Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ситуационные теории управления (П.Дракер, Г.Ливитт, Дж. Вудворд)




Основные положения школы научного менеджмента (Ф.У. Тейлора, А. Файоля и др.): содержание, сущность, достоинства и недостатки

Основателем школы научного менеджмента был Ф.У. Тейлор — инженер-практик и менеджер, решавший в своей повседневной ра­боте вопросы рационализации производства и труда с целью повы­шения производительности и эффективности. Изучая способы вы­полнения работ и трудовых операций, Ф. Тейлор сформулировал четыре принципа управления индивидуальным трудом рабочих:

научный подход к выполнению каждого элемента работы;

научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего;

кооперация с рабочими;

разделение ответственности за результаты между менеджера­ми и рабочими.

Теоретики и практики управления того времени рассматривали организации как «замкнутые системы». Пожалуй, именно этот подход сформировал сложившуюся в этот период систему взглядов на управление. Ее основные черты научной школы менеджменита:

1.Предприятие — закрытая система, для которой характерна определенная стабильность целей, задач и условий деятельности.

2.Главный фактор успеха и конкурентоспособности – рост масштабов производства продукции и услуг.

3.Главная задача менеджмента состоит в рациональной орга­низации производства, эффективном использовании всех видов ресурсов и росте производительности труда.

4.Главными источниками прибавочной стоимости являются факторы производства и производительность труда производствен­ных рабочих.

5.Основой системы управления является контроль всех видов деятельности, функциональное разделение работ, нормы, стандар­ты и правила, обеспечивающие дисциплину, порядок и эффектив­ное использование всех видов ресурсов.

 

Система взглядов на управление школы человеческих отношений (Э. Мэйо, МакГрегора, Ликкерта) и поведенческих наук

Альтернативой классическим теориям предлагается концеп­ция «человеческих отношений», последователи которой заявили, что поведение людей не инвариантно, а зависит от многих организацион­ных и психологических факторов. Именно с концепцией «человеческих отношений» организационные науки перестают пренебрежительно от­носиться к рядовым членам и начинают всерьез интересоваться их мо­тивами, ценностями, аттитюдами и чувствами работников. В противо­вес классическим теориям, акцентировавшим незыблемость власти и авторитета руководства, теперь раздаются призывы к гуманному отно­шению к подчиненным, утверждается необходимость уважения к лич­ности работника и демократизации управления в целом. Мэйо сводился к тому, что решающее влияние на рост производительности труда рабочего оказывают не материальные, а пси­хологические и социальные факторы.

Основные положения организационной концепции «человеческих отношений» можно свести к следующим трем:

1) человек – прежде всего существо социальное;

2) жесткие формальные рамки классической организации (властная иерархия, формализация организационных процессов и т. д.) не совмес­тимы с природой человека;

3) ответственность за решение проблем индивида в организации ле­жит на менеджменте.

 

Бюрократическая теория организации М.Вебера.

В понимании немецкого социолога М. Вебера (1864–1920), бюро­кратия – «идеальный тип» организации, обеспечивающий наибольшую эффективность и предсказуемость поведения членов организации.

Вебер считал, что по своей эффективности, стабильности, дисципли­не и надежности бюрократическая структура является лучшей, чем любая другая организационная форма.

Идеальная бюрократия согласно Веберу должна обладать следующи­ми характеристиками:

1.  Разделение труда и специализация.

2. Четко определенная иерархия власти. Каждый нижестоящий работник или подразделение организации подчиняются вышестояще­му руководителю.

3.  Высокая формализация. Четкие правила и инст­рукции должны определять ответственность каждого члена организа­ции и формы участия в выполнении общей цели.

5.  Внеличностный характер. Каждое официальное лицо в орга­низации выполняет свою работу беспристрастно и формально, постоянно сохраняя дистанцию с другими членами организации и ее клиентами. Функционирование идеальной бюрок­ратической организации в соответствии с этим принципом исклю­чает интерференцию личных интересов, симпатий и эмоций.

6. Кадровые решения, основанные на достоинствах. Найм на работу в организацию должен основываться на технической квалификации бу­дущего работника, его опыте и деловых качествах.

7.  Планирование карьеры.Найм в организацию – это начало карье­ры на всю жизнь. В организации должна существовать система «продви­жения» по службе в соответствии со старшинством и достижениями.

8. Четкое разделение организационной и личной жизни членов орга­низации. Для того чтобы личные дела, потребности и интересы не всту­пали в противоречие с рациональным, безличным поведением сотрудников в организации.

9.  Дисциплина.Наличие указанных характеристик способно обеспечить значитель­ное повышение действенности организации. И следует признать, несмот­ря на огромные изменения, которые мир претерпел с времен Вебера, бюрократическая форма организации и сегодня господствует в деловой практике всего мира.

Он рассматривает организацию как некую безличную, механическую машину, полностью свободную от личностных дел, интересов и проблем членов организации, находящуюся во власти выс­шего руководителя и действующую согласно его предписаниям.

И все же, несмотря на некоторые ограничения, принципы «класси­ческой» теории и концепция М. Вебера сыграли важную роль в рациона­лизации управления, получили широкое признание и продолжают ока­зывать значительное влияние.

 

Ситуационные теории управления (П.Дракер, Г.Ливитт, Дж. Вудворд)

1960-е годы 20века. Дракер пытался внести большую системность в науч­ную разработку проблем организации и управления. Последователи этого направления начали заниматься моделированием организацион­ных процессов, изучением их сочетания, выясняя, какие из возможных их комбинаций оказываются наиболее эффективными для достижения целей, стоящих перед организацией в целом.

Дж. Вудворд один из первых начал исследо­вать влияние технологии на различные организационные характеристики и процессы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 275.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...