Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общие выводы и рекомендации по европейскому опыту




Обобщение опыта стран ЕС показывает существование в РФ нескольких критических факторов для расширения участия МП в сфере лизинговых отношений.

В контексте благоприятной макроэкономической среды предполагается бюджетная и ценовая стабильность, неизменные цены на капитал и обмен валюты (валютный курс), конкурентоспособный рынок и доступность долгосрочного и текущего финансирования на местном уровне. В числе специальных условий следует обратить внимание на следующее:

· четкое определение в рамках лизинговой сделки прав и обязанностей арендующих сторон и арендодателя;

· автоматическое право вступление в права собственника лизинговой компанией, если МП потерпело крах;

· право МП эксплуатировать полученное по лизингу оборудование без ограничений.

· возможность вычитать лизинговые платежи из налога, уплачиваемого МП.

Совершенствование мер содействия МП через системы информации, консалтинга и обучения должно, как показывает опыт ЕС, ориентироваться на специфические нужды различных категорий МП.С этой целью эксперты ЕС предлагают провести дифференциацию по следующим группам МП:

· стартовые и медленно растущие МП;

· быстро растущие МП;

· МП, ориентированные на субконтрактные отношения с крупными иностранными и отечественными компаниями, прежде всего, ориентированными на экспорт;

· МП, занятые торговлей.

Для каждой из этих групп МП в докладе предлагаются особые подходы и целевые установки в области информационного обеспечения, предоставления услуг консалтинга и обучения, что в целом позволяет добиться большей действенности мер поддержки всей среды малого предпринимательства в целом.



Содержание

 

Введение_ 4

Часть 1 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ 6

II. Оценка ситуации представителями малого предпринимательства, а также организаций, оказывающих лизинговые, информационные, консалтинговые услуги и ведущих подготовку кадров для малых предприятий_ 6

1.  Оценка ситуации в области рынка услуг финансового лизинга. 6

1.1 Потребность в лизинге. 6

2.  Оценка ситуации в области рынка информационных услуг. 10

2.1 Потребность в информационном обслуживании МП.. 10

2.2 Проблемы информационного обеспечения. 11

3.  Оценка ситуации в области рынка консалтинговых услуг. 13

4.  Оценка ситуации в области услуг по обучению и переподготовке кадров для малого предпринимательства 15

4.1 Потребность в кадрах. 15

4.2 Проблемы и трудности обучения кадров для малых предприятий. 17

III. Анализ нормативно-правового обеспечения и выявление «узких мест», препятствующих формированию благоприятной «внешней среды» развития российского малого предпринимательства_ 19

1.  Нормативно-правовое обеспечение рынка услуг в области финансового лизинга. 19

1.1 Лизинг: особенности лизинга как формы хозяйственных отношений и тенденции его развития в российских условиях. 19

1.2 Действующая нормативно-правовая база в области лизинговых услуг: формирование, состояние, недостатки 24

1.3 Новый Федеральный закон «О лизинге» и проблемы учета интересов малого предпринимательства в сфере лизинговых услуг. 29

1.4 Формирование региональной нормативно-правовой базы по лизинговым отношениям.. 30

2.  Нормативно-правовое обеспечение в области информационных услуг. 37

2.1 Развитие систем информационного обеспечения российского малого предпринимательства. 37

2.2 Нормативно-правовое регулирование информационного обеспечения российского малого предпринимательства 41

2.3 Формирование региональной нормативно-правовой базы по информационному обеспечению.. 43

3.  Нормативно-правовое обеспечение рынка консалтинговых услуг. 47

3.1 Особенности консалтинговых услуг как элемента внешней среды малого предпринимательства. 47

3.2 Нормативно-правовое регулирование консалтинговых услуг для российского малого предпринимательства 49

4.  Нормативно-правовое обеспечение деятельности систем обучения и подготовки кадров для малого предпринимательства. 52

4.1 Текущее состояние систем обучения и подготовки кадров для малого предпринимательства. 52

4.2 Нормативно-правовое регулирование бизнес - обучения для российского малого предпринимательства 52

5.  Перечень использованных нормативных документов. 59

5.1 Базовые нормативно-правовые документы.. 59

5.2 Федеральные законы.. 61

5.3 Указы Президента Российской Федерации. 61

5.4 Постановления Правительства Российской Федерации. 61

5.5 Прочие нормативные акты федерального уровня. 62

5.6 Нормативные акты регионального уровня. 63

5.7 Прочие документы.. 64

6.  Рекомендации по совершенствованию нормативно-правового обеспечения, регулирующего формирование и функционирование благоприятной «внешней среды» развития российского малого предпринимательства 64

6.1 Общие рекомендации в области нормативно-правового обеспечения. 65

6.2 В области нормативно-правового обеспечения рынка услуг финансового лизинга. 66

6.3 В области нормативно-правового обеспечения информационных услуг. 70

6.4 В области нормативно-правового обеспечения рынка консалтинговых услуг. 71

6.5 В области нормативно-правового обеспечения деятельности систем обучения и подготовки кадров для малого предпринимательства. 72

Часть 2 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СТРАНАХ-ЧЛЕНАХ ЕС_ 75

III. Лизинг как метод финансовой инженерии_ 75

III.1. Общая часть. 75

III.2. Роль ЕС в финансировании малых предприятий.. 75

III.3. Политика ЕС по облегчению доступа МП к частным финансовым ресурсам.. 77

III.4. Лизинг для малых предприятий.. 81

IV. Информация_ 84

IV.1. Общая часть. 84

IV.2. Распространение информации посредством информационных центров. 86

IV.2.1. Евро-Инфо-Центры (EIC) 86

IV.2.2. Бизнес - Поисковые Сети (BC-NET & BRE) 91

IV.2.3. Содействие прямым контактам через программы партнерства. 94

IV.2.4. Развитие субподряда. 96

V. Консалтинг_ 97

V.1. Общие положения. 97

V.2. Политика ЕС.. 98

V.2.1. Бизнес- и Инновационные Центры (BIC) 98

V.2.2. Консалтинговые услуги для содействия доступу МП на новые рынки. 100

VI. Обучение_ 102

VI.1. Общая часть. 102

VI.2. Политика ЕС.. 104

VII. Рекомендации_ 106

VII.1. Лизинг 106

VII.2. Информация и консалтинг. 107

VII.3. Обучение 108

VII.4. Общие рекомендации по видам МП.. 111

VIII. Приложение: Лизинговое законодательство в странах Западной Европы 114

IX. ЛИТЕРАТУРА_ 116

Заключение 117

 

Введение

Современный этап государственной политики развития и поддержки российского малого предпринимательства отмечен понимаем комплексного характера названной задачи, успешно решаемой только на основе тесной взаимоувязки всех составляющих этой политики, т.е. практических мер, охватывающих вопросы финансовой и имущественной поддержки, формирования целевых институциональных и рыночных структур, ликвидации бюрократических препонов и обеспечения безопасности предпринимательства и пр. Органичным элементом названной политики выступают усилия по формированию целостной внешней среды развития российского малого бизнеса, важным элементом которой является нормативно-правовое обеспечение, составляющее юридическую основу или рамки как развития самого малого бизнеса, так и осуществления мер его государственной поддержки. Последнее охватывает как общие вопросы государственной политики в отношении малого предпринимательства в целом, так и более детально - отдельные сферы внешней среды развития малого предпринимательства и осуществления мер его государственной поддержки (финансовая поддержка, имущественная поддержка, информационное обеспечение и пр.).

Объектом данного исследования являются следующие составляющие внешней среды малого предпринимательства: сфера финансового лизинга, информационные услуги, консалтинговые услуги, услуги по обучению и переподготовке кадров для малого предпринимательства. Цель данного исследования в том, чтобы на основе анализа и обобщения фактически сложившейся ситуации определить направления дальнейшего совершенствования нормативно-правового обеспечения как одной из ключевых составляющих внешней среды развития российского малого предпринимательства и осуществления мер егогосударственной поддержки. Сказанное касается как федерального, так и в еще большей мере - регионального уровня нормативно-правового регулирования сферы малого предпринимательства.

В настоящем исследовании рассматриваются в основном нормативно-правовые материалы[2] федерального уровня. В ряде случаев привлечены нормативно-правовые материалы регионального уровня (т.е. уровня субъектов Российской Федерации) с целью выявить наиболее позитивный опыт и показать существенные различия, имеющиеся в области нормативно-правовой базы развития и государственной поддержки малого предпринимательства на региональном уровне.

Специфика рассматриваемой проблемы в том, что одни элементы внешней среды развития и поддержки малого предпринимательства имеют формально весьма объемное, хотя в действительности достаточно противоречивое нормативно-правовое регулирование (это касается, например, вопросов налогового режима для малых предприятий). Напротив, другие элементы внешней среды охвачены нормативно-правовым регулированием (особенно на региональном уровне) лишь частично, зачастую в минимальном объеме. Последнее в полной мере касается тех сфер, которые затронуты в данном исследовании (лизинговые отношения, информационное обеспечение, консалтинг и образовательные услуги для МП).

В соответствии с поставленной задачей, анализируются как нормативно-правовые документы, целевым образом адресованные практике развития и государственной поддержкималого предпринимательства, так и документы, целостно регулирующие тот или иной вид деятельности вне специфики малого предпринимательства как особого слоя участников данных хозяйственныхотношений (например, сферы лизинговых отношений, процессов информационного обеспечения, обучения и пр.). Это связано с тем, что в большинстве случаев те или иные системы предоставления деловых услуг, составляющих важный компонент внешней среды развития российского бизнеса (лизинговых, информационных, консалтинговых и - в меньшей мере - образовательных услуг), ориентированы скорее на всю предпринимательскую среду, нежели специально на сферу малого предпринимательства.

Рассматриваемые нормативно-правовые материалы анализируются с точки зрения, во-первых, полноты охвата основных проблем развития лизинговых отношений, систем информационного обслуживания, консалтинговых и образовательных услуг как важных элементов, формирующих внешнюю среду развития российского малого предпринимательства. Во-вторых, с точки зрения взаимной дополняемости и согласованности отдельных нормативно-правовых документов, гибкости и соответствия реалиям быстро меняющейся ситуации с развитием российского малого предпринимательства. В-третьих, с позиции основных факторов эффективности действия тех или иных нормативно-правовых документов или причин их ограниченной действенности.

Анализ состояния и перспектив развития нормативно-правовой базы по тому или иному вопросу развития малого предпринимательства и систем его государственной поддержки не может рассматриваться в отрыве от реального положения дел в той или иной области удовлетворения запросов малого предпринимательства, а также иных (помимо сугубо правовых) причин, сдерживающих возможности оказания эффективной многосторонней поддержки малому бизнесу как на федеральном, так и на региональном уровне. Это обусловило необходимость исследовать выбранные сферы внешней среды малого предпринимательства не только с точки зрения их нормативно-правового регулирования, но и с позиции оценок собственно предпринимателей. На основе результатов ряда опросов руководителей малых предприятий и представителей организаций, предоставляющих лизинговые, информационные, консалтинговые услуги, ведущих подготовку кадров для малых предприятий, в исследовании дана оценка текущего состояния и динамики развития указанных выше рынков, выявлены основные барьеры, препятствующие эффективному доступу к перечисленным услугам для субъектов малого предпринимательства.

Наряду с анализов нормативно-правового регулирования составных частей внешней среды российского малого предпринимательства в исследовании дан развернутый анализ законодательного регулирования отношений финансового лизинга, рынков информационных, консультационных, обучающих услуг применительно к странам с развитой рыночной экономикой на примере ЕС. Это позволило усилить рекомендации по совершенствованию российского законодательства с учетом адаптации опыта государственного регулирования в рыночной экономике.

Исследование состоит из двух частей. В первой части дан анализ внешней среды развития малого предпринимательства в России. Во второй части – анализ внешней среды развития предпринимательства в странах – участницах ЕС. Каждая из них содержит как констатирующую часть, отражающую текущее состояние внешней среды, так и блок рекомендаций, направленных на ее совершенствование.

 

Часть 1 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

II. Оценка ситуации представителями малого предпринимательства, а также организаций, оказывающих лизинговые, информационные, консалтинговые услуги и ведущих подготовку кадров для малых предприятий

Степень важности, актуальности внесения изменений и дополнений в законодательно-нормативную среду развития и поддержки малого предпринимательства напрямую связано с реальной заинтересованностью самих малых предприятий в этих изменениях и дополнениях. С одной стороны, данная заинтересованность возникает тогда, когда малые предприятия понимают, осознают необходимость для самих себя в получении услуг по лизингу, информации, в получении консультаций, в повышении квалификации собственных кадров. С другой стороны, малые предприятия должны осознать и то, что действующие законы и нормативные акты не позволяют им в должной мере реализовать свою заинтересованность в соответствующих услугах. В услугах, являющихся, одновременно существенными ресурсами потенциального саморазвития малых предприятий.

Возможно и внесение изменений и дополнений в соответствующее законодательство по инициативе специалистов в области государственной поддержки малых предприятий, а также специалистов организаций, оказывающих соответствующие услуги малым предприятиям. Обоснованность их позиций должна опираться на профессиональное понимание ими тех дополнительных возможностей, которые их полновесные услуги открывают для малых предприятий. Всеобъемлющее осознание самими малыми предприятиями необходимости выдвигаемых специалистами законодательных изменений придет к ним позже, когда они на собственной практике, на примере соседних фирм увидят и убедятся в необходимости этих услуг для себя.

 Рассмотрим выявляемую в ходе опросов номинальную потребность в этих услугах для малых предприятий и возможность их получения[3].










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 293.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...