Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В. 20 Принцип глобального эволюционизма в современной научной картине мира




Одна из важнейших идей европейской цивилизации - идея развития мира. В своих простейших и неразвитых формах (преформизм, эпигенез, кантовская космогония) она начала проникать в естествознание еще в ХVIII веке. И уже ХIХ век по праву может быть назван веком эволюции. Сначала геология, затем биология и социология стали уделять теоретическому моделированию развивающихся объектов все большее и большее внимание.

Но в науках о неорганической природе идея развития пробивала себе дорогу очень сложно. Вплоть до второй половины ХХ века в ней господствовала исходная абстракция закрытой обратимой системы, в которой фактор времени не играет никакой роли. Даже переход от классической ньютоновской физики к неклассической (релятивистской и квантовой) в этом отношении ничего не изменил. Правда, некоторый робкий прорыв в этом направлении был сделан классической термодинамикой, которая ввела понятие энтропии и представление о необратимых процессах, зависящих от времени. Так в науки о неорганической природе была введена “стрела времени”. Но в конечном счете и классическая термодинамика изучала лишь закрытые равновесные системы. А на неравновесные процессы смотрели как на возмущения, второстепенные отклонения, которыми следует пренебречь в окончательном описании познаваемого объекта - закрытой равновесной системы.

А, с другой стороны, проникновение идеи развития в геологию, биологию, социологию, гуманитарные науки в ХIХ и первой половине ХХ века осуществлялось независимо в каждой из этих отраслей познания. Философский принцип развития мира (природы, общества, человека) общего, стержневого для всего естествознания (а также для всей науки) выражения не имел. В каждой отрасли естествознания он имел свои (независимые от другой отрасли) формы теоретико-методологической конкретизации.

И только к концу ХХ века естествознание находит в себе теоретические и методологические средства для создания единой модели универсальной эволюции, выявления общих законов природы, связывающих в единое целое происхождение Вселенной (космогенез), возникновение Солнечной системы и нашей планеты Земля (геогенез), возникновение жизни (биогенез) и, наконец, возникновение человека и общества (антропосоциогенез). Такой моделью является концепция глобального эволюционизма.

В концепции глобального эволюционизма Вселенная представляется в качестве развивающегося во времени природного целого. Вся история Вселенной от “Большого взрыва” до возникновения человечества рассматривается в этой концепции как единый процесс, в котором космический, химический, биологический и социальный типы эволюции преемственно и генетически связаны между собой. Космохимия, геохимия, биохимия отражают здесь фундаментальные переходы в эволюции молекулярных систем и неизбежности их превращения в органическую материю.

Концепция глобального эволюционизма подчеркивает важнейшую закономерность - направленность развития мирового целого на повышение своей структурной организации. Вся история Вселенной, от момента сингулярности до возникновения человека, предстает как единый процесс материальной эволюции, самоорганизации, саморазвития материи.

Важную роль в концепции универсального эволюционизма играет идея отбора: новое возникает как результат отбора наиболее эффективных формообразований, неэффективные же инновации отбраковываются историческим процессом; качественное новый уровень организации материи окончательно самоутверждается тогда, когда он оказывается способным впитать в себя предшествующий опыт исторического развития материи. Эта закономерность характерна не только для биологической формы движения, но и для всей эволюции материи.Принцип глобального эволюционизма требует не просто знания временного порядка образования уровней материи, а глубокого понимания внутренней логики развития космического порядка вещей, логики развития Вселенной как целого.

На этом пути очень важную роль играет т.н. антропный принцип. Содержание этого принципа в том, что возникновение человечества, познающего субъекта (а значит, и предваряющего социальную форму движения материи органического мира) было возможным в силу того, что крупномасштабные свойства нашей Вселенной (ее глубинная структура) именно таковы, какими они являются; если бы они были иными, Вселенную просто некому было бы познавать. Данный принцип указывает на наличие глубокого внутреннего единства закономерностей исторической эволюции Вселенной, Универсума с предпосылками возникновения и эволюции органического мира вплоть до антропосоциогенеза.

Антропный принцип указывает на существование некоторого типа универсальных системных связей, определяющих целостный характер существования и развития нашей Вселенной, нашего мира как определенного системно организованного фрагмента бесконечно многообразной материальной природы. Понимание же содержания таких универсальных связей, глубинного внутреннего единства структуры нашего мира (Вселенной) дает ключ к теоретическому и мировоззренческому обоснованию программ и проектов будущей космической деятельности человеческой цивилизации.

В настоящее время идея глобального эволюционизма - это не только констатирующее положение, но и регулятивный принцип. С одной стороны, он дает представление о мире как о целостности, позволяет мыслить общие законы бытия в их единстве и, с другой стороны, ориентирует современное естествознание на выявление конкретных закономерностей глобальной эволюции материи на всех ее структурных уровнях, на всех этапах ее самоорганизации.

Все чаще объектами исследования становятся сложные, уникальные сис-мы, кот-е хар-тся открытостью и саморазвитием: "человекоразмерные комплексы"; медико-биологические, экологические, биотехнологические объекты, сис-мы "чел-машина", кот-е включают в себя информ-ные сис-мы и сис-мы искусственного интеллекта и т.д. С ними иногда невозможно экспериментирование. Изучение их немыслимо без вмешательства чел-а в объект, что связано с решением ряда этических проблем. Поэтому на этапе постнеклас-ой науки преобладает идея синтеза научных  знаний - стремление построить общенаучную картину мира на основе принципа универсального эволюционизма. Универсальный или глобальный эволюционизм - принцип, обеспеч-ий рассмотрение неживой, живой и соц. материи как единого универсального эволюционного процесса. Все происходящее в мире можно представить как отбор и сущ-т 2 типа механизмов, регулирующих его: 1) адаптационные, под действием кот сис-ма не приобретает новых св-в; 2) бифуркационные, связанные с радикальной перестройкой сис-мы. Моисеев дал "преимущества" сложным сис-мам перед простыми. Эволюция - переход от одного типа самоорганизующейся сис-мы к др, более сложной. Идея этого принципа основана на 3 направлениях в науке конца 20в: 1) теории нестационарной Вселенной; 2) СНГ; 3) теории биологической эволюции и развитой на ее основе концепции биосферы и ноосферы. Модель расширяющейся Вселенной изменила представления о мире, включив в научную картину мира идею космической эволюции. Идея теории раздувающейся Вселенной: после колоссального расширения в течение невероятно малого отрезка времени установилась фаза с нарушенной симметрией, что привело к изменению состояния вакуума и рождению огромного числа частиц. Вселенная может представлять уникальную основу для проверки совр. теорий элементарных частиц и их взаимодействий. Возможности возникновения жизни и человеческого разума были заложены уже в начальных стадиях развития Метагалактики. 2-ым концептуальным положением, лежащим в основе принципа глобального эволюционизма, явл. теория самоорганизации - СНГ. Пригожин: в неравновесных откр. сис-мах возможны эффекты, приводящие к "самопроизвольному" возникновению упорядоченных стр-р, к рождению порядка из хаоса. Изучаемая сис-ма должна быть открытой и нелинейной, состоять из множества элементов и подсис-м, взаимодействие между которыми может быть подвержено незначительным случайным изменениям, и находиться в состоянии нестабильности, т.е. - в неравновесном состоянии. СНГ использует матем. модели для описания нелинейных процессов, устанавливает, какие процессы самоорганизации происходят в природе и обществе, выясняет, на каких стадиях эволюции хаос межет играть позитивную роль, а когда он нежелателен и деструктивен.

Постнекласс. наука. Идеи Вернадского: закономерным этапом длительной эволюции развития материи явл биосфера - целостная система, кот обладает высокой степенью самоорганизации и способностью к эволюции. Биосфера - живая динамическая система, находящаяся в развитии, осуществляемом под воздействием внутр. структурных компонентов. Растет могущество человака, в результате деятельности которого происходят изменения стр-ры биосферы, кот переходит в ноосферу. Т.о., в постнеклас. науке утверждается парадигма целостности, по которой мироздание, биосфера, ноосфера, общ-во, человек - единая целостность. И как следствие, сближение естественных и общественных наук. Так, освоение наукой саморазвивающихся "человекоразмерных" сис-м стирает ранее непреодолимые границы между методологиями естествознания и социального познания. Центр этого слияния - чел.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 226.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...