Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сущность и особенности труда в организациях туризма.Показатели оценки затрат и результатов труда в организациях туризма.
Туризм имеет ряд особенностей, отличающих его от других видов экономической деятельности. Главное отличие в том, что результатом производственного процесса является товар в форме туристического продукта или туристической услуги. Отличительные особенности туристического продукта от других товаров состоят в том, что: · туристический продукт нематериален, его нельзя складировать, как, например, товары легкой промышленности (непроданный тур или незаселенная комната в гостинице означают прямой убыток, и эти потери нельзя восстановить); · туристический продукт нельзя получить в собственность; · производство туристического продукта происходит одновременно с его потреблением (клиент сам присутствует при его получении); · потребитель, клиент интегрируется в процесс производства туристического продукта; · при оплате туристического продукта потребитель покупает готовность получить услугу. Перечисленные особенности обусловливают характер труда в туризме. Его специфика заключается в следующем: большой удельный вес живого труда, что затрудняет его нормирование. Менеджер, работающий в туристической фирме, — специалист широкого профиля. Он должен обладать высокой квалификацией и глубокими знаниями в области экономики (бухгалтерский учет, финансирование, планирование, банковское дело и др.), маркетинга, правоведения, технологии производства туристического продукта (оказания услуг), социальной психологии и психологии поведения покупателя; знать основы одного или нескольких иностранных языков; владеть персональным компьютером, множительной техникой; уметь вести деловые переговоры, увеличивать число клиентов фирмы; обладать организаторскими способностями, деловитостью, "оборотистостью", сообразительностью, находчивостью, энергичностью, а также высокими моральными качествами. Таким образом, труд менеджера туристической фирмы носит умственный, творческий характер, имеет высокую нервно-эмоциональную и интеллектуальную нагрузку. Нестандартные производственные ситуации требуют высокой самоотдачи, психической энергии; высокая степень воздействия на процесс производства и реализации туристического продукта субъективных факторов как со стороны менеджера туристкой фирмы, так и со стороны клиента; комплексность составляющих туристического пакета. Каждый вид деятельности (размещение, питание, транспортные средства и др.) имеет свою специфику и самостоятельно организует свое производство. Высококачественный конечный продукт — результат слаженной работы отдельных коллективов, труд которых подчинен главной цели — удовлетворению потребностей клиента; наличие производительного и непроизводительного труда. Производительность и эффективность труда: понятие, показатели, методы измерения, факторы, пути повышения Производительность труда как экономическая категория характеризует плодотворность, результативность труда в процессе целесообразной деятельности и предполагает соизмерение результатов труда с произведенными затратами труда. Показателем производительности труда в сфере обслуживания и торговле является сумма выручки (объема реализации продукции, товарооборота), приходящаяся на одного работника в единицу времени (день, месяц, квартал, год), исчисленная путем деления этих показателей на среднесписочную численность работников. Этот показатель обычно называют выработкой на одного работника. Трудоемкость - это количество живого труда (чел./дни или чел./часы), которое необходимо затратить на реализацию единицы услуг или товара (1, 10, 100 млн. руб.) или на производство единицы продукции. Показатель трудоемкости (Тр) определяется по формуле: СЧП tр Тр = ------- или ------ Т Пп , где СЧП- среднесписочная численность работников; Т- Выручка (товарооборот); Пп- объем произведенной продукции; tp- время, затрачиваемое на реализацию товаров или на выполнение работы. Кроме того, результативность труда работников может быть охарактеризована путем соизмерения затрат труда с его результатами, выраженными через показатели прибыли и чистой продукции: П ЧП ПТ = ------ ; ПТ = ------- СЧП СЧП , где ПТ- производительность (результативность) труда; П- прибыль; СЧП- среднесписочная численность работников; ЧП- чистая продукция (вновь созданная стоимость, которая состоит из заработной платы работников и прибыли). Для категорий работников, которые выполняют однородные виды работ (горничные, массажисты) можно применять натуральные показатели измерения производительности труда. Производительность труда при натуральном методе измерения производительности труда (П) определяется по формуле: q П = ----- Т , где q- объем выполненных работ в натуральном выражении в единицу времени; Т- затраты рабочего времени на выполненный объем работы. Стоимостному методу измерения производительности труда присущи недостатки: показатель выручки на одного работника не отражает изменений в видах деятельности и в уровне цен на услуги., в условиях инфляции показатель выработки на одного работника подвержен сильному влиянию изменения цен и тарифов на услуги. Уровень и динамика производительности труда находятся в зависимости от многих факторов, обусловленных организационными, техническими и экономическими условиями развития сферы производства и обращения. Важнейшей функцией управления производительностью труда является выявление возможных резервов роста производительности труда и разработка комплекса мероприятий, обеспечивающих их реализацию:организационные ; экономические; технические; технологические; социальные. Понятие «эффективность труда» более широкое, чем производительность и предполагает не только соизмерение полученного экономического эффекта с затратами живого труда, но и оценку социального эффекта. Социальный эффект выражается в степени удовлетворения спроса на услуги проживания и питания и качестве обслуживания, в сокращении издержек потребления. Повышение эффективности труда в индустрии гостеприимства и оздоровления означает достижение наилучших результатов в труде, выражающихся в наиболее полном и качественном удовлетворении спроса при минимуме затрат труда на единицу выручки и издержек потребления. Эффективность труда характеризуется системой показателей: • производительность труда (средняя выручка на одного работника в сопоставимых ценах); • трудоемкость (количество работников на единицу продукции); • прибыль на одного работника; • уровень расходов на оплату труда в процентах к выручке; • удельный вес заработной платы в расходах (затратах); • сокращение издержек потребления; • высокое качество обслуживания; • прирост реализации услуг и продукции за счет повышения производительности труда; • коэффициент соотношения темпов роста средней заработной платы и производительности труда; • оптимальное использование рабочего времени; • интегральный показатель эффективности использования труда.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 438. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |