Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности сухопутного транспорта леса, элементы транспортной сети.




 

Сухопутным транспортом леса называется перемещение заготов­ленного леса (деревьев, хлыстов, сортиментов) от погрузочного пункта или верхнего склада до мест складирования или обработки наземными способами.

Для сухопутного транспорта заготовленной древесины характерны следующие основные особенности:

1) длительный срок воспроизводства древесины на корню. На выращивание хвойных пород требуется 100...200 лет, а лиственных 60...80 лет;

2) распыленность лесного грузопотока по большой площади;

3) неравномерность грузопотока по направлению, длине дороги и времени (лесные грузы вывозят только в одном направлении – из лесосеки на нижний склад, в обратном направлении лесовозные поезда идут без груза, порожняком; часть участков дороги работают в определенный сезон года – либо зимой, либо летом);

4) постоянный рост среднего расстояния вывоз­ки заготовленного леса по мере деятельности лесозаготовительного предприятия (в связи с перемещением лесозаготовок из ближайших к нижнему складу участков в более отдаленные);

5) применение специального подвижного состава в связи с боль­шой длиной перевозимых грузов (хлысты, деревья);

6) временный характер работы отдельных участков лесовозных дорог (ветки, усы), а иногда и всей дороги;

7) собирательный характер грузопотока (заготовленный лес собирают с большой площади, используя при этом густую сеть дорог и доставляют его в одном направлении – на нижний склад);

Указанные особенности сухопутного транспорта леса усложня­ют условия изыскания, строительства и эксплуатации лесовозных дорог, а также отражаются на эффективности работы транспорт­ных средств и себестоимости перевозок.

Магистралью называютлесовозную дорогу, эксплуатируемую в течение всего или значительной части срока деятельности пред­ приятия. Она связывает лесосырьевую базу с нижним лесоскла- дом предприятия, пунктом потребления или дорогой общего пользования. Магистраль, как правило, пересекает весь или по­ чти весь лесной массив и объединяет все лесовозные дороги в единую сеть.

Веткой называют лесовозную дорогу, примыкающую к маги­ страли и предназначенную для освоения части лесного массива. В отдельных случаях ветки могут примыкать к дорогам общего пользования. Срок службы веток составляет 5 — 10 лет.

Ус — это временная лесовозная дорога, служащая для освое­ ния конкретной лесосеки. Усы, как правило, примыкают к вет­ кам, но иногда и к магистрали. Срок службы уса соответствует продолжительности разработки лесосеки и равен обычно 2 — 3 мес, реже — 1 году.

 В настоящее время на трелевке заготовленной древесины при­ меняют колесные тракторы, которые позволяют значительно уве­ личить расстояние трелевки в сухой местности и в зимнее время. 1 2 3 4 5 6

 

Рис. 2.2. Схемы дорожной сети лесозаготовительных предприятий (а) и лесничеств (б): 1 — магистраль; 2 — ветки; 3 — усы; 4 — подъездная дорога I типа; 5 — дороги И типа; 6 — дороги III типа и квартальные просеки 20 В этом случае лесовозные усы, как правило, не строят, а древе­ сину трелюют непосредственно к веткам лесовозной дороги.

Лесохозяйственные дороги строят для выполнения работ по экс­ плуатации, уходу, восстановлению и охране лесов. Сеть лесохо­ зяйственных дорог должна обеспечивать постоянный доступ в любую часть лесного массива, поэтому постоянным является и срок службы таких дорог. Основой для сети дорог лесничеств яв­ ляется сеть квартальных просек, выполняющих роль дорог низш е­ го, III типа, обеспечивающих проезд единичных автомобилей (рис. 2.2, б). Эти дороги представляют собой противопожарные, осу­ шительные, а также предоставляют доступ к лесным кордонам, лесосеменным и егерским участкам. Наряду с ними в лесном фон­ де строятся дороги II типа. Роль главного транспортного пути вы­ полняет лесохозяйственная дорога I типа.

          Учитывая, что согласно новому Лесному кодексу Российской Федерации (2007) все лесохозяйственные мероприятия в аренду­ емом лесном фонде должны выполнять арендаторы (лесозагото­ вители), сеть лесовозных и лесохозяйственных дорог целесооб­ разно строить как единую и согласованную с общей сетью дорог местного значения.

 

       44. Элементов сухопутного транспорта и их назначение.

Лесовозный транспорт относится к промышленному транс­порту и его основными техническими элементами являются: путь и подвижной состав.

Путь— это инженерное сооружение, предназначенное для перемещения по нему тяговых машин и прицепного состава в процессе транспортирования грузов или пассажиров.

Это основной и наиболее важный элемент промышленного транспорта.

Подвижной состав – это подвижные транспортные средства, на которых производится перевозка грузов и пас­сажиров. Подвижной состав состоит из тяговых машин (автомо­билей, локомотивов и т. д.) и прицепного состава (прицепов, полуприцепов, роспусков, сцепов, платформ и вагонов).

Тяговые машины могут работать на тепловой, электрической и других видах энергии. По виду ходовой части могут быть колесные, гусе­ничные или санные. У некоторых видов транспорта тяговые машины и прицепной грузовой состав могут быть совмещены (например, грузовой авто­мобиль, автопогрузчик), а иногда отсутствовать вообще (например, водный транспорт леса — сплав леса молем, в плотах).

Элементы лесотранспортной сети и их назначение.

 Дороги, прокладываемые по лесным массивам и от лесных массивов к дорогам общей сети, а также к производственным цехам лесозаготовительных предприятий и территориальным лесниче­ ствам, называются лесными дорогами.

Лесные дороги относят к дорогам промышленного транспорта и делят на лесовозные и лесохозяйственные. Лесовозные дороги служат для перевозки древесины и других грузов, осуществляе­ мой лесозаготовительными предприятиями при освоении закреп­ ленных за ними на правах аренды лесосырьевых баз. Лесовозные дороги проектируют как технологические пути и подразделяют на магистрали, ветки и усы (рис. 2.2, а).

 

Путь лесовозных дорог состоит из: земляного полотна с сооруже­ниями водоотвода, искусственных (водопропускных) сооружений, дорожной одежды (на автомобильных дорогах) или верхнего строе­ния пути (на железных дорогах).

Земляное полотно – это естественное или искусственно созданное земляное основание, на котором устраивают дорожную одежду или верхнее строение.

Искусственное (водопропускное) сооружение – это инженерное сооружение, служащие для пропуска воды с одной стороны дороги на другую. К ним относятся мосты, трубы, фильтрующие насыпи (насыпи, кото­рые устраиваются из каменной наброски, пропускающей воду), лотки (местное понижение участка дороги, укрепленное камнем и предназначенное для пропуска небольшого количества воды на суходолах путем перелива ее по верху дороги).

Дорожной одеждойназывается проезжая часть автомобильной дороги, состоящая из одного или нескольких слоев, выполненных из раз­личных дорожно-строительных материалов.

Верхнее строение— это проезжая часть железнодорожного пути, состоящая из двух рельсовых ниток, уложенных на шпалы и прикрепленных к ним костылями или болтами. Шпалы (деревянные или железобетонные) укладываются на балластную призму, отсыпа­емой на поверхности земляного полотна из крупнозернистого песка, гравия или щебня.

На железных дорогах земляное полотно совместно с искусствен­ными сооружениями называют нижним строением пути.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 482.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...