Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В. 22 Человек как предмет философского и научного анализа




В древ. Ф человек - ключ к разгадке тайн универсума. Природа, человек и божество в др. картине мира слиты. Конфуций: судьба человека опред-на «небом», а действия человека д. б. основаны на соблюд-и принципа гуман-сти и добросерд-я. Платон: человек существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями; един-е из существ, восприимчивое к знанию. Аристотель:человек – общес. животное, надел. разумом, нравст-но совершенс-ся в справед. гос-ве. Проводилась мысль о доброд. и счас. жизни путем освоб-я человека от власти внеш. мира, от соц.-полит. сферы (Эпикур). Плутарх: хар-р человека реализ-ся в деят-сти.

В средневек. Ф. человек - составная часть божест. упоряд-сти в мире. Августин представлял душу как независ.от тела и именно ее отожд-л с понятием «человек». Фома Аквинский: человек - единство тела и души, сущ-во промежут-е между животным и ангелом. Эпоха Возрождения вместо религ.-аскетичной идеи о греховности плоти и земной жизни человека провозгласила его величие, достоинство, обосновала самодостат. ценность человека и его земной жизни.

В Новое время внимание обращ-сь на внутр. мир человека. Природа человека - сумма его способ-й и сил, таких, как спос-ть питаться, двиг-ся, размнож-ся, чувство, разум и т.д. Физич. и духов. спос-ти, к-ва людей могут реализ-ся в гос-ве, построенном на основе общес. договора. Д. Локк: придавал важ. роль формир-ю гармонии физ. и дух. начал личности. Франклин: человек - животное, делающее орудия. Гольбах: сущность человека - в об­ласти морали и мысли. Вольтер: человек непостижим как и природа. Ламетри: человек – рез-тат саморазвития материи, а чел. тело – заводящая себя машина, олиц-ние беспрерыв. движения.

Клас. немец. Ф: Кант: дуалист. понимание человека как сущ-ва, принадлеж. 2 мирам – природн. необх-сти и нравств. свободы. Гегель: духов. сущн-ь человек реализ-т ч/з включение в многообразие отнош-й общес. жизни. Фейербах: сущн-ь человека опред-ся его телом, а сам человек обладает разумом, сердцем и волей, способными к любви. Марксизм: связ-т понимание сущ-ти человека с общест. условиями его функц-ния и развития, сознат. деят-ю, в ходе кот. ч-ек оказыв-ся предпосылкой и продуктом истории. Ницше: идеал - «сверхчел-к» как предст-ль нового типа людей, ориентир. на самотворение, самосоверш-е, превосход-х современников св. морал. и интеллек. кач-ми.

Антропологич. Ф: Сартр:человек сущ-т настолько, насколько себя осущес-ет ч/з совок-ь св. поступков, ч/з решение занять опред. позицию. Н.А. Бердяев: человек поставлен перед многими мирами в соотв-и с разн. формами активности: миром обыден. жизни, религиоз-м, науч-м, худож-м, полит-м, хозяй-м. Человек потенц-но заключ-т в себе все и актуализ-ет лишь немногое. Натурализм: тракт-т человека по аналогии с др. слож. организмами, человек - «несостоявш. животное», обреченного своей биол. неполноц-ю на поиск противоест. способов сущ-ния. Антропология: Эрнст Кассирер: человек – животное, изобретшее символы и жив-ее в их мире. Макс Шелер: человек- сущ-во свободное, открытое, нахо­д. еще в становл-и и форм-и. Совр. антропология: анализ-т все слои жизни человека, заня­та поиском оснований жизнедея-ти, кул-­ры, нрав-сти, изучает межлич­н. отношения.Арнольд Гелен: человек – целост. и единое сущ-во, не распад-ся на «тело» и «душу». Гельмут Плеснер: трактовал человека в един-е его биофизич. и духов.сторон. Плеснер: сформ-л нормы внут­р. развития и внеш. отношения человека к бытию: 1) человек д. сам себя сделать тем, кто он есть. 2) человек не т. раствор-я в мире, но и обладает дистанцией по отнош-ю к нему. 3) человек лишен равновесия, стремится к бесконеч. самоизменению.

Совр. заруб. теоретиков волнуют вопросы смысла бытия и ценнос. ориентаций человека, путей его самореал-ции. Они отмечают тотал. технизацию жизни и необх-ть повыш-я духов-сти личности. Возрастает гуманизация социума, т.е. стремление к челов-сти, к созданию условий для достойн. человека жизни. Усилив-ся ориентация на практ. гуманизм – целенапр.деят-сть по созданию объект. и субъект. условий возвышения чел. жизни в соотв-ии с нормами гуманист. сознания. Гуманизма – альтер-ва таким нежелат. воз­можн-м в эволюции социума, как: а) форм-е одномерного человека, направляющ. энергию на реализ-ю как.-либо частн. момента св. бытия; б) превращ-е человека в «виртуал.» сущ-во с послед. заменой его киборгом, биокомпьютером.

Итак, история фил. мысли зафикс-ла: открытие ч-м самого себя в его взаимод-и с космосом, миром, общ-ом и самим собой; един-во в человеке космо-природно-биол-го, соц-го и дух-го, гармонию тела и духа, физ-го и духов-о; гуманность как наиб. характ. проявление человека.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 198.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...