Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сущность диалектико- материалистического понимания сознания.




Возникновение сознания стало результатом эволюции психики высших животных. На ранних этапах эволюции человека решающую роль играли те же эволюционные факторы, что и в развитии животных. Это наследственность, изменчивость и естественный отбор. На поздних этапах эволюции решающую роль стали играть социальные факторы- это коллективное поведение предков человека. Одним из главных социальных факторов стала совместная практическая деятельность. В процессе труда усиливалась познавательная деятельность, формировалось абстрактное мышление, рос объём памяти, усложнялась коммуникация (развивалась речь), в процессе труда человек не только менял окружающую природу, но и менялся сам. Труд, сознание и речь оказались тесно взаимосвязаны и выделили человека из природы.

Человек существо биосоциальное. Для нормального развития сознания ему необходимы биологические предпосылки- нормально развитое тело и здоровый мозг, но человек становится самим собой только в обществе под влиянием социальной среды, без общения с себеподобными сознание у человека не формируется.

Мозг формирует сознание под влиянием условий в которых живёт человек, людей которые его окружают, событий которые с ним происходят, т.е. сознание формируется как отражение мозгом человека окружающей действительности.

Сознание- высшая форма отражения действительности, свойства высоко организованной материи (коры головного мозга человека) отражать внешний мир в форме идеальных образов.

Сущность диалектико- материалестического учения о сознании:: 1) сознание вторично по отношению к материи. 2) сознание высшая форма отражения. 3) сознание- функция коры головного мозга человека. 4) сознание имеет социальную природу.

Вторичность сознания по отношению к материи состоит в следующем: 1) материя вечна, а сознание возникает на определенном этапе её развития. 2) сознание вторично по отношению к своему материальному носителю. Нарушение работы мозга ведёт к нарушению сознания, со смертью мозга сознание исчезает. 3) содержание сознания является отражением окружающей действительности, а значит оно вторично по отношению к этой действительности.

Сознательное-бессознательное

Сознание не исчерпывает всего богатства психической жизни человека. Наряду с сознанием в психике человека существует еще сфера бессознательного. В мировой философской традиции и в психологии существование этого уровня психики человека признается теперь большинством ученных. Однако, в недавнем прошлом (в 20 — 50-х гг. нашего столетия) в нашей стране понятие бессознательного предавалось анафеме как понятие идеалистическое. Начиная с 60-х годов шел активный процесс реабилитации этого понятия и интенсивного изучения феномена бессознательного.

Бессознательное — это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания.

Бессознательными являются сновидения, гипнотические состояния, явления сомнамбулизма, состояния невменяемости и т.п.

Все то, что не находится в данное время в фокусе сознания личности, но может быть включено в сознание посредством памяти, не следует относить к бессознательному. Например, немало информации было получено нами в прошлом, но она оказывается не данной нам непосредственно в каждый момент функционирования сознания, ее в принципе можно ввести в фокус сознания; такого рода информация будет влиять на наше поведение, лишь пройдя через уровень сознания. К сфере бессознательного относятся инстинкты, от которых человек как биологическое существо не свободен. Инстинкты могут порождать и порождают у человека подсознательные желания, эмоции, волевые импульсы, которые позже могут попадать в сферу сознания. Отрицать роль полового и пищевого инстинктов в психической и даже сознательной жзни человека было бы ошибочно.

Так называемые автоматизмы и интуиция могут зарождаться с помощью сознания, но потом погружаться в сферу бессознательного. Автоматизмы — достаточно сложные действия человека, первоначально действуя под контролем сознания, в результате длительной тренировки и многократного повторения приобретают бессознательный характер, выходят из-под контроля: навыки игры на музыкальных инструментах, спортивное плавание, езда на велосипеде, рутинные трудовые операции и т.д. Такие автоматизмы пронизывают всю нашу жизнь. Среди подсистем бессознательного важное место занимает установка, состояние готовности, предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации.

Структуры бессознательного различаются помимо прочего, по степени своей близости к сознанию. Выделяется даже особый слой или уровень бессознательного, называемый подсознательным; в него включаются психические явления, связанные с переходом с уровня сознания на уровень автоматизма.

На примерах автоматизмов хорошо видна охранительная функция бессознательного (подсознательного). Благодаря включению бессознательного уменьшается нагрузка на сознание и увеличиваются творческие возможности человека.

Бессознательное может направлять поведение людей и в этом отноиении определенным образом воздействовать на сознание.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 238.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...