Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Трудовые ресурсы в индустрии туризма. Кадровый состав в организациях туризма




Трудовые ресурсы туристического предприятия — совокупность работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав. В списочный состав включаются все работники, принятые на работу, связанную как с основной, так и неосновной деятельностью.

Трудовые ресурсы как главный ресурс туристического предприятия характеризуются основным составом и количественным соотношением отдельных категорий и групп работников. В силу специфики труда в туристических предприятиях занят непромышленный и промышленно-производственный персонал. По выполняемым функциям работники подразделяются на руководителей, специалистов, технических исполнителей, рабочих. Их отнесение к той или иной группе определяется общегосударственным классификатором профессий.

Структура кадров предприятий сферы туризма складывается под воздействием профессионального и квалификационного разделения труда. Основной контингент занятых — это экономисты разных специальностей и работники, имеющие гуманитарную направленность. Работники различаются уровнем квалификации, т.е. степенью овладения профессией или специальностью, которые отражаются в квалификационных (тарифных) разрядах и категориях.

Кадровый состав туристического предприятия имеет как количественные, так и качественные характеристики, которые могут быть отражены абсолютными и относительными показателями.

К количественным характеристикам относятся:

•   списочная численность, т.е. численность работников предприятия по состоянию на определенную дату с учетом прибывших и выбывших на этот день работников;

•   явочная численность — количество работников списочного состава, явившихся на работу;

•   среднесписочная численность, которая определяется путем суммирования численности работников списочного состава за каждый календарный день месяца и деления полученной суммы на количество календарных дней месяца. Этот показатель применяется для исчисления производительности труда, средней заработной платы, коэффициентов оборота, текучести кадров и др.

Качественные характеристики трудовых ресурсов определяются степенью профессиональной и квалификационной пригодности работников для достижения целей предприятия. Выразить показателем качественные характеристики кадрового состава работников туризма достаточно сложно. Тем не менее, они определяются:

•   объемом доходов туристического предприятия;

•   его финансовым положением;

•   имиджем турфирмы;

•   конкурентоспособностью;

•   качественным обслуживанием клиентов, отсутствием обоснованных жалоб и др.

В настоящее время не существует проблемы обеспеченности трудовыми ресурсами предприятий индустрии туризма — наблюдается дефицит высокообразованных профессиональных кадров.Туристический сектор является крупнейшим работодателем. По всему миру он предоставляет рабочие места и возможности для профессионального роста 112 млн человек (данные ЮНВТО). Каждый 15-й трудящийся занят в сфере туризма, в Республике Беларусь — около 1 %. Объем занятости в этой отрасли растет в 2 раза быстрее, чем в сфере других услуг. Неограниченные возможности в этом плане имеются и в нашей стране.

Движение списочного состава и показатели его характеризующие. Текучесть кадров . Направления повышения эф-сти использ-я кадрового потенциала

Движение трудовых ресурсов характеризуется коэффициентами:

Коэффициент по приему работников (Кп)    

                                 П

                           Кп = -------

                                   СЧП ,

где П- число принятых работников за отчетный период;

СЧП- среднесписочная численность работников за отчетный период.

 

Коэффициент по увольнению работников (Кв)            

                                                   В

                                          Кв = -------

                                    СЧП ,

где В- число выбывших в отчетном периоде работников.

Коэффициент общего оборота рабочей силы (Ко)

                  П + В

         Ко = ----------   или Кп + Кв

                  СЧП

Коэффициент постоянства работников (Кп р)

              СПи

Кп.р. = ---------- или Кпр = 1 - Кв ,

             СЧП

где СПи- численность работников, состоящих в списочном составе весь отчетный период.

Коэффициент текучести кадров (Кт)        

                         Вс

               Кт = --------

                        СЧП ,

где Вс- число работников, уволенных в отчетном периоде по собственному желанию, за нарушение трудовой дисциплины и в связи с окончанием срока контракта.

Понятие «эффективность труда» более широкое, чем производительность и предполагает не только соизмерение полученного экономического эффекта с затратами живого труда, но и оценку социального эффекта. Социальный эффект выражается в степени удовлетворения спроса на услуги проживания и питания и качестве обслуживания, в сокращении издержек потребления.

Повышение эффективности труда в индустрии гостеприимства и оздоровления означает достижение наилучших результатов в труде, выражающихся в наиболее полном и качественном удовлетворении спроса при минимуме затрат труда на единицу выручки и издержек потребления.

Эффективность труда характеризуется системой показателей:

• производительность труда (средняя выручка на одного работника в сопоставимых ценах);

• трудоемкость (количество работников на единицу продукции);

• прибыль на одного работника;

• уровень расходов на оплату труда в процентах к выручке;

• удельный вес заработной платы в расходах (затратах);

• сокращение издержек потребления;

• высокое качество обслуживания;

• прирост реализации услуг и продукции за счет повышения производительности труда;

• коэффициент соотношения темпов роста средней заработной платы и производительности труда;

• оптимальное использование рабочего времени;

• интегральный показатель эффективности использования труда.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 574.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...