Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Оценка ситуации в области рынка услуг финансового лизинга
Потребность в лизинге По результатам опросов, проведенных ИСАРП в период с сентября 1996 г. по февраль 1997 г. по проблемам государственной поддержки малого бизнеса на региональном уровне (Тульская область, г. Тула, Ивановская область, Республика Коми), выяснилось, что такую форму государственной поддержки как создание лизинговых компаний высоко оценивает менее 30% респондентов. По данным выборочных обследований по городам, проведенным Российским независимым институтом социальных и национальных проблем (РНИСиНП) в 1997 г. лизингом интересуются лишь менее 1/10 респондентов[4]. Все это свидетельствует не только о том, что данное направление поддержки малого бизнеса находится в начальной стадии своего существования, но и об отсутствии в среде предпринимателей должной информации о тех возможностях, которые оно в принципе открывает. Ведь именно лизинг может и должен служить главным способом создания и обновления основного капитала МП. По результатам региональных опросов ИСАРП свою потенциальную потребность в государственном содействии в лизинге оборудования, как мере косвенной поддержки, предприниматели оценивали примерно в несколько раз ниже, чем в мерах прямой поддержки типа льготного целевого кредитования или снижения уровня местных налогов (11,1%, 46,7% и 62,8% респондентов соответственно). Потребность предпринимателей в государственной поддержке в форме содействия лизингу оборудования располагалась в рейтинге форм государственной поддержки малых предприятий между «обеспечением безопасности»(16,7% респондентов) и «консультации по управлению предприятиями» (10,8% респондентов)[5]. Более подробно об оценке представителями сферы малого бизнеса (в разрезе его отдельных отраслей) потребностей в государственной поддержке сферы лизинговых услуг свидетельствуют приведенные ниже данные табл.1. Следует отметить, что поскольку вне государственной поддержки сфера лизинговых услуг для малого предпринимательства развита слабо, то мнение о необходимости государственного содействия в этой области в значительной степени отражает общую характеристику оценки малыми предприятиями своей потребности в лизинге. Таблица 1 отражает произошедшее в 1997 г. падение интереса к государственной поддержке в области лизинга в ведущей сфере малого предпринимательства – в торговле и посреднической деятельности. В производстве средств производства, и промышленном строительстве, где лизинг мог бы играть очень важную роль, падение интереса к нему приблизилось к четырехразовому значению. Таблица 1. Оценка малыми предприятиями своих потребностей в государственной поддержке сферы лизинговых услуг (доля позитивно оценивающих потребность в государственной поддержке в общем числе опрошенных, в %)*
Данные, приведенные в Таблице 1, также показывают, что в среде МП снизился интерес к государственному содействию по лизингу и в сфере информатики и интеллектуальных услугах. Таблица 1 показывает, что в 1997 г. произошло удвоение интереса к лизингу в таких важных сферах как производство потребительских товаров и оказание бытовых услуг (почти удвоение). В сфере инжиниринга и инновационной деятельности интерес к лизингу увеличился почти в 3,5 раза. Все это очень перспективные отрасли малого предпринимательства и, соответственно, рост в них интереса к лизингу является положительным фактом. Таблица 1 иллюстрирует и отраслевое ранжирование интереса к лизингу. По данным на 1997 г. ведущее место с точки зрения потребностей в лизинге занимали производство потребительских товаров, бытовые услуги и инжиниринг и инновационная деятельность. Наименьшей же интерес к ним проявляют МП сферы финансовых услуг, транспортных перевозок, туризма, промышленного строительства. Отметим, что падение и без того малого интереса к лизингу наблюдается на фоне усиления тяги к прямым — бюджетным и административным — видам помощи малым предприятиям. Обращает на себя внимание тот факт, что наибольший интерес к государственной поддержке в форме лизинга оборудования, по результатам регионального опроса ИСАРП, выразили предприятий, находящимся в плохом финансовом состоянии. Предприятия, имеющие хорошее финансовое состояние, вообще не проявили интереса к этой формой поддержки[6]. По данным регионального опроса РНИСиНП в 1997 г. по отношению к предыдущему из четырех обследуемых городов наибольшее падение интереса к государственной поддержке в области лизинга произошло в Москве (около - 80%). Это можно объяснить определенным насыщением Москвы «простыми» лизинговыми услугами, к тому же не имеющими необходимой «пакетной» поддержки. Требуется переход к системе лизинговых услуг более высокого уровня с качественно большим разнообразием типов оборудования, информационного оповещения о возможностях лизинга. Интерес к лизинговой поддержке упал и в Туле. В то же время, наблюдалось трехкратное увеличение интереса к лизингу со стороны МП в Волгограде, а также рост интереса в к нему в Сыктывкаре. Там в период опроса как раз происходило развертывание программ лизинговой поддержки малых предприятий, включающих пропаганду лизинга. Можно говорить об определенной эффективности предпринятых усилий в этих городах. Что касается наиболее распространенных типов оборудования, на которые малые предприятия предъявляют спрос, то их перечень можно проследить на примере Московской лизинговой компании (МЛК), как наиболее «продвинутой» среди аналогичных российских институтов. Она является одной из немногих лизинговых компаний, специализирующихся в сфере малого бизнеса. В этой связи в своей работе компания столкнулась с такой проблемой, как многообразие видов оборудования, используемого малыми предприятиями, и необходимость определения приоритетных направлений спроса МП на оборудование. Анализ более чем трехлетней деятельности МЛК выявил шесть основных групп оборудования, наиболее часто запрашиваемых МП в лизинг. В половине случаев клиентов интересовало пищевое и упаковочное технологическое оборудование. Повышенный интерес вызывали также деревообрабатывающее, торговое, полиграфическое оборудование, автомобили, оборудование для предприятий общественного питания. Что же касается возможностей получения лизинговых услуг, то по данным опроса, лишь один из пяти респондентов не видел особых препятствий к получению оборудования по лизингу[7], что позволяет предположить - основная масса малых предприятий рассматривает получение лизинговых услуг как относительно малодоступный фактор развития их предприятий. Кроме того, это говорит о неразвитости структур лизинговой поддержки малых предприятий. Из этого непосредственно следует, что включение в будущий Закон о лизинге статьи о формах и дополнительных возможностях использования малыми предприятиями лизинга стало бы стимулом развития самого российского малого предпринимательства. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 324. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |