Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Оценка ситуации в области рынка информационных услуг




Потребность в информационном обслуживании МП

В целом по данным региональных опросов ИСАРП, 35,6% респондентов отметили важность информационной и технической помощи со стороны государства, 31,1% определили ее как «иногда важно, иногда нет», как к «никогда не важной» отнеслись к ней только 15%. Таким образом, необходимость информационной поддержке по результатам многих опросов признается примерно третью опрошенных. Отсутствие интереса к такой поддержке показывают вдвое меньшее число опрошенных[8].

По итогам обследований обращает на себя внимание то, что в сознании предпринимателей произошла коренная трансформация отношения к информации как к товару. Если в 1993-1994гг. далеко не все МП воспринимали ее подобным образом (за разные виды информации в среднем готов был платить только каждый второй представитель МП), то теперь она уже однозначно стала восприниматься большинством малых предпринимателей как необходимый платный ресурс.

Опросы ИСАРП разных лет позволяют проследить динамику информационных потребностей МП в целом и его отдельных групп. Так, специализированный опрос, проведенный в начале 1994 г., выявил вполне рыночную направленность этих потребностей[9]. Наи­большая доля респондентов(около 60% МП) уже в то время отметила ценность информации о внутренних рынках сбыта, а еще 18% — о зарубежных рынках. Существенных различий в характере потребностей в коммерческой информации между различными группами МП не наблюдалось, за исключением информации о поставщиках: сфера торговли нуждалась в ней значительно сильнее, чем производство и услуги (64% по сравнению с 33% и 25%).

Из числа руководителей МП, признававших важность для фирмы сведений о рынках, 2/3 вполне четко осознавали и проблему сбыта. Более поздние опросы показывают, что значение информации о рынках для малого бизнеса в целом по сравнению с 1993-1994 гг. осталось практически тем же. При этом предприниматели отмечают ценность информации о рынках сбыта, как правило, в два-три раза чаще, чем собственно проблему сбыта. Потребность в информации прямо корреспондирует с развитием активной маркетинговой деятельности конкретных предприятий, в том числе и малых. По данным мониторинга формирования частного сектора российской экономики, 2/3 МП в той или иной форме проводят маркетинговые исследования для планирования развития своего предприятия. Это свидетельствует о стратегическом понимании большей частью представителей малого бизнеса основных целей своей деятельности на рынке.

Опросы ИСАРП показывают стремительный рост потребностей МП лишь в отношении информации правового характера. Если в 1994г. наиболее ценной она признавалась почти половиной фирм (при этом реально проблема нехватки юридической информации стояла только перед 22% МП), то позднее на нее указывали уже от 60% респондентов (Краснодарский край, Удмуртия) до 3/4 всех МП (Москва). Существуют отраслевые различия в потребностях в юридической информации со стороны МП: в ней чаще нуждается торговля, нежели производство или сфера услуг. Различий информационных потребностей по другим группам МП не выявлено.

Таким образом, в рейтинге основных видов информации законодательная и нормативно-правовая информация в последнее время в целом со второго места передвинулась на первое. Это произошло за счет увеличения потребности в информации о системе налогообложения. Например, в московском опросе свыше 2/3 руководителей малых фирм указали, что нуждаются прежде всего в по­добной информации.

Иные виды информации (о новых технологиях, источниках и условиях кредитования, методологии бизнес-планировании, партнерах для со­вместного производства, менеджменте и организации производства, обучении и переподготовке кадров) занимали более низкие места в рейтинге, хотя и были важны для пятой-третьей части МП. При этом значимость каждого вида информации за прошедшие три-четыре года фактически не изменилась.

На потребности МП в информационных услугах воздействует то, что в процессе осуществления реформ и становления рыночных отношений хозяйствования изменились приоритеты деятельности МП. В частности, проблема снабжения отошла на второй план. Для всех опросов МП, начиная с 1994 г., характерен перманентный понижательный тренд значимости информации по проблемам снабжения. Между тем, в опросах ИСАРП информация о поставщиках заняла свою стабильную «нишу», а доля МП, для которых она является наиболее ценной, остается неизменной (около 1/3). Изменились по сравнению с 1993-1994 гг. отраслевые различия. Так, по опросу предпринимателей Краснодарского края и Удмуртии, руководители производственных МП в 2-2,2 раза чаще, чем руководители предприятий торговли и сферы услуг, считают для себя наиболее важной информацию о поставках различных товаров.

Что касается источников получения информации, то по данным опросов до 1994 г. руководители малых предприятий для получения информации использовали преимущественно средства массовой информации, неформальные связи в органах власти и контакты со знакомыми предпринимателями/партнерами по бизнесу (каждый источник использовали примерно 2/3 малых предпринимателей). Была также велика доля МП, официально черпавших информацию в органах власти (свыше 1/3). Таким образом, в тот период в целом преобладали квазирыночные информационные источники для деятельности малого бизнеса. Однако в 1995-1996 гг. ситуация кардинально меняется. Трансформируется структура источников информации: растущий спрос покрывается уже не только знакомыми предпринимателями и деловыми партнерами, но и справочной, специализированной литературой и каталогами: по данным московского опроса такая ситуация складывалась у 3/4 опрошенных малых предприятий; по данным опроса в Краснодарском крае и Удмуртии — у немногим менее 2/3. Значительно возрастает роль торговых ярмарок и выставок и, напротив, существенно снижается значение органов власти любого уровня как источника информации.

Информация в сознании работников МП стала обретать реальную адресность ее источника. В какие структуры необходимо обращаться за получением того или иного вида информации в 1996 г. в зависимости от вида информации знали уже от 60% до 90% предпринимателей.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 304.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...