Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В. 23. Проблема происхождения человека. Основные концепции антропосоциогенеза.




Религиозная философия происхождение человека связывает с актами божественного творения. В соответствии с теорией «общей космологической эволюции» человек – следствие космического развития. Согласно теории «синтетической эволюции» человек – продукт естественного отбора и генетических мутаций. Диалектико-материалистическая философия разработала трудовую теорию антропосоциогенеза, которая доминирует. 

Становление человека (антропогенез) и формирование общества (социогенез) в совокупности составляют антропосоциогенез. Он длился около 6 млн. лет. - таким возрастом определены остатки скелета предка человека, найденного в 2000 г. в Кении. Начало изготовления орудий труда – исторический рубеж в становлении человека и общества. Предположительно, изготовление простейших орудий началось на 1–1,5 млн. лет раньше, чем появились речь и мышление.

Скептически относясь к трудовой теории происхождения человека, ряд исследователей внимание обратили на духовный фактор появления человека. «Парадокс человека», по мнению Тейяра де Шардена, состоит в том, что переход осущ-ся не через морфол-е изменения, а через развитие сознания, психики, разума, завуалированное морфол-ей.

Труд и духовность (а также язык) как факторы формирования человека не следует противопоставлять, они оказываются не разорванными, а соединенными.

В зависимости от материально-трудового фактора Льюис Морган (1818-1888) выделил в истории человечества три исторические эпохи – дикость, варварство и цивилизацию. Эпоха дикости характеризуется применением огня, возникновением охотничьего промысла и изобретением лука; варварство – гончарным ремеслом, приручением животных и возделыванием растений, плавкой железна; эпоха цивилизации открывается изобретением буквенного письма, созданием огнестр оружия. Морган в основу классификации истории положил сугубо материальный фактор, то К. Маркс и Ф. Энгельс – характер общ-х отношений во всей его широте и глубине, выделяя этапы общ-го развития труда, появление частной собств-ти, соц-й и политической структур.

Современная философия в качестве основной причины выделения человека из животного мира называются мутации, вызванные природными факторами. В настоящее время человек в философии рассматривается не только как высшая ступень в развитии мира, но и порой как природная патология, как этап в возникновении новой, постсоциальной формы движения материи. В ходе антропосоциогенеза люди выступают как продукт и творцы обстоятельств. Отсюда следует ряд подходов к человеку.

1. Объектно-генезисный подход выявляет факторы формирования человека: а) космические, экологические, демографические, социально-экономические, политические условия жизни (макросреда) б) микросреда - непосредственное окружение, семья, трудовой коллектив; в) социальные общности людей, межличностное общение; г) общественные и политические организации, партии; д) система обучения и воспитания; е) средства массовой информации и учреждения культуры.

2. Человек не только объект среды, но и ее субъект, действующее лицо истории, творит мир и самого себя, но не произвольно, а в наработанных природой и историей объективных условиях и обстоятельствах. Субъектно-функциональный анализ раскрывает включенность человека в главные сферы деятельности, общения и познания и хар-ет его как производительную, соц-ю, политическую и духовную силу общества.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 224.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...