Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Философия славянофилов и западников
В 40-х годах 19 в. среди аристократии в Москве и профессуры Московского университета возникли различные кружки, литературные вечера и сформировалось 2 направления философии: западники и славянофилы (основоположник Хомяков А.И.). Западники, в свою очередь, делились на 2 направления: 1) либералы (К.Д. Кавелин); 2) революционные демократы (Герцен А.И., Белинский В.Г.). Кавелин и знаменитый профессор право Крылов Н.И. были женаты на сестрах Коршуновых, а на третьей сестре хотели женить С.И. Соловьева. В 40-х годах 19 в. Возникают первые русско-еврейские браки. По Достоевскому Герцен любил беседу и умел обделывать свои денежные дела. У него был доходный дом стоимостью 600 тыс. франков. По воспоминаниям 2-ой жены Тучковой-Огаревой, Герцен проживал в год 50 тыс. фунтов стерлингов. До обеда Герцен никого не принимал. Он приобретал постоянно новый особняк, чтобы не видеть постоянные лица. Предмет исследования славянофилов – это проблематика Россия и Европа. Чернышевский утверждал, что люди в России должны быть разумными эгоистами или, по современному – сочетание русскости с европейской культурой.
Становление философии Специфика мифа как ранней формы мысли. Структуралистская теория мифа Клода Леви-Строса. Его работа «Структурная антропология». Миф - есть нерасчлененный, т.е. синкретический феномен культуры. Миф является предметом изучения различных дисциплин. Философия изучает миф как раннюю форму мысли. Специфика мифа, мифологического мышления – это знание, понимание и объяснение природы на уровне коллективного восприятия. Здесь выделяются аспекты (стороны) мифа как ранней формы мысли. 1) Субъект познания не отделен от объекта познания. «Индеец тропической амазонки не выделяет себя из окружающей природы» - К. Леви-Строс. 2) Способ познания – ценности и эмоции (группы, рода или племена). Миф анализировали различные мыслители: - З.Фрейд рассматривал миф как родовую память человека и в мифе воспроизводится возникновение и объяснение такого феномена как совесть. На самой ранней ступени развития человека по имени орда все женщины принадлежали отцу. Сыновья сговорились, убили отца. Вину за отцеубийство преодолеть не смогли, поэтому возникла совесть. - Юнг считает, что в мифе сохраняется, воспроизводится коллективное бессознательное. Наибольший вклад в развитие мифа внес фр.антрополог и философ К. Леви-Строс. Он является основоположником структурализма. Как общенаучное направление в гуманитарных науках рассматривали культуру с позиции структуры постоянного инварианта (установления отношения) между различными компонентами духовной культуры. Структура это постоянные, устойчивые отношения между различными компонентами. Леви-Строс как специалист изучал жизнь индейцев тропической амазонки. Он написал работу «Структурная антропология» и изложил свое понимание мифа. Согласно ему, индеец тропической амазонки себя не выделяет. Он понимает природу и общество посредством бинарной оппозиции двух абсолютно несоединимых структур, представлений в отличие от взаимосвязанных понятий – категорий. Индеец стремится преодолеть полярные отношения, вводя медиатор. Под медиатором понимается что-то, что сглаживает эти полярные отношения. Согласно К. Леви-Стросу, индеец принципиально в плане мышления не отличается от европейца. Здесь Леви-Строс выступает против евроцентризма. По К. Леви-Стросу, индеец мыслит бессознательно, причем, коллективно-бессознательно. «Холодное и вареное» - по принципу дорожно-транспортных знаков (красный и зеленый – они абсолютно полярны, красный-запрет, зеленый-разрешение). Индеец мыслит логически понятиями, но оперирует коллективно-бессознательно по принципу бинарной оппозиции. Выделяют 2 функции мифа: 1) психо-эмоциональная. Миф вносит психо-эмоциональный комфорт в душу индейца. 2) функция-передача знания, опыта и ценностей, рода и племени. Все эти функции организованы в определенный ритуал и представление мифа по Леви-Стросу является коллективно-бессознательным. Д.Лондон «Весайский кудесник»: в рассказе представление индейца на бессознательном уровне и ритуал это подтверждает.
Еврейско-ветхозаветный путь преодоления мифологии и становление религиозной философии. Специалисты (запад, Россия - Л.П.Васильев) выделяют 4 пути преодоления мифа и становления философии. Общее для этих путей заключается в том, что вместо мифа выделяется первоначало и первопричина действительности. Вместо мифа выделяется что-то другое. Наиболее легкий путь преодоления мифа – ветхозаветный. Специалисты спорят, как племенной бог евреев Яхве стал принципиально новым богом, а именно трансцендентным богом. Яхве находится вне реальности, вне времени. И для этого употребляется понятие схоластики. У греков Боги живут в этом мире (на горе Олимп) и для этого вводится другое понятие схоластики – имманентные боги (внутри). У греков боги конкретны, еврейский бог таких характеристик не имеет. Специалисты считают, что именно с этого формируется у евреев представление о новом трансцендентном боге. 70 г.н.э. войска римлян под началом Тита – императора Рима, штурмом взяли Иерусалим, вошли в Алтарь, чтобы увидеть изображение еврейского бога, но не увидели. У евреев миф был заменен богом Яхве и это и есть духовная революция. Сформировалось новое представление действительности. 1) время носит линейный характер, от прошлого к настоящему к будущему. У греков – круговорот. 2) История носит линейный характер, у греков – круговорот. 3) Смысл истории – шествие бога Яхве. Приход в мир – миссия. 4) Нормы культуры освещены именем бога Яхве. У греков – результат традиционного общества. Т.о. у евреев вместо мифологии сложилась религиозная философия. Вместе с тем в еврейской культуре мифе не были отброшены, были добавлены новые (миф о богоизбранности).
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 338. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |