Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В. 24 Природа, сущность и предназначение человека. Человек как биосоциальный феномен. Критика биологизаторских и социологизаторских концепций




Чтобы понять, что такое человек, надо выяснить природу и сущность человека. Ф. Фукуяма полагает, что природа человека – это сумма поведения и типич. видовых хар-к, обусл-ых генетт-и, а не средовыми факторами. Подход к природе человека д. б. более широким, комплексным. Человек по своей природе: - земное творение (лишь опосред-но он яв-ся продуктом Космоса, ибо планета Земля – составная часть космич. эволюции); – входя в природу, человек возвышается над ней; - как и высш. животные, имеет психику; – обладает разумом и ценн-ми, этич. и эстет. ка­ч-ми; – сущ-о общител., коммуник., символич., сочетание сознат-го и бессоз-го; – его бытие социально; – изменяя условия своего сущ-я, человек создает мир кул-ры и соверш-ет самого себя.

С др. времен сущностьючеловека полагалось единство духа, души и тела. Сущность реализуется ч/з существование. Формы существования человека: социосозидание (творч-о, свобода, нравст-ть, эстет-сть), смысло-ценностн. самоутверж-е, устремленность к идеалу. Эти модусы взаимодействуют с антимодусами: социоразруш-е, утрата личност. св-в, превра­щ-е идеалов в идолов. Если человек есть мера всех вещей, то им-ся наряду с позит. и негат. вещи, обусл. отриц. облик лич-и. Инстинкты, влечения, элем-ы бессознат-о, генет. наслед-ь в комбинациях с не самыми лучшими каче-ми прояв-ся как теневые стороны чел. природы, как потен. источник общес. зла. След-но, человек есть не т. мера добра, но и зла, а добро и зло относит-ы.

Сущест-е человека всегда процессуально. Так, человек эпохи дикости и варварства уже был умелым, разум-м, говорящим, нрав-м, с полов. инстинкта­ми, оперир-м прост. орудиями труда и символами. Человек цивил-й приоб-т новые св-ва – он гражданин, опирающ. на право, технолог-й, экон-й, полит-й, религ-ый, филос-й и т.д..

Разл. точки зрения по вопросу о сущн-и человека: человек - «пучок привычек» (Пирс), наделенное религиозн-ю в отл-ие от животных сущ-во (Веркор), сущ-во, способное оценивать, наделять смыслом личности, предметы, явления; ансамбль всех общес. отношений (Маркс - биол. факторы человека хотя и им-т важ. знач-е, но дейс-т ч/з преобраз-е со стороны факторов соц. порядка как ведущих). Неофрейдисты глав. внима­ние обращали не на соц. сторону жизни, а на переживания одино­чества в противост. ч-у общ-ве. Фромм: человек - животное, по сравн. с др. животными недостат-о оснащенное инстин-ми, поэтому выживание человека возможно тогда, когда он произ-т ср-ва, удовлетв. его матер. потреб-и, если он развивает св. язык и инструменты. Сущн-ть человека – в противоречии между 2 конфлик. в нем мирами: живот. и духов., телом и душой.

Одной из особ-й совр. Ф является отказ от вы­яснения сущ-ти человека. Ясперс: человек – промежут. сущ-о между суетным внешн. миром и царством абсолю-го, вечного, божес-го – человек всегда больше того, что он знает о себе. 

В истории философии биологизаторские концепции абсолютизировали роль естест. начал в человеке, а в социологизаторских теориях человек - слепок с окружающих его соц. отношений. Альтерн-ной этим одностор. подходам яв-ся позиция о единстве в человеке природ-го и общес-го, что воплощено в единстве тела и души. Первонач-о ребенок – биол. сущ-во, сгусток биомассы, инстинктов и рефлексов. Но уже с первых мгновений после рождения, усваивая соц. опыт, он пост-но приобр-т соц. св-ва и превращ-ся в чел-ю личность. Функционирование тела связано с работой мозга и нерв. сис-мы, а через них – с психикой, с дух. жизнью индивида. Работа духа зависит от здоровья тела человека. И наоборот, дух оказ-ет воздействие на тело. Подчиняя себе природное, соц-ное не может полностью вытеснить прир-ное в человеке. Природ. кач-ва – условие, внеш. фон чел. сущес-ния.

На заре чел-а больше шансов выжить было у тех, кот. располагали не т. лучш. биол. параметрами, но и соц.-психол. предрасполож-ю жить в коллективе, проявляли понятливость и терпимость в отнош-х др. с др. В естеств. отборе знач-е социал. фактора возрастало. Биол-ское в ч-е (задатки, способ-и, влечения) – исходное, хотя и недостаточное начало для объясн-я истории и самого человека. Соц-ное в человеке выражено в том, что он воплощает в себе все богатство общес. развития, яв-ся продуктом сис-мы обучения и воспитания. Генетич. и соц. различия выступают фактором прогресса человека.

Биол-ское более консервативно по срав. с соц-ным. Конечно, биология человека позволяет ему адапт-ся к широкому диапазону внеш. условий. Но сущ-ют пороговые значения этих условий, за пределами кот. биол. организ-я человека претерпевает необратимые, разруш-ие ее изменения. В целом совершен-ть соц. условия и биол. возм-сти человека надо одноврем-о, обеспеч. их оптим. взаимодей-е.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 317.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...