Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Парные категории деалектики




Диалектика – учение о наиболее закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанных на этом учении методов мышления.

В структуре диалектики выделяют следующие разделы:

1. Общий характер диалектики как науки.

2. Основные принципы диалектики.

3. Основные законы диалектики.

4. Некоторые категории диалектики.

Принципы диалектики

1. Принцип всеобщей взаимной связи.

2. Принцип развития через противоречия.

Основные законы диалектики:

1. Закон перехода количественных изменений в качественные.

2. Закон единства и борьбы противоположностей.

3. Закон отрицания отрицания.

Категории (неосновные законы диалектики):

1. Единичное, особенное, всеобщее.

2. Причина и следствие.

3. Сущность и явление.

4. Необходимость и случайность.

5. Форма и содержание.

6. Возможность и действительность.

Категориями называются наиболее широкие понятия науки.

Категории – отображения объективной реальности; находятся в глубокой связи и образуют систему, вне которой не имеют смысла.

Шесть пар категорий:

1) Общее и единичное, расширенное до всеобщего, общего и единичного.

Всеобщее – присущее всем классам. Общее – то, что присуще классу. Особое – подклассу. Единичное - элементу.

2) Причина и следствие.

Причина – то, что порождает другое. Следствие - то, что другим порождается.

3) Сущность и явление.

Явление – выражение сущности вовне. Сущность – главное, устойчивое, определяющее в вещи.

Сущность скрыта, на поверхности только явление. Явление богаче сущности.

Сущность можно познать с помощью логического познания. Явление явлению, за которым скрывается сущность.

Нам даны явления со скрытой в них сущностью.

4) Необходимость и случайность.

Необходимость - то, что должно быть. Случайность - то, что может быть. Фатализм - абсолютизация необходимости.

5) Форма и содержание.

Содержание - все, что содержится в предметах (содержание содержит и форму). Форма - способ связи, организация этих предметов. Форма не может остановить содержание.

6) Возможность и действительность.

Возможность - неосуществимая действительность. Реальная возможность - осуществление которой не противоречит объективным законам. Абстрактная возможность - возможность, для реализации которой нужно пройти целый ряд этапов. Невозможность (формальная возможность) - возможность, реализация которой противоречит объективной реальности (законам материального мира). Количественная мера возможности - вероятность (степень необходимого возможного). Развитие - превращение возможности в действительность.

Парные категории – всеобщие, т.е. могут использоваться во всех науках => являются методологией.

Сущность философского понимания сознания.

Объектом человеческого познания могут стать различные явления, но сам процесс познания тоже может стать объектом изучения. Его изучают философия, психология, биология, гносиология- раздел философии который изучает самые общие закономерности познавательной деятельности человека. Объективные идеалисты считают, что главная задача человека- это познание высшей нематериальной силы управления миром. Религиозные люди считают целью познания бога. Субъектные идеалисты считают, что человек может познать только собственное сознание. Сторонники анеостецизма считают, что человек не может иметь достоверных знаний об окружающем мире. Сторонники диалектического- материализма считают, что целью познания является материальный мир с его законами и сам человек.

Познание- это активно- творческое преобразование отражения человеком окружающей действительности. Исходным элементом познания является ощущения- субъективыне образы объективного мира. Они объективны по содержанию, т.к. соответствует объектам, отражает их объективные свойства, но они субъективны по содержанию, т.к. соответствует объектам, отражает их объективные свойства, но они субъективны по форме, т.к. возникают в сознании субъекта и могут различаться у разных людей.

Процесс познания бесконечен, т.к. бесконечна сама материя. В то же время в мире нет ни одного конкретного явления впринципе непознавательного. То что остаётся необъяснимым сегодня может будет познано в будущем.

Основой познания является практика. Практика – это материально- предметная деятельность людей направляется на преобразование природы и общества.

Практика выполняет четыре функции по отношению к познанию: 1) как основа познания практика является источником исходной информации об окружающем мире. 2) как движущая сила познания практика рождает потребность в новых знаниях. 3) как критерии истины практика помогает отличить истину от заблуждения. 4) как цель познания практика является конечной сферой применения наших знаний.

Теория и практика- две стороны единого процесса познания. Определяющую роль играет практика, а теория оказывает обратное влияние. Применяясь на практике теории преобразуют природу и общество.

Основные ступени и формы в познании человеком мира.

В процессе познания человека переходят от описания явлений к объяснению сущности. Соответственно в нём выделяются две ступени: чувств.познание и рациональное. Чувств.познание- это исходная ступень процесса познания, получения информации с помощью органов чувств. Оно происходят в 3х формах. В форме ощущений, восприятий и представлений.

Ощущение- это отражение в сознании отдельных свойств предмета. Восприятие- отражение в сознании целостного образа предмет. Представление- повторное воспроизведение в сознании наглядного образа предмета, без его непосредственного восприятия ( по памяти). Органы чувств являются единственным каналом информации поступлении непосредственно из внешнего мира. Без этой информации у человека не было бы разума, т.к. разум обрабатывает информацию органов чувств, но сама по себе эта информация является поверхностной. Рациональное познание- это высшая ступень процесса познания. Оно так же происходит в 3х формах в форме понятий суждений и умозаключений. Понятие- форма мысли в которой отражаются общие и существенные признаки предметов (слово или словосочетание).

Суждение- форма мысли в которой с помощью 2х или нескольких понятий утверждаются или отрицается что-либо о чём-либо.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 275.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...