Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблема истины в теории позн-я.




Целью научн позн-я явл истина. ИСТИНА-это знание,соответствующее действительности (классич опред со времен Аристотеля)но есть и др подходы: с точки зрения прагматизма: Истина-этознание кот приносит пользу; конвенционизма: истина-это знание с кот согласно большинс ву в данных подходах не учитыв объективность истины, ее независимость от интересов челка. Наиболее сложн проблемой явл поиски критерия истины,т е способа ее проверки. Истина всегда смешана с заблуждениями непреднамеренным приятием за истину несоответств действительности. Критерии истины: 1) чувствуя очевидность и опору на факты но чувства могут обманывать а факты не правильно толковаться. 2) рациональная очевидность и опоры на аксиомы но аксиомы справедливы только в опред условиях. 3)логическая непротиворечивость. Но логика доказывает только неправильность формы мысли, а не ее содержание. 4)самым лучшим критерием явл практика, те проверка знаний в практическ деят-тии людей

Истина хар-ся 2 принципами: 1)принцип объективности- любая истина объективна по содержанию тк соответс объекту,но субъективна по форме тк содержится в сознании субъекта и м б по разн сформулироавана. 2)принцип конкретности –любая истина огран конкретн условиями за пределами кот она перестает быть истиной. Истина подраздел на абсолютн и относит. Абсолют ист-это полное исчерпывающее знание кот не может быть изменено. Относи ист – это ограниченное знание. Догматизм-это абсолютизация истины (истина одна вечна и неизменна) Реметивизм-это преувел-е относительности и субъективности истины. У каждого чел и в кажд ситуации своя истина.

 

Основные подходы к изучению общества

Существуют различные подходы к объяснению общества, все они разделяются на материалистические и идеалистические. Эти подходы отличаются тем что по разному объясняют что является основой и главной причиной развития общества. Т е они по разному отвечают на основной вопрос философии применительно к обществу.

-Идеалистический подход.

Сторонники этого подхода считают основной и главной причиной развития общ-ва какие-либо нематериальные факторы. Объективные идеалисты считают что история управляется высшими нематериальными силами . разновидностью объективного идеализма считается религиозный подход, кот существует в 2ух вариантах: 1)деизм-религиозное учение согласно которому бог создал природу и общество, но дальше не вмешивается в их развитие. 2)теизм-религиозное учение согласно которому бог не только создал мир, но и постоянно управляет им. Провиденциализм- принцип,согласно которому всё в истории происходит по воле бога.

Субъективные идеалисты считают главной причиной развития общества духовные факторы в деятельности самих людей,например волю исторических личностей, различные идеи.

-натуралистический подход.

Сторонники этого подхода считают основой развития общества какие-либо природные факторы. Этот подход сущ-ет в нескольких вариантах:

1)механический подход-соц процессы объясняются законами механики. 2)биологический подход-соц процессы объясняются биологическими законами. Соц дервинизм-учение кот. Объясняет соц конфликты, как борьбу за существование,а исторический прогресс как результат естественного отбора.3) географический подход-основой развития общ-ва признаётся геогр. Среда. 4) техницисский подход- сторонники этого подхода считают основой развития общ-ва технический прогресс. Они недооценивают влияние других соц факторов на развитие самой техники.

Сущность материалистического понимания истории.

Состоит в том что основой и главной причиной развития общ-ва признаётся развитие материального производства. Этот подход был разработан во 2ой половине 19 века Марксом и Энгельсом. Именно тогда рост мировой экономики помог осознать определяющую роль материального производства в жизни общества.человек как и любое живое сущ-во имеет множество потребностей, но в отличии от животных потребности человека гораздо больше и разнообразней. Потребность в власти удовлетворяет в политической деятельности, потребность в знаниях в научн ,потребность в красоте в художественной,но человек остаётся материальным сущ-вом и первичными для него остаются материальные потребности т.к без их удовлетворения невозможно поддержания жизни, а значит их всех видов деятельности определяющим является материальное производство. Споря с идеалистами Маркс и Энгельс подчёркивали очевидный факт. Прежде чем заниматься:политикой, искусством,необходимо:питаться,шить одежду,строить жильё. Соц процессы,полит отношения,духовные явления-основой всего этого является материальная жизнь. Производств. Отношения образуют экономический базис общ-ва,от которого зависит надстройка(гос-во ,право,мораль,религия,наука,искусство). История общ-ва это не хаос событий, а закономерный поступательный процесс,в котором разные народы проходят сходные этапы- общественно-экономические формации. Общ-эк формации –это общество на определённой ступени своего исторического развития с соотв. способом производства, базисом и надстройкой. Маркс выделил 5 формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Существует другой подход и типология истории. Цивилизационный-если формации указывают на сходство в развитии разных народов,то цивилизац-ый подход утверждает что любой народ уникален, его культура неповторима.

 

 

Единство и различие природы и общества

Природа в самом широком смысле - это весь мир, в более узком – часть материального мира, за исключением общества(т.е. всё, что изучается естественными науками). Природа – это географическая среда, среда обитания Ч., с которой общество непосредственно контактирует и которая вовлечена в его деятельность. Общество – это люди, и те отношения, которые существуют между ними. Единство природы и общества состоит в следующем:

1. Общество явл. Продуктом саморазвития природы.

2.Общество явл. Частью природы в широком смысле, и как часть, оно подчиняется законам целого.

3.Природа и общество постоянно взаимодействуют.

В то же время между природой и обществом существ.отличия. Общество характеризуется социальной формой движения, которая качественно отличается от низших форм движения. Это связанно с тем, что в обществе действую люди, способные к осознанной деятельности. Общество подчиняется законам природы, но в нём действуют собственные законы(экономич.,политич.,психологич.). Таким образом, общество является обособленной частью природы. В 20веке взаимодействие природы и общества вышло на новый уровень, для обозначения которого используется понятие ноосфера(В.И.Вернадский) – это оболочка Земли, в рамках которой главной производственной силой общества являются сами люди. Вернадский полагал, что биосфера закономерно перейдёт в ноосферу, а Ч., как часть природы не станет вредить ей. Вернадский недооценил стихийность экономической деятельности людей. Рост материального производства привёл к нарастанию экономического кризиса.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 205.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...