его девиза «Познай самого себя» фил-фия всегда направляла свои усилия именно на изучение проблемы человека, тем не менее, эта пробл. сводилась к той или иной ее составляющей. В античности - этическая проблематика, схоластическое западное философствование - вопрос о свободе человека в его отношении к Божественному предопределению, Возрождение, хотя и провозгласило своим идеалом изучение конкретного человека, мало что сделало на этом пути, будучи больше озабочено пропагандой античной философии, а в Новое время - проблема познавательных способностей человека. В 19 в. в трудах Штирнера, Ницше, Бакунина, раннего Маркса и др. провозглашено, что именно целостный человек, личность есть подлинный, не сводимый ни к каким составляющим, предмет философии. 20 в. - экзистенциализм и персонализм усилил эти положения.

Индивид- признак принадлежности к чел. роду. Это сов-ть биологич. св-тв человека, связ-х с наследованием, рождением. Индивидами мы рождаемся.

Индивидуальность- совок-ть отличит. признаков, присущих только этому человеку, врожденных и приобретенных.

Личность- индивид, наделенный волей, знаниями, умеющий польз-ся этими знаниями, кот. ставит перед собой цели и достиг. их благодаря активности. Это соц.-психол. сущность человека, формирующаяся у него в рез-те усвоения обществ-го опыта, воспитания и обучения.

Структура личности:

1. уровень знаний;

2. наличие воли;

3. умение ставить цель;

4. чувства, переживания, стремления.

Социальные типы личности:

- деятели- активность напр-на на изм-ние окр. среды

- мыслители – люди чувств и эмоций

- гуманисты – их задача- заботиться о других

- подвижники- страдающие за других людей.

Поскольку в разных усл. формир-ся различн. личности, большое знач. приобр. идеал личности – воплощение опр-ных черт, выражающих идеалы опр-ной группы.

По Сорокину идеалы:

- западный – экспрессивность, целенапр-ть, стремление к власти над прир. и др. людьми;

- восточный – гибкая адаптация и сложившейся и постоянно меняющейся окр. ситуации;

- иоановский – склонность к миссионерству, выс. нравственность.

Поиск идеала хар-рен для религиозных и светских целей: христианство (любовь к Богу и др. людям), мусульм-во (безусловная покорность воле Аллаха), буддизм, коммунистич. идеал, капиталистич.

Всякая личность имеет опр-ные ориентации, в основе кот-х лежат ценностные оценки (Сократ «Что есть благо?»). Аксеологи ставят проблему «На основе чего мы оцениваем все происх-щее вокруг?». Одни счит., что гл. критерий- биологич. потребности. Дильтей- интуиция. М. Вебер – соц. потребности. Маркс- классовый интерес.

Ценность- понятие, указывающее на чел-кое, соц-ное, культурное. Это значимость процессов, предметов и явлений окруж. среды. Ценность – убеждение личности. Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентации, под которыми имеется в виду совокупность важнейших качеств внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Эти ценностные ориентации и образуют некую основу сознания и поведения личности и непосредственно влияют на ее развитие. Они служат критерием норм и правил поведения личности, по мере усвоения которых происходит ее социализация (сов-ть соц., психол. процессов, посредством кот-х индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функц-ть в кач-ве равноправного члена общ-ва).

Сегодня принято оценивать сист. ценностей, сост. из эл-тов: общечел. ценности, гос-ные, нац., классовые, групповые, личностные.

Важный вопрос- роль личности в истории. Кажд. личность играет опр-ную роль. История – всегда результат деят-ти самых широких масс, значимость личности рассматривается по ее вкладу. Выделяют личности известные и выдающиеся (Герострат, например, сжег храм Артемиды Эфесской, чем в веках и прославился).

Особ-ти личности в 21 в.: автономность, независ-ть (выработка собств. позиции), самост-ть (принятие решений на базе накопл. инф-ции), возрастание активности личности, устремленность личности (постановка цели для себя, а не для всех).

Личность представляет собой предельно персонифицированного индивида, социальную, психофизиологическую и духовную индивидуальность. Но эта индивидуальность не начало, а итог процесса формирования, становления личности, который называют социализацией.

Социализация в широком смысле - процесс усвоения индивидом знаний, норм, ценностей, позволяющих ему быть полноправным членом общества. Однако, как отмечают многие специалисты по теории личности, это понятие в силу своей широты весьма неопределенно. Из всего многообразия трактовок социализации представляется целесообразным выделить лишь две наиболее распространенные.

Первая рассматривает социализацию как внешнее воздействие на человека, его воспитание. Так, в социологии под социализацией понимают "процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом... или процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом". Зарубежные социологи под социализацией подразумевают соответствие человека определенным стандартам, процесс усвоения им требований и ценностей общества, умение человеком выполнять социальные роли, преобразовывать социальный опыт в собственные ценности, установки и ориентации.

Вторая трактовка характеризует социализацию как стихийное формирование ценностных ориентаций, стереотипов поведения и умений в процессе адаптации человека к среде, или как процесс реализации заложенных природой (Богом) биологических и психофизиологических задатков человека.

Однако обе трактовки социализации, берущиеся в отрыве друг от друга, малопродуктивны. Так, биологические задатки сами по себе не всегда реализуются, а некоторых биологических задатков личности человеческий индивид просто не имеет! Только по мере превращения, модификации биологически неприспособленных органов индивида в органы человека, его жизнедеятельности как человека и появляется личность.

В действительности процесс становления личности, обретения человеком своего лица, его "лицетворение" идет по двум каналам.

С одной стороны, под влиянием внешних для индивида факторов социальной среды происходят воспитание человека, предъявление ему норм и стандартов общежития в качестве обязательных для исполнения и подкрепление этих требований поощрением или принуждением.

В этом смысле, чтобы человек стал личностью, его нужно поставить в определенные взаимоотношения с другими людьми, создать для него такую социальную среду, в которой он не только мог бы, но и "вынужден" быть личностью.

Основными механизмами социализации как воспитания можно рассматривать следующие:

информационно-образовательный - организованная деятельность по распространению и внедрению в сознание человека знаний о нормах поведения, духовных ценностях, традициях, запретах, законах и т.д.;

стимуляционный - призван побуждать человека к деятельности определенной направленности при помощи материального, духовного, а иногда и физического поощрения или наказания;

регулятивно-контролирующий - система должных эталонов, ориентиров, предписаний, которые могут быть деонтическими (императивными, предписывающими) и недеонтическими (неимперативными, "привлекательными", стимулирующими, воодушевляющими);

организационно-регулирующий механизм, основывающийся на социализирующем воздействии прав, обязанностей и полномочий человека в коллективе, вытекающих из его общественного положения, статуса и выполняемых функций.

Все эти механизмы социализации предполагают усвоение общественных знаний, формирование убеждений и ценностных ориентаций. В результате требования социальной среды приобретают личностный смысл и значение. Такое взаимодействие человека с социальной средой образует субъективные, личностные качества человека, формирует у него опыт такого поведения, который обеспечивает признание его личностью со стороны других.

Кроме того, у человека есть и свои потребности, свои интересы, которые не всегда совпадают с общественными. В этом отношении гармонизация общественных и личных интересов зависит прежде всего от понимания и личностью, и общественным мнением диалектики прав и обязанностей. Личность характеризуется тем, что она обладает как определенными правами, так и обязанностями, которые должны находиться в гармоничном сочетании. Наличие у человека обязанностей без прав - это рабство, деспотизм, уничтожение личности. Наличие у человека прав без обязанностей - это "беспредел", анархия, которые также губят личность.

Поэтому социализация, с другой стороны, - это образование личностных мотивов, установок, потребностей, интересов, целей, ожиданий и их объективация в деятельности человека.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 202.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...