Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона.




Митрополит Илларион, возглавлявший с 1051 по 1054 гг. митрополичью кафедру в Киеве, был Митрополитом Киевским и Всея Руси. Таков был первоначальный титул.

             Киевская митрополия была составной частью константинопольского патриархата до1589 г. В этом году на Руси было учреждено патриаршество и Иов ест первый русский патриарх. Митрополит Илларион как иерарх – первый митрополит из русских. До 1051 г. митрополитами на Руси были византийцы. В этом году Илларион при поддержке Ярослава Мудрого (1015-1054 гг.) был избран Собором православных иерархов без утверждения Константинополя.

       Илларион – «книжный человек». Он любил книгу, являлся одним из основателей Киево-Печерского монастыря. Илларион как богослов обладал высокой богословской культурой, умел трактовать, объяснять Библию (экзегетика) и создал знаменитое «Слово». Исторический контекст: в Киеве со времен Святослава стала проживать еврейская община. Евреи – это активный экономический этнос – это самый рациональный этнос. Специалисты считают, что религиозные отношения между еврейской общиной и славянами, в целом между христианством и иудаизмом отразил в Слове Илларион. Илларион впервые изложил в Слове религиозно-социально-философскую концепцию Всемирной истории, которая как процесс есть смена одних форм религии другими. Он выделил следующие ступени мирового процесса:

1. Язычество;

2. Иудаизм;

3. Христианство.

В Ветхом Завете развито учение о символике. Филон Александрийский (22 г. до н.э. – 45 г. н.э.) впервые объединил Ветхий Завет с греческой философией посредством символов. В греческой философии слово «логос» весьма многозначно. Филон трактует слово «логос» как Слово Бога, и посредством Слова Бог-отец сотворил Бога-сына. Символы как в библии, так и в «Структурной антропологии» Клода Леви-Строса рассматриваются аналогично по функциям системе дорожно-транспортных знаков. Илларион выделяет 2 символа: Свет и Тьма. Они полярны, и посредством их Илларион объясняет специфику христианства и иудаизма. Илларион как мыслитель подчеркивает, что иудаизм есть Закон, христианство – Благодать. Или в символике иудаизм – Тьма, христианство – Свет.

Илларион оперирует Ветхим Заветом и Новым (Евангелие). Ницше считает, что лучше читать Ветхий Завет, а не Новый. По Иллариону Закон формируется следующим утверждением Ветхого Завета: «Человек для субботы». Суббота – отдых. В христианстве другой принцип: «суббота для человека». Или, по богословски, иудаизм есть религия Закона. Христианство как учение служит человеку, и ,в конечном итоге, нормы христианства жестко не организуют жизнь человека, не структурируют ее.

Иудаизм есть религия избранного народа. Учение о богоизбранности есть у иудеев, когда в христианство богоизбранность отрицает. «Для Христа нет ни иудея, ни эллина». Иудаизм резко поляризует отношения иудеев и других народов. Другие народы – «гой». В свою очередь иудаизм организует социальную жизнь евреев. В иудаизме по-другому трактуется этническое происхождение евреев. Религиозные нормы: еврей тот, у кого мать еврейка (у других народов – отец). Л.Н. Гумилев приводил знаменитую еврейскую мудрость: Как уж не оставляет следа на воде, так мужчина не оставляет следа в теле женщины.

Илларион утверждал, что Закон и Благодать в более широком плане есть 2 принципа современного мира. Благодать – это содержательные отношения в обществе, которое не формализуется до конца, до нормы бухучета. Это конфуцианские нормы. Илларион подчеркивает, что выбор веры православной Русью – это акт добровольный без каких-либо прагматических основании. «Повесть временных лет» и Соловьев подчеркивают, что выбор православия обусловлен двумя факторами:

- государственным. Византия – ведущее государство и ведущий торговых партнер Руси (мех, мед, воск, рыба);

- эстетический. Православие является наиболее эстетически развитой верой. Эстетически православие есть вера в императора и императрицу. Император Юстиниан и императрица Феодора – актриса балета. Православие – вера византийской знати. При Юстиниане был возведен Храм Святой Софии в Константинополе. Эстетически все это: убранство храма, музыка и т.п. – служит возвеличиванию императора. Волосы – украшение императрицы, и в храме она не покрывала головы. В православном храме императрица одета со вкусом, в одежды разного цвета. В неправославном храме одежда женщины должна быть только черная.

Ересь стригольников и жидовствующих.

«Ересь» - отклонение от основных догматов христианства. В 325 г. в г. Никея, недалеко от Константинополя состоялся 1-й Вселенский собор, где был принят основной догмат христианства – вера в Иисуса Христа и Святую Троицу. Отклонение от основного догмата и других догматов – ересь. В философском плане ересь – реформация христианства – протестантизм. Носителями ереси всегда выступали городские экономически активные слои – торговцы, ремесленники и др. буржуазия, которая в лице Лютера создали протестантизм.

В 1376 г. в Новгороде и Пскове как феодальных боярских городах впервые возникла ересь стригольников (парикмахеров). Основоположник – Карп. Они отрицали в православии:

1. Церковь как иерархический институт;

2. Предания и таинства православия (Серафим Соровский).

Стригольники выдвигали следующие положения о церкви:

- Церковь должна быть дешевой;

- Должна существовать норма поставления священника за деньги (мзду).

Обо всем, что было положительно в учении стригольников, мы можем судить только по текстам их противников – офицеров церкви. Позитивная программа:

1. Любой верующий, нравственно развитый, грамотный может быть священником;

2. Церковь должна быть дешевой.

В древнерусских летописях «жид» - человек иудейской веры. Иудаизм впервые создал монотеистическое учение о едином Боге – Яхве. Иудаизм отмечает, что Христос – это не богочеловек, а пророк, как и другие пророки. Пророк – это личность, наделенная божественной благодатью, харизмой; харизматическая личность. Следовательно, иудаизм отрицает Христа как богочеловека.

В 1113 г. восстание Киевлян после смерти великого князя Святополка Изяславовича. Киевляне восстали против евреев-ростовщиков. Процент по древнерусски – «рез», основной долг – «исто». Святополк любил злато и серебро и, поэтому, в соответствие с западноевропейской традицией пригласил евреев и предоставил им важные торговые операции и внес в Русскую правду статьи 47-52 о том, что норма реза не ограничена; годовая норма – 50%, 6 гривен исто и 3 гривна реза. Кабальные отношения. Великий князь Владимир Мономах принял устав Мономаха (ст. 52-57), где реза = 18 %, а евреи без конфискации имущества были удалены из Киевской Руси.

В 1470 г. в Новгороде, Пскове и Москве при дворе Ивана III (1462-1505 гг.) возникла ересь жидовствующих, которую принес на Русь еврейский купец Сахария. Ересь жидовствующих:

- отрицание Иисуса Христа и Святой Троицы (в соответствие с иудаизмом);

- отрицание иерархии церкви;

- отрицание православного предания и таинства.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 312.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...