Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В. 21 Основные модели отношения «человек – природа».




Человек противостоит природе, одновременно он – ее часть и порождение. Объединяющим началом выступает труд, характеризующийся обменными процессами между обществом и природой. Рез-ом произв-ва является искусст-я среда обитания, «вторая природа». Созданные человеком неодушевленные предметы и живые организмы (раст-я, жив-е, выведенные или созданные человеком благодаря искусст-му отбору или генной инженерии) есть техномасса. Возрастает объем техносферы, технизир-ой среды существования человека.

Термин «экология» ввел в ХІХ в. немецкий биолог Э.Геккель. В современном понимании экология – наука, изучающая взаимоотношения организмов друг с другом и со средой их обитания, где человеческая деятельность выступает основным фактором динамики природных процессов.

Воздействие природы на общество осуществляется стихийно.

1. Биосфера Земли, черпающая энергию для своего развития из космоса, прежде всего из Солнечной системы, подчинена галактическим ритмам. Это обусловливает характеристики разнообразных колебательных процессов как в биосфере, так и в известном смысле в социальных системах.

2. Природные факторы существенно влияют на формы и темпы исторического процесса. Недостаток природных условий и ресурсов двойственен: тормозит развитие общества; стимулирует поисковую деятельность для нахождения заменителей и более эффективных направлений деятельности в условиях международного разделения труда.

3. Любой материальный предмет, сделанный человеком, создается из природного вещества.

4. Природный фактор оказывает воздействие на развитие культу­ры. Чем дальше развивается культура, тем «независимость» от среды и влияние на нее становятся значительнее.

5. Природа влияет на формирование и развитие общественного сознания.

Во взаимодействии природы и человека можно зафиксировать три основных подхода: 1) мифологический (подчинение человека природе); 2) научно-технологический (господство человека над П.); 3) философско-гуманистический (гармония человека и П., диалогизм).

Против-е между безгранич-ми потреб-ми развития общ-ва и огранич-ми возможностями биосферы удовлетворять их – основная причина экол-го кризиса, принявшего глобальный характер. Многие зарубежные философы объясняют экол-е трудности матер-ми причинами, недостаточно зрелым уровнем НТР, несов-ом технологий. Это – концепция технократического оптимизма. Второй вывод идет от Руссо – «назад к природе». Предлагается прекратить или затормозить рост мат-го производства и населения мира. Сегодня речь идет о формировании экол-кой культуры, нового экол-го мировоззрения. Это означает, во-первых, утверждение принципа гармонии Ч и П. Во-вторых, форм-ся принцип личной ответ-ти каждого человека и коллективной ответ-ти чел-ва за все живое.

Сейчас ведется работа по внедрению идеи устойчивого развития как самого перспективного пути развития общ-ва, не треб-го коренной перемены взглядов и ценностей. Уст-е развитие не подраз-ет под собой невмеш-во в дела природы, а наоборот, проповедуют более детальное, глубокое регулир-е процессов, протекающих в естественной среде; научное осмысление мира, во всех сферах и на всех уровнях общ-ва. В соц-но устойчивом общ-е запасы капитала и технология должны обесп-ть достаточный мат-й уровень жизни для всех. Потребление сырья и энергии должно осущ-ся в соотв-и с 3 условиями: 1) темпы потребления возобнов-х ресурсов не должны превышать скорость их возобн-я; 2) темпы потреб-я не возобнов-х ресурсов не должны превышать темпов разработки их возобновимых заменителей; 3) интенсивность выбросов загрязняющих веществ не должно превышать возм-ти окружающей среды поглощать их.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 222.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...