Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В. 30. Сознание и мозг. Возможности и пределы «искусственного интеллекта».




Качеств. скачком в разв. Вселенной явилось возникновение организованной жизни на Земле и соотв-но биологических форм отражения, котор., приобретая избирательность, управляют приспособительным поведением биосистем. Психическое отражение возникает тогда, когда механизмы нейрофизиологич. отраж. с характерным для него автоматизмом оказывается недостататочно и необходимо становится обследование реальной ситуации, которая служит основой повед. организма. Специализация и развитие аппарата информационного отражения привела на уровне психики к появлению развитого головного мозга. Человеческий мозг предст. собой структуру огромной анатомической и физиологической сложности и имеет, по приблизительным подсчетам ученых, 10 в 12й нейронов и 10 в 15й связей между ними.

Нервн. сист. человека состоит из 2-х разделов: центр-го и периф-кого. Центр. вкл. головной мозг, промежуточный, спинной мозг. Вся ост. часть нервной с-мы отн. к периф.

Практич. все отделы центр. и периф. нервн. с-мы участв. в перераб. инф-ии, поступ. через внешн. и внутр. рецепторы. С высш. психич. ф-ми, с мышл-ем и созн-ем человека связ раб. коры головн. мозга и подкорковых структ. Особ. роль в гол. мозге играют прав. и лев. полушприя, а также их основные доли: лобная, теменная, затылочная, височная.

Лев. полушар. в своей раб. выступ. как ведущее в осуществлении речевых и других, связанных с речью, функций: чтение, письмо, счет, логическая память, словесно - логическое, или абстрактное, мышление, произвольная речевая регуляция других психических процессов и состояний. Прав. полушар., вероятно, связано с осущ. неопосредованных речью псих-ких ф-ий, обычно протекающ. на чувств-ом уровне, в наглядно-действенном плане.

Что общего в сознании и психике высокоорганизованных животных? Сознание – функция высокоорганизованной материи (человеческого мозга), которая заключается в способности отражать мир в форме реальных образов.

Психика шире, чем сознание; она присуща и животным и Ч. Сознание – только Ч.

Особенности сознания:

1. Сознание – функция мозга. Факты современной науки доказали это. Только целостная система мозга необходима для нормальной психич. деятельности Ч. Кора головного мозга + подкорковые узлы отвечают за высшие психич. функции.

Ретикулярная формация (низшие отделы мозга) отвечает вегвтативную нервную систему и т. д.

Таламус и гипоталамус – за бессознательные ействия, контролирует температуру Ч., давление, голод, сытость, радость, гнев и т. д.

Мозжечок – регулирует программу действий Ч. в пространстве.

Головной мозг – сложная система Ч., он не источник сознания, а орган сознания.

2. Отображение действительности осуществляется в форме образов: уровень воли, знаний и эмоций. Форма существования животных – адаптация к окружающей среде. Форма существования Ч. – не просто адаптация, но и изменение окруж. среды.

3. Образы идеальны. Сознание не имеет физических параметров. Мысли – идеальные образы внешнего мира. О некоторых характеристиках сознания можно судить опосредовано, через проявление психич. функций в поведении людей. Следовательно, сознание идеально, но сознание связано с материальными процессами мозга (он имеет материальную основу).

НТР откр. возм-ть созд-ть электронно-вычислительные машины, способн. осущ. «мыслительные» опер-ии. Общим для мозга и моделирующих его работу кибернетических устройств является их материальность, наличие процесса переработки информации. Но если в машинах дело огранич. инф-м логич. про­цессом, протекающим в форме физико-химического движения, то мышл-е человека осущ. на более сложном нейрофизиологическом уровне, где важн. роль игр. обществ. практика, опыт, эмоции, фантазия, интуиция, которые подвергаются контролю мышл. и могут ускор. или замедл. процессы обраб. информации. Иск. интелл., реализ. на ЭВМ – модель логич. структуриро­ванного рассудочного мышления. Человеч. мышл. включает бессознательное, волю, мораль, ценности, идеалы, самосознание, опи­рается на разум. Компьютер – ср-во, сильно повыш. «производит-ть» чел. мозга, но не подменяет его. В системе «чел. – комп.» в идеале имеется сотрудн-во, но не соперн-во между людьми и машинами, здесь ведущей стороной выступ. чел.

Особенности систем искусственного интеллекта:

1) наличие в них собственной внутренней модели внешнего мира;

2) способность пополнения имеющихся знаний;

3) способность к дедуктивному выводу;

4) умение оперировать в ситуациях, связанных с различными аспектами нечеткости, включая «понимание» естественного языка;

5) способность к диалоговому взаимодействию с человеком;

6) способность к адаптации.

В реальных исследованиях, как правило, признается абсолютно необходимым наличие внутренней модели внешнего мира, и при этом считается достаточным выполнение хотя бы одного из перечисленных выше условий.

В свое время А.Тьюринг предложил в качестве критерия, определяющего, может ли машина мыслить, «игру в имитацию». Согласно этому критерию, машина может быть признана мыслящей, если человек, ведя с ней диалог по достаточно широкому кругу вопросов, не сможет отличить ее ответов от ответов человека.

Критерий Тьюринга в литературе был подвергнут критике с различных точек зрения. Действительно серьезный аргумент против этого критерия заключается в том, что в подходе Тьюринга ставится знак тождества между способностью мыслить и способностью к решению задач переработки информации определенною типа.

Подходы к созданию искусственного интеллекта

1. Механистический подход. Идея создания мыслящих машин «человеческого типа», которые казалось бы думают, двигаются, слышат, говорят, и ведут себя как живые люди. Древность и средние века.

2. Электронный подход. На базе ЭВМ.

3. Кибернетический подход. Все «умные» машины должны обладать обратной связью, а самые перспективные исследования для искусственного интеллекта лежать в пограничных областях наук.

4. Нейронный подход. Имитация нейронов и мозга. Обучение искусственного мозга.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 206.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...