Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Направления использования лесосечных отходов.




 

                Машины для очистки лесосек. Виды, объемы и направления использования лесосечных отходов

           В настоящее время применяются два типа машин для очистки лесосек после их разработки от отходов лесозаготовок: для сбора отходов в валы и кучи  подборщики; для подбора и транспортировки к лесовозной дороге окученных отходов – погрузчики-транспортировщики.

           Подборщик – это трелевочный трактор, оснащенный специальным оборудованием для сбора сучьев, вершин, кусков стволовой древесины и других отходов лесозаготовок в условиях не раскорчеванных вырубок.

           Наибольшее применение на лесозаготовках получили подборщики с навесным грабельным собирающим органом, расположенным сзади трелевочного трактора.

          В настоящее время на очистке лесосек от отходов лесозаготовок применяются подборщики ЛТ-161, ПС-5А.

          Подборщик ЛТ-161 выполнен на базе трактора ТТ-4М. Собирающий орган подборщика имеет 12 зубьев, что обеспечивает ширину за-хвата 3,27 м.

          Подборщик ПС-5А выполнен на базе трактора ТЛТ-100А. Собирающий орган ПС-5А по конструкции такой же, как и у ЛТ-161, но имеет 10 собирающих зубьев и ширину захвата 3,0 м.

            Подборщик обслуживается одним рабочим – трактористом. Сменная производительность ЛТ-161 3…3,5 га, ПС-5А – 2,5…3 га в зависимости от длины гона. Погрузчик-транспортировщик – это трелевочный трактор, оснащенный специальным технологическим оборудованием для погрузки окученных отходов лесозаготовок в кузов, доставки их к лесовозной дороге и выгрузки. Технологическое оборудование состоит из гидроманипулятора и кузова.

           На производстве находят применение подборщики-транспортировщики отходов лесозаготовок, тонкомерных деревьев, пневого осмола и других грузов производства Российской федерации: ЛП-23, ЛТ-168А, ПЛ-16А. Погрузчики-транспортировщики ЛП-23 и ЛТ-168А выполнены на базе трактора ТБ-1, а ПЛ-16А – на базе колесного трактора. У ЛП-23 кузов самосвальный, а ЛТ-168А и ПЛ-16А снабжены не самосвальным полуприцепом на одноосном пневмоколесном ходу.

   Погрузчики-транспортировщики можно использовать и для подвозки древесины от рубок ухода на придорожный склад к передвижным рубительным машинам.

    Время и способы очистки лесосек от отходов лесозаготовок выбираются исходя из технологии лесосечных и лесовосстановительных работ и лесорастительных условий.

     При наличии на лесосеках жизнеспособного подроста хозяйственно ценных пород лесосеки очищают в процессе заготовки древесины путем измельчения и разбрасывания оставшихся на лесосеках отходов лесозаготовок на свободные от подроста места. На сырых почвах мелкие отходы лесозаготовок можно собирать в кучи и оставлять на перегнивание. Сучья и ветви, оставшиеся на волоках, укладывают поперек волоков и уплотняют проходами трактора.

    Если на лесосеках отсутствует жизнеспособный подрост или лесосеки разрабатывались без сохранения подроста, очистку лесосек рекомендуется производить механизированным способом путем сбора отходов лесозаготовок в валы, которые должны располагаться параллельно рядам будущих лесных культур.

    На погрузочных пунктах и верхних складах, а так же в зоне безопасности вокруг них независимо от способа трелевки отходы лесозаготовок следует собирать в кучи и, если невозможно использовать, сжигать в пожаробезопасный период.

 

        40. Использование низкокачественной древесины в энергетических целях.

        УТИЛИЗАЦИЯ ЛЕСОСЕЧНЫХ ОТХОДОВ В ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ В БЕЛАРУСИ

       Республика Беларусь в среднем за год потребляет энергии в эквиваленте 33 млн. тонн условного топлива[1] (т у. т.) и только на 15% обеспечивается собственными ресурсами. На закупку недостающих энергоносителей и электроэнергии расходуется около 3 млрд. долларов США в год, что превышает 30% объема всего импорта республики и делает ее экономику зависимой от внешних факторов.

В 2012 году в Беларуси в различных министерствах и ведомствах, а также на частных предприятиях на древесном топливе работало более 3000 котлов мощностью от 0,012 до 20 МВт. Кроме того, в комбинированном цикле, выработки тепловой и электрической энергии работало 11 мини-ТЭЦ. Мини-ТЭЦ построены с установленной электрической мощностью от 1,2 до 4,23 МВт и тепловой от 6,5 до 16,4 МВт.

   Сегодня выполняются «Национальная программа развития местных и возобновляемых энергоисточников на 2011–2015 годы», программа «Строительства энергоисточников на местных видах топлива в 2010–2015 годах». В соответствии с последними в республике должны быть построены и введены в эксплуатацию 161 энергоисточник на местных видах топлива с установленной электрической мощностью 39,5–47,5 МВт и тепловой мощностью 1025,7 МВт. Правительством страны поставлены стратегические задачи обеспечить долю использования собственных энергоресурсов в балансе энергоресурсов для производства тепловой и электрической энергии не менее 28,0% в 2015 году и 32,0% в 2020 году. В достижении поставленных целей значительная роль отводится использованию низкокачественной древесины и древесных отходов в энергетических целях.

    Беларусь – лесная держава. Лесной фонд страны составляет 45,4% ее территории или 9,43 млн. га. Лесистость территории Республики Беларусь составила на 1.01.2012 года 38,8 % и является самой высокой за последние 100 лет. Общий запас насаждений достиг 1598,2 млн. м3, в том числе возможных для эксплуатации 81,3%. По прогнозу к 2015 году он достигнет 1700 млн. м3. По данным официальной статистики доля лесного комплекса в валовом внутреннем продукте составляет 4,2–4,5%. В нем занято около 110 тысяч человек (3,0% от численности занятых в народном хозяйстве) из них около 37 тысяч человек в лесном хозяйстве.

В среднем за год прирост всех древостоев в республике составляет 27,7 млн. м3. Заготовка древесины в Беларуси в последние 3–5 лет составляет 13,5–15,5 млн. м3 в год, в том числе по главному пользованию – 5–6,5 млн. м3, промежуточному (рубки ухода, выборочные санитарные рубки) – 5,5 млн. м3, прочим рубкам (в основном за счет вырубки усохших ельников) 3–4,8 млн. м3. Объем заготовки дров в последние годы составляет 5,6–5,7 млн. м3. При этом значительная часть заготавливаемых дров отпускается населению, гор(рай)топам, бюджетным организациям. Так, по отчетным данным в 2012 г. этим потребителям было отпущено 3,7 млн. м3 дров или 64% всех заготовленных дров в республике. Таким образом, остальные 2 млн. м3 дров могут быть использованы и частично уже используются котельными ЖКХ и мини-ТЭЦ для производства тепловой и электрической энергии.

Вместе с тем основным сырьем для производства древесного топлива являются дрова. До сих пор практически незадействованным остается еще один немалый ресурс – отходы лесозаготовок. По оценкам специалистов, только на рубках главного пользования в Беларуси, ежегодно можно заготавливать 600–800 тысяч плотных м3 порубочных остатков, пригодных для использования в биоэнергетике. Опыт производства топливной щепы из порубочных остатков на некоторых предприятиях уже есть. Но большинство производителей утверждает, что такое производство является убыточным. При этом в западных странах производить щепу из порубочных остатков экономически выгоднее, чем из дровяной древесины. Сложившаяся ситуация вполне объяснима. Как в условиях Беларуси, так и в Финляндии, Швеции и любой другой стране затраты на переработку в щепу порубочных остатков на 30–50 процентов выше, чем измельчение круглого леса. Несмотря на то, что стоимость самого сырья на лесосеке практически равна нулю, большие затраты приходится нести на сбор, доставку и измельчение порубочных остатков. Производительность техники падает примерно в полтора раза по сравнению с использованием круглого леса, что приводит к дополнительным затратам. Тем не менее, в европейских странах себестоимость так называемой «зеленой» щепы, произведенной из отходов лесозаготовок, значительно меньше, чем произведенной из низкосортного круглого леса. Причина в том, что круглый лес, даже низкокачественный, в Старом Свете стоит очень дорого. К примеру, если в Беларуси на промежуточном складе дрова стоят около 7 евро, то в Латвии, Эстонии – около 20 евро, в Финляндии – 25–30 евро. Для сравнения, плотный кубометр щепы из порубочных остатков в Европе стоит примерно 25 евро. Поэтому, если произвести щепу из стволовой древесины, она обойдется как минимум в 35–37 евро. В этой связи высокие цены на круглый лес – существенный экономический стимул максимально использовать в биоэнергетике европейских стран порубочные остатки. Все расчеты выполненные автором свидетельствуют о том, что при стоимости дровяной древесины около 7 евро (на промскладе), производство щепы из порубочных остатков в условиях Беларуси обходится примерно в 1,3–1,4 раза дороже.

    Производство топливной щепы из порубочных остатков должно быть самоокупаемым. Когда рентабельность переработки лесосечных отходов поднимется хотя бы до 2–3 процентов, это станет лучшим стимулом для развития данного направления. Поскольку в данный момент экономические условия не позволяют использовать порубочные остатки безубыточно, их лучше оставить их в лесу для выполнения экологических функций. Вместе с тем к использованию отходов лесозаготовок должны быть готовы и энергетические предприятия. В настоящее время энергообъекты рассчитаны на сжигание высококачественной щепы из круглого леса. Использование топлива из порубочных остатков приводит к засорению подающих механизмов, а за счет высокой зольности приходится более часто проводить обслуживание котлов.

Вместе с тем рассматриваемый вопрос является весьма актуальным. Так, сегодня на стадии строительства и реконструкции в Беларуси находится ряд мощных плитных и целлюлозно-бумажных производств. Есть все основания полагать, что после их ввода в эксплуатацию в стране наметится определенный дефицит лесных ресурсов, что, несомненно, приведет к росту их стоимости. И как только цена дровяной древесины начнет расти, производители щепы постепенно перейдут на использование порубочных остатков, к тому времени это будет выгодно.

           В настоящее время в Беларуси создана довольно широкая линейка отечественной техники для биоэнергетики. Некоторые машины пока еще находятся в разработке. В частности, СП ЗАО «МАЗ-МАН» и ОАО «Амкодор» работают над созданием самоходных рубильных машин на базе автомобиля и форвардера с высокой скоростью передвижения. Также предстоит усовершенствовать автощеповозы, увеличив объем загрузки и усовершенствовав систему разгрузки. Необходимо отметить, что ряд недавно построенных мини-ТЭЦ оснащены высокотехнологичным оборудованием, способным сжигать сырье практически любой влажности и зольности, в том числе и щепу из порубочных остатков. Прежде всего, это Пружанская, Петриковская, Речицкая мини-ТЭЦ. Поэтому уже сегодня необходимо вовлекать в переработку хотя бы небольшие партии порубочных остатков, точечно закупать образцы новой техники для апробации различных технологий.

     Сегодня все усилия направлены на снижение себестоимости производства древесного топлива и повышение его конкурентоспособности по отношению к ископаемым видам топлива. Мы надеемся, что результаты проведенных исследований, обобщенный мировой и отечественный опыт, будут стимулировать поиск новых решений в области повышения эффективности и комплексности использования древесной биомассы.

        

       41. Охрана труда на лесосечных работах.  

        

       Техника безопасности

       1. Общие требования безопасности

       Раздел излагается самостоятельно на основании Типовой инструкции ТОИ Р-07-001-98 "Общие требования безопасности для профессий и видов работ, выполняемых в полевых условиях" с учетом специфики конкретного лесхоза.

       2. Требования безопасности перед началом работы

      Лесосечные работы на рубках ухода и санитарных рубках леса и в том числе валка деревьев должны осуществляться в соответствии с утвержденной технологической картой. После ознакомления с ней бригаде выдается схема разрабатываемой лесосеки, где указан порядок выполнения работ, опасные зоны, расстановка механизмов и оборудования, технологические элементы лесосеки, средства безопасности. Вальщик леса, его помощник, иные члены бригады должны выполнять установленную технологию и данную инструкцию по охране труда, до начала работ убедиться в их знании, выяснить с мастером возникшие неясные вопросы и без ведома мастера не отклоняться от установленной технологии.

        По границе опасной зоны валки, на пешеходных тропах и дорогах, пересекающих лесосеку, помощником вальщика устанавливаются знаки безопасности и предупреждающие надписи. До начала валки деревьев необходимо убедиться в отсутствии в опасной зоне техники и посторонних людей (не связанных с валкой деревьев).

    Проверить комплектность, исправность и правильность применения спецодежды, спецобуви и иных средств индивидуальной и групповой защиты, ручного инструмента и оборудования. Одеть средства защиты.

      Не приступать к валке деревьев без уверенности в отсутствии на лесосеке опасных деревьев и иных опасных факторов, что может привести к травме, аварии.

     Перед запуском двигателя бензопилы вальщик леса обязан: провести наружный осмотр пилы, убедиться в исправности и надежности крепления ее частей; надеть и натянуть пильную цепь; проверить исправность валочных приспособлений; залить в бачок топливную смесь с неэтилированным бензином.

     При запуске двигателя необходимо:

  • выбирать удобное и пожаробезопасное место, не запускать двигатель на месте заправки и не протерев двигатель насухо после заправки;
  • поставить пилу на ровную площадку так, чтобы пильная цепь при вращении ничего не касалась; заняв устойчивое положение, запустить двигатель, после чего прогреть его на малых оборотах (при этом у хорошо отрегулированного двигателя пильная цепь не вращается);
  • используя новую пильную цепь, обкатать ее без пиления на разных режимах работы двигателя; пробным пилением убедиться в правильной заточке цепочки и исправной работе мотоинструмента; после остановки двигателя (при необходимости) отрегулировать натяжение цепи.

    При обнаружении неисправностей пилы и невозможности их устранения своими силами сообщить мастеру. Не приступать к работе с неисправной пилой и оборудованием.

    До начала валки дерева должно быть подготовлено рабочее место:

вокруг дерева в радиусе не менее 0,7 м срезан мешающий валке кустарник; под углом 60 градусов к направлению валки дерева делаются пути отхода (дорожки) в направлении, противоположном направлению валки, длиной не менее 3 м (при необходимости 2 и более дорожки), шириной не менее 0,45 м. Зимой вокруг дерева и путей отхода убирается снег, после его утаптывания оставляют слой толщиной не более 0,2 м на кольце и 0,3 м на дорожках. Кроме кустарника опиливаются наплывы и корни дерева, убираются иные препятствия, мешающие при валке дерева.

    До начала основных лесосечных операций на расстоянии не менее 50 м от границ лесопогрузочных пунктов, обогревательных помещений, мест стоянки машин и другого оборудования и помещений, размещаемых на лесосеке, при проведении сплошных рубок должны быть убраны все деревья.

При проведении несплошных рубок должны быть убраны все деревья на расстоянии 10 м от границ лесопогрузочных пунктов и элементов обустройства (обогревательные помещения, столовые и др.), а на расстоянии 50 м от их границ приземлены опасные деревья.

Обогревательные помещения, места ремонта техники размещаются не ближе 10 м от лесовозной дороги.

     Для отдыха и приема пищи можно использовать передвижные обогревательные помещения. В помещении размещаются материалы наглядной агитации по безопасности труда, аптечка для оказания первой помощи и др. оборудование.

     3. Требования безопасности во время работы

      При выполнении лесосечных работ на лесосеке должны находиться не менее 2 человек. Одиночная работа на лесосеке не допускается. Все лица, занятые на лесосечных работах, должны быть обеспечены, кроме спецодежды и обуви, защитными касками, постоянно и правильно их использовать.

      Не допускается валка, трелевка древесины, обрубка сучьев и раскряжевка древесины в горных лесосеках при скорости ветра более 8, 5 м/с, в равнинной местности - валка деревьев при скорости ветра более 11 м/с.

      Во время валки дерева в опасной зоне не разрешается выполнять иные работы. При появлении людей и механизмов в опасной зоне валка прекращается до вывода из зоны людей и техники. Опасной зоной при валке дерева в равнинной местности установлена территория на расстоянии двойной высоты древостоя, но не менее 50 м, в горных условиях - 60 м; при уклоне 15 градусов опасная зона распространяется вдоль склона до подошвы горы, зоны обозначаются знаками.

       При валке дерева необходимо:

  • использовать валочные приспособления (гидроклин, гидродомкрат, валочную вилку, лопатку, клин);
  • работать вдвоем (вальщик с лесорубом) при разработке ветровально-буреломных лесосек и горельников, при постепенных, выборочных, условно-сплошных, санитарных рубках, на склоне более 20 градусов, при подготовке лесосек к рубке, при валке деревьев диаметром свыше 22 см без валочных механизированных приспособлений;
  • подпил делать с той стороны, в которую намечено валить дерево, подпиливать дерево с 2-х сторон или по окружности не разрешается;
  • подпиливать прямостоящие деревья на глубину 1/4-1/3 диаметра в месте спиливания, деревья с наклоном в сторону валки - 1/3 диаметра, деревья с углом наклона не более 5 градусов в противоположную сторону -1/5-1/4 диаметра;
  • выполнять нижнюю плоскость подпила перпендикулярно оси дерева, при этом верхний рез подпила должен образовать с нижней плоскостью угол 30-40 градусов или быть параллельным нижней плоскости подпила и отстоять от нее на расстоянии 1/8 диаметра дерева в месте спиливания;
  • спиливать дерево перпендикулярно его оси в пределах верхнего среза и выше нижней плоскости подпила не менее чем на 2 см;
  • оставлять недопил у здоровых деревьев диаметром до 40 см - 2 см, от 40 до 60 - 3 см, от 61 см и выше - 4 см; у деревьев с напенной гнилью недопил увеличивается на 2 см. Валить деревья без подпила не разрешается;
  • у деревьев с боковым наклоном ствола или кроны по отношению к направлению валки недопил должен иметь форму клина, вершина которого обращена в сторону наклона;
  • валить деревья, имеющие наклон более 5 градусов, в сторону их наклона, за исключением случаев валки деревьев на лесосеках с уклоном более 15 градусов, когда деревья валят вниз по склону под углом 30-45 градусов к волоку;
  • опилить капы и наплывы со стороны подпила, глубину подпила считать без их учета, гидроклин, гидродомкрат вставлять в центр подпила, во избежание скола не вставлять их сбоку пропила;
  • при валке деревьев диаметром более 1 м подпил выполнять двумя параллельными резами, для корпуса редуктора пилы выпилить нишу, во избежание скола применять бандаж.

       Валка деревьев на стену леса не разрешается. При начале разработки лесосеки, прорубке просек, трасс лесовозных дорог, трелевочных волоков валка деревьев должна выполняться в просветы между соседними деревьями. При выборочных, постепенных, выборочно-санитарных рубках и рубках ухода за лесом валку необходимо выполнять в просветы между деревьями. Деревья, мешающие валке клейменных деревьев, а также их трелевке, следует вырубать для обеспечения безопасности.

    Деревья в гнездах поросли или сросшиеся у пня необходимо валить в сторону их естественного наклона, нельзя оставлять недопиленные, подрубленные или зависшие в процессе валки деревья.

   Не разрешается валка деревьев в темное время суток и валка на каменистых, лавиноопасных склонах, батарейная валка (сбивание нескольких подпиленных деревьев другим деревом).

     Снимать зависшие деревья следует трактором, лебедкой или конной тягой с расстояния не менее 35 м. Для снятия зависшего дерева канат или веревку крепить на комлевой части дерева и стаскивать его под углом или вдоль зависшего дерева.

Снимать зависшие деревья можно также: рычагами (аншпугами), перемещая комель дерева в сторону от себя; воротом, закрепив за комель зависшего дерева один конец веревки и намотав другой конец на ствол растущего дерева при помощи рычага с расстояния от конца зависшего дерева не менее 5 м; кондаком - вращая зависшее дерево вокруг его оси.

Не разрешается: спиливать то дерево, на которое опирается зависшее, или обрубать сучья, на которые оно опирается; отпиливать чураки от комля зависшего дерева; сбивать зависшее дерево валкой на него другого дерева; подрубать корни, комель или пень зависшего дерева; снимать трактором зависшее дерево одновременно с набором пачки деревьев или хлыстов; снимать зависшее дерево захватом или манипулятором трелевочного трактора или иного агрегата.

        При разработке ветровально-буреломных лесосек и горельников, а также при сплошных санитарных рубках необходимо:

валить деревья в сторону основного направления ветровала с учетом рельефа местности, захламленности лесосеки, способа с средств трелевки; убрать перед началом валки деревьев зависшие сучья и вершины; валить в первую очередь наиболее опасные деревья и сломы; не допускать валку неотделившегося слома, вершина которого находится на земле, предварительно не проверив прочность соединения слома с комлевой частью дерева; наклонные деревья с поврежденной корневой системой валить в сторону наклона; деревья с трещиной от вершины к комлю перед валкой обвязать пятью витками пеньковой веревки, для прочности забив деревянные клинья (можно применить бандаж); завалы на лесосеке разбирать трактором или лебедкой с расстояния не менее 35 м; дерево с неотделившимся сломом на высоте 1 м от земли (если сломанная вершинная часть прочно соединена с комлевой частью) валить вместе со сломом. Перед валкой дерево закрепить за комель канатом трактора (лебедки), сделать подпил с недопилом на 2 см больше обыкновенного (не заходя под слом), после чего приземлить дерево трактором (лебедкой); способ валки зависших деревьев определяется в зависимости от характера зависания. Если зависшее дерево не полностью отломилось от комля, то подпил делать с боковой стороны, пропиливают с недопилом 4-6 см, после чего дерево приземлить трактором (лебедкой). Если дерево отделилось от ствола (опирается на землю), его снимают трактором (лебедкой). При наличии нескольких зависших деревьев каждое из них снимается отдельно, у выкорчеванных и лежащих на земле деревьев ствол отпиливают, предварительно укрепив глыбу упорами. Первый раз делать сверху на глубину не менее 1/2 диаметра, второй снизу на расстоянии 2-3 см от первого реза, ближе к комлю. Отделив ствол от глыбы трактором (лебедкой), поставить глыбу вертикально пеньком вверх.

Неотделившийся ствол со сломом на высоте менее 1 м отпиливают так же, но предварительно уложив под ствол подкладки.

Разработка ветровально-буреломных лесосек и сплошные санитарные рубки леса являются работой с повышенной опасностью, поэтому предварительно необходимо проверить свои знания по безопасности их выполнения в ходе целевого инструктажа. Постоянно выполнять технологию, применять средства защиты и дополнительное оборудование, не отступать от установленного порядка выполнения работ без ведома мастера.

      4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

      Прекратить валку деревьев: при скорости ветра более 11 м/с в равнинных условиях и свыше 8, 5 м/с в горных условиях; во время ливневого дождя, при грозе, сильном снегопаде и густом тумане, когда видимость менее 90 м в равнинной местности и 60 м в горной, во время камнепада, по предупреждению о возможном стихийном бедствии, радиационной, химической или иной опасности.

       С подходом грозы все работы прекращаются, механизмы и металлические части размещаются не ближе 10 м от людей, при возможности люди размещаются в помещении или располагаются на поляне, участках молодняка, складках местности. Запрещается во время грозы прятаться под деревьями, находиться ближе 10 м от них, располагаться у и под линией электропередачи и связи, у вышек, мачт, больших камней и на возвышенности, располагаться ближе 10 м от механизмов.

      При перегреве двигателя пилы дать возможность охладиться ему в естественных условиях, не применяя для этих целей снег и воду. При зажиме пильной шины в пропиле выключить двигатель и извлечь шину, соблюдая меры предосторожности. При неисправности бензопилы прекратить работу до устранения неполадок.

     При пожаре принять меры к его тушению имеющимися средствами, сообщить в лесхоз, лесничество, мастеру или другому должностному лицу, в пожарную часть. При любой угрозе для жизни - покинуть опасную зону.

    При несчастном случае оказать пострадавшему доврачебную медицинскую помощь (самопомощь), о происшедшем сообщить мастеру или иному должностному лицу, при необходимости вызвать скорую помощь либо принять меры к доставке пострадавшего в медицинское учреждение, по возможности сохранить обстановку происшествия.

     5. Требования безопасности по окончании работы

     Окончив работу, вальщик леса и лесоруб обязаны: очистить от грязи и остатков древесины бензопилу и дополнительные приспособления; снять и промыть пильную цепь, сетку карбюратора и вентилятора, разместить пилу и инструменты на хранение либо подготовить их к транспортировке.

      Проверить наличие подпиленных, но не приземленных, зависших деревьев, приземлить их с помощью трактора.

      При необходимости снять спецодежду и обувь, удалить грязь и поместить на сушку и хранение.

     Выполнить гигиенические процедуры, осмотром (самоосмотром) убедиться в отсутствии на теле и одежде клещей, при наличии удалить их.

     О недостатках в работе, выявленных нарушениях инструкции по охране труда и технологии сообщить мастеру с тем, чтобы в следующую смену они были устранены, сообщить об этом общественному дежурному по охране труда и отметить замечания в журнале административно-общественного контроля по охране труда.

    Загасить костры и присыпать их почвой.

 

Виды транспорта древесины.

        Заготовленная на лесосеке древесина может вывозиться деревьями (частями деревьев), хлыстами (полухлыстами), сортиментами и в виде щепы. Вид вывозимой древесины зависит от технологического процесса лесозаготовок. В настоящее время заготовленная древесина вывозится в основном хлыстами (полухлыстами) и сортиментами.

    Вывозка заготовленной древесины может производиться сухопутным, водным и воздушным транспортом. Наибольшее применение получил сухопутный и особенно автомобильный транспорт заготовленной древесины. Так, в Республике Беларусь более 90% заготовленной древесины вывозится автомобилями.

Сухопутным транспортом древесины называется перемещение заготовленной древесины с погрузочного пункта или верхнего склада до мест складирования или обработки наземными способами.

       В системе лесозаготовительного производства транспорту древесины принадлежит важная роль и особенно сухопутному, так как он обеспечивает связь между лесосечными и лесоскладскими работами и делает технологический процесс лесозаготовок непрерывным.

     Связь транспорта древесины с лесосечными работами заключается в выборе мест под погрузочные пункты или верхние склады, удобных в технологическом и транспортном отношениях, способа погрузки древесины на лесотранспортные средства и др.

   Связь транспорта древесины с лесоскладскими работами выражается в выборе машин и механизмов для выгрузки древесины с лесотранспортных средств, режима работы склада, который влияет на объемы создания на складе вывезенной древесины, и др. Равномерное прибытие лесовозного транспорта в пункты выгрузки древесины обеспечивает более четкую и ритмичную работу технологических потоков на складе и не требуется создания больших запасов древесины.

      Вывозка заготовленной древесины в Беларуси производится по лесовозным дорогам и дорогам общего пользования (грунтовым, гравийным и с твердым покрытием). Расстояния вывозки колеблются в больших пределах от 20 до 80 км и более, а в среднем – 50…60 км и зависят от целого ряда природно-производственных факторов. Вывозка заготовленной древесины автомобильным транспортом на расстояния 90 км и более считается экономически не выгодной.

       Построенные лесовозные дороги после вывозки древесины становятся лесохозяйственными дорогами и включаются в общую сеть дорог лесхоза. Их используют при проведении лесовосстановительных работ на вырубленных лесосеках, уходе за лесом и т.д.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 529.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...