Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Объявление независимости БССР. Декларация о государственном суверенитете БССР 1990г.




Декларация о государственном суверенитете БССР, принятая Верховным Советом БССР 27 июля 1990 г. в обстановке нарастающего ослабления Советского Союза, стала последним конституционным актом Беларуси в составе союзного государства. Нормативно-правовой документ утверждал государственный суверенитет Беларуси во имя свободного развития и достойной жизни каждого гражданина республики на основе обеспечения прав и обязанностей человека. Суверенитет трактовался как верховенство, самостоятельность и полнота государственной власти республики в пределах ее территории, правомочность ее законов, независимость во внешних отношениях в соответствии с Конституцией и международными обязательствами БССР. В соответствии с Декларацией о суверенитете 1990 г. Белорусская ССР – суверенное государство, которое установлено на основе осуществления белорусской нацией ее неотъемлемого права на самоопределение, государственности белорусского языка, верховенства народа в определении своей судьбы. Белорусский народ составляют граждане всех национальностей, которые проживают на территории республики. Народ является носителем суверенитета и единственным источником власти в республике.

Декларация о суверенитете значительно расширяла трактовку понятия «суверенитет» республики, нацеливая общественное мнение на выход республики из СССР. Однако, с другой стороны, в ней была подтверждена необходимость подписания нового Союзного договора между республиками СССР. По сути, речь шла о том, чтобы построить обновленный Союз – не сверху, а снизу

 

 

Распад СССР. Создание СНГ.

Попытка проведения радикальных реформ привела к реформированию взаимоотношений между союзными республиками и центром, что происходило на фоне движения за национальную независимость. В 1990 году начался процесс провозглашения независимости республик. Верховный Совет БССР принял декларацию о государственном суверенитете 27 июля 1990 года; согласно декларации на территории провозглашалось верховенство конституции БССР и ее законов.
В марте 1991 года состоялся референдум о существовании СССР, на котором большинство высказалось за сохранение союза, однако путч 1991 года перечеркнул все надежды на реформирование союзных отношений. После провала путча 25 августа 1991 года Верховный Совет принял решение о придании Декларации о суверенитете статуса конституционного акта. Размещенные на территории Беларуси предприятия были переданы в собственность государства, комитеты и ведомства из союзно-республиканских стали республиканскими, было принято решение о приостановке деятельности КПБ, а все имущество партии было опечатано.
19 сентября 1991 года Верховный Совет утвердил новое название страны – Республика Беларусь и принял решение о введении новой государственной символики – герба Погоня и бело-красно-белого флага.
8 декабря 1991 года в резиденции Вискули в Беловежской пуще руководители Беларуси, России и Украины подписали соглашение о роспуске СССР и об образовании СНГ. 10 декабря Верховный Совет ратифицировал это соглашение и принял решение о денонсации Союзного договора 1922 года. 21 декабря руководители остальных республик поддержали решение о роспуске СССР, которое прекратило свое существование.
В конце 1991 – начале 1992 года происходит создание новых суверенных белорусских министерств, ведомств и комитетов и присоединение Беларуси как независимого государства к международным соглашениям.
С развитием демократии складываются условия для развития многопартийной системы. 10 июля 1994 года проходят выборы первого президента Беларуси – Лукашенко А.Г., который в мае 1995 года проводит общенациональный референдум, среди основных вопросов которого, в частности, изменение национальной символики, об интеграции отношений с Россией и праве роспуска парламента.

 

53) Конституция Республики Беларусь 1994г.

15 марта 1994 года в Республике Беларусь была принята Конституция. Согласно дополнениям и изменениям к Конституции 1994 г., принятым в ноябре 1996 г., Прези­дент Республики Беларусь является главой государства, гарантом Конституции Беларуси, прав и свобод челове­ка и гражданина. Президент олицетворяет единство на­рода, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Беларусь в сношениях с другими государствами и международны­ми организациями. Президент принимает меры по охра­не суверенитета Беларуси, ее национальной безопаснос­ти и территориальной целостности, обеспечивает поли­тическую и экономическую стабильность, преемствен­ность и взаимодействие органов государственной влас­ти, осуществляет посредничество между органами го­сударственной власти.

Парламент - Народное собрание Беларуси - являет­ся представительным и законодательным органом. Пар­ламент состоит из двух палат: Палаты представителей и Совета Республики.

В функции Палаты представителей входит: рассмот­рение проектов законов, назначение выборов Президен­та, она дает согласие на назначение премьер-министра, отставку Президента, отмену распоряжений Председа­теля Палаты представителей и т.д.

В функции Совета Республики входит: одобрение или отклонение принятых Палатой представителей проектов законов о внесении дополнений в Конституцию, избра­ние судей Конституционного Суда, принятие решения о роспуске местных Советов депутатов, он отменяет ре­шения местных Советов депутатов, которые не соответ­ствуют законодательству и т.д.

Исполнительную власть в Республике Беларусь осу­ществляет Правительство: Совет Министров - централь­ный орган государственного управления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту и ответ­ственно перед Парламентом РБ. Правительство руково­дит системой подчиненных ему органов государственно­го управления и других органов исполнительной власти. Правительство состоит из премьер-министра, его замес­тителей и министров. Премьер-министр назначается Пре­зидентом с согласия Палаты представителей.

Местное управление и самоуправление осуществля­ется гражданами через местные Советы депутатов.

Высшая судебная власть в Республике Беларусь при­надлежит судам: Конституционному Суду, Верховному Суду и Высшему Хозяйственному Суду.

Государственный контроль за использованием респуб­ликанского бюджета, государственной собственности, исполнением актов Президента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения го­сударственной собственности, хозяйственные, финансо­вые и налоговые отношения, осуществляет Комитет го­сударственного контроля.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 361.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...