Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Исторические формы позитивизма.
Выделяют следующие формы позитивизма: 1)Позитивизм Канта, Дж.Стьюорта Милля (британская философия и логика) и Г. Спенсера. 2)позитивизм Эрнста Маха и Рихарда Авенариуса. 3)неопозитивизм венского кружка. 4)постпозитивизм. Дж.С.Милль считал, что 80% населения психо-эмоционально могут жить в условиях статики (феодальном обществе, где цены постоянны), а в динамичном обществе 80% жить не могут, т.е.в условиях конъюнктуры, т.е. возвратно-колебательного процесса. В условиях динамики цен. Герберт Спенсер – социальный дарвинизм, т.о.выживает сильнейший. Э.Мах был заведующим кафедры Венского университета, он считал, что понятия «пространство» и «время» относительны. Эйнштейн отмечал, что Кант и Мах оказали философское влияние на него. По Маху, материи – это комплекс ощущений. В познании рассматривал вопросы психологии познания. М. Шлик, руководитель венского кружка с 1922-1936 гг. Рудольф Карно: «мир – есть логическая конструкция». Постпозитивизм – К.Поппер – научная теория та, которая фальсифицируется, т.е. опровергается, даже единичным фактом. К.Поппер – открытое общество, он работал в экономической школе экономии.
Специфика неопозитивизма. К.Поппер о познании и фальсификации научной теории. Неопозитивизм – есть философия науки. Неопозитивизм: 1) все повествовательные предложения, все суждения и понятия делятся на 2 типа: а)философские предложения и понятия. М. Хайдеггер «Ничто ничтожит»; б)научные суждения (понятия) и предложения. Философские понятия и предложения не имеют смысла. Их нельзя проверить, например, «ничто ничтожит». По Хайдеггеру, ничто – мир без Бога, без ценностей. 2) Неопозитивизм о философии: здесь как и у Канта философия не имеет своего предмета исследования, она изжила себя, и поэтому философия сводит неопозитивизм к логике, анализу языка. Философская деятельность связана с анализом научного текста: -все предложения, понятия уточняются и поясняются; -убираются все парадоксы; -весь текст в результате деятельности становится самосогласованным, как грамматически, так и орфографически и понятийно. Или концы с концами текста сходятся. 3) Неопозитивизм о познании. Неопозитивизм: выделяет 2 уровня познания: 1)эмпирический (опытный); 2)теоретический. Специфика эмпирического познания – все факты опыта фиксируются в суждениях, эти суждения автономны и являются основными предложениями. Теоретическое познание – результат эмпирического познания и все понятия теории, суждения, идеи соответствуют протокольным предложениям. Это критерии верификации. Все понятия, суждения проверяются опытами. Согласно неопозитивизму в теории нет погрешности, вся теория соответствует протокольным предложениям. 4) неопозитивизм об истине. Под истиной понимается взаимосогласованные знания, поэтому все опытное знание сводится в определенную логическую конструкцию. Неопозитивизм подчеркивал, что опытное познание исследует явления, а не их сущность. Другими словами, неопозитивизм отрицает познание сущности вещей. Неопозитивизм уделяет большое внимание логике и математике, анализу научного текста. Т.о. неопозитивизм берет в статике научное знание, и научное знание состоит из: 1)эмпирическое, опытное (фактуальное), знание 2)логическое (аналитическое). Неопозитивизм уделяет большое внимание логическим и научным понятиям. Философия категории и научные понятия рассматриваются как знаки, которые не связаны с сущностью вещей.
Т.Кун о научном сообществе и парадигме. Работа Куна «структура научной революции» 1962 – Т.Кун издал книгу «структура научной революции», тем самым открыв новый этап в развитии позитивизма. Т. Кун ввел понятие парадигма, но специалисты считают, что главное понятие Куна – научное сообщество. Строго говоря, оно возникло в 16-17 веках вместе с возникновением капитализма. Англия – капитализм, футбол, Биттлз. Наука характеризуется системой ценностей (этос): 1. истина как ценность; 2. авторство научного достижения. Ныне это понятие уточняется, изменяется (дисциплинарная матрица); индекс цитируемости. Ценность – равенство всех ученых (преподавателей студентов). Это значит, что нет иерархии – все равны, независимо от ранга, звания и достижений. В науке выделяют свою мотивацию деятельности ученого, она является разнообразной и может быть не связана с истиной. В курсе теоретической физики нет ни одной мысли Лившица и нет ни одного слова Ландау. Выделяют разнообразные отношения в науке, если человек человеку – волк, то ученый ученому - тигр. Субкультура в научном сообществе выделяют не только субкультуру преподавателей, студентов, администрации и т.д., но и субкультуру мыслителей. Ландау ввел теоретический минимум. Всего сдало 40 человек теоретического минимума (в т.ч. студент 3 курса). Выделяют специфику деятельности ученого, как менеджера, организатора. Капица предложил Сталину организовать новый ВУЗ – физ.тех. Т.о. научный социум есть определенный социальный институт. ПОЗНАНИЕ Гносеология как философская дисциплина.
В философии выделяют специальный раздел, специальную дисциплину, по имение гносеология. Гносеология от греч (гнозис – знания, логос- учение) учение о знании. Строго говоря, гносеология была выделена Кантом Гносеология рассматривает, как, каким образом субъект познания познает действительность, объект познания. Прежде всего, в гносеологии выделяют парные категории: субъект познания и объект познания. Субъект познания был введен в философский оборот Западно-Европейским философом Рене Декартом. В немецкой классической философии под субъектом познания понимается активно действующее начало, а также носитель мышления оценки и познания в зависимости от материализма и идеализма субъекту познания придают соответствующую философскую трактовку. Объект познания – это на то на что нацелено внимание субъекта. Следует иметь в виду, что понятия Объект познания и субъект познания не тождественны. Объект познания есть часть объективной реальности которую познает субъект. Понятие объект познания и предмет познания не тождественны. Объект познания может быть предметом исследования различных дисциплин. Например: рыночная экономика является предметом исследования различных дисциплин. И в ней эти дисциплины выделяют те или иные аспекты. Гносеология оперирует такими фундаментальными категориями как «субъект познания», «объект познания», «категории», «чувственные познания» и др., в том числе «Истина». Истина как понятия «стягивает» все понятия в гносеологии в систему. Следует иметь в виду, что гносеология исследует разнообразные виды познания, а именно, житейское, художественное, обыденное, научное познание и др. Во второй половине 20 века возникли различные дисциплины, как кибернетика, физиология, когнитивная (познавательная) психология, которые также исследуют вопросы познания. Поэтому гносеология учитывает достижения этих дисциплин в общем понимании познания. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 342. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |