Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В. 17 Принцип системности и модели самоорганизации в современных концепциях




Системность - всеобщее свойство материи, фиксирует наличествующую в мире организованность в противовес хаотичным изменениям.

Система - общенаучное понятие, которое выражает совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и со средой, образующих определенную целостность и имеющих структуру и организацию.

По хар-ру связи между частями и целым: неограниченные системы и ограниченные системы Типы связей образуют структуру системы, т е обеспечивают ее упорядоченность, направленность, устойчивость, стабильность, качественную определенность.

Элемент - неразложимый далее компонент сложных предметов, процессов

Структура - относительно устойчивый способ (закон) связи элементов того или иного сложного целого. Комплексы или совокупности можно подразделить на те, в которых: 1 слабо выражены черты внутр. организации и связи частей носят внешний, нестаб, случ характер 2 ярко выражены системные связи.

Анализ действительности через категории «система», структура, элемент позволяет сделать вывод о системности мира. Согласно пр. сист. объективная реальность представляет собой многообразие систем, элементы которых также являются системами. Принцип системности ориентирует познание на получение системного, а не фрагментарного знания о мире.

Объекты 1-го типа - неорганизованные совокупности (разл. конгломераты - куча камней) 2-го типа - системные объекты - обладают ценностной, устойчивой структурой. Для них характерно появление новых свойств, возникающих в рез-те взаимодействия элементов в рамках целого (архит сооруж, биологи организм). Характерна иерархичность строения - последовательное включение систем более низкого уровня в систему более высокого уровня

В зависимости от хар-ра отношений со средой различают типы поведения систем: 1 реактивное - определенной преимущественно средой 2 адаптивное - опред средой и функцией саморегуляции 3 активное - сущ. роль играют собственные цели системы, преобразование среды в соответствии с потребностями системы. 4 самоорганизующееся (адаптирующиеся и обучающиеся) или системы с обратной связью. Поведение системы приводится в соответствие с изменяющимися внешними условиями, след это предполагает наличие процессов управления. Системы такие включают как связи координации так и связи субординации. В них присутствуют особые управляющие механизмы, через которые структура целого воздействует на хар-р функционирования и развития частей.

Осн. принципы системного исследования: 1.принцип целостности - рассмотрение объекта с 2-х позиций: в соотнесении объекта со средой и внутр расчленение системы с выделением ее элементов, свойств.

Философские аспекты системного подхода выражает принцип системности, служащий основой изучения сущности и всеобщих черт системного знания, его гносеологических оснований и категориально-понятийного аппарата, истории системных идей и системоцентрических приемов мышления, анализа системных закономерностей различных областей объективной действительности. В реальном процессе научного познания конкретно-научного и философского направлений знания взаимодополняют друг друга, образуя систему знаний. В истории познания выделение системных черт целостных явлений было связано с изучением отношений части и целого, закономерностей состава и структуры, внутренних связей и взаимодействий элементов, свойств интеграции, иерархии, субординации. Однако это были разрозненные знания об отдельных системных формах, не выходящих за рамки рассмотрения "предмета как системы". Утверждение в науке системности как одного из всеобщих принципов методологии началось с появлением представлений о системном устройстве мира.

К настоящему моменту системные исследования представляют собой совокупность научных и технических теорий, концепций и методов, в которых объект исследования или моделирования рассматривается как система.

Главенствующее место в системных исследованиях занимает упомянутая выше общая теория систем Берталанфи. Большинство специалистов в области общей теории систем рассматривают ее как своеобразную метатеорию, обобщающую выработанные различными областями науки (включая системный анализ и системный подход) знания о системах; как теорию, которая занимается исследованием системных теорий, выступая в качестве науки о системах любых типов.

Кроме принципа системности общая теория систем опирается на принцип изоморфизма, который обычно понимается как наличие однозначного (собственно изоморфизм) или частичного (гомоморфизм) соответствия структуры одной системы структуре другой, что позволяет моделировать ту или иную систему посредством другой, подобной ей в том или ином отношении.

Кроме указанных, существует еще ряд принципов: принцип цели, двойственности, целостности, сложности, множественности, историзма, иерархичности, структурности и т. д.

В основе системного подхода и концепций самоорганизации лежит принцип системности и принцип развития. Кроме того, концепции самоорганизации во многом основываются на методологии и теоретических положениях системного подхода.

Самоорганизации концепция - научное направление, возникшее в 1950-60-е гг. на основе статистической физики (И. Пригожин, Г. Хакен), общей теории систем, кибернетики (Г. фон Ферстер, Х. Матурана) и изучающее закономерности возникновения структуры в неравновесных системах неупорядоченных элементов.

Общие принципы С. к. обнаруживаются в физических, химических, биологических и социальных системах, причем в высокоорганизованных системах они воплощаются с наибольшей полнотой. Если в кибернетике регуляция поведения была функцией особого блока, входящего в систему, то С. к. исходит из представления об отсутствии какого-то отдельного органа управления. Так, в организме поведение определяет не мозг, не нервная система, но организм в целом. В психологии С. к. может быть распространена на широкий спектр объектов — от психофизиологии до социальной психологии. С развитием синергетики (Хакен), одного из направлений С. к., были предприняты многочисленные попытки математического моделирования социальных и психических процессов. При этом модели подвергались значительному упрощению и лишались многих свойств прототипа. С теоретико-методологической точки зрения С. к. является реализацией системной модели, с которой связаны многие научные направления, имеющие отношение к психологии: структурология К. Леви-Стросса и М. Бахтина, общая теория систем Л. фон Берталанфи, учение о доминанте А.А. Ухтомского и др. В самой психологии в первые десятилетия ХХ в. возникли направления, в определенной степени предвосхитившие появление С. к. и имеющие с ней ряд общих принципов: гештальттеория, психоанализ, аналитическая психология. Общим для них является понимание личности как некоторой целостности, в противоположность структурному подходу, представляющему личность как сумму слагающих ее элементов. Существенной особенностью самоорганизующихся систем является их способность к самодостраиванию, самовосстановлению, представляющая особый интерес для изучения механизмов и разработки методов психотерапии.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 209.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...