Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общая оценка российской нормативно-правовой базы




Анализ внешней среды развития предпринимательства

 

август 1998

 

Данное исследование выполнено Ресурсным
центром малого предпринимательства совместно
c Euroconsultants S.A. - European Profiles S.A. Consortium (Greece)

 

 

 

август 1998 года

Ó1998 Служба Тасис Генерального Директората IA, Европейская Комиссия

Все права защищены

Репродуцирование (воспроизведение) любым способом, распространение или

передача данного издания могут быть осуществлены только с предварительного

письменного согласия Европейской Комиссии, Генеральный директорат IА Тасис.

Заявки на репродуцирование данного издания направлять по адресу:

 

Ресурсный центр малого предпринимательства,

Москва 101000 Центральный почтамт, а/я 381

 

Сведения, выводы и толкования, содержащиеся в настоящем издании, не могут рассматриваться как отражающие официальную позицию Европейской Комиссии

 


Проект Тасис SMERUS9501 Техническая помощь в создании  Ресурсного центра малого предпринимательства  

 

Проект Tасис SMERUS 9501:

"Техническая помощь в создании Ресурсного центра малого предпринимательства"

Основные направления деятельности Ресурсного центра малого предпринимательства

 

Информация:   Ресурсным центром разработаны и доступны через Интернет следующие базы данных:   - Описание имеющейся информации по МП (базы данных, информация в Internet, проведенные исследования). - Лучшая практика структур поддержки малого предпринимательства в России. - Лучшая практика малых предприятий. - Лучшая практика Европейского Союза в области МП. - Адреса и функции структур поддержки малого предпринимательства в России, а также описание их информационных ресурсов. - Статистические показатели по МП, рассчитываемые Ресурсным центром.
Исследования, рекомендации, консалтинг:   Исследования проводятся в шести областях:   1. Анализ динамики малого предпринимательства и эффективности малого бизнеса как сектора экономики на основе существующих статистических показателей. Сравнение систем статистического учета малых предприятий России и промышленно развитых стран. 2. Участие малых предприятий в системе государственных заказов 3. Анализ внешней среды развития малого предпринимательства. 4. Законодательное регулирование развития малого предпринимательства 5. Инновационные процессы в малом предпринимательстве 6. Новые финансовые технологии в малом предпринимательстве На основе проведенных исследований вырабатываются рекомендации по совершенствованию политики в сфере малого предпринимательства.
Обучение: Проведение конференций, семинаров и учебных программ по вопросам малого предпринимательства.
Публикации: Разработка, печать и распространение материалов по различным тематикам в области малого предпринимательства.
Координация проекта: Координация работы осуществляется Координационным Советом, в состав которого входят представители ЕС, федеральных структур поддержки малого предпринимательства России и иностранных фирм.
Реализация проекта: EUROCONSULTANTS S.A. (Греция) – EUROPEAN PROFILES S.A Consortium (Греция) – техническое руководство и координация "Institut fur Gewerbe und Handwerksforschung" (Австрия) London Business School (Великобритания)

 

 


 





Что такое Тасис

Тасис - это программа, разработанная Европейским Союзом для Новых Независимых Государств и Монголии в целях содействия развитию гармоничных и прочных экономических и политических связей между Европейским Союзом и этими странами-партнерами. Цель Программы состоит в поддержке усилий стран-партнеров по созданию обществ, основанных на политических свободах и экономическом процветании.

Тасис идет к этой цели путем предоставления субсидий (безвозмездного финансирования) для передачи ноу-хау, оказывая поддержку процессу перехода к рыночной экономике и демократическому обществу.

В течении первых шести лет своей деятельности, т.е. с 1991 по 1997 гг., Тасис безвозмездно предоставил своим партнерам 3 млрд. 390 млн. ЭКЮ, что позволило приступить к осуществлению более 2 500 проектов.

В тесном взаимодействии со странами-партнерами Тасис определяет, каким образом должны расходоваться средства. Это позволяет Тасис осуществлять финансирование в соответствии с политикой реформ и первоочередными задачами каждой конкретной страны. В контексте более широких международных усилий Тасис работает в тесном взаимодействии также с другими донорами и международными организациями.

Тасис передает ноу-хау, которым располагают государственные и частные организации самого широкого спектра, что позволяет сочетать опыт рыночной экономики и демократии с профессиональными навыками и знаниями на местах. Ноу-хау передается в форме консультирования по вопросам политики, направления групп экспертов, проведения исследований и профессиональной подготовки, путем создания и реформирования правовой и нормативной базы, институтов и организаций, установления партнерских отношений, создания сетевых структур, породнения, реализации пилотных проектов. Тасис выполняет также роль катализатора, поскольку открывает доступ к средствам основных кредиторов благодаря проведению прединвестиционных исследований и подготовке технико-экономических обоснований.

Тасис содействует пониманию и должной оценке демократии и социально-экономической системы, ориентированной на рынок, путем поощрения связей и прочных отношений между организациями в странах-партнерах и их коллегами Европейском Союзе.

Основными приоритетными областями, финансируемыми Тасис являются: реформирование системы государственного управления, реструктуризация государственных предприятий и развитие частного сектора, развитие инфраструктур транспорта и связи, энергетика, ядерная безопасность и охрана окружающей среды, создание эффективной системы производства, переработки и распределения продуктов питания, развитие социальных услуг и образования. Каждая страна выбирает приоритетные сектора, исходя из своих потребностей.

 


Данное исследование проведено в рамках проекта технического содействия Европейского Союза экономическим преобразованиям в Российской Федерации (программа Тасис) – SMERUS9501 «Техническая помощь в создании Ресурсного центра малого предпринимательства».

 

Исследование проведено следующими специалистами:

 

Харалампос Панориос – консультант – экономист;

Димитрис Кардасис – Руководитель группы экспертов по проекту Тасис SMERUS9501 «Техническая помощь в создании Ресурсного центра малого предпринимательства»;

к.э.н. Александр Виленский – директор Института проблем малого предпринимательства Высшей школы экономики;

д.э.н. Евгений Бухвальд - заместитель директора Института проблем малого предпринимательства Высшей школы экономики;

к.э.н. Татьяна Алимова - ведущий эксперт по исследованиям в области малого предпринимательства Ресурсного центра малого предпринимательства;

Галина Ермилова - эксперт по исследованиям в области малого предпринимательства Ресурсного центра малого предпринимательства.

 

В ходе работы над исследованием были проведены консультации с представителями следующих организаций, осуществляющих практическую и экспертную деятельность в области лизинговых, информационных, консалтинговых и обучающих услуг в сфере малого предпринимательства:

 

1. Московское агентство по развитию предпринимательства (МАРП):

Директор регистрационного центра - г-н Лабудько В.А.

Менеджер по трейнингу - г-жа Бровко О.А.

 

2. Московская лизинговая компания:

Зам. Генерального директора - г-н Коломейцев В.А.

 

3. ОАО "Национальный лизинговый центр":

Начальник юридического отдела - г-жа Филатова Т.В.

Специалист отдела активных операций и финансового лизинга - г-н Рагозин И.В.

 

4. Московский центр деловой информации "БИНЕК":

Генеральный директор - г-н Бондарев А.С.

 

5. Российский независимый институт социальных и национальных проблем:

Зам. директора Института, Директор Центра социально-экономических исследований - д.э.н., проф. Чепуренко А.Ю.

 

6. Институт экономики Российской Академии наук:

Руководитель научного Центра экономической социологии - г-н Радаев В.В.

 

7. "Морозовский проект"

Руководитель обученческих программ - г-н Кушель А.А.

г-н Еримихин Б.М. (лизинговые проблемы)

 

8. Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса

Президент - Ермаков В.П.

 

9. Корпорация "Российская информационная сеть делового сотрудничества"

Эксперт Дирекции информационных ресурсов - г-н Лиховайдо В.

 

Благодарим Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства за любезно предоставленную информацию по теме исследования.


РЕЗЮМЕ

Российский опыт

В порядке анализа и обобщения российского опыта в докладе рассмотрены нормативно-правовые материалы федерального и, частично, регионального уровня - как общего регулирующего плана для отдельных сфер деятельности, так и специально адресованные практике развития и государственной поддержки МП по таким направлениям, как лизинговые операции, информационное обеспечение деятельности МП, консалтинг МП и обучение предпринимательских кадров для МП.

Общая оценка российской нормативно-правовой базы

При всей своей неполноте федеральное законодательство и регулирование названных сфер деятельности находится на значительно более высоком уровне, чем региональное, что в известной мере противоречит специфике МП как регионально-специфического феномена, тенденции развития и задачи поддержки которого во многом определяются именно Региональными и местными условиями.

Из всех рассматриваемых элементов внешней среды развития и поддержки российских МП отношения лизинга характеризуются наибольшей степенью правовой проработки (Международная конвенция УНИДРУА, Гражданский Кодекс РФ, Указы Президента РФ, значительное число Постановлений Правительства РФ и т.д.). Лизинговые операции устойчиво вошли в российскую хозяйственную практику, в том числе, и с участием МП. Однако в сложившихся условиях лизинг все еще малодоступен для МП, особенно «стартовых» МП, если здесь прямо не задействованы инструменты государственной поддержки или кооперации МП с представителями крупного капитала. Возможности лизинга недостаточно увязаны с другими формами содействия МП, которые определяют степень его жизнеспособности и хозяйственного успеха (имущественная поддержка, информация, обучение, консалтинг и пр.).

До сих пор не принят Федеральный закон «О лизинге», а его имеющийся проект не отражает в необходимой мере интересы МП как лизингополучателей и возможные/необходимые в этой сфере меры государственного содействия развитию МП и их инвестиционной деятельности. Необоснованно и оставлена под сомнение сама необходимость принятия закона «О лизинге», который при известной доработке необходим предпринимательской среде, в том числе, и малому бизнесу.

В области нормативно-правового обеспечения информационных услуг заметен разрыв между значительным объемов нормативно-правовых документов, регулирующих различные аспекты информатизации российской экономики в целом, и слабой проработкой вопросов информационной поддержки предпринимательства, особенно МП. Концепция и конкретные планы создания СИОМП (системы информационного обеспечения малого предпринимательства) не увенчались успехом; эта система дезинтегрировалась по ведомственному и региональным признакам. Действующие системы информационно неполны и часто экономически недоступны представителям малого бизнеса и механизмов целевой государственной поддержки.

Нормативно-правовое обеспечение рынка консалтинговых услуг концентрируется в двух направлениях. Во-первых, это государственное регулирование процесса предоставления услуг в целом. Во-вторых, регулирование вопросов, касающихся лицензирования отдельных аспектов консалтинговой деятельности (отдельные виды консалтинговых услуг подлежат лицензированию, другие -нет). Анализ сложившейся ситуации показывает, что действующие институты консалтинга для МП не испытывают трудностей, связанных с проблемами неадекватного правового регулирования их деятельности и, напротив, откровенно боятся появления здесь признаков избыточной «зарегулированности», что говорит о необходимости разработки для этой сферы единого, сбалансированного нормативного регулирования.

Нормативно-правовое обеспечение деятельности систем обучения и подготовки кадров для МП формально относится к числу весьма объемных и разносторонних ввиду традиционно жесткого регулирования всякой образовательной деятельности со стороны государства. Однако поскольку основная масса систем обучения для МП не связана с выдачей дипломов государственного образца, значимость факторов государственного регулирования здесь менее заметна. Рассматриваемая сфера характеризуется наличием многих слоев обученческих систем для МП, разных по статусу, источникам финансирования и целям подготовки. Нет единого полномочного координирующего органа этой системы, который мог бы закрепить базовые стандарты бизнес-образования в России с целью повышения внутреннего и внешнего авторитета российского предпринимательства и его защиты от некачественных образовательных услуг. Система услуг в области бизнес-образования пока недостаточно откликается на наиболее актуальные запросы в области обученческих услуг, в частности, системы дистанционного обучения, открытого обучения с индивидуализированными модулями, тренинг-обучение в России и за рубежом и пр.

Плата за обучение велика и МП часто не заинтересованы обучать своих сотрудников. В среднем по стране только одно из двадцати МП регулярно выде­ляет деньги на образование сво­их сотрудников. Отсутствие интереса объясняется и нежеланием большинства бизнес-школ следить за судьбой своих выпускников, содействовать их дальнейшему профессиональному росту.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 318.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...