Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философия истории Карла Ясперса.




Карл Ясперс создал оригинальное учение о философии истории. Он ввел понятия «осевое время» (800-200 до н.э.) и «осевые народы» (китайцы, индийцы, евреи, греки, персы). Ясперс- решительный противник цивилизационного понимания истории человечества. Согласно Н.Я. Данилевскому цивилизация – определенный культурно-исторический тип. Цивилизация живет в среднем 1200-1500 лет, считают Данилевский, Шпенглер, Тойнби и Л.Н. Гумилев. Мировая история – жизнь и существование различных цивилизаций или, философски, нет единого мирового исторического процесса – он распределяется на жизнь различных цивилизаций. Ясперс с этим принципиально не согласен: мировая история – единый процесс, в котором выделяется осевое время.

Материализм К. Маркса и Ф. Энгельса: целостность мировому историческому процессу придают отношения собственности. Согласно Ясперсу целостность мировому историческому процессу придаем духовная (философская) вера, коммуникация между различными народами.

В осевое время у Греков возникали философские системы до Сократа. У китайцев возникли конфуцианство и даосизм («недеяние», «удвей», «Дао»). У индийцев – буддизм. У евреев – пророки. Пророки – учения о справедливости, стремление к справедливости, борьба за справедливость. Пророк в Ветхом завете – личность, верующий, наделенный божественной благодатью – харизмой. Пророк – харизматический верующий. Пророк Заратустра: «осевые народы в осевое время – самые предельно широкие вопросы бытия, последние вопросы бытия». Отсюда: в осевое время сформировался человек.

Если Кьеркегор противопоставляет Веру и Разум в полемике с Гегелем по вопросам Бога, личности и диалектики, то Карл Ясперс, наоборот, старается соединить Веру и Разум. Ясперс вводит понятие «философская вера» - личность философствует посредством категорий о трансцендентном Боге. Бога понятийно познать нельзя – он познается в вере. Но само понимание трансцендентного опирается на разум. При этом Ясперс подчеркивает, что мы, в строгом смысле, не философствуем, т.к. сведения о Боге у нас фрагментны.

Карл Ясперс создал учение об истории, пограничной ситуации и коммуникации личности и народов.

 

 

ЛИЧНОСТЬ

Философское и религиозное, социологическое и психологическое понимание личности.

Следует различать понятия «человек», «индивид», «личность».

Понятие «человек» в общефилософском родовом смысле. Категория человек обозначает класс вещей. Человек родовое существо, единство биологического и социального. Спиркин А.Г. выделяет 3 составляющую – психоэмоциональную. В биологическом плане человек относится к классу узконосых приматов.

«Индивид» - понятие, которое обозначает отдельного человека, как представителя рода по имени человек. «Индивидуальность» - те или иные особенности индивида.

Личность в различных философских системах понимается по-разному. Экзистенциализм: Кьеркегор: «личность - экзистенция». Р.Декарт: «личность-самосознание». Маркс: «личность-совокупность общественных отношений».

В философии и науке выделяют проблематику взаимосвязи биологического и социального. Акт внимания. В крупных городах США у школьников афро-американцев отсутствует внимание.

Психоэмоциональная проблематика – выгорание личности (результат тех групп, которые по профессии, по роду деятельности испытывают избыток межличностного общения).

Признаки выгорания личности:

1. личность не реагирует на природу.

2. личность о пациентах, клиентах высказывается отрицательно.

3. внешне формально, по автоматизму работает.

4. перестает следить за собой.

Генетический груз. Зафиксировано, что в 20 в. на геном человека оказывают отрицательное воздействие те или иные факторы. Франция: «дети воскресения». В советской биологии прошла дискуссия «в чем истоки преступности?». Александров А.Д. (математик, с 1950г. ректор Ленингр.университета): «личность, поведение – результат биологического». Дубинин (генетик): «личность, ее способности – есть результат социальной среды».

В философии личность понимается в общем плане, родовом плане. Речь идет о понимании смысла жизни, понимания личности. Достоевский: «личность – это целостность, ее нельзя сводить к роли». К.Ясперс: «только в пограничной ситуации (болезнь) перед личностью возникают последние вопросы бытия». Д.: «Русские мальчики в трактире обсуждают последние события, вопросы бытия».

В соответствии с основными положениями того или иного религиозного учения личность понимается по-разному. Христианство: личность – образ и подобие Бога. Все личности равны по отношению к Богу. Протестантизм: Избранность личности. Личности не равны перед Богом. Символ протестантизма: « богат тот, кто угоден Богу». Освещет, признает мирскую, предпринимательскую деятельность личности.

А.С.Хомяков (по Герцену, христианин – страшный, эрудированный человек) – основоположник славянофильства: личность – соборная личность.

Т.о. философское и религиозное понимание личности – это вопросы смысла жизни, ее личности, последние вопросы бытия личности.

В социологии личность понимается в рамках социального и отдельная личность, ее проблематика рассматривается в рамках социального, в рамках класса (слоя). По неофрейдизму в рамках социального характера.

Маркс: ведущую роль в обществе, социальной структуре играет класс. Класс – большая социальная группа занятых, имеющих и не имеющих собственность.

Выделяют 2 типа личности: 1)личность буржуа 2)личность пролетария.

В феодальном обществе: 1))личность феодала 2)личность крестьянина.

Маркс: «Экономически господствующий класс господствует и духовно». В Западной Европе в буржуазном обществе экономически господствует буржуазия.

Вебер: понимание личности, социологически, определяется в рамках социальной стратификации. Выделяют 2 соц.теории личности:

1. Статусная теория личности. Личность – носитель статусно-престижных стандартов.

2. Ролевая теория личности. Личность – носитель ролевых, профессиональных стандартов.

Социологи считают, что социальная стратификация наиболее полно поглощает личность, вбирает ее независимо от того, кем эта личность является. Пример: вор в законе, у которого есть свои стандарты. Стратификация разрушает эти стандарты.

 Таким образом, социальная стратификация в конечном итоге формирует представление о личности (личность – носитель статусно-представительных стандартов).

 Психологическое понимание личности рассматривается с учетом различных психологических теорий, однако, психологическое понимание личности связано с Я. (это то, что придает определенность личности, ее смысловое ядро, центр).

 Юнг выделяет два типа: 1. экстраверты (т.е. чье Я направлено на других), 2. интроверты (те, чье внимание направлено на самого себя). Ученые-интроверты.

 

 

НЕОФРЕЙДИЗМ О ЛИЧНОСТИ

В 50-60 годах на западе возник неофрейдизм (Эрих Фромм и Карен Хорни). Неофрейдизм, упрощая, есть синтез Маркса и Фрейда, или сочетание бессознательного и классового.

Неофрейдизм

1. отрицает бессознательное Фрейда (его две категории – либидо и влечение)

2. у Маркса отрицается классовое понимание личности. Социально бессознательное.

1. связь, «стык» между социальным и бессознательным – это нормы культур (Хорни), социальный характер (Фромм).

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 275.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...