Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В. 27 Свобода как необходимое условие становления личности. Свобода и необходимость. Свобода и ответственность




Понятие С. в истории претерпело длительную эволюцию - от отриц. до полож. трактовки. Фил-я Свободы человека была предметом размышл-й Канта, Гегеля, Шопенгауэра, Ницше, Сартра, Ясперса, Бердяева и Соловьева. С. рассмат-сь в соотнош-и с необ-тью, с произволом и анархией, с равен-м и справ-ью. Диапазон понимания С-ы широк - от полного отриц-я самой возмож-и свобод. выбора (в конц-ях бихевиоризма) до обоснования «бегства от С-ы» (Э. Фромм). Исслед-ся и диапазон С-д человека: полит., экон., духов., познав-я и др. Свобода. Позит. итог этих размышлений в том, что Свобода не м. быть чисто отриц-ым, бессодерж. понятием, произволом выбора, фактом, нарушающ. законы природы и соц. жизни. Инд-д и общ-во нах-ся в диалектич. взаимоотн-ях, их нельзя против-ять, ибо индивид есть общест. сущ-во. В соврем. условиях ускорен. разв-я цивил-ии роль личности в общ-ве станов-я все значительнее, в связи с этим чаще возн-ет проблема свободы и ответ-сти лич-ти п/д общ-м.

1-я попытка обосн-я взаимосвязи свободы и необх-ти ее признания, их органич. взаимосвязи принадл-т Спинозе, кот. определил Свободу как познанную необх-ть. Спиноза отрицает «свободу воли». Весь конечн. порядок причинно обусловлен и предраспол-н быть таким, каков он есть. Тем не менее, Спиноза признает, что мы обладаем опытом свободы, особенно в виде свободы от внешн. принуждения. Он говорит также о свободе духа и о подчин-и эмоций разуму – о С-де, отвечающей за различение между рационал. познанием мира и «воображением», непос-но возникающ. из ощущений. Поним-е и разум выступ-т в роли естес. ср-ва раскрыть п/д лич-ю более высок. возмож-и. Жизнь в «повиновении разуму» прив-т к согласию между всеми чел. индив-ми.

Разверн. конц-я диалектич. единства свободы и необ-сти с идеалист. позиций была дана Гегелем. Его решение проблемы свободы и необ-ти исходит из признания объектив. нео-сти как первичного, а воли и сознания человека - как вторичного производного. В общ-ве свобода лич-ти огранич-ся интересами общ-ва. Кажд. человек - индивид, его желания и интересы не всегда совпад-т с интересами общ-ва. В этом случае лич-ть под воздействием общест. законов д. поступать так, чтобы не нарушать интересов общ-ва, в против. случае ему грозит наказ-е от имени общ-ва. В совр. условиях, в эпоху разв-я демок-и проблема свободы лич-ти станов-я все глобальнее.

Нераздел-ы и такие понятия как свобода и ответ-сть, так как свобода  - не вседозвол-ть, за наруш-е чужих прав и свобод лич-ь несет ответственность перед общес-м по закону, принятому общ-ом. Ответственность - это категория этики и права, отражающая особое соц. и морально-правов. отношение личности к общ-ву, челов-ву в целом. Построение совр. общ-ва, внедрение сознател. начала в соц. жизнь, приобщение народа к самостоят. управлению общ-ом резко увелич-ет меру личной свободы и одновременно социальную и моральную ответственноти каждого. Сущност. силы человека создают ему все необх. субъек. возмож-и для того, чтобы быть своб-ым, т.е. дейст-ть в мире по св. усмотрению. Они позволяют ему ставить под разум. контроль себя и окруж. мир, расширять сферу соб. дея-сти.

В обществе человек свободен и несвободен. Человек несвободен, поскольку существует внеш. мир, кот. настойчиво диктует людям выбор форм и способов дея-ти. Он несвободен, так как всегда сущ-т ограничители его дея-сти: уровень физич. сил и умств. спос-тей, технич. возмож-й, хар-р общест. строя и т.д. Он несвободен потому, что существует так наз. отчуждение человека, кот. означает что продукты дея-сти человека выходят из-под его контроля и превращ-ся во внешн. и неподвласт. ему силу. Отчуждение означ-т чуждость, внешность мира и даже его враждебность.

Вместе с тем человек свободен. Свобода есть самостоят. распоряжение человека собс. судьбой, выбор своего жизн. пути. Кратко говоря, свобода- это не рабство, раскрепощенность человека. Свобода предполагает возможность действовать в соотв-ии со св. интересами и представл-ми. Но Свобода д. иметь пределы. В прот. случае она будет превращ-я в произвол, своеволие и анархию, в самодурство и насилие над др. людьми, т.е. в негат. свободу. Границами с-ды явл-ся интересы др. человека, соц. групп и общ-ва в целом, а также и природы как естес. основы существ-я общ-ва.

Свобода невозм-а без ответ-сти и долга человека перед миром, в кот. он сущ-т. Ответ-ть есть неизбеж. цена с-ды. Свобода требует от человека разума, нравс-сти и воли. Необх-мо форм-е подлинно гуманистич. ценностей, выработка привлек. соц. идеала, включающ. как основ. момент св. содержания идею о свободе личности. При этом св-да лич-сти д. пониматься как взаимодей-е гармонично развивающ. общ-ва, в кот. учтены интересы всех его членов, и обладающей максимумом возмож-й для удовлетв-ия потребностей развития и самовыраж-я личн-ю. Достижение идеала свободы возможно лишь при условии совершен-я одновр-но всех сторон личности и всех условий его соц. бытия.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 241.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...